Рабочая программа по литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голынковская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на заседании МО

Протокол №_______________

от «_____» _________2014 г.

Руководитель МО__________




Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор школы

_________Т.А. Кирпичникова _______________Г.А. Тимофеева

«______»___________2014г. Приказ №_______от____________





Рабочая программа

по литературе

для обучающихся 9 класса





Рабочая программа составлена

учителем русского языка и литературы

Кирпичниковой Т.А. – высшая квалификационная категория









Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса создана на основе

  1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12 2012 г.); 

  2. Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения Голынковской средней общеобразовательной школы;

  3.  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089»;

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России от 31.03.2014 года №253 Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

  5. Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для обучающихся 5 – 11 классов (базовый уровень) под редакцией профессора В.Я. Коровиной. Москва, Просвещение, 2011.

Характеристика предмета

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единство форм и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение – вот лучшее учение», - утверждал А.С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого обучающегося.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы в 9 классе состоят в следующем:

  • научить формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы.

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений

В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс

Основу содержания литературы как учебного предмета в 9 классе составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося.

Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Место предмета в учебном плане.


Программа рассчитана на 3 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение литературы в 9 классе составит 102 часов.

Из них: уроков внеклассного чтения – 6, классные сочинения-4, в том числе контрольных – 2, домашние сочинения-4, в том числе контрольных – 2, контрольное тестрование-2.

При изучении курса используется учебник: Литература 9 класс Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин др. 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009.


В ходе изучения литературы в 9 классе обучающиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова А.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

Слово как жанр древнерусской литературы

Ода как жанр лирической поэзии

Жанр путешествия

Начальные представления о сентиментализме

Развивается представление о балладе

Начальное представление о романе в стихах

Развивается понятие реализм

Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

Начальное представление о психологизме художественной литературы

Начальное представление о психологическом романе

Понятие о герое и антигерое

Понятие о литературном типе

Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.


Требования к уровню подготовки обучающихся (9класс)
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

воспроизводить содержание литературного произведения;

правильно, бегло и выразительно читать вслух, в том числе выученные наизусть;

определять род и жанр произведения;

писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

писать развернутый ответ на вопрос;

письменно составлять план сочинения;

писать рассказ-характеристику;

свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Список литературы

1. Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для обучающихся 5 – 11 классов (базовый уровень) под редакцией профессора В.Я. Коровиной. Москва, Просвещение, 2011.

2. Литература,Ч.1.2., 9 кл. : Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений \ Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2009.

3. Золотарева И.В.. Беломестных О.Б., Корнева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: «ВАКО», 2009.

4. Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе» М.: «ВАКО», 2013.

5.«Первое сентября» [link] september.ru.



Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

Оценка сочинений


Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.


Грамотность оценивается по числу допущенных обучающимся ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».



Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  • Содержание работы полностью соответствует теме.

  • Фактические ошибки отсутствуют.

  • Содержание излагается последовательно.

  • Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  • Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  • Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  • Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  • Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  • Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  • Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  • В работе допущены существенные отклонения от темы.

  • Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  • Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  • Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  • Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  • Работа не соответствует теме.

  • Допущено много фактических неточностей.

  • Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  • Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  • Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 – 100 %;

  • «4» - 70 – 89 %;

  • «3» - 50 – 69 %;

  • «2»- менее 50 %.


Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности обучающегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку обучающегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

    • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

    • стилевое единство и выразительность речи;

    • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

      • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

      • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

      • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Оценка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Оценка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Оценка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Оценка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают


Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;


- материал изложен в доступной форме;


- систематизированный набор оригинальных рисунков;


- слайды расположены в логической последовательности;


- заключительный слайд с выводами;


- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.


Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;


- ученик владеет материалом своей темы;


Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.



Критерии оценивания публикации (буклет)

5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал.

Максимальная оценка – 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.


Формы и средства контроля.

Основные виды устных и письменных работ по литературе в 9 классе

Устно

Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть. Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы. Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно
Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Заучивание наизусть стихотворных текстов. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Анализ и интерпретация произведений. Составление планов и написание отзывов о произведениях. Написание изложений с элементами сочинения. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Произведения для заучивания наизусть в 9 классе.

- Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

- М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия Елисаветы Петровны…» 1847г (отрывок).

- А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Фамусова или Чацкого).

- А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадона. Пророк. «Я вас любил…» (по выбору обучающихся).

Евгений Онегин (отрывок по выбору обучающихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

- М.Ю.Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно, и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору обучающихся).

- А.А. Блок. «Ветер принес издалека…». «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» (на выбор).

- С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…». «Не жалею, не зову, не плачу…». «Разбуди меня завтра рано…». «Отговорила роща золотая…» (по выбору обучающихся).

- М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий…». «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору обучающихся).

- Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание ( по выбору).

- А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. №Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (по выбору).

- А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).





Содержание тем учебного курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы ХVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов

Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.

Василий Андреевич Жуковский

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский

. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов

Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века-1ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин

Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

Слово о поэте.

«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский

Слово о поэте

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева

Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский

Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл

Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери

Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела, урока (общее количество часов)

Практическая, лабораторная работа (указать оценочная или обучающая) проверочная работа, развитие речи

Дата проведения

Введение - 1

1

Литература как искусство слова. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития обучающихся.



Литература Древней Руси (7 часов)

2

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.



3

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.



4

Вечные образы «Слова…». Образы русских князей.



5

Анализ эпизода «Золотое слово» Святослава - призыв к единению земли русской.

Развитие речи


6

Анализ эпизода «Плач Ярославны».

Развитие речи


7

Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. Значение памятника для русской культуры. Переводы и переложения произведения.



8

Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»

Развитие речи (сочинение обучающего характера)


Из литературы XVIII века. 8 часов:


9

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.



10

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. М. В. Ломоносов реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.



11

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.



12

Г.Р. Державин. Слово о поэте философе. Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Тема несправедливости сильных мира сего в стихотворении «Властителям и судиям». «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации стихотворения.




13

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р Державина. «Памятник». Традиции Горация. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.



14

A.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Особенности повествования.



15

Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.



16

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. Главные герои повести «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутреннему миру героини.



17

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы.



18

Подготовка к домашнему сочинению : «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере одного - двух произведений).

Развитие речи (сочинение обучающего характера)


19

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература.



20

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.



21

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.



22

К. И. Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», « Есть наслаждение в дикости лесов...». Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни. Развитие представлений о лирическом герое.

Е.А. Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

Вн. Чт.


Из русской литературы XIX века 62 часа

А. С. Грибоедов - 9

23

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.



24

Экспозиция, завязка, нарастание драматического конфликта пьесы. комментированное чтение 1 действия.



25

«Век нынешний и век минувший».Личная и общественная драма Чацкого. Анализ 2 действия.



26

Проблема ума в комедии. Молодое поколение. Анализ 3 действия.



27

Нравственно-философское звучание финала пьесы. Фамусовская Москва. Анализ 4 действия.



28

Кто же Чацкий – победитель или побежденный?

Урок-семинар


29

«Мильон терзаний» Чацкого. Комедия в оценке И.А. Гончарова.



30-31

Классное сочинение по комедии «Горе от ума».

Развитие речи (сочинение обучающего характера)


Александр Сергеевич Пушкин (19 часов)

32

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. Стихотворение «19 октября».



33

Жизнь в Петербурге. Вольнолюбивая лирика. «Деревня», «К Чаадаеву».



34

А.С. Пушкин на юге. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. « К морю», « Анчар».



35

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «Н а холмах Грузии …», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье». Адресаты любовной лирики поэта.



36

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу одного стихотворения.



37

Интерпретация лирического стихотворения А.С. Пушкина. (письменный анализ стихотворения).

Урок развития речи.


38

А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко.

Вн. чтение.


39

Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Онегинская строфа.



40

Онегин и столичное дворянство.



41

Онегин и поместное дворянство.



42

Онегин и Ленский.



43

Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга.



44

Татьяна и Онегин. Анализ двух писем.



