Урок литературы в 10 классе.
«Больная совесть наша» (Ф.М.Достоевский)
Цель цикла уроков по творчеству Ф.М. Достоевского:
-познакомить с биографией и творчеством Ф.М.Достоевского, показать актуальность затронутых Достоевским тем.
Задачи урока:
образовательные
-познакомить с биографией Ф.М.Достоевского, проследить связь биографии с эволюцией мировоззрения писателя
развивающие
-развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы
воспитательные
-формировать нравственные ориентиры учащихся
Тип урока: урок-объяснение нового материала
Форма урока: урок-исследование
Ход урока:
Учитель:
« Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и если будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»,- писал брату Михаилу семнадцатилетний Фёдор Достоевский.
Сегодня мы с вами начнём знакомство с удивительным писателем и его творчеством. Тема нашего урока « Художественный мир Ф. М. Достоевского». Сразу хочу сказать, что многим будет очень непросто читать книги Достоевского. Вы ещё очень молоды, и вопросы, которые ставит Достоевский, впервые встанут перед вами.
Человек для Достоевского сложен, неисчерпаем, неожидан, «глубок, как море». Душа человека- это не сумма психологий, которую в принципе можно вычислить. Это нечто более сложное, ещё недоступное познанию. Достоевский писал: « Законы духа человеческого столь ещё неизвестны, столь неведомы науке, столь неопределённы и столь таинственны, что нет и не может быть ещё ни лекарей, ни даже судей окончательных».
Поиск ответов на вопросы: Зачем мы? Куда идем? Кто мы? – приводят нас к Достоевскому .
Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которых тесно связана с творчеством, к тем писателям, которые смогли раскрыть себя в своих художественных произведениях. Вот почему ему удавалось так глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая её, Достоевский разгадывает тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу он проецирует на судьбу своих героев.
Сегодня мы с вами будем говорить о том, как пришёл Ф.М Достоевский в русскую литературу. Как сложилась жизнь писателя? Как складывалась его творческая судьба? Что повлияло на формирование мировоззрения писателя?
Итак, Достоевский ушёл на каторгу революционером и атеистом, а вернулся монархистом и верующим человеком. « Если вдруг окажется, что существование Христа вне Истины, я предпочту остаться с Христом, нежели с Истиной»,- писал Достоевский.
Попробуйте самостоятельно сформулировать основную проблему нашего сегодняшнего урока.
Как повлияли жизненные события на формирование нового мировоззрения писателя? Как изменилась личность писателя в связи с формированием новой мировоззрения?
Мне будут помогать ребята, которые получили индивидуальные задания. По ходу беседы мы будем составлять опорную хронологическую таблицу, которая поможет нам проследить эволюцию его мировоззрения.
Итак, мы все родом из детства. Каким же было детство Ф.М. Достоевского?
Ученик 1:
ДЕТСТВО ДОСТОЕВСКОГО. ГОДЫ УЧЕНИЯ.
Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский происходил из старинного литовского рода, но сам он был сыном священника, то есть разночинцем. Ещё юношей Михаил Андреевич Достоевский порвал с родными и приехал в Москву, поступил в Медико- хирургическую академию и окончил её. Он принимал участие в Отечественной войне 1812 года, затем вышел в отставку и стал врачом Мариинской больницы для бедных.
Здесь 11 ноября 1821 года родился второй сын Достоевских - Федор. Через год семья перебралась во флигель больницы, где прошли детские и отроческие годы будущего писателя.
Михаил Андреевич был человеком нелюдимым, раздражительным и вспыльчивым. Семью свою он держал в строгости и придирчиво следил за поведением каждого члена семьи.
Мать писателя происходила из купеческой семьи. Она в отличие от своего мужа обладала жизнерадостным характером, была хорошо образованна: любила поэзию, прекрасно играла на гитаре, пела. К матери Фёдор Михайлович относился с необычайной нежностью. Семья Достоевских вела замкнутый образ жизни. Фёдор рано стал всматриваться в окружающих его людей, задумываться над их судьбами и взаимоотношениями. Его можно было часто видеть среди больных, гулявших в саду. Его тянуло к этим бледным, печальным, измученным недугами людям. Иногда он вступал с ними в разговор, хотя родители запрещали ему это делать. Ему хотелось понять их, узнать, как они живут. Немало и других печальных картин видел мальчик. Вокруг жили люди преимущественно бедные, неимущие, вечно озабоченные поисками хлеба насущного. Детские наблюдения и впечатления не прошли бесследно. В мальчике рано пробудилось чувство справедливости и непримиримости ко злу.
