Конспект урока: Жанр повести в творчестве И.С. Тургенева. «Любовь земная» и «любовь небесная» в повести «Вешние воды»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Предмет: русская литература класс: 9 уроки: 44-45

Жанр повести в творчестве И.С. Тургенева. «Любовь земная» и «любовь небесная» в повести «Вешние воды».

Цель:- познакомить учащихся с повестью «Вешние воды»; рассмотреть роль и особенности этого жанра в творчестве И.С. Тургенева;- развивать аналитическое мышление, память, речь;- воспитывать гуманизм, душевную чуткость; формировать читательскую культуру.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Всякий, кто читает Тургенева, знает, с какой чудной силой повествует он о любви. Может быть, нигде это ему не удаётся лучше, чем в повести «Вешние воды».

П.В. Анненков

1. Беседа

- В разные годы вы прочитали такие произведения Тургенева, как «Записки охотника» (некоторые рассказы), повести «Ася», «Муму», стихотворения в прозе, а также статьи о Тургеневе в учебнике.

- Каковы, по-вашему, особенности его творчества?

Ему присуща острота художественной зоркости, чуткость к тому, что стоит «накануне», что еще только носится в воздухе, чувствительность к течению времени; для его произведений характерна насыщенность злободневными событиями; стремительность завязки, яркая кульминация и трагический финал.

- В чем особенность общественных взглядов Тургенева?

- Расскажите об участии предков Тургенева в исторических событиях России.

- Расскажите о детских и юношеских впечатлениях Тургенева и о том, как они отразились в его творчестве.

- Почему Тургенев отказывается от службы и начинает заниматься творчеством?

- Что стало причиной ареста Тургенева в 1852 году?

- Назовите романы Тургенева, написанные в 50-е годы. Какой главный вопрос решает в этих произведениях Тургенев?

- Что стало причиной разрыва Тургенева с редакцией «Современника»?

- Расскажите о последних годах жизни Тургенева.

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Слово учителя

- Тургенев безоговорочно преклонялся перед женственностью, и в этой тургеневской идеализации есть своё обаяние, необычная прелесть, своя правда. Писатель создал галерею обаятельных женских образов – «тургеневских девушек». Они отличаются тонкой душевной организацией, благородством идеалов и стремлений. С образом одной девушки мы уже познакомились. Вы вспомнили? Конечно, это Ася из одноименной повести Тургенева. Сегодня следующая встреча - с Джеммой из повести «Вешние воды».

Наверно, нет писателя, который бы в своих произведениях не касался темы любви. Но нет, наверно, и писателя, для которого любовь значила бы столь же много, как для Тургенева. И не случайно всех своих героев писатель подвергает «испытанию любовью». Была у него необычная любовь, которая составила счастье и печаль всей его жизни - Полина Виардо. Женщина, которую он боготворил всю жизнь, женщина, имя которой стало для него символом добра, нравственной красоты, любви. Но семью создать с ней Тургенев не смог.

«В будущий вторник исполняется 7 лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мною», - писал ей И.С. Тургенев.

Эта удивительная любовь длилась 40 лет. Несмотря на то что всю жизнь прожил «на краю чужого гнезда», писатель был счастлив. Возможно, в очередной раз думая о Полине Виардо, создаёт он повесть «Вешние воды», где размышляет о любви как о величайшем счастье и величайшем страдании.

Что такое любовь? Сколько людей, столько и мнений. Композиторы, поэты, певцы, философы, психологи, учёные – все пытаются дать ответ на этот вопрос и не находят единого ответа.

Мы не будем искать ответа на этот вопрос, мы попытаемся ответить на другой: почему счастье, которое было так возможно между Дмитрием Саниным и Джеммой, не состоялось.

2. Беседа

- А начнем мы наш сегодняшний разговор с попытки понять, о чем говорит нам название повести. Откройте толковый словарь и ответьте на вопрос: что значит «вешние»?

Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы).

