Урок литературы в 11 классе
ГБОУ СОШ № 456
Тема: «Женщина цвета луны…»
Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«… тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит »
Цели:
на примере анализа эпизодов проанализировать образ главной героини романа,
формировать навыки работы с текстом художественного произведения;
3) развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;
4) научить вести дискуссию, высказывать свое мнение
5) уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, атрибуты для украшения класса
Ход урока:
Добрый день, дорогие ребята! Мы продолжаем с вами разговор о романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Как вы думаете, кому могли принадлежать эти вещи?( на столе лежат лепестки роз, жженые листы бумаги, стоят свечи)
Конечно, главной героине романа. Сегодня на уроке речь пойдет о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Сам Булгаков назвал ее «Женщиной цвета луны..». эпиграфом к уроку станут слова из романа.
Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке, исходя из темы урока?
- А пока я предлагаю вам вспомнить, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. Внимание на экран.
(просмотр видеофрагмента)
Вы посмотрели фрагмент фильма. Много чувств и эмоций переполняют душу.
- Попробуйте выразить ваши чувства и эмоции через своеобразное стихотворение «синквейн».
Слайд
Синквейн – стихотворение из 5 строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:
1 – существительное, задающее тему;
2 – 2 прилагательных к данному существительному;
3 – 3 глагола к данному существительному;
4 – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувства);
5- одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.
Слайд
Цветы
Желтые, тревожные
Появляются, выделяются, тревожат
Нехорошие цветы
Именно они соединили Мастера и Маргариту
Желтые, отвратительные, тревожные цветы… Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.
У: Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.
И/З
(Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под ножа выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Желтые цветы – цвет луны. Для Булгакова луна имела особую притягательность. Он мог стоя у окна подолгу смотреть на нее. Луна являлась символом мистической силы, символом воссоединения Мастера и Маргариты, символом вечной духовной жизни.
Черное пальто – отражение бездны, символ глубины, необъятности ).
- Цвет луны у Булгакова все-таки не голубой или серебристый, а золотисто-желтый – цвет полнолуния. Желтые цветы на черном пальто и желтая луна на черном небе: свет и тьма, встретившиеся в образе Маргариты.
Кто же такая Маргарита? Что мы узнаем из её предыстории?
( М.Н. красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми ).
У:- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! – восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос. (предел мечтаний для любой женщины)
М. испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»)
Как ваше имя?
Как ваше отчество?
Я – одиночество..
- Одиночество? А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?
(По-видимому, М.Н. не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу.)
Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.
Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”.
Итак, мы понимаем, что Маргарита называется Булгаковым женщиной цвета луны не случайно, а по назначению. Луна-это и мистика(Ведьма),и реальное(возлюбленная),и возвышенное(королева)
Маргарита – Верная подруга Ведьма Королева
Образ Маргариты складывается из 3-х составляющих. Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно.
Тьмою здесь все занавешано
И тишина как дне.
Ваше Величество, Женщина!
Да неужели ко мне?
Тусклое здесь электричество,
с крыши сочится вода.
Женщина, ваше величество,
как вы решились сюда? (Б. Окуджава)
Куда «сюда» решилась Маргарита? В подвальчик
У:Докажите, что Маргарита стала верной подругой
- Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошел в нее Мастер?
- Чем она занималась?
- Как она вела себя в тяжелые для Мастера дни?
(Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, побледнела, перестала смеяться. Она винит себя во всём, что случилось с Мастером, так как она внушила ему веру в успех его романа. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту она решает уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей)
У: То, что возлюбленная – это подруга, мы сейчас услышали. А теперь рассмотрим Маргариту в других ипостасях(Слайд ), тем более что ведьмой её нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, если задеть её за живое, да и королевой чувствует себя почти каждая особа женского пола.
Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам.
Вспомните, что в переводе с латинского обозначает Маргарита? Жемчужина.
Вывод: много лет она лежала на дне, где царит…тьма, а ей нужен …свет.
-Но чтобы его увидеть, она должна… пройти определённый путь - Путь лабиринта( прочитать определение, выделить ключевые слова)
-Какая связь между Воландом и лабиринтом? Он подвергнет её испытаниям.
О, ваш приход как пожарище,
Трудно и дымно дышать,
Но заходите, пожалуйста,
Что на пороге стоять?