Детство писателя скрашивала дружба со старшим братом Михаилом. Их объединяли общие интересы, они оба любили читать и часто делились друг с другом впечатлениями о прочитанном. Больше всего братья любили Пушкина, большинство произведений которого знали наизусть. Любовь к Пушкину Достоевский пронёс через всю жизнь. Гибель Пушкина воспринял как величайшее горе.
Начиная с 1831 года летние месяцы семья Достоевских проводила в селе Даровое Тульской губернии, которое приобрёл отец. Здесь Фёдор впервые увидел, как живут крепостные крестьяне. В 1833 году он вместе с братом Михаилом был отдан в полупансион француза Сушарда, где особое внимание уделялось изучению словесности.
После смерти от чахотки тридцатисемилетней Марии Фёдоровны Достоевской на руках у мужа осталось семеро детей Потеря жены потрясла и сломила Михаила Андреевича. Он вынужден был подать в отставку. Весной 1837 года отец повёз двух старших сыновей, Михаила и Фёдора, в Петербург для подготовки к поступлению в Главное Инженерное училище. Никакого влечения к военной службе братья не испытывали, но такова была воля отца. Михаила признали не совсем здоровым, и он отправился учиться в Ревель.
А Федор Достоевский 16 января 1838 года был зачислен в училище и перебрался в Инженерный замок, где оно располагалось.
Учитель:
Какие черты характера сформировались у Достоевского в детстве?
( Пытливый ум, наблюдательность, не было внутренней гармонии, ранимый, впечатлительный, рано начал задумываться над основами самой жизни и не только своей, но и жизни окружающих)
Ученик 2:
ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ.
Михайловский, или Инженерный, замок ещё до переселения в него тревожил воображение Фёдора красотой архитектуры и романтической своей историей. Даже в этом, лучшем из военных училищ, царила гнетущая атмосфера и жестокие нравы. За малейшее упущение начальство строго взыскивало. За расстёгнутый воротник или пуговицу сажали в карцер, ставили у дверей на часы с ранцем за спиной и тяжёлым ружьём в руке, причём ружьё не разрешалось опускать на пол. Жизнь новичка была не лучше каторги. Фёдор получил прозвище «рябец»( «рябчиками» военные презрительно называли штатских) и должен был выносить всевозможные издевательства, изобретаемые теми, кто проучился уже несколько лет. Весьма остроумным считалось налить воды в постель новичка, вылить ему холодную воду за шиворот, выплеснуть на бумагу чернила и заставить «рябца» слизывать. Во время приготовления уроков как только уходил дежурный офицер, ставили стол и заставляли новичков пролезать под ним на четвереньках. С другой стороны стола его встречали кручёными жгутами и хлестали, куда попало. Если «рябец» заплачет или вздумает отбиваться, то его так изукрасят, что один путь - в лазарет. И там он обязан молчать и объяснять своё увечье тем, что споткнулся, разбился, упал с лестницы. Иначе несдобровать. « о товарищах ничего не могу сказать хорошего»,- писал Фёдор отцу. Начальство прекрасно знало обо всём происходящем, но закрывало на это глаза, полагая, что раз так заведено, не нам менять. Буйные выходки студентов и жестокость расправы с ними были равно отвратительны. Фёдор болезненно переживал всякое унижение человеческого достоинства и потому сторонился и товарищей, и начальства. Пребывание в училище ему давалось нелегко, он не желал ни повиноваться, ни повелевать. Но годы, проведённые в Инженерном училище, были временем напряжённой внутренней работы. Достоевский добросовестно изучал специальные предметы, предусмотренные программой, но с большим увлечением занимается историей, литературой и зодчеством. Круг чтения Достоевского необычайно широк. В эти годы он открыл для себя Гоголя. Именно Гоголю Достоевский был обязан тем обострённым вниманием, с каким он стал вглядываться в окружающую жизнь, видеть трагизм повседневной жизни.
Глубоко потрясло молодого Достоевского известие о смерти отца. Обстоятельства его смерти остались не выяснены. Однако, по слухам, он был убит своими собственными крестьянами. В этом был убеждён и Фёдор Михайлович. Именно тогда с ним случился первый припадок тяжёлой болезни- эпилепсии, которой он страдал до конца своих дней.