- Но ведь в повести речь идет не о природе, а о людях. Как тогда мы можем понять название произведения?

У И.С. Тургенева выражение «вешние воды» употребляется применительно к человеку. Это своего рода метафора. Любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток. С другой стороны, это стремительное течение жизни – было и унеслось в прошлое, миновало.

- Да, я думаю, что вы правы. Об этом говорит и эпиграф повести. Прочтите его и попробуйте объяснить, как он раскрывает основное содержание произведения. Какое из предложенных вам толкований названия соответствует эпиграфу?

Весёлые годы,

Счастливые дни –

Как вешние воды

Промчались они!

(Из старинного романса.)

- А теперь давайте вспомним героев произведения. Назовите их.

Джемма, Дмитрий Павлович Санин, Мария Николаевна Полозова, Ипполит Полозов.

- Кто из них главный герой?

Дмитрий Павлович Санин.

- Как Тургенев начинает свою повесть?

- О чём напомнил Санину маленький гранатовый крестик, найденный им под слоем пожелтевшей бумаги?

- Вспомните главу 27-ю (встреча в саду). О чем говорят Санин и Джемма? Какое чувство владеет ими? Счастливы ли они?

- Как же случилось, что герои не сберегли свое прекрасное чувство, этот великий дар судьбы? Кто в этом виноват? Чтобы ответить на этот вопрос, вы будете работать по группам.


3. Работа в группах

- Чтобы понять человека, нужно всмотреться в его лицо, вдуматься в причины поступков. Тургенев не анализирует душевную жизнь своих героев. О чувствах и мыслях говорят их жесты, взгляды, интонации, маленькие, но выразительные детали. Он умеет найти ту главную деталь, через которую раскрывается состояние человеческой души и его собственные, авторские мысли и чувства. А делать выводы должен чуткий и наблюдательный читатель.

Сейчас вы разделитесь на 5 групп, каждая из которых постарается найти часть ответа на интересующий нас вопрос. А в конце мы обобщим все ваши наблюдения и постараемся сделать вывод о том, что же стало причиной утраты чувства любви Саниным.


1 группа. Джемма.

- Портрет Джеммы (гл. 2, начало и конец главы; гл.3, начало).

«Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос… и особенно глаза, тёмно-серые, с чёрной каёмкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза…»

Особого внимания, конечно, заслуживают ее глаза – тёмно-серые, великолепные, торжествующие, большие, распахнутые, тревожные. Они живут на лице Джеммы, в них отражаются все внутренние чувства и переживания героини.

- Ее характер, душевные качества. Назовите три самых важных ее поступка, помогающих понять главное в характере.

- Значение имени героини.


Имя Джемма в переводе с итальянского – драгоценный камень: «Ведь она у меня красавица, как королева, - промолвила она с материнской гордостью, - да и королев таких на свете нет! - Да; оттого-то она и - Джемма! (известно, что на итальянском языке Джемма значит: драгоценный камень)».




2 группа. Санин.

- Портрет Санина (гл. 14). Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя?


«Во-первых, он был очень и очень недурён собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи – а главное: то простодушно-весёлое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, хороших баричей… наконец, свежесть, здоровье – и мягкость, мягкость, - вот вам весь Санин».

Расплывчатость черт наводит на мысль о неопределённости героя, его неспособности проявить твёрдость характера, сделать правильный выбор. «Голубые глазки» характерны для ребёнка, а не для взрослого мужчины. Такие люди часто попадают под влияние другой сильной личности. Хорошо, если это влияние будет положительным, а если нет?


- Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере.


3 группа. Мария Николаевна Полозова.

- Портрет Марии Николаевны Полозовой. (С кем сравнивает автор героиню?)

- Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере.

- Какое сравнение М.Н. Полозовой (с кем?) Настораживает вас?


Это пресмыкающееся и хищная птица. Змея и ястреб (гл. 42). Женщина-кентавр, полузверь и полубог. (Конец главы 42.)

