Презентация урока, конспект которого участвует в конкурсе Мой лучший урок по ФГОС Тема: Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах художественного стиля( задание 25)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Примечание.  УУД выделены  разным цветом:  регулятивные (фиолетовый);  познавательные (зелёный), коммуникативные (красный), личностные  (синий),

Ход урока

Дорогу осилит идущий

1) Организационный этапМотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя: Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. До экзамена осталось все 150 дней.

Задание.

  • Запишите сегодняшнее число и предложение: Я думаю о 150 (прописью) днях, которые подарила мне судьба для подготовки к ЕГЭ.

  • Какие числительные вы использовали?

  • Как изменяются количественные и порядковые числительные?

  • В чем особенность склонения числительных 40, 90 и 100?

  • Проверьте правильность написания числительного 95.

Слово учителя: У вас, ребята, в запасе 150дней, чтобы подготовиться к экзамену и достойно выдержать его.

  1. Разминка.

Прежде всего я предлагаю вам обратить внимание на эпиграф к нашему уроку.

Я вам предлагаю обозначить в нем все части речи.

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. ( Ответы).

Рассмотрим это предложение с точки зрения синтаксиса.

 Определите, простое оно или сложное?

Связь между частями сочинительная или подчинительная?

Аргументируйте свой ответ.

Молодцы!

3) Постановка цели и задач урока.

Слово учителя: Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 25-ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста, это задание повышенной сложности, но самое дорогое: максимальный балл за сочинение – 23балла.  Над методикой выполнения этого задания мы будем работать в течение нескольких уроков. Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом:

Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах художественного стиля (ЗАПИСАТЬ ТЕМУ)

Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение индивидуальной карты): 

3) Актуализация знаний.

А теперь мы обратимся непосредственно к теме урока, материал которого должен стать для вас рецептом, шпаргалкой для написания сочинения – рассуждения. Перед вами лежат тексты, они скрыты. Автор и заглавие написаны на доске.

А. Чехов «Моя «она».

Для того чтобы успешно выполнить задание, очень важно понять исходный текст, т.е. выяснить, о чём пишет автор, о чём размышляет, какими мыслями и чувствами он хочет поделиться с вами, своими читателями.

Свою работу над сочинением начнём с осмысления заглавия чеховского рассказа.

  1. «Моя «она»- какие ассоциации вызывают у вас эти слова? Какое слово является ключевым и почему?

1 вариант-1 вопрос.

2 вариант -2 вопрос.

Ваши дополнения.

  1. Переверните листочки и прочитайте текст. В какой степени ваше 1 впечатление совпало с вторичным?

  2. Определите стиль и тип текста. Аргументируйте свои ответы.

1 вариант- стилевая принадлежность.

2 вариант- тип текста.Ответы!!!

В текстах художественного стиля для понимания авторской позиции важен подтекст, а тип речи определяет способы формирования и разворачивания авторской мысли. Подытожим!

Особенности рассуждения.

Пишущий обсуждает ту или иную проблему , выдвигает свои утверждения ( тезисы), аргументирует их и делает выводы. Вывод, как правило, напоминает тезис и часто расширяет его. Но не всё так просто. В художественной литературе тексты строятся свободно без чёткого разделения на тезис, доказательство и вывод. Очень часто в тексте- рассуждении за достаточно простой и конкретной авторской мыслью стоит широкая нравственная, философская и т.д. проблема.

Ваша задача- увидеть и сформулировать эту проблему!!

Вёрнёмся к чеховскому тексту. Читаем ещё раз!

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, — связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...

Ее зовут — Лень.


Слово теоретикам. Они напомнят нам, какие есть способы формулировки проблемы.

Вопросный.

  1. Например: какое влияние оказывает лень на чеховского героя?

  2. Как влияет лень на чеховского героя, который, понимая её губительность, не желает расставаться с ней? Каковы последствия этого?

  3. Как влияют человеческие слабости на формирование личности?


Выбираем вопрос, который, как вы считаете, наиболее точно отражает смысл текста, и переносим в индивидуальную карту.

