Программа по литературе (10 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор школы

МКОУ Целинная СОШ МКОУ Целинная СОШ

______ /Левина Е.В./ _____ /Васильченко М.В./

«___» ___ 2016г. Приказ № _____ от

«___» ____ 2016 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Запольской Татьяны Сергеевны


по литературе, 10 класс









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____

от «___» «_____» 2016 г.
























2016-2017 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2007. К учебнику Литература: 10 класс: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.

Основой предмета литературы является русская классическая литература с ее высокой духовностью, гражданственностью, «всемирной отзывчивостью». Содержание курса русской литературы в школе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. В художественной литературе по своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Художественная литература как вил искусства связана с иными формами общественного сознания - моралью, религией, философией, наукой. Все это определяет цели обучения литературе.


Цели обучения: приобщение учащихся к чтению русской и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия, воспитание на этой основе нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств, развитие эстетического вкуса, образного мышления, культуры речи и общения. Основой содержания литературного образования является чтение и изучение художественных текстов при сохранении литературоведческого, этико-философского, историко-культурного компонентов.


В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох.

 В центре анализа — литературный процесс в XIX веке,  автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфики литературы в ряду других искуссв; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • Задачи:

  • изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;


Место курса в учебном плане:

Программа составлена из расчета 108 часов.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


темы

Тема

Количество практических работ

Количество часов

Виды контроля

1

Введение (6 часов)

1

1

тестирование

2

А.С. Пушкин

2

12

тестирование, эссе

3.

Россия в 1826г. Первой половины 1850 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература.

1

2

сочинение

4.

М.Ю. Лермонтов

2

7

Тестирование

Сочинение

5

Н.В. Гоголь.

1

6

Аннотация, доклад (по выбору учащихся)

6.

Россия во второй половине 19 века. Исторические события. Общественная мысль.


1

Письменный ответ на проблемный вопрос.

7.

Поздний романтизм. Ф.И. Тютчев.

1

3

эссе

8

А.А. Фет

1

3

эссе

9.

А.К. Толстой


1


10.

Реализм, как художественный метод и литературное направление.

1

2

тестирование

11.

И.А. Гончаров

2

5

сочинение

12.

А.Н. Островский

1

6

сочинение

13.

И.С. Тургенев

1

7

эссе

14.

Зачётная работа за первое полугодие.


1


15.

М.Е. Салтыков -Щедрин

1

2

письменный

ответ на вопрос, характеристика героев.

17.

Л.Н. Толстой

2

11

сочинение

18.

Ф.М. Достоевский

1

6

Письменный ответ на вопрос

20.

Россия в 1880 -1890 годы. Исторические события.


2

эссе

21.

Зарубежная литература.


2


22.

А.П. Чехов

1

8

тест

23.

Зачётная работа за второе полугодие.


1












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.




68

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме Тема социального и духовного рабства


69

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»


70

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова


71

Контрольная работа по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»



М. Е. Салтыков-Щедрин ( 2 часа)


72

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина


73

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников



Л.Н.Толстой (11 часов)


74

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека


75

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого


76

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе


77

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова


78

Женские образы в романе «Война и мир»


79

Семья Ростовых и семья Болконских


80

Тема народа в романе «Война и мир»


81

Кутузов и Наполеон


82

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению


83

Контрольная работа по произведению Л.Н.Толстого «Война и мир»


84

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Подготовка к домашнему сочинению




Ф.М.Достоевский (6 часов)


85

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды


86

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского


87

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя


88

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта


89

«Двойники» Раскольникова


90

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»



Н.С.Лесков (4 часа)


91

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании


92

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа


93

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)


94

Контрольная работа по произведениям Н.С. Лескова



Россия в 1880-1890-е годы. Исторические события. Общественная мысль (2часа)


95

Идеология К.П. Победоносцева. Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Творчество писателей-классиков.


96

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности




Зарубежная литература (2часа)


97

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль». (По выбору учителя)


98

Символизм в Европе. Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе. Поэзия В.С.Соловьева.



А. П. Чехов (8 часов)


99

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80—90-х годов. «Человек в футляре»


100

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики» «Черный монах»


101

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики» «Черный монах»


102

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»


103

Особенности драматургии А. П. Чехова


104

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда


105

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля


106

Конрольная работа по произведениям А.П.Чехова


107

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века


108

Зачетная работа за второе полугодие




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.



Введение.

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. 

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся

Периодизация исторического и литературного развития.

Классицизим. Г.Р.Державин. Жанр Оды

Сентиментализм. Его жанры. Н.М.Карамзин

Романтизм. Романтизм в Европе и Америке. Романтизм в Германии. Романтизм во Франции. Русский романтизм

Россия 1816-1825 годов. Исторические события. Общественая мысль.



А. С. Пушкин (12 часов)

Периодизация жизни и творчества. Детство (1799-1811). Лицей (1811-1817). Лицейская лирика. Петербург (1817-1820)

Южная ссылка (1820-1824). Михайловская ссылка (1824-1826). Середина жизни (1926-1830)

Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного) «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме; Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

Последние годы. «Пора, мой друг,пора! покоя сердце просит...» «Вновь я посетил». «Современник». «Капитанская дочка».