(Б. Окуджава)
-любой лабиринт имеет вход и прежде чем войти в него нужно переступить… порог.
-Порог… Это граница. Граница между тьмой и светом. Известным и неизвестным.
Его порог должна переступить Маргарита, которая будет блуждать, но обязательно должна найти выход
-Если исходить из определения, что такое «лабиринт», что должна будет преодолеть Маргарита?
• Найти дорогу;
• Пройти испытания;
• Преодолеть испытания
Давайте отправимся в путь вместе с Маргаритой, чтобы раскрыть тайну…Как вы думаете какую…? Тайну её души.
Прочитать. Какой нам рисуется в Маргарита в этом эпизоде?
«Вот как приходится платить за ложь, - говорила она, - и больше я не хочу лгать. Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется это делать таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти,что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла».
С какой мыслью переступает порог Маргарита? «Я погибаю вместе с тобою».
- На пороге стоит женщина
- В глазах, которой…… одиночество
-В душе её … боль.
- и самое главное она устала лгать
А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.
Прослушаем аудиокнигу-эпизод «Погром в доме Латунского» (слайд-иллюстрация )
- Каково место эпизода в идейном замысле писателя?
- Каковы действия Маргариты?
- Какими звуками сопровождаются действия героини?
- Как раскрывается в этом эпизоде ее характер?
( Испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль. Эти внешние художественные детали отражают психологическое состояние героини проиллюстрирована эпизодом, когда Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму.
Маргарита готова на любые жертвы ради любимого человека, не останавливается перед тем, чтобы стать ведьмой. Можно понять ее состояние: она мстит за любимого человека, за свою любовь)
У: Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. Но для возлюбленного она была королевой, (СЛАЙД ) и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.
- Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?
- Как она ведет себя и какова ее задача?
- Каково ее самочувствие , какие страдания ей пришлось перенести?
- Почему она не напомнила Воланду о его обещании?
- Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы?
Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.
“Только бы выбраться отсюда. – думает Маргарита – А там дойду до реки и утоплюсь”.
Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощание, она надменно отвечает:
«Я … очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц».
И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду , и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.
Слайд
Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.
С какими мыслями покидает Маргарита лабиринт? гордая женщина..
В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.(слайд )
«… и из приоткрытой двери выпадала полоска света. И в эту приоткрытую дверь и вошла Маргарита». Полоска света – это… НАДЕЖДА.
-В эту приоткрытую дверь входит Маргарита - ЖЕНЩИНА.
И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева:
Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!
Вывод: мастер пропадёт без её веры, любви. Она заслужила счастье… «Гордая женщина!»
Маргарита прошла лабиринт, нашла выход.
Бал у сатаны отчасти нужен был Булгакову именно как испытание Маргариты: человек проверяется в испытаниях, только так можно выявить сердцевину человека.
Почему Маргарита получает право на свет, а Мастер только право на покой?
Свет-это высшая награда в мире Иешуа. Булгаков не даёт пояснений, рассчитывая на думающего читателя. Свет – это вера до конца, это преданность своим убеждениям, это беззаветная любовь и самоотречение.
Кто из героев достоин света?
Маргарита, которая до конца борется за свою любовь, но , как говорит Воланд,
« Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».
Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.
Кто Вы такая? Откуда Вы?
Ах, я смешной человек.
Просто Вы дверь перепутали,
улицу, город и век.
(Б. Окуджава)
Итак, сегодня мы перевернули еще одну страничку романа; встретились с любимыми героями; через своеобразное стихотворение «синквейн» попробовали выразить свои эмоции по поводу прочитанного.
Рефлексия учащихся как итог урока
Дом.зад.: В доме-музее Булгакова находятся два ящика. Первый – почтовый ящик писем Любви. Прочитайте, что на нем написано:
«С восьмидесятых годов существует традиция оставлять на 302-бис послания с пожеланиями любви и вдохновения. Это место стало мистическим для многих. Кто-то нашел свою половинку, кто-то помирился с любимым человеком, кто-то добился признания своих талантов».
Второй – ящик писем Мастеру. На нем ничего не написано, но, думаю, имеется ввиду не только герой романа, но и сам Булгаков, признанный гений, Мастер.
Творческая мастерская
Напишите небольшое послание Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Подумайте, о чем напишите… Может, быть, о чем-то спросите писателя?