МКОУ Рождественская СОШ
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 8 классе
по теме «Роман Вальтера Скотта «Айвенго» как литературный и исторический источник»
Разработан:
Учителем русского языка и литературы
ПаульН.М.,
Учителем истории и обществознания
Якишиной Л.И.,
2015 год
Тема: Роман Вальтера Скотта «Айвенго» как литературный и исторический источник.
Цели:
Образовательные: 1, Показать глубокую заинтересованность автора изображением истории родины.
2. Раскрыть панораму жизни средневековой Англии в романе «Айвенго».
3. Формировать у учащихся умение воспринимать большой по объему произведение целостно, сравнивая изображаемое в романе с реальными историческими событиями.
Развивающие: 1. Совершенствовать навыки текстологического анализа произведения.
2. Развивать у учащихся навыки постановки цели и задачи на уроке.
3. Развивать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.
Воспитательные: 1. Отрабатывать модель правильного поведения на уроке.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. Формировать правильные эмоции.
Задачи:
Продолжить работу над понятием «исторический роман»; найти признаки исторического романа в «Айвенго»; проследить, как отражены реальные исторические события в романе; развивать речь учащихся и речевые умения; развивать творческое воображение; развивать навыки конспектирования содержания материала урока на заданную тему: подвести учащихся к осознанию того, что каждая эпоха обладает своими особенностями.
История-это гвоздь, на который я вешаю свою картину.
А. Дюма.
Ход урока: I. Организционный момент.
Звучит аудиозапись песни Вл. Высоцкого «Баллада о времени».
II. Знакомство с эпиграфом к уроку.
Беседа с учащимися.
1. Как вы понимаете слова А. Дюма? (ответы учащихся).
2. Что такое эпиграф? (Эпиграф - цитата, предпосланная произведению и сосредоточивающее мысль на его идее.)
3. Отталкиваясь от эпиграфа урока и от того, что на уроке присутствуют два учителя, давайте попробуем сформулируем тему урока и цели.
4. По ходу урока вы должны заполнить таблицу, вписав в неё реалии эпохи Ричарда Львиное сердце и вымысел..
III.Работа по теме урока.
1. Историческое вступление об истории Англии - слово учителя истории.
2. А как это нашло отражение в романе? - слово учителя литературы.
Повторение черт исторического романа.
1)Жизнь и судьба людей изображаются на фоне исторических событий.
2)Наличие исторической справки о положении страны, народа во времена изображаемых событий.
3)Изображение событий, характерных для изображаемой эпохи.
4)Дистанция между настоящим и будущим (время написания романа и время описываемых событий отделяются веками).
5)Присутствие в романе исторических личностей.
3. Чем знаменит XII век в истории Англии? - слово Якишиной Л.И. и сообщения учащихся.
1). Кодекс чести рыцаря.
2). Рыцарские турниры.
3). Крестовые походы.
4). Лесные разбойники. «Баллада о Робин Гуде».
5). Ричард Львиное сердце.
4. Что и как нашло отражение в романе? - анализ эпизодов романа.
Какие исторические события нашли отражение в романе?
1)Историческая справка: а) «Феодальная раздробленность»— из 1-й главы; б) «Завоевание Англии нормандцами»- из 1-й главы.
2)Положение народа (глава 7).
3)Описание одежды: (конец главы 1); Чёрный принц- ( из 29-й главы).
4)Судьба человека в ходе исторических событий: Судьба Урфриды ( гл. 27).
5)Слова Короля о добре и зле (из 33 главы). Обратить внимание на слова: «Я почитаю за честь пожать твою руку. Ибо кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает».
5. Слово учителя литературы. Образ короля Ричарда Львиное сердце в романе овеян ореолом таинственности и романтизма. Он является инкогнито, сначала под именем Чёрного рыцаря, затем под именем Рыцаря Висячего замка. Сначала это простой странствующий рыцарь, для которого слава, завоёванная в одиночестве, дороже славы, завоёванной во главе огромного войска. Но в этом образе скрывается как физическая, так и нравственная сила, которая постепенно раскрывается. Вы прослушали, как оценила Ревекка короля в момент осады замка. Такие черты, как мужество, щедрость, благородство, на самом деле были присущи королю, однако образ, созданный Скоттом, отличается от прототипа, Это мудрый воин, который заботится о благе своего народа, искренний, понимающий, умеющий прощать. В историческом Ричарде переплетались черты придворной воспитанности с алчностью и жестокостью феодала. История набегов не соответствует истинной сущности Ричарда I. Он не был близок к народу, не водил их на приступы.
Вопрос учащимся: Какова роль художественного вымысла в историческом произведении? ( Это способ выражения авторской точки зрения и точки зрения простого народа на короля.
IV. Заключительное слово учителя истории.
- Почему писатель, живший и творивший на рубеже 18 и 19 веков обращается к событиям 12 века? Зачем это нужно было ему?
Основная тема романа — борьба между норманнами и англо-саксами. Сам писатель, выступая на стороне англо-саксов, хотел показать при помощи вымысла единение короля, феодалов и простого народа. Финал романа оптимистичен: добро восторжествовало, враг повержен. Тем и отличается литературное произведение от исторической хроники. А. Дюма утверждал: «История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину».
- 2-3 учащихся зачитывают записи в таблицах.
V. Рефлексия.
- Почему именно слова Дюма взяты в качестве эпиграфа к нашему уроку? ( 1. Без вымысла нет художественного произведения. 2. Без изображений реалий эпохи не получится исторического романа.)
VI. Домашнее задание. 1. Выполните задание 1 или 2, с. 99 учебника. Опишите одного из героев романа. Подумайте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существовавшего исторического лица. Постарайтесь подчеркнуть в своём ответе приметы той далёкой эпохи. Не забудьте сказать и о том, каким представляется вам отношение автора к герою.
2. Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напомним, что события романа относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литературе.