УРОК-ЗАЧЕТ В 11 КЛАССЕ ПО ПОЭЗИИ « СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Тема: «Свеча горела на столе, свеча горела».
Цели: Проверить знания по изученной теме, развивать связную речь учащихся, их творческие способности, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к поэзии, чувства сопереживания; формировать духовный мир учеников.
Тип урока: оценка знаний по теме « Поэты серебряного века»
Оборудование: проектор, портреты поэтов «серебряного века», мультимедийная доска, свеча.
Ученики поделены на семь групп. Каждая группа сидит за отдельным столом .На столе -таблички с именами поэтов: А. Блок, Н. Гумилев, В. Маяковский, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, А. Ахматова. В каждой группе один из учеников- литературовед, остальные читают наизусть стихи поэтов. Свеча , как эстафета горящего сердца поэта , передается от стола к столу. Театр поэзии рассчитан на 30 минут, Самостоятельная работа – на 10 минут.
ХОД УРОКА
У ч и т е л ь. Сегодня у нас театр поэзии. Вы – актеры, у каждого своя роль , кто- то играет роль литературоведа, кто- то – поэта. Вам надо сыграть трагедию, рассказать о сломанных судьбах поэтов так , чтобы закипела в сердце слеза ,чтобы чужое горе мы почувствовали как свое . Умение сопереживать – это одна из важных черт развитого человека. От потрясений, переживаний душа человека «взрослеет», растет.
Мы зажигаем с вами свеч у, которая может иметь много символических значений.(ученики предлагают свои толкования символа свечи).
- Свеча своим теплом растопит чье-то ледяное сердце;
- Она является символом домашнего уюта;
- Это символ жизни, веры в то, что все будет лучше;
- Это символ знаний.
А сегодня свеча - это символ горящих сердец поэтов, которые, по словам Пушкина, призванных «Глаголом жечь сердца людей».
Поэты «серебряного века» творили в годы сталинского террора. О трагедии поэтов говорил поэт-диссидент Иван Елагин:
Я сегодня прочитал за завтраком:
«Все права сохранены за автором».
Я в отместку тоже буду щедрым-
Все права сохранены за ветром,
За звездой, за Новым ковчегом,
За дождем, за прошлогодним снегом.
Автор с общественным весом,
Что за права ты отстаивал?
Право на пулю Дантеса
Или веревку Цветаевой?
Право на общую яму
Было дано Мандельштаму.
Право быть чистым и смелым,
НЕ отступаться от слов,
Право стоять под расстрелом,
Как Николай Гумилев.
Авторов только хватило б,
Ну, а права - как песок.
Право на пулю в затылок,
Право на пулю в висок.
Сколько тончайших оттенков!
Выбор отменный вполне:
Право на яму на стенку,
Право на крюк на стене.
О страшных правах поэта в эпоху сталинских репрессий рассказывает первая группа.
Первая группа. Александр Блок.
Л и т е р а т у р о в е д. А. Блок стоит первым в трагическом списке поэтов «серебряного века». Его не преследовали, он не был в концлагерях, но он умер, когда ему было 41 год. Статьи последних лет «Интеллигенция и революция», «Крах гуманизму», свидетельствуют о глубоких разочарованиях поэта, в развитии нового советского общества. Не смотря ни на что, Блок утверждал: «Безумно люблю жизнь с каждым днем все больше, все житейское, простое и сложное, и бескрылое и цыганское».
После того как прочитаны стихи Блока, свеча передается на соседний стол.
Вторая группа. Николай Гумилев.
Л и т е р а ту р о в е д. Алексей Николаевич Толстой вспоминал о Гумилеве: «Смерть всегда была вблизи него». Думаю, что его возбуждала эта близость. Он был мужественен и упрям. В нем был постоянный налет печали и важности. Он был мечтателен и отважен – капитан призрачного корабля с облачным парусом. В нем соединялись мальчишество и воспитанность молодого человека, закончившего с медалью сельскую гимназию, и бродячий дух, и непреклонный фанатизм будущего создателя «Цеха поэтов».
Николай Гумилев был арестован в августе 1921 года, его обвинили в подготовке контрреволюционного восстания в Петербурге. Обвинение не было подтверждено ни одним документом. Преступление Гумилева было в том, что он не заявил органам советской власти, что ему предложили вступить в контрреволюционную офицерскую организацию. Суда не было. Его расстреляли без суда и следствия.
