Доклад Малоизученная биография Н. Г. Чернышевского

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Малоизученная биография Николая Гаврильевича Чернышевского»

Автор: Александрова Валентина Семеновна учитель русского языка и литературы

Якутия, Амгинский улус, с. Оннес, Пушкина 8

МБОУ «Амгино- Нахаринская СОШ имени П. И. Яковлева»

Жизнь Николая Гавриловича Чернышевского - одна из самых ярких примеров патриотического служения родине. Произведения его воспитывают в нас чувство любви и преданности родному народу и стране. Чернышевский остается несгибаемым писателем-революционером, мужественно и бодро переносившим своё положение.

Но мы хотим рассказать вам, мало изученную сторону его жизни, что Николай Чернышевский, - вероятно, был первым представителем русской интеллигенции, который принципиально объявляет себя сторонником вегетарианского образа жизни.

Цель нашей работы является:

-Изучить вегетарианский образ жизни Н. Г. Чернышевского

Задачи:

- Изучить жизнь и письма Н. Г. Чернышевского;

Актуальность:

Придерживание вегетарианского образа жизни всегда была актуальной проблемой. Мы должны понять, что вегетарианство - это важный шаг на пути к более совершенному человеческому обществу. Вегетарианец, питаясь по особой системе, очищает не только организм. Путем очищения организма эти люди очищают и возвеличивают свою душу. Люди знающие находят в вегетарианстве путь к самосовершенствованию и к построению совершенного, миролюбивого общества. Вегетарианство напрямую влияет на здоровье. Ведь употребление в пищу определенных продуктов, и неупотребление мяса ведет к общему оздоровлению организма и к избавлению от различных заболеваний.

Вегетарианство - (англ. vegetarian, от позднелатинского vegetabilis - растительный) - система питания, исключающая из пищи продукты животного происхождения, в том числе рыбу и птицу. Последователи вегетарианства считают, что только растительная пища является естественным питанием человека.

Из письма Беренштама, напечатанного в журнале „Неделя“№ 18 за 1893 г узнали утверждение о том, что Н. Г. Чернышевский был вегетарианцем. В журнале писали: „В Сибири, в Вилюйске, близ Якутска, живет 12 лет в ссылке автор романа „Что делать?“. Ссыльный владеет небольшим садиком, который он сам обрабатывает; он обращает много внимания и тщательно наблюдает за ростом своих растений; он осушил болотистую почву в саду. Чернышевский живет продуктами, им самим добываемыми, и питается только растительной пищей. Он не ел ни мяса, ни белого хлеба, а только черный, употреблял крупу, рыбу и молоко...».

Свидетельство Л.Могиловой, которая жила в 1883 году в Вилюйске: «Чернышевский питался кашей, ржаным хлебом и молоком. Вина не терпел»





достовериться этим рассказам можно на основе тех данных, которые находим в переписке Чернышевского. Письма Чернышевского из ссылки, относящиеся к 1872-1883 гг., можно найти в XIV и XV томах полного собрания сочинений писателя.

В письмах Чернышевский не перестает заверять жену Ольгу, сыновей Александра и Михаила, а также профессора А. Н. Пыпина — известного историка культуры,— в том, что у него все хорошо, что благодарен тому доброму семейству, которое старается о его еде.

Доказательства мы видим в письмах.

В письме от 9 июля 1875 г. он делится следующими впечатлениями: «Относительно стола мои дела давно стали совершенно удовлетворительны. Здешние русские позаимствовались кое-чем в своих гастрономических понятиях от якутов. Особенно нравится им поедание коровьего масла в неимоверных количествах. С этим довольно долго не мог я сладить: кухарка считала необходимостью подать масло во всякие блюда мне. Но, наконец, перестала подавать масло. В нынешнее лето мне случилось не забыть принять меры, чтобы у меня было столько овощей, сколько нужно по моему вкусу: я сказал, что покупаю всю капусту, все огурцы.»

В письме от 17 марта 1876 г. читаем: « Первое лето здесь я с месяц терпел, как все здесь, недостаток в свежем мясе. Но и тогда была у меня рыба.— Тоже и об овощах: теперь я не имею недостатка в них».

И еще одна цитата из длинного письма от 17 марта 1876 г.: «Ты сомневаешься, мой друг, в том, действительно ли я живу здесь хорошо. Напрасно сомневаешься. Кушанья у меня — не французской кухни, правда; но ты помнишь, я терпеть не могу никаких блюд, кроме как простого русского приготовления; ты сама была принуждена иметь заботу, чтобы повар готовил для меня какое-нибудь русское кушанье, и кроме этого блюда я не ел за столом почти никогда, почти ничего».


А 23 января 1877 г. он уведомляет: «Относительно пищи я с давнего времени соблюдаю те предписания медицины, какие возможно исполнять в здешней полудикой и совершенно нищенской местности. Главная моя пища, издавна, молоко. Я употребляю его по три шампанских бутылки в день. Можешь судить, что, кроме молока и чаю с сахаром, мне далеко не каждый день может понадобиться фунт хлеба и четверть фунта мяса. Хлеб у меня сносный». Чернышевский старается компенсировать нехватку овощей собиранием лесных плодов.

Сыну Александру он пишет 14 августа 1877 г.: «Овощей здесь очень мало. Но какие, можно достать, буду есть. Впрочем, их недостаток и неважен благодаря тому, что здесь растет брусника. Через месяц она созреет, и я буду постоянно употреблять ее».