45

Образ автора в романе. Роль лирических отступлений



46

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа .



47

Пушкинский роман в зеркале критики.



48

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».Спор о сущности творчества.

Вн. чтение.


49-50

Классное проверочное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Урок развития речи . (сочинение проверочного характера)


М. Ю. Лермонтов. ( 15 часов)

51

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»



52

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. « Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…», «Поэт».



53

Тема любви в лирике Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий».



54

Поэт и его поколение. Раздумья Лермонтова о поколение и о судьбе России. «Дума», «Родина», «Предсказание».



55

Анализ стихотворения Лермонтова.

Р/р Урок контроля.


56

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции.



57

Загадки образа Печорина в повести «Бэла». Печорин и горцы.



58

Печорин и Максим Максимыч.



59

Печорин в обществе «честных контрабандистов».



60

Печорин и «водяное общество». Дружба в жизни Печорина



61

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина



62

Повесть «Фаталист» и её философско- композиционное значение.



63

«Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.



64-65

Подготовка к классному контрольному сочинению по роману «Герой нашего времени». Написание сочинения.

Урок развития речи . (сочинение контрольного характера)


Николай Васильевич Гоголь 10 часов.

66

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)



67

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя.



68

Система образов помещиков. Образы Манилова и Коробочки.



69

Чичиков у Собакевича и Ноздрева. Приемы создания образов помещиков.



70

Чичиков у Плюшкина.



71

Мертвые и живые души: городские чиновники.



72

Образ Чичикова в поэме.



73

Образ России в поэме.



74

Поэма в оценках Белинского.



75

Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Урок развития речи (сочинение контрольного характера).


Александр Николаевич Островский 1 час

76

А.Н. Островский. Слово о писателе. « Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Любовь в патриархальном мире.



Федор Михайлович Достоевский 2 часа

77

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. « Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным

фантазиям.



78

Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.



Лев Николаевич Толстой 1 час

79

Л. Н Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания. Психологизм повести. Роль внутреннего монолога героя.

Вн.чтение.


Антон Павлович Чехов. 1 час

80

A.П. Чехов. Слово о писателе. « Смерть чиновника». Чеховское отношение к маленькому человеку. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.



81

Подготовка к домашнему сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века» (на примере произведений А.Н. Островского. Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)». (По выбору обучающихся).

Урок развития речи (сочинение контрольного характера)


Из поэзии XIX века 1 час

82

Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включение ряда произведений. Развитие представления о жанрах лирических произведений.

Вн.чтение.


Из русской литературы XX века 13 часов

83

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. И.А. Бунин. Слово о писателе. Мастерство И.А. Бунина в рассказе « Тёмные аллеи». Лиризм повествования.



84

Русская поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии 20 века.



85

А.А. Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэзии Блока..



86

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема родины в лирике поэта. Тема любви в лирике поэта.



87

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.



88

Контрольное тестирование или зачётное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века.

Урок контроля.


89

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве».



90

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений



91

Н.А Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики.



92

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История повести. Сатира на общество шариковых и швондеров.



93

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Судьба человека и судьба Родины. Композиция рассказа.



94

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики Пастернака.



95

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о Родине и о природе.



96

А.И. Солженицын. Слово о писателе. « Матрёнин двор». Образ праведницы в рассказе. Нравственный смысл рассказа.



97

Контрольное тестирование или зачётное занятие по произведениям 20 века.

Урок контроля.


Из зарубежной литературы 4часа

98

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций. Слово о поэте.

Вн. чтение.


99

Дайте Алигьери. Слово о поэте. « Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов, философский характер поэмы.



100

. У. Шекспир. Слово о поэте. « Гамлет».Обзор. Комментированное чтение отдельных сцен Одиночество Гамлета в его конфликте с миром.



101

И.-В. Гёте. Слово о поэте. « Фауст».Обзор содержания с чтением отдельных сцен. Противостояние добра и зла. Фауст и ЯМефистофель.



102

Выявление уровня литературного развития обучающихся. Итоги года и задания для летнего чтения.