Алексей Николаевич Толстой писал: «Я не знаю подробностей его убийства, но зная Гумилева, - знаю, что стоя у стены, он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха. Хмурая тень его, негодуя, отлетела от обезображенной, окровавленной, страстно любимой им родины».
Николай Гумилев почему-то думал, что он умрет в 53 года. Он развивал мысль, что смерть нужно заработать. Но цифра 53 мистическим образом перевернулась как в зеркале, и жизнь его трагично и несправедливо оборвалась, в 35 лет.
Ученики читают стихотворения Гумилева и передают свечку к следующему столу.
Третья группа. Владимир Маяковский.
Л и т е р а т у р о в е д. Одним из необычных футуристов был Владимир Маяковский. Он отказался от канонов прошлого, желая создать поэзию будущего, озадачив современников своим максимализмом и полным бравады стихами.
Сердце его было наполнено любовью к людям. Про свой гуманизм он говорил: «Я бы всех в любви искупал своей». Несмотря на то, что он был признанным поэтом, глашателем революции, Маяковский покончил жизнь самоубийством в 1930 году. Он несколько раз играл в рулетку, ни один год находился на грани жизни и смерти. Еще долго будут разгадывать причину гибели поэта, но мы можем уверенно сказать, что свечка любви не погасла. Ученики читают стихи поэта и передают свечку на последний стол.
Четвертая группа. Осип Мандельштам.
Л и т е р а т у р о в е д. Каким помнят Мандельштама его современники. Самоуверенный и растерянный, неприступно-настороженный и доверчивый, эгоистичный и чуткий, агрессивно-злой и нежный, очень привлекательный и совсем нестерпимый для окружающих, и, почти всегда беспомощный, неприкаянный, бездомный.
В 1934 году поэта арестовали и вывезли на Лубянку. Что взял с собою поэт? Вот квитанция: восемь воротничков, галстук, три запонки, мыльница, ремень, щеточка, семь книг, среди них сборник Данте.
Когда закрыли его в камере, метался от стены к стене, а потом застучал в дверь кулаками: «Выпустите, я не могу находиться за закрытыми дверями». Он был человеком, который не мог жить замкнуто.
Мандельштам не был певцом серпа и молота, ему были близки облака, волны, восходы и закаты солнца.
В 1933 году выходят его гневные антисталинские строки (чтение учеником стихотворения «Мы живем, под собою не чуя страны»).
Последствия не заставили себя ждать. В 1934 и в 1938 годах – аресты, обвинения в антисоветской деятельности. Мера наказания - 1934 году ссылка на три года в Воронеж, в 1938 году – исправительно-трудовой лагерь на Калыме.
Истощенный, замученный старик (а ему было всего 47), с молодыми ясными глазами – таким запомнили Осипа Мандельштама те, кто видел его в последние месяцы жизни. Он умер 28 ноября 1938 года от паралича сердца, прямо на ходу. Смерть была не романтичной, не жестокой, не насильственной, она была естественной и мгновенной. Смерть на конвейере, где кровавым маньяком была советская родина.
Ученики читают стихи и передают свечку следующей группе.
Пятая группа. Марина Цветаева.
Л и т е р а т у р о в е д. Колесо истории не только перевернуло мир, но и проехалось по каждой отдельной судьбе. Душа Цветаевой раскололась пополам: одна осталась в Москве с детьми, другая – блуждала за мужем по полям гражданской войны, любила, страдала, истекала кровью.
После разгрома белой армии Сергей Эфрон (муж Цветаевой) попадает в Чехословакию. В 1922 году Цветаева с дочкой переезжает в Прагу. Тоска по родине не дает покоя. В 1937 году возвращаются в Россию муж и дочь. А что же Марина?
Выпита, как с блюдца:
Донышко блестит!
Можно ли вернуться
В дом, который – срыт!
Предчувствия поэтессы не обманули ее, но жить в разлуке с семьей не хотела. В июне 1939 года она приезжает с сыном в Москву, а в октябре 1939 года были арестованы муж и дочь.
Впереди – война, эвакуация в Елабугу и самоубийство 31 августа 1941 года. Какою предстает перед нами Цветаева?
Ученики читают стихи Цветаевой и передают свечку следующей группе.
Шестая группа. Борис Пастернак.