В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку и стал профессиональным литератором. « Насчёт моей жизни не беспокойся, - пишет он брату.- Кусок хлеба я найду скоро. Я буду адски работать. Теперь я свободен». Первым литературным опытом был перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», опубликованный в 1844 году. Работа над ним явилась для Достоевского пробой пера. После выхода романа он почувствовал, что готов к самостоятельному творчеству.
Учитель:
Я хотела бы задать вам вопрос: «Как повлияло пребывание в училище на формирование личности, внутреннего мира писателя?»
( Только усилило внутреннюю дисгармонию, во-первых, попал туда, не имея ни желания, ни склонности, во- вторых, его представления о несправедливом жизненном устройстве и о сложности человеческих отношений только усилились, укрепилось представление о том, что есть жертвы и есть мучители
Категоричность, нетерпимость, обострённое чувство справедливости, чувство собственного достоинства. )
Ученик 3 :
НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Многое ему показалось страшным и непонятным. Всё чаще Достоевский задумывался над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникло страстное желание рассказать об их жизни. Почти год Достоевский работал над романом, который назвал « Бедные люди». По совету своего приятеля он познакомил со своим произведением Некрасова, а потом Белинского. Белинский прочитал роман и пригласил молодого писателя к себе. Как вспоминал позднее Достоевский, Белинский с первых минут заговорил пламенно, с горящими глазами: « Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали! Много лет спустя писатель вспоминал, что это была самая восхитительная минута его жизни. Роман « Бедные люди» был напечатан в «Петербургском сборнике». Его появление сделало имя Достоевского широко известным среди читающей публики. которая увидела в молодом писателе продолжателя традиций Гоголя .
В центре романа « Бедные люди» история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Добросёловой. Это роман в письмах. Девушкин трогательно и нежно любит Вареньку, хотя он понимает, что он, пожилой человек, совсем не пара молодой девушке, чувствует, что она умнее и образованнее его. Достоевского интересует не только «бедность» бедного человека, но и искажённое под влиянием нищеты сознание. Достоевский анализирует бедность как особое душевное состояние человека. Физические страдания –ничто по сравнению с душевными страданиями, на которые обрекает бедность. Нищета означает беззащитность, запуганность, униженность, она лишает человека достоинства, бедняк замыкается на своём стыде, ожесточается сердцем. В романе даны пронзительные подробности унижения человека, например, в рассказе Девушкина о том, что он хотел себя немного пообчисть от уличной грязи в департаментской прихожей, но сторож сказал, что он испортит казённую щётку. «Вот они как теперь,- пишет Макар Вареньке,- так что я у этих господ чуть ли не хуже ветошки, об которую ноги обтирают. Об ветошку ноги можно обтереть, а тут щётку можно испортить об человека». Но и в этом маленьком человеке возникло сознание своей человеческой ценности, он впервые оказался кому-то нужен. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нём происходит настоящий переворот , он пишет Вареньке : « И обрёл я душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но всё-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек». Но возмущение социальной несправедливостью сменяется у Девушкина покорностью и признанием незыблемости существующих порядков. Он способен сочувствовать и помогать другим, но не может активно выступить в защиту своих прав.
Роман « Бедные люди» открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвящённых жизни различных слоёв населения Петербурга.
Молодого Достоевского волнует проблема сознания бедного человека. Как в «Бедных людях»» и «Двойнике», так и в следующих ранних произведениях - « Господин Прохарчин», « Слабое сердце», «Ползунков»- он продолжает исследовать опасности, грозящие «слабому сердцу», пристально всматривается в человека, разгадывает его.
Собственная биография Достоевского помогла ему найти новую художественную тему- мечтательство. Неудовлетворённость действительностью сближает молодого Достоевского и его героя- мечтателя.
В 1847 году выходит цикл фельетонов под общим названием « Петербургская летопись», где Достоевский пытается объяснить появление мечтателей в жизни. Он считает, что мечтательность возникает на почве неудовлетворённости окружающей действительностью.
Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир фантазий и мечтаний. Наиболее полно образ мечтателя Достоевский отразил в одном из самых поэтических своих романов «Белые ночи»(1848 год).
Учитель:
Я просила вас прочитать этот роман
к сегодняшнему уроку и записать свои впечатления о произведении и об авторе в свободной форме. Но сначала давайте послушаем финальную сцену романа.
Сцена из « Белых ночей»
Мечтатель.
Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла ; в комнате было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам.