Змея – Мария Николаевна, Санин – жертва. (Даже косы Марии Николаевны напоминали двух крупных золотистых змей.)


4 группа. Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу на доске.


Критерии

Для сравнения

Джемма Розелли

Марья Николаевна

Полозова

1.

Социальная принадлежность

Дочь кондитера

Дочь откупщика, миллионерша, по мужу - дворянка.

2.

Воспитание, манеры

Домашнее, деликатная и доверчивая, непосредственная, в чем-то наивная

Домашнее, учили приходящие учителя; знает французский, немецкий, латынь; манеры светской дамы

3.

Возраст

19

22

4.

Семантика имени

Драгоценный камень, прекрасный цветок

Мария – отвергающая; Николай – победитель народов;

Полозова - змея (полоз).

5.

Семейное положение

Не замужем

Замужем

6.

Портретные детали

Темно-серые великолепные торжествующие глаза, темные кудри, изящная стройность стана

Светло-серые хищные глаза, густые русые волосы, прелестнейшая шея, удивительные плечи и стан

7.

Используемые сравнения

Мадонна; чистая, непорочная голубица

Змея, кошка, хищная птица, амазонка, колдунья, присуха

8.

Литературные вкусы

Немецкие романтики

Вергилий, русские народные песни

9.

Способности

Хорошо представляет комических персонажей, приятный голос

Артистка в жизни, хотя комедии предпочитает драму. В совершенстве владеет несколькими язы-ками. Хорошо разбирается в людях, умеет слушать

10.

Вера и жизненные принципы

«Если я твоя, так вера твоя - моя вера!»

«Я люблю свободу и не признаю обязанностей...»

11.

Отношение к стихийным силам природы (грозе)

Страх

Радость, восторг.

12.

Судьба

Удачный во всех отношениях брак

Ранняя смерть


5 группа. Раскрыть символическое значение подарков героинь.

- Что говорят подарки об их обладательницах?

Символическое значение имеют подарки обеих героинь Санину: Джемма дарит ему розу, а Полозова – железное кольцо, символ своей власти и торжества над ним. Из жесткого кольца чувств Полозовой герою не суждено было вырваться.

Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования, и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце, и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной. И возникает мысль: вешние воды – это символ не только мимолетности человеческих симпатий, привязанностей, чувств, но и счастливой юности, красоты, благородства человеческих отношений.


4. Беседа

После сообщений, сделанных группами, проводится итоговая беседа.

- Что несла Санину любовь Джеммы?

Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?

- Можно ли встречу Дмитрия Санина с Марией Николаевной Полозовой (глава 38) считать испытанием любви героя к Джемме? Если да, то почему?

(Зачитать эпизод из текста, подтверждающий мысль.)

- Можно ли сцену конной прогулки Санина и Полозовой (гл. 42) считать кульминационной в развитии действия?

- Что несёт Санину любовь графини Полозовой?

Чувство Полозовой – это любовь-страсть, любовь-разрушение. Герой попадает в плен этой властной, увлекающей красоты. Из-за мягкости своего характера он не в состоянии преодолеть её соблазняющую силу.

- Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить сокровенные чувства человеческой души.

А вот молния страсти Санина к Полозовой сожгла не только чувство любви к Джемме, она опустошила героя духовно.

- Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье?

Герой в финале повести глубоко одинок несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя. Тургенев не презирает Санина, он заставляет его задуматься и обрести силу.

Повесть завершается элегическим аккордом. Но, выражаясь словами Пушкина, печаль героя светла, она облагораживает человека.

Друг И.С. Тургенева П.В. Аненков дал повести такую оценку: «Вышла вещь блестящая по колориту, по энергии кисти, по завлекательной пригонке всех подробностей к сюжету и по выражению лиц».