Как влияют человеческие слабости на формирование личности?

На вопрос нужен ответ. Отвечаем.

1.Именно эта проблема в центре внимания А.Чехова в рассказе «Моя «она».

2.Именно над этой проблемой заставляет задуматься А.Чехов в рассказе «Моя «она».

Обратите внимание: во всех случаях мы делаем ссылку на исходный текст, благодаря чему проблема текста оказывается сформулированной.

Типовые конструкции.

Формулировка проблем текста с использование типовых конструкций, включающих слова «проблема», «вопрос».

На доске.

Запомните:

Проблема (чего?)- р.пад., вопрос ( о чём?)- п.пад.

  1. В тексте ( каком?), предложенном для анализа, в центре внимания ( кого?) (какая?) проблема ( чего?).

  2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме ( чего?).

  3. Вам предложены типовые конструкции, клише. Их нужно развернуть.


Слово теоретикам.

Проблема - вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни:  внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:


  философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

  -  социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

  -  политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

  -  экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

  -  нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

        Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.

Задание:

  • На зеленых листочках запишите тип проблемы рассказа А.Чехова. Кто готов? Кто дополнит?

Запомните: определение типов проблем важно при написании комментария.

Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:

В виде вопроса:


В виде словосочетания:

Проблема (чего?)

Вопрос (о чем?)



Заполните таблицу в своих индивидуальных картах.




Первичная проверка понимания

Оформление вступления с использованием клише 

Типовые конструкции экономят время, но, выбирая нужную конструкцию, внимательно читайте текст, вдумывайтесь в действия автора.

Что он делает?

Автор ставит , рассматривает…( продолжите) проблему (чего?). теперь, говоря о втором способе формулировки проблемы, соединим наш рабочий материал в одно высказывание.

1.В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.Чехова актуальная и до боли всем нам знакомая проблема лени.

Типичные ошибки проговорим на следующем занятии.

Сформулируйте проблему, потом выделите авторскую позицию.

Алгоритм выявления проблемы в художественном  тексте

  1. Проанализировать поступки, отношения, речь героев.

  2. Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие  героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)

  3. Определить, какие прилагательные определяют данные качества.

  4. Сформулировать проблему, используя данную информацию.


Третий этап- прокомментировать сформулированную проблему.

На доске.

Комментарий- это не пересказ текста, а рассуждения по поводу основной проблемы.

Слово учителя: Следующий шаг – комментирование проблемы.  Комментарий – это замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывая их. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему. И здесь нам тоже помогут клише комментирования проблемы. Для каждого типа текста они свои.

2 вида комментариев.

Теоретики. Текстуальный -вы объясняете текст, следуя за автором в раскрытии проблемы.

Ваша задача – прокомментировать только сформулированную (-ые) вами проблему (-ы) текста.

Задайте себе вопросы:

  1. Что делает автор исходного текста, предлагая для обсуждения ту или иную проблему?

  2. На какие аспекты этой проблемы он обращает внимание прежде всего?

  3. Что его особенно волнует. Тревожит, что он подчёркивает, выделяет при изложении этой проблемы?

Теоретики. Концептуальный - вы даёте интерпретацию этого текста, опираясь на понимание проблемы .

Новая эта проблема или вечная, если новая, что послужило причиной возникновения. Если вечная, почему ?

(Какую?) проблему (чего?) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев. Комментируя её, А.Чехов хочет подчеркнуть, что?

В качестве переходного можно использовать побудительное или вопросительное предложение.

Рассмотрим эту проблему подробнее. Её актуальность очевидна.

Вернёмся к 1 типу комментария – текстуальному.

Основная проблема рассказа- проблема лени.

Выделите аспекты( стороны ) этой проблемы.

- неразрывная связь героя с ленью;

-лень причина его несчастий;

-нежелание героя противостоять ей.

Вспомните три вопроса.

1 Что делает автор?- На примере жизни одного из своих героев автор раскрывает проблему лени.