29 мая 1878 г.: «Вчера я совершил гастрономическое открытие. Здесь очень много смородины. Иду я между кустами ее и вижу: она цветет. А с другого отростка лезет мне прямо в губы другой гроздик цветков, окаймленный молоденькими листками. Я и попробовал, вкусно ли будет все это вместе, цветки с молоденькими листками. И съел; мне показалось: это походит вкусом на салат; смородина — это самый лучший сорт салата» .

27 октября 1879 г . — подобная же запись : «Сколько собирал я в это лето смородины, превосходит всякую меру и вероятность. И — вообрази: гроздья красной смородины до сих пор держатся на кустах; иной день мерзлые, иной день снова оттаявшие. Мерзлые очень вкусны; совсем не тот вкус, как у летних; и по-моему, лучше. Если б я не был до чрезвычайности осторожен в пище, я объедался б ими».

Кажется трудным совместить письма Чернышевского, адресованные его близким, со свидетельствами из книги Беренштама и с сообщением Могиловой о вегетарианском образе жизни писателя, относящимся к последнему году ссылки.

Чернышевский пишет: «Всякий сам должен заботиться о своем выздоровлении, медик лишь разве ведет его за руку, явилось уж хоть небольшое число людей, решившихся жить по правилам гигиены. Это — вегетарианцы (противники мясной пищи).»

В письме же от 1 октября 1881 г. Чернышевский пишет:

«Я не могу видеть сырого мяса; и это все развивается во мне. Прежде не мог видеть только мяса млекопитающихся и птиц; на рыбу смотрел равнодушно. Теперь тяжело мне смотреть и на мясо рыбы. Здесь невозможно питаться одною растительною пищей; а будь возможно, то, вероятно, постепенно дошел бы до отвращения от всякой мясной пищи».

В письме от 1 ноября 1881 г. Чернышевский дает обстоятельную информацию о собирании и сушении разных сортов грибов.

Вопрос кажется ясным. Чернышевский, с младенческих лет, как и многие дети — на что указывал еще Руссо, — испытывал природное отвращение к мясу.

Таким образом, Чернышевский — вероятно, первый представитель русской интеллигенции, который принципиально объявляет себя сторонником вегетарианского образа жизни.

То, что в Вилюйске Чернышевский ел мясо и большей частью рыбу, не подлежит сомнению, однако необходимо иметь в виду, что он старался оградить своих ближних от беспокойства, и в первую очередь жену Ольгу, ведь, по господствовавшим тогда воззрениям, мясо считалось самым важным пищевым продуктом.

Чернышевский, напротив, уверен, что хорошее состояние его здоровья можно объяснить тем, что он ведет «чрезвычайно правильный образ жизни» и регулярно соблюдает «правила гигиены».

Стремление Чернышевского к вегетарианству объясняется не этическими побуждениями и заботой о животных, а, скорее, представляет собой явление эстетического и «гигиенического» рода. Кстати, Чернышевский был невысокого мнения и об алкоголе. Его сын Александр передал отцу советы русских врачей пить спирт — водку, например, если не виноградное вино. Но он не нуждается в спирте: «Я берегу свой желудок очень успешно. И это очень легко мне соблюдать: я не имею ни малейшей склонности ни к гастрономии, ни к какому подобному вздору. И я всегда любил быть очень умеренным в еде. Самое легкое вино тяжело действует на меня; не на нервы, — нет, — но на желудок».

Такие люди, как Чернышевский, для нас являются примером. Мы поняли, что вегетарианская пища способствует поддержанию прекрасной физической формы. В то время как жирная пища негативно сказывается на памяти человека, что объясняется потерей организмом чувствительности к инсулину при употреблении в больших количествах жирной пищи. Не говоря уж о том, что при употреблении мяса выносливость, а, отсюда, и работоспособность человека падает в несколько раз.

Еще мы узнали, что Чернышевский был другом простых якутов. Во многих письмах он говорит о доброте, честности, благородстве якутских бедняков. Отмечал родовую солидарность, взаимоподдержку, терпимость и открытость другим, бескорыстие и гостеприимство, честность, добропорядочность, отсутствие сквернословия, аккуратность, любовь и привязанность к детям, трудолюбие, смекалку, ловкость, смелость, отмечал, что якуты совершенно отрицают телесное наказание. Н.Г. Чернышевский высоко оценивал умственные способности якутских детей: «И добрые и неглупые; даже, может быть, даровитее европейцев, говорят, что якутские дети учатся в школах лучше русских».

Письма Чернышевского - это убедительное свидетельство давней, традиционной дружбы и взаимопонимания между простыми якутскими бедняками и человеком, претворившим в жизнь высокие нравственные идеалы великой русской литературы






Использованная литература

  1. Богословский Н. Жизнь Чернышевского. М: 1964

  2. Гончаров, И.А. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия: В 2‒х т. / И.А. Гончаров. - М.: Сов. Россия, 1976. - Т.1.

  3. Ксенофонтов, Г.В. Ураангхай - сахалар. Очерки по древней истории якутов: В 2‒х т. / Г.В. Ксенофонтов. - Якутск: Нац. изд-во Респ. Саха (Якутия), 1992.

  4. Пини О. А. Н Чернышевский. Ленинград. Просвещение. 1978

  5. Михайлова М. Г. Очерки русской литературы Якутии. Новосибирск, 1995

  6. Серошевский, В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. - 2‒е изд. - М.: Российская полит. энциклопедия, 1993.

  7. Уваровский, А.Я. Воспоминания /А.Я. Уваровский. - Якутск, 1947.

  8. Сафронов, Ф.Г. Декабристы в якутской ссылке / Ф.Г. Сафронов.- Якутск, Якутгосиздат, 1955.

  9. Чернышевский, Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. / Н.Г. Чернышевский. - М.: Гослитиздат, 1947‒1951. - Т.14. - 1949.