Английский писатель Томас Пери, прочтя «Вешние воды», писал: «Всякий, кто читает Тургенева, знает, с какой чудной силой повествует он о любви. Может быть, нигде это ему не удаётся лучше, чем в повести «Вешние воды».


5. Сообщения специально подготовленных учащихся

Жанр повести в русской литературе

Повесть – это прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишённый интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

Повесть - эпический прозаический жанр. Сюжет повести тяготеет более к эпичности и хроникальному сюжету и композиции. Возможна стиховая форма. Повесть изображает ряд событий. Она аморфна, события нередко просто присоединяются друг к другу, большую самостоятельную роль играют внефабульные элементы. Не имеет сложного, напряженного и законченного сюжетного узла.

Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о Петре и Февронии» и др.».

Современное литературоведение определяет «повесть» как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой – с другой. Однако объем сам по себе еще не может указывать на жанр. Романы Тургенева «Дворянское гнездо» и «Накануне» меньше некоторых повестей, например, «Поединка» Куприна. «Капитанская дочка» Пушкина не велика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 в. – Пугачевским бунтом. Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл Капитанскую дочку не повестью, а романом. (Авторское определение жанра очень важно).

Дело не столько в объеме, сколько в содержании произведения: охват событий, временные рамки, сюжет, композиция, система образов и т.д. Так, утверждается, что рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман – целую жизнь, а повесть – ряд событий. Но и это правило не абсолютное, границы между романом и повестью, а также между повестью и рассказом – зыбки. Иногда одно и то же произведение называется то повестью, то романом. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а потом романом.

В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается однозначному определению. В. Белинский так писал о специфике повести: «Есть события, есть случаи, которых… не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».

Некоторые литературоведы (В. Кожинов и др.) Предлагают другую систему эпических жанров: те, что уходят корнями в устное народное творчество (повесть и рассказ), и те, которые возникли только в письменной литературе (роман, новелла). Повесть стремится поведать о тех или иных событиях. Таковы «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Первая любовь» Тургенева и др. Отношение автора (или рассказчика) к изображаемому более явно, чем в романе или новелле. Поэтому для повести характерны произведения биографического характера. («Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Толстого, «Жизнь Арсеньева» И. Бунина и др.).

Интересно, что в большинстве европейских литератур повесть не выделяется в отдельный жанр. Иное дело – литература русская. Здесь повесть излюбленный и весьма распространенный жанр. В каждую литературную эпоху создавались повести, оставшиеся в истории литературы. Так, в эпоху сентиментализма появилась повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза». С 1820-х повесть становится ведущим жанром. Романтические повести Н. Бестужева-Марлинского и В. Одоевского знаменуют торжество романтизма в русской литературе. Типичный для литературы 19 в. Образ «маленького человека» был впервые открыт в повести Пушкина «Станционный смотритель». «Петербургские» повести Гоголя доказали, что повести не чужд гротеск. Отдали дань жанру повести и все писатели-реалисты 2-ой половины 20 в. («Вешние воды» Тургенева, «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого, «Белые ночи», «Неточка Незванова» Достоевского и многие другие).

В начале 20 в. Создаются такие повести, как «Жизнь Василия Фивейского» и «Уездное» Е. Замятина, напоминающие о древнем жанре жития святых, – подтверждая тем самым тезис М. Бахтина: жанр – «память литературы».

В 1930-е в русской литературе поощрялись роман, эпопея (монументальность приветствовалась не только в архитектуре, но и во всех других видах искусства). Но с началом «оттепели», когда литература вновь обратилась к судьбе конкретного человека, повесть снова становится распространенным жанром – и в «деревенской», и в «городской», и в военной прозе.

В современной литературе повесть, наряду с рассказом, существует во всех своих разновидностях: от социально-психологической до фантастической и детективной.

(По статье Людмилы Поликовской.)