Дуэль и смерть поэта. Речь Достоевского о Пушкине.


Россия в 1826-первой половины 1850-х годов. Исторические события Общественная мысль. Литература (2 часа)

Новый цензурный устав. Подавление свободомыслия.

Русская критика и В.Г.Белинский «Натуральная школа»


М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова


Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести есборнике «Петербургские повести»

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

Россия во второй половине XIX века. Исторические события. Общественная мысль.(1 час)

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

Поздний романтизм. Ф.И.Тютчев (3 часа)

Общий смысл лирики Тютчева. «Как океан обЬемлет шар земной...». «День и ночь». «Нам не дано предугадать». «Не то,что мните вы, природа...». «Природа-сфинкс. И тем она верней...»

Общий смысл лирики Тютчева. «Слезы людские,о слезы людские...». «Умом Россию не понять...»

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». ; «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»)

А.А.Фет (3 часа)

Поэтическая система Фета. Мир и красота. Поэт и поэтическое слово в эстетической системе Фета. Лирика 1840-1950-х годов

«Я пришел к тебе с приветом...». «Еще майская ночь». «Это утро, радость эта...» Лирика Фета 1860-1890-х годов. Выпуски сборника «Вечерие огни». «На стоге сена ночью южной...».

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи, и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

А.К. Толстой (1 час)

Общественные и эстетические позиции А.К.Толстого. Взгляд на русскую историю. Отношение к совсременным общественно-литературным спорам.

Реализм как художественный метод и литературное направление. (2 часа)

Реализм в Европе и Америке. Реализм как художественный метод и литературное направление. Реализм в Англии. Реализм во Франции. Реализм в Америке. Русский реализм.

Реализм как художественный метод и литературное направление. Реализм в Англии. Реализм во Франции. Реализм в Америке. Русский реализм.

И. А. Гончаров (5 часов)

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

Контрольная работа по произведению И.А.Гончарова «Обломов»

А.Н.Островский (6 часов)

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

Контролная рабрта по произведению А.Н.Островского «Гроза»

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

И.С.Тургенев (7 часов)

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе

И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Любовь в романе «Отцы и дети»

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

Зачетная работа за первое полугодие (1 час)

Н.А.Некрасов (9 часов)

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной.. » «Надрывается сердце от муки...» и др.

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

Н. А. Некрасов о поэтическом труде Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация «Мы с тобой бестолковые люди » «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка»,'«Внимая ужасам войны...» и др.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме Тема социального и духовного рабства

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

Контрольная работа по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

М. Е. Салтыков-Щедрин ( 2 часа)

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Л.Н.Толстой (11 часов)

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Женские образы в романе «Война и мир»

Семья Ростовых и семья Болконских

Тема народа в романе «Война и мир»

Кутузов и Наполеон

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

Контрольная работа по произведению Л.Н.Толстого «Война и мир»

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Подготовка к домашнему сочинению


Ф.М.Достоевский (6 часов)

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

«Двойники» Раскольникова

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

Н.С.Лесков (4 часа)

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Контрольная работа по произведениям Н.С. Лескова

Россия в 1880-1890-е годы. Исторические события. Общественная мысль (2часа)

Идеология К.П. Победоносцева. Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Творчество писателей-классиков.

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности


Зарубежная литература (2часа)

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль». (По выбору учителя)

Символизм в Европе. Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе. Поэзия В.С.Соловьева.

А. П. Чехов (8 часов)

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80—90-х годов. «Человек в футляре»

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики» «Черный монах»

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики» «Черный монах»

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Особенности драматургии А. П. Чехова

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

Конрольная работа по произведениям А.П.Чехова

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Зачетная работа за второе полугодие





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.



Учащиеся должны знать/понимать:

-  образную природу словесного искусства;                                                                                    

-  содержание изученных литературных произведений;

-  основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;                                         - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-  основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

-  воспроизводить содержание литературного произведения;

-  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-  определять род и жанр произведения;

-  выявлять авторскую позицию;                                                                                              

-  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-  аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

-  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;            

2) участия в диалоге или дискуссии;

3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;                              

 4)определения своего круга чтения  и оценки литературных произведений.




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.


1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2009

Словари и справочники:

2. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СП:  отделение изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

3. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А. Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

4. М.А. Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9 для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

6. Учебный словарь синонимов русского языка /Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

7. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

 

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

оборудование:

персональный компьютер;

мультимедийный проектор



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(основной и дополнительной).


1. Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080, зарегистрированный в Минюсте России 10.02.2011 № 19776 «Об утверждении перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году».

(авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010.

2. В.И.Коровин Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. В двух частях (под редакцией В.П.Журавлева)

3. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова Поурочные разработки по литературе 10 класс: В помощь школьному учителю, - М:, «Вако», 2004

4. В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. Литература. 9 класс. Методические советы. _ М.: «Просвещение», 2001  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

5. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

6. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

7. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

8. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002




ПРИЛОЖЕНИЯ.


Виды контроля

Промежуточный:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;                          

  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

  • творческий зачёт;                                                                                                                              

  • защита проектов.