10 класс
Урок внеклассного чтения
Тема: В сердце Человека и любовь, и надежда
Цели: 1. Ознакомить учащихся с историей создания рассказа «Сон Макара».
2.Раскрыть назначение человека через восприятие художественного текста.
3.Развивать умения охарактеризовать литературного героя и участвовать
в обсуждении поднятой проблемы.
Оборудование урока: Портрет В.Г. Короленко, рассказ «Сон Макара», подсвечник со свечой, музыкальное оформление, весы.
Опережающие задания: 1. Прочитать рассказ В.Г. Короленко «Сон Макара». Ответить на вопросы.
2. Индивидуальные задания:
а) Сообщение ученика «История создания рассказа «Сон Макара».
б) Составление символики цвета в рассказе «Сон Макара».
Эпиграф: «Жизнь… кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье… Общий закон жизни есть стремление к счастью…» В.Г. Короленко.
Ход урока: I. Организационная часть: определение темы, цели урока. Обращение внимания учащихся к эпиграфу.
II.Вступительное слово учителя. Звучит музыка.
«Вот я на Яммалахском утесе. Внизу передо мною песчаный остров, какие-то длинноногие птицы ходят по песку, перекликаясь непонятными голосами, почти столь же непонятными, как и народная мудрость… Вдали, налево виднеется слобода и колокольня, направо, за островом бежит река, теряясь среди лесов и каменистых уступов. Там, за этими лесами, живут товарищи, с которыми мне предстоит долгий и безвестный путь, теряющийся в неизвестности…»
Эти строки принадлежат русскому писателю Владимиру Галактионовичу Короленко, память о котором верно и надежно хранит якутский народ. Амга, как и вся Якутия в целом служила местом политических ссыльных. Короленко отбывал ссылку в Якутии с 1881 по 1884 год.
Сообщение ученика. История создания рассказа «Сон Макара».
1 декабря 1881 года В.Г. Короленко увидел Амгу «Над горизонтом опять поднялась луна, когда мы стали приближаться к месту назначения… Наконец, ямщик повернулся на козлах и сказал: «Амга». Здесь, в Амге, В.Г. Короленко проведет три года, заполненных напряженным творческим и физическим трудом; здесь, в Амге, окончательно сложился и окреп как писатель. И впечатления, вынесенные им от жизни в Якутии, от сибирских тюрем и длительной поездки через всю необъятную Сибирь, дали ему материал для самых лучших его произведений. В Сибири, в Якутии Короленко увидел новые для него народные типы и образы, иные социальные взаимоотношения, новый народный облик. «Сибирь – это настоящее складочное место российской драмы…» - писал В.Г. Короленко.
Множество художественных типов Якутии 80-х годов прошлого века встает перед нами со страниц произведения В.Г. Короленко: станционные смотрители, почтальоны, Ленские курьеры, чиновники. Но больше всего привлекают внимание писателя обиженные, притесняемые чиновниками, эксплуатируемые якутскими тойонами труженики-бедняки.
Одним из решающих моментов в жизни В.Г. Короленко в амгинской ссылке явилась встреча с неведомым якутом на Яммалахском утесе.. Этому утесу недалеко от Амги вообще суждено было сыграть исключительную роль в жизни писателя. Весной 1882 года под этим утесом он пережил несколько минут смертельной опасности (чуть не сорвался со скалы). После несчастного случая, едва не стоявшего ему жизни, всплыла потребность отчетливо осознать свой путь: оглянуться назад, осмыслить настоящее, задуматься о будущем…
И среди этих размышлений ему страстно захотелось поговорить с каким-нибудь живым человеком. В эту минуту послышался топот верховой лошади, и над утесом показался силуэт якутского всадника. Это был незнакомый автору якут из наслега. Они разговорились. Якут рассказывал старинные предания, делился наивными, но искренними признаниями. Короленко был необычайно благодарен своему случайному собеседнику. Он чувствовал, что после этого разговора «что-то повернулось в душе…» Это новое понимание проблемы народа будет ярко выражено в рассказе «Сон Макара».
Прототипом главного героя рассказа был объякутившийся русский крестьянин из Амги Захар Цыкунов. О.А. Аптекман, бывший самым непосредственным свидетелем создания «Сна Макара» пишет: « Его Макар – это хозяин юрты Захар. Он объякутившийся русский переселенец, грязный, грубый, вороватый, пришибленный. Он привязывается к Владимиру Галактионовичу, ходит к нему, выкладывает все печали своей скорбной, беспросветной, трудовой жизни… Душа его распахивается перед «хорошим человеком», и Владимир Галактионович заглянул в эту душу. И из-под его пера вылился рассказ «Сон Макара».
Рассказ был написан в 1883 году в Амге, а опубликован в 1885 году в журнале «Русская мысль». Первоначально он назывался «Сон амгинца».
III. Работа по тексту
1. Что вы узнали о Макаре?