- Письмо к тебе батюшка, по городской почте, почтарь принёс,- проговорила надо мной Матрёна.
- Письмо! от кого?- закричал я, вскакивая со стула.
Я сломал печать. Это от неё!
О, если б он был вы ! - пролетело в моей голове. Я вспомнил твои же слова, Настенька.
Я долго перечитывал это письмо: слёзы простились из глаз моих.
Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо. Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал тёмное облако на твоё ясное, безмятежное счастье, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на своё сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства,
О, никогда, никогда! Да будет ясно твоё небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!
Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хотя бы и на всю жизнь человеческую?...
Настенька.
О, простите, простите меня! На коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас, и себя. Это был сон, призрак… Я изныла за вас сегодня; простите, простите меня!
Не обвиняйте меня, потому что я ни в чём не изменилась пред вами; я сказала, что буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше чем люблю. О Боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были он!
Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я оскорбила вас, но вы знаете- коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите!
Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь! Потому что в памяти моей она напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне своё сердце и так великодушно приняли в дар моё, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его… Если вы простите меня, то память об вас будет возвышена во мне вечным, благодарным чувством к вам, которое никогда не изгладится из души моей…
Мы встретимся, вы придёте к нам , вы нас не оставите, вы будете вечно другом, братом моим… И когда вы увидите меня, вы подадите мне руку… да?
Вы меня любите по- прежнему?
О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю
в эту минуту.
На будущей неделе я выхожу за него. Он воротился влюблённый, он никогда не забывал обо мне… Вы не рассердитесь за то, что я об нем написала. Но я хочу прийти к вам вместе с ним; вы его полюбите, не правда ли?...
Простите же, помните и любите вашу Настеньку.
Отрывки из работ учащихся.
1.На меня повесть произвела огромное впечатление. Я не знал, что одиночество может быть таким безмерным, безграничным, пронзительным и болезненным. Я просто никогда об этом не думал. И совсем не важно, какие причины к этому привели, но уход в мечты не выход- это тупик. И это понимает сам герой, когда говорит, что чего-то другого хочет и просит душа.
Просто физически тяжело было читать строчки, где герой рассказывает Настеньке, о том, что принуждён справлять годовщину своих ощущений, годовщину того, что было прежде так мило, чего в сущности никогда не бывало,- потому что эта годовщина справляется всё по тем же бесплотным мечтаниям.
Герой осознаёт, что пройдут годы, и придёт с клюкой трясучая старость, а за ней тоска и уныние., и надо будет оставаться одному, совершенно одному, даже пожалеть будет нечего, потому что всё, что потерял,- всё было ничто, глупый, , одно лишь мечтанье.
2
Почему- то кажется, что автор переживал такое одиночество или много об этом думал. Когда я читал, казалось, что что- то подобное я тоже чувствовал, хотя, конечно, передать бы свои чувства не мог. Мне трудно было понять, почему герой, понимая тяжесть своего положения, свою обречённость, не попытался удержать Настеньку, ведь она почувствовала его неординарность, способность тонко чувствовать, благородство. Почему он не поборолся за своё счастье?
3.
Читать сначала было трудно, эмоционально трудно, как будто кто- то перед тобой душу выворачивает наизнанку, а в душе столько страданий накопилось. Но хотелось узнать, как Мечтатель дошёл до жизни такой и сможет ли он изменить свою судьбу.
Мне трудно было понять отношение автора к Мечтателю и к его нежеланию бороться за Настенькину любовь. С одной стороны, эта инертность, уход от реальной жизни подвергаются авторскому осуждению, а с другой- Мечтатель не может не быть автору симпатичен, потому что он поэт в душе и поэтизирует даже собственное одиночество и потому, что мир его мечтаний и грёз чист и светел. Он же мечтает не о богатстве ,не о власти, а о любви, понимании, красоте, обо всём том, чего лишён в реальной жизни.
4.
По- моему, это роман не о любви, а о том, что , уход в мир мечтаний настолько поглощает человека, что даже такое сильное чувство, как любовь, не может его реанимировать, не может заставить бороться за себя, за любимую. Когда я читала, я думала о том, что мир собственных мечтаний и грёз всегда краше реальности, там всё по твоим законам, там ты творец собственной судьбы, и никакие внешние обстоятельства не могут помешать, там нет несправедливости, унижения, бедности, обид. Погружаясь в этот мир, очень трудно возвращаться назад, в жестокую реальность, герой Достоевского не смог вырваться из собственного мира грёз, даже понимая таящуюся в нём опасность.