2.Как он это делает?- Писатель обращает внимание читателя на давнюю, неразрывную связь героя с ленью.

3.На какие аспекты этой проблемы он обращает внимание прежде всего?-

Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем, превращает его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны прекрасно понимает, что лень – причина всех его несчастий. С другой стороны. Герой и не пытается противостоять этому пороку.

Дома обогатите ваш комментарий хотя бы одной цитатой из текста и добавьте в в ваш комментарий не только ответна вопрос, что делает автор, но и как он это делает.

Отметьте авторскую манеру ( ироничная, мягкая, с юмором),использование художественно-изобразительных средств( умолчание, сравнение и т.д.).

Как персонаж относится к своей лени?

Осознаёт её . он не глуп, понимает бессмысленность соей жизни, но ему , по мнению автора , не достаёт решимости. В итоге- разрушение личности, бессмысленная жизнь.

Концептуальный комментарий.

Что лично мы можем сказать о проблеме лени?

Комментируя эту проблему, хочется сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Оглядываясь на свою жизнь, я могу сказать, что смогла бы достичь гораздо большего, если бы не лень.

Итак, проблема сформулирована, комментарий составлен.

4 этап. Мы должны определить и сформулировать позицию автора.

Вопросы на доске.

  1. Что хотел сказать автор?

  2. Какова цель его высказывания?

  3. Для чего он всё это написал?

  4. Как сам относится к поставленной проблеме?

  5. Что для автора является главным?

  6. Чему учит текст?

Помните!

1.Автор может относиться к проблеме положительно, отрицательно, неоднозначно, скептически и т.д.

2. Авторская позиция может быть выражена прямо или косвенно.

3. Обратите внимание на задания 20-24! Они помогут в формулировании авторской позиции.

Чехов не даёт рецепта, как избавиться от лени. Авторская позиция скрыта за иронией. У него лень ассоциируется с женщиной, на которую нельзя сердиться. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдания автором поведения своего героя. Мы чувствуем насмешку Чехова над его безволием. Каждый из нас , оглядываясь на свою жизнь, задумывается над ней. В борьбе с ленью человеку никто не поможет, кроме него самого.



5 этап.

Ваше мнение по сформулированной проблеме ( согласны или не согласны с позицией автора). Необходимо привести 2 аргумента- худ. литература и собственный жизненный опыт. Ваш аргумент- это микротекст.

Не забудьте про эмоции по поводу аргументов!

Вывод- общий итог.

Дома – написать сочинение. Художественные тексты- «Обломов», «Недоросль».

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выставление оценок, объяснение домашнего задания.

По предложенным текстам написать в тетради сочинение, подобрать аргументы.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слово учителя

  • Вернитесь к целям и задачам урока.

  • Определите, добились ли вы намеченного.

  • Поставьте себе плюсы или минусы.

  • Как вы оцениваете сегодняшний урок?

2 глагола. 2 прилагательных. 2 существительных. 2 наречия.



















Технологическая карта урока


Цель урока:

совершенствование практических умений и навыков анализа текста:

развитие умений анализировать предложенный текст, коммуникативных навыков;

содействие воспитанию у учащихся активной жизненной позиции, самостоятельности.


Задачи

Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения в задании 25, особенностях определения проблемы, типах проблемы, видах комментария.
Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей,

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.

Формирование УУД

ЛичностныеУУД:  

  • положительные нравственные качества;

  • действия нравственно-этического оценивания.

Регулятивные УУД: 

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

 Коммуникативные УУД: 

  • строить монологическое высказывание;

  • вести диалог, слушать собеседника.

Познавательные УУД: 

  • самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи;

  • составлять алгоритм действий и пользоваться им;




Планируемые результаты

Предметные:

знать понятие «проблема», «тип проблемы», «комментарий проблемы»

уметь применять  алгоритм выявления проблемы в художественном тексте; определять тип проблемы и уметь ее комментировать.

Личностные: 

  •  сформированность способности к саморазвитию;

  •  мотивация  к учению и познанию.

Метапредметные: 

  • Использование метода кейса как универсального учебного действия.