/В ходе исследования рассказа составляется опорный конспект/.
- Коренной чалганский крестьянин. Не отличался от якутов ни привычками, ни образом жизни. По-русски говорил мало и довольно плохо, одевался в звериные шкуры, питался одною лепешкою. Он ездил очень искусно верхом на быках, а в случае болезни призывал шамана. Работал он страшно, жил бедно. Терпел голод и холод. Когда он был пьян, он плакал: «Какая наша жизнь, господи боже!». Говорил иногда, что желал бы все бросить и уйти на «гору». Там он не будет ни пахать, ни сеять, не будет рубить и возить дрова. Не будет даже молоть зерно на ручном жернове. Он будет только спасаться… Податей платить он также не будет…
2. Когда происходит событие, описанное в рассказе «Сон Макара»? Почему?
- Святочный рассказ. В канун рождества. Сон – «гадание» будущей жизни.
3. Как вы понимаете выражение: «Я вас люблю, верно!... Так люблю, так люблю…»?
- Признание в любви к Человеку.
Определите роль пейзажа в тексте.
а) Определите, какой цвет преобладает в описании якутской природы.
- Облачко /белесоватое, фосфорический блеск, разноцветные огни, темное, более потемнело, черно, чернее тайги./
- Деревья /чем далее, тем выше; голые деревья лиственниц с серебряным инеем, лежащие трупы; без всяких стеснений, били его по лицу, издеваясь, над его беспомощным положением/
- Полянка /снежная/
- Сполохи (северное сияние) /мягкий свет, слабо мерцали, заглядывая к Макару сквозь вершины тайги/
- Тайга /безмолвная, полная тайны; точно заколдованная, держала его в своих объятиях, оживлялась враждебно/
Тайга… смыкалась за ним с каким-то враждебным упорством и нигде не
давала ни просвета, ни надежды.
б). Какую роль играет пейзаж в раскрытии образа?
- Описание таинственной природы создает определенное, нужное автору настроение. Необычность пейзажа усиливает темноту и забитость крестьянина. Разноцветные огни, мягкий свет рождают надежду на перемены в жизни, но они пока далеки. Автор использует эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, символы.
5. Составьте модель-описание сравнительных образов Алешки и попика Ивана.
Алешка
Чалганец, сосед Макара.
Хитрее бедного Макара
Ходит по чужим ловушкам
Кровный враг Макара ЗЛО
Небольшая коренастая фигура
Грубый
С походкой медведя
Большие зубы МАКАР
Темное лицо
Попик Иван
Никогда не притеснял Макара насчет руги
Никогда не требовал даже денег за требы ДОБРО
Не обижался, если Иван платил маловато
Дрался очень редко и не сильно
Добрый попик
- Алешка олицетворяет зло, а попик Иван – добро. В.Г. Королено подчеркивает в человеке сочетание добра и зла – два вечных начала человеческой души. Перед человеком стоит выбор между добром и злом.
6. Как разрешается тема добра и зла в рассказе «Сон Макара»? Составьте графический рисунок весов и определите, внутреннее состояние героя?
- В рассказе деревянная и золотая чаши весов помогают раскрытию образа героя Макара, показывают рождение у Макара гнева на прожитую жизнь, его переживания и обиды на события, происходящие с ним.
«Впереди все еще маячила – звездочкой в тумане – надежда. Он жив, стало быть, может, должен испытать еще лучшую долю…»
7. В чем заключается смысл существования Человека по рассказу «Сон Макара»?
- Рассказ завершается окончательной победой Макара на суде, ибо деревянная чаша с его грехами поднималась все выше и выше. Макар только во сне мог встать во весь рост в борьбе с тойонами, только во сне он мог смело сказать правду о жизни. В нем живет надежда в лучшую жизнь и справедливость. Да, Макар простой, забитый мужик. Он, как и все,
« с чистым сердцем, готовым раскрыться на все прекрасное в мире». Макар прежде всего Человек, и он рожден быть счастливым. А это означает победу добра над злом. И в этом ярко отражается гуманизм Короленко, его любовь к Человеку, бесконечная надежда в прекрасное будущее.
8. Какие выводы вы сделали для себя, читая рассказ В.Г. Короленко «Сон Макара»?
- То, что человек достигает в жизни, какое он занимает в ней положение, что приносит другим и получает для себя, - зависит от него самого. Каждый человек несет ответственность за свою жизнь, и он должен гордо нести имя Человека, ибо он рожден для счастья на земле.
IV. Рефлексия.
V. Заключение.
Литература:
Брызгалова С.М., Старостина М.П., Харенко Н.А. Проблемно-исследовательские технологии преподавания литературы. Якутск, 2003, стр. 38 – 41.
Короленко В.Г. Сон Макара. Повести и рассказы. М., 1986, стр. 3 – 29.
Михайлова М.Г. В.Г. Короленко в Амге. Очерки русской литературы Якутии. Новосибирск, 1995, стр. 79 – 91.