«Целая минута блаженства! Да разве этого мало хотя бы и на всю жизнь человеческую!»- говорит герой, оставшись снова в одиночестве. Не знаю, но мне кажется, что мало, человек должен уметь бороться за своё счастье, преодолевать трудности и жить в реальном, а не выдуманном мире, который, как мираж в пустыне.
Мне героя очень жаль, его неумение жить в реальности- это и вина его и беда. Думаю, что и Достоевский герою сочувствует, потому что при всей соблазнительности вымышленного мира героя, его ощущения в реальности очень трагичны.
Учитель:
Мечтатель потерпел поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побеждённым даже в маленькой битве за крошечное счастье.
Вы верно почувствовали, что отношение автора к герою двойственное, сложное. С одной стороны, Достоевский утверждает, что призрачная жизнь есть грех, так как она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчёркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни, её влияние на вдохновение художника
Это вдохновение художника покупается дорогой ценой, отрывом от действительности, духовным одиночеством. Мечтатель свободно парит в мире фантазий и не умеет ходить по земле. В письме к брату Достоевский точно формулирует «идею» мечтателя: « Внешнее должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмёт слишком опасный верх».
Создавая «Белые ночи» Достоевский был увлечён идеями Белинского. Но очень скоро пути критика и писателя разошлись. Белинский считал, что литература должна стать орудием борьбы с самодержавным строем, Достоевский же уже тогда понимал по- другому задачи, стоящие перед литературой. По его мнению, она должна проникнуть в тайники сознания человека, постигнуть сложность и изменчивость характера человека, живущего в мире, полном противоречий, понять, что мешает ему обрести собственное достоинство.
Черты личности?
В начале 1847 года Достоевский окончательно разошёлся с Белинским и его кружком, но не оставил, конечно же, идей, связанных с изменением существующего миропорядка.
Ученик 5:
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КРУЖОК.АРЕСТ.КАТОРГА.
В марте 1846 года Достоевский познакомился с бывшим служащим министерства иностранных дел Буташевичем- Петрашевским, а начиная с весны 1847 года становится постоянным посетителем его «пятниц.» Позднее, вспоминая об этом времени, Достоевский рассказывал: « Явилась идея, перед которой здоровье и забота о себе оказались пустяками». Идея была спасти Россию, спасти человечество.
На собраниях, которые проходили на квартире Петрашевского, обсуждались политические, философские и социально- экономические вопросы, спорили об учениях социалистов- утопистов. Петрашевцы выдвинули широкую программу демократических преобразований в России, включавшую отмену крепостного права, реформы суда и печати. На собраниях у Петрашевского Достоевский читал вольнолюбивые стихи Пушкина, принимал активное участие в обсуждении вопросов о преобразованиях в России. Он был сторонником немедленной отмены крепостного права, выступал с критикой политики Николая 1, выступал за освобождение русской литературы от цензурного гнёта.
Фёдор Михайлович полон и творческих идей. В январской книжке «Отечественных записок» за 1849 год вышла первая часть романа «Неточка Незванова», в февральской- вторая. Излюбленная тема последних лет- тема мечтательства- зазвучала здесь по-другому. Героиня, взрослея, преодолевает свою мечтательность, крепнет душой, становится сильной, она полна желаний действовать, менять жизнь. Но закончить роман ему было не суждено.
В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу Николая 1 Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти девять месяцев провёл писатель
в сыром каземате Алексеевского равелина. Во время следствия Достоевский держал себя с достоинством, он отрицал все предъявленные ему обвинения, о своих товарищах вообще отказывался говорить, но следственная комиссия признала Достоевского одним из важнейших преступников. Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с другими двадцатью петрашевцами приговорил к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершён обряд подготовки к смертной казни.
Они были молоды, образованны, талантливы. На предложение исповедаться перед смертью откликнулся лишь один из них, но поднесённый священником крест целовали все. Стоящие на помосте смертники почитали Христа как борца за равенство и братство людей. Фёдор Достоевский был среди тех, кто от исповеди отказался.
На приговорённых надели белые балахоны и колпаки- саваны. Первых трёх привязали к столбам и накинули колпаки на голову, так чтобы было закрыто лицо. Достоевскому надо было идти в третью очередь. До смерти оставалось пять минут. В этот момент он обратился с вопросом к другу Николаю Спешневу: « Мы будем там со Христом?» « Мы будем горсткой праха»,- ответил ему Спешнев. Вдруг раздалась барабанная дробь. Били отбой. Ружья подняли стволами вверх. Привязанных отвязали от столба. Зачитали привезённую бумагу о том, что государь дарит жизнь приговорённым и заменяет смертную казнь на наказание в соответствии с провинностью.