Жанр повести в творчестве И.С. Тургенева

Жанр повести в творчестве И.С. Тургенева занимает особое место - писатель обращался к нему на протяжении всего своего творчества. Первые повести («Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретёр» и др.) Увидели свет в середине 40-х годов XIX в. Последние, так называемые «таинственные» повести, появились незадолго до смерти писателя: «Песнь торжествующей любви» (1881 г.), «Клара Милич» (1883 г.).

Повести Тургенева как бы сопутствовали его романам, окружали их. Если в основе романа лежал широкий охват жизни, художественное отражение того или иного исторического момента с центральным «героем своего времени», то в основу повести ложился частный жизненный случай, вскрывавший интимный мир сложных душевных переживаний: «Затишье», «Переписка», «Фауст», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды» - лучшие образцы тургеневской повести, насыщенной философскими раздумьями и грустью, на богатом фоне лирического пейзажа.

Повести и рассказы Тургенева отмечены поисками новых тем и новых художественных форм. А потому произведения эти весьма разнообразны по своим темам, стилевым особенностям. Новые темы и сюжеты требовали и новых жанров, с помощью которых писатель смог бы точнее и полнее донести свои мысли до публики. Повесть в творчестве Тургенева играла большую роль, в 1860-е годы стала, наряду с рассказами, ведущим жанром, при этом происходило смешение «малых» жанров с автобиографией, очерком, новеллой, документом и т. Д. Такое жанровое своеобразие помогало раскрыть его мировоззренческие, философские, этические и эстетические принципы.

Тургенев стал своеобразным создателем жанра «повести-воспоминания» и «рассказа о старине», в чём проявилось новаторство великого русского писателя.

Форма повествования придает повестям Тургенева психологический характер. Писатель углубляется в духовную жизнь человека, в мир интимных чувств и мыслей. Читатель может проследить зарождение чувства, его эволюцию и дальнейшие превращения. Мир воспринимается индивидуумом, чье бытие во времени ограничено, но вопросы, которые его волнуют, относятся к разряду «вечных». Это - вопросы о любви, счастье и смысле жизни, о смерти и вечном искусстве. Такая сосредоточенность на индивидуальной жизни человека, изображение чувства единственного, настоящего и трагического роднят повести Тургенева с романтическими произведениями.

Всякая любовь в изображении Тургенева – «счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь».


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа с учебником

Прочитать статью учебника на стр. 225-228 и ответить на вопросы.

- Как и для чего использует Тургенев форму повествования от первого лица?

- Расскажите, что положено в основу повести. Насколько автобиографична эта повесть?

- По какому принципу строится сюжет повести? Какой контраст положен в основу сюжета?

- В чем, на ваш взгляд, причина личной трагедии Дмитрия Санина?


V. Этап информации о домашнем задании

1. Дать развернутый ответ на вопрос «В чем, на ваш взгляд, причина личной трагедии Дмитрия Санина?»

2. Прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».


  • ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ

























1 группа. Джемма.

- Портрет Джеммы (гл. 2, начало и конец главы; гл.3, начало).


- Ее характер, душевные качества. Назовите три самых важных ее поступка, помогающих понять главное в характере.

- Значение имени героини.


2 группа. Санин.

- Портрет Санина (гл. 14). Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя?

- Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере.


3 группа. Мария Николаевна Полозова.

- Портрет Марии Николаевны Полозовой. (С кем сравнивает автор героиню?)

- Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере.

- Какое сравнение М.Н. Полозовой (с кем?) Настораживает вас?


4 группа. Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу на доске.

Критерии

Для сравнения

Джемма Розелли

Марья Николаевна

Полозова

1.

Социальная принадлежность





2.

Воспитание, манеры





3.

Возраст



4.

Семантика имени





5.

Семейное положение



6.

Портретные детали



7.

Используемые сравнения



8.

Литературные вкусы



9.

Способности



10.

Вера и жизненные принципы



11.

Отношение к стихийным силам природы (грозе)



12.

Судьба




5 группа. Раскрыть символическое значение подарков героинь. - Что говорят подарки об их обладательницах?