Литературно-музыкальная композиция Мой Лермонтов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Литературно-музыкальная композиция «Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей…», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Цель: развитие познавательного интереса к русской классической поэзии посредством изучения творчества М.Ю. Лермонтова.

Музыка. Запись “Нет, я не Байрон” (исп. М. Козаков)

Ведущие:

15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Наша литературно-музыкальная композиция посвящена его творчеству. (слайд 1)

Музыка. Моцарт. Симфония №40

Ведущий:

27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:

Погиб поэт, невольник чести…”

Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. (слайд 2)

Ведущий:

Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.

Жизнь Лермонтова была мгновенна и ослепительна, полна взлетов и падений, радостей и разочарований. Но, прожив всего 27 лет, поэт успел многое. Основная тема творчества – одиночество. Он страдал больше, чем жил.

Лермонтов:

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.(слайд 3)

Лермонтов:

Ужасная судьба отца и сына
Жить разно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь.
На родине …

Ведущие:

Родился Л. В Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в Тарханах, имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в Пензенской губернии. (слайд 4,5)

Для бабушки Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую и единственную дочь, мать Миши. С тех пор она жила ради внука.(слайд 6)

Лермонтов: (Звучит мелодия Сен-Санс “Лебедь”)

И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…

Ведущий:

Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.

Звучит Лунная Соната.

Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу. (слайд 7)

Лермонтов:

Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, Ее певала мне покойная мать”.

Звучит “Казачья колыбельная”.

Ведущий:

Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.

Чтец “Нищий”:

Ведущий:

Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. (слайд 8,9)

Военный марш Свиридова..

А. Лопухин:

Здравия желаю любезному гусару!

Право, мой друг Мишель, я тебя удивлю, сказав, что не так еще огорчен твоим переходом, потому что с живым характером твоим ты бы соскучился в штатской службе…”

Так писал Лермонтову его друг Алексей Лопухин в 1832 году.

Жандарм (олицетворение власти):

В 1847 году после смерти Пушкина шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю 1 о чрезвычайном происшествии - распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.

Чтец:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под Сенею закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

Жандарм:

Надпись, сделанная рукой Николая 1 на записке Бенкендорфа: “Приятные стихи, нечего сказать!

Я послал осмотреть бумаги Лермонтова, и если обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест.

Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он. А затем мы поступим с ним согласно закону…”

Ведущий:

Живое исполнение (скрипка) Эдвард Григ «Песня Сольвейг»

Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.

Чтец:

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу”.

Жандарм (олицетворение власти):

Корнета Лермонтова за сочинение известных Вашему сиятельству стихов перевесть в Нижегородский драгунский полк”

Военный министр Чернышев графу Бенкендорфу.

Этот полк был расквартирован тогда на Кавказ, неподалеку от Тифлиса. (слайд 10)

Ведущий:

Итак, он отправлялся на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.

Лермонтов:

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!

Чтец:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас!»

Ведущий:

Звучит полонез Огинского.

В мае 1838 года поэт возвращается с Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.

Чтец:

Родина”

Ведущий:

Звучит музыка Моцарта, симфония № 40.

1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нем говорят. Его приглашают. Знакомства с ним добиваются.

Лермонтов:

(из письма Лопухиной):

Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в общество. Это мне не удалось. Двери аристократических салонов закрылись передо мной.

А теперь в это же самое общество я вхожу уже не как искатель, а как человек, добившийся своих прав. Я возбуждаю любопытство, передо мной заискивают, меня всюду приглашают”.

Ведущий:

Но этот блеск и суета были лишь внешней жизнью. В другой, внутренней, жизни он вовсе не чувствовал себя счастливым баловнем успеха.

Чтец:

И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…”

Сцена из “Маскарада”.

Ведущий:

1840 год.

В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.

И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ:

Жандарм (олицетворение власти):

Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк”.

Ведущий:

Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.

На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.

Чтец:

Тучи”

Ведущий:

Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.

Салон:

Дама — Вы очень расстроены сегодня?

Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.

Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.

Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.

Дама — Вам нездоровится?

Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит. Мне кажется, что я больше не вернусь в Петербург.

«Не обвиняй меня, всесильный»

Ведущий:

Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: “презрение рока и предчувствие его неизбежности”.

Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.

Звучит музыка Моцарта “Маленькая ночная серенада”.

Чтец:

Эмилия Шан-Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, вспоминает:

Собралось к нам несколько дам и мужчин. М.Ю. дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его горцем с большим кинжалом.

Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом.

Сценка.

Мартынов: Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!


Лермонтов: Ты вызываешь меня на дуэль?
Мартынов: Ты не думай, что это была шутка с моей стороны.
И тут же назначили день!

Ведущий:

Ссора произошла 13 июля 1841 года.

Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль. Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.

(слайд 11) Звуки грозы.

Лермонтов: Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…

Ведущий

Стреляй! Стреляй!” – был ответ исступленного Мартынова.

Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.

Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым. Раздался оглушительный выстрел…

Звук выстрела

Звучит фрагмент мелодии Прокофьева “Ромео и Джульетта”.

Ведущий

Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилой стоит большой, из черного мрамора памятник, на котором выбита простая надпись: «Михайло Юрьевич Лермонтов», а по бокам даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года). (слайд 12)