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, почему был закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев?
(Достоевский был молод, энергичен, страстно желал изменить мир, естественно, он хотел перейти от слов и мечтаний к великому делу.)
Достоевский был приговорён к четырёхлетним работам в крепости, а потом должен быть разжалован в рядовы
Сейчас мне сказали, любезный брат, что нам сегодня или завтра отправляться в поход. Я просил видеться с тобой, Но мне сказали, что это невозможно; могу только я тебе написать это письмо. Брат! Я не уныл и не пал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть- вот в чём жизнь, в чём задача её. Я осознал это.
Я не потерял надежду! Прощай, брат! Обо мне не тужи.
Наказание писатель отбывал в Омской каторжной тюрьме, а затем в Симбирском линейном батальоне номер 7, расквартированном в Семипалатинске. На каторге Достоевский близко столкнулся с народом. Он был поражён, когда увидел с какой ненавистью обитатели острога относились к дворянам, в том числе осуждённым за политические преступления. Мысль о трагическом разъединении с народом становится одним из аспектов его духовной драмы. Итогом размышлений явился вывод, что передовая интеллигенция должна отказаться от политической борьбы, противопоставляя ей морально- этический путь перевоспитания человека.
Оказавшись в мрачных стенах Омского острога Достоевский больше всего тяготился тем, что не мог писать. Однажды тюремный врач Троицкий, относившийся к Достоевскому с большой симпатией, передал ему несколько листков бумаги и карандаш. Они-то и стали основой знаменитой» Сибирской тетради», куда Достоевский заносил свои наблюдения над жизнью каторги. Почти половина всех записей позднее вошла в «Записки из Мёртвого дома».
Через четыре года Достоевский прибыл в Семипалатинск для прохождения военной службы. После возвращения дворянских прав и разрешения печататься Достоевский стал серьёзно обдумывать план своего возвращения в литературу. Его мучает обилие материала, накопленного за последние годы. Но с чего начать, он никак не может решить. Замыслов было множество: публицистические статьи, повести и романы. « Сибирские» повести создавались Достоевским после почти десятилетнего вынужденного молчания.В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон», « Село Степанчиково и его обитатели».
В начале 1857 года в жизни Достоевского произошло очень важное для него событие: он женился на вдове отставного чиновника Марии Дмитриевне Исаевой. В мае 1859 года Достоевский получил известие о том, что он увольняется по болезни со службы, и в начале июня он навсегда покинул Сибирь. Писатель наконец возвращается в Петербург.
Учитель:
Тридцать один год, вплоть до самой своей смерти, Достоевский посвятил опровержению насмешки Спешнева. Четыре года на каторге Достоевский читал одну книгу- Евангелие, которую подарила ему жена Фонвизина по дороге в Омск. Эта книга коренным образом изменила мировоззрение писателя.
Ученик 6.
ЖУРНАЛ «ВРЕМЯ»
В декабре 1859 года, ровно через десять лет, Достоевский вернулся в город, с которым у него было связано два самых важных события в жизни: « самая восхитительная минута», когда он стал писателем и Белинский благословил его в литературу, и минута смерти- эшафот. Но после всего случившегося неизбежно должна была начаться новая жизнь. Свои мысли по вопросам общественной жизни и литературы писатель изложил на страницах журнала «Время», который издавал его брат Михаил, Но идейным руководителем и фактическим редактором издания был Фёдор Михайлович. Идейной платформой «Времени» стала теория «почвенничества», разработанная Достоевским.
По мнению Достоевского, перед интеллигенцией стоит задача уничтожить сословные различия, поделиться с народом знаниями, приобщить его к культуре, а самим в свою очередь воспринять от народа идеи добра, справедливости, способность отзываться на чужое горе, стремление помогать друг другу.
Писатель считал, что Россия должна развиваться по особому, только ей свойственному историческому пути, который поможет ей избежать революционных конфликтов.
Первым крупным произведением, опубликованным Достоевским после возвращения из Сибири, был роман «Униженные и оскорблённые». Он был напечатан в первых номерах журнала « Время» за 1861 год.
Через весь роман проходит мысль о том, что в