Основные понятия

Проблема текста, тип проблемы, комментарий проблемы, метод кейса, типовые конструкции (клише)

Межпредметные связи

 Литература

Ресурсы:

  •  основные

  •  дополнительные

 

Карта урока для ученика

Текс рассказа А.Чехова «Моя «Она»



Структура сочинения

Проблема – это вопрос, который задает автор в рамках данного текста. Отправной пункт в работе над сочинением


Типы проблем (см. приложение № 1)

ЗАДАНИЕ. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.

ЗАДАНИЕ. Анализируя текст А.Чехова, составьте индивидуальную карту.

Алгоритм выявления проблемы в художественном  тексте

  1. Проанализировать поступки, отношения, речь героев.

  2. Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие  героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)

  3. Определить, какие прилагательные определяют данные качества.

  4. Сформулировать проблему, используя данную информацию.

Формулирование проблемы

В сочетания слов

Проблема (КОГО? ЧЕГО?)

Вопрос  (О ЧЕМ?)

Как лень влияет на формирование личности человека?

  • Проблема истинных и ложных ценностей








Комментарий проблемы

Что делает автор исходного текста, предлагая для обсуждения ту или иную проблему?

На

Что


Какие аспекты этой проблемы он обращает внимание прежде всего?

Что его особенно волнует, тревожит, что он подчёркивает, выделяет при изложении этой проблемы?


Мы должны определить и сформулировать позицию автора.

1.Что хотел сказать автор?

2.Какова цель его высказывания?

3.Для чего он всё это написал?

4.Как сам относится к поставленной проблеме?

5.Что для автора является главным?

6.Чему учит текст?

Ваше мнение по сформулированной проблеме( согласны или не согласны с позицией автора). Необходимо привести 2 аргумента- худ. литература и собственный жизненный опыт. Ваш аргумент- это микротекст.

Не забудьте про эмоции по поводу аргументов!

Вывод- общий итог.






Приложение. Типы проблем

Смысл жизни

Познание и самопознание

Свобода и ответственность

Человек и история

Человек и культура

Социальная справедливость и несправедливость

Соблюдение прав человека

Прогресс и общество

Наука и общество

Демократия

Гражданское право

Терроризм

Национализм

Гражданское общество

Эгоизм и гуманизм

Доброта и жестокость

Духовность и бездуховность

Честь и бесчестие

Интеллигентность и хамство

Дружба и предательство

Любовь и ревность

Конфликт поколений

Взаимосвязь человека и природы

Экологическая ситуация

Потребительское отношение к природе

Экология культуры

Экология языка

Восприятие искусства

Воспитание эстетического вкуса

Духовность в искусстве

Чтение, роль книг в жизни человека

Массовая культура. Телевидение.

Интернет

ФРАЗЫ-КЛИШЕ


Проблема, обозначенная (Ф.И.О.),может быть сформулирована следующим образом:( в чем смысл счастья? … можно ли пленяться чужой речью? … почему возникает одиночество? …)


Это действительно важная проблема. В течение многих тысячелетий человечество пытается дать ответ на этот до сегодняшнего дня актуальный вопрос. Еще Сократ в свое время полагал, что… На страницах газет и журналов часто поднимается дискуссия… Как-то у нас на уроке литературы разгорелся спор по поводу…


Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает нам историю двух влюбленных и утверждает, что… По мнению (Ф.И.О.), (дробная цитата)… Он справедливо полагает: ( дробная цитата)… Таким образом, писатель приходит к выводу: (…) Его позиция однозначна: …


Уважая позицию автора, тем не менее позволю себе не согласиться с его точкой зрения. В качестве аргумента приведу факт из истории. …Еще одним аргументом может служить следующее …




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Сурска


Разработка технологической карты урока

по русскому языку в 11 классе

(мастер-класс на районном МО учителей

русского языка и литературы)


Тема: «Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах художественного стиля

( задание 25)»




Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

г.Сурска Соколова И.Н., категория-1,

педстаж-35 лет




2016