Л и т е р а т у р о в е д. По сравнению с Гумилевым, который был расстрелян 35 лет, с Мандельштамом, который погиб в 47, с Маяковским, который прожил всего 37, а Цветаева – 49, Бориса Пастернака можно считать долгожителем. Он умер когда ему было 70 лет. Но какие это были годы!
Каким был 20 век? Веком атомной бомбы? Веком тоталитаризма? Ужасного геноцида и погромов? Всеобщего распада? Духовного убожества? Стирания личности? «Да» - со скорбью, скажем мы, но с радостью можем добавить, что 20 век – это век Пастернака.
Судьбы поэтов, о которых сегодня шла речь, тесно переплетаются со временем. Поэт всегда у «вечности заложник, у времени в плену». Но больше всего это утверждение подходит Пастернаку, который был распят на кресте времени, как Иисус, Гамлет 20 века.
В 1956 году Пастернак закончил работу над романом «Доктор Живаго». Тревожный роман о гибли российской интеллигенции, о потере духовности, о неугасимости огня свечки.
В 1958 году Пастернак был удостоен Нобелевской премии за этот роман. На родине это расценено как измена, а роман «Доктор Живаго» назвали антисоветским. Пастернака исключили из союза писателей. Шеф КГБ Семичастный и трибуны съезда кричал на всю страну: «Если сравнивать Пастернака со свиньей, то свинья не сделает того, что сделал он… он нагадил там, где ел».
В 1960 году Пастернака не стало. В последнюю дорогу его провожали те, кто два года назад голосовали за исключение поэта из союза писателей, те для кого чужое горе – только зрелище. Но наперекор судьбе свечка пастернаковской поэзии пылает!
Ученики читают стихи Пастернака. Свечка передается следующей группе.
Седьмая группа. Анна Ахматова.
Л и т е р а т у р о в е д. Удары судьбы в годы террора сыпались на Анну Ахматову один за другим: 1921 году по обвинению в контрреволюционном мятеже был расстрелян Николай Гумилев (первый муж Ахматовой), второй муж, известный специалист по европейскому модерну, искусствовед Николай Пунин был расстрелян в 1935 году. Старые друзья оказались в эмиграции или погибли в концлагерях. Сын, Лев Гумилев, будущий академик, знаток восточных культур, а тогда студент Ленинградского университета, тоже был арестован. Он проведет в лагерях долгие 13 лет, и все время мать будет бороться за его жизнь, и писать поэзии, множество из которых сама и уничтожит, через страх за судьбу сына.
Ахматову считали трагическим поэтом, но это не вся правда. Она пережила безумный успех своих первых книг, которые прославили ее как «российскую Сафо», и многолетний период писания без надежд увидеть напечатанное. Из 55 творческих лет 22 приходилось молчать.
Ее стихи рассказывают о любви, горечи разочарования, красоту природы. Любовь – вот движущая сила жизни, что дает по новому увидеть мир, открыть в нем удивительное.
Ученики читают стихи Ахматовой.
Как итог уроку ученики делятся впечатлениями от услышанного, пережитого на уроке.
Работа с карточками.
Карточка № 1
Футуризм – это…
Назовите имена поэтов «серебряного века»
Закончить ассоциативный ряд (страна, фамилия поэта, литературное течение, название произведения)
… А. Блок…
Назовите тему и идею стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»
Какой художественный прием заложен в основу стихотворения «Незнакомка»
Карточка № 2
Акмеизм – это…
Назовите имена поэтов-символистов
Закончить ассоциативный ряд (страна, фамилия поэта, литературное течение, название произведения)
… В. Маяковский…
Назовите тему и идею стихотворения А. Блока «Незнакомка»
Указать значение символов в стихе Б. Пастернака «Зимняя ночь»
Карточка № 3
Символизм – это…
Назовите имена поэтов-футуристов
Закончить ассоциативный ряд (страна, фамилия поэта, литературное течение, название произведения)
…А. Ахматова…
Назовите тему и идею стиха В. Маяковского «Послушайте!»
Определите основные настроения стиха А. Блока «Весна, весна, без границ и без края».
Карточка № 4
Модернизм – это …
Назовите имена поэтов-акмеистов
Закончить ассоциативный ряд (страна, фамилия поэта, литературное течение, название произведения)
… Б.Пастернак…
Назовите тему и идею поэмы А. Ахматовой «Реквием»
Какие ораторские приемы использует В. Маяковский в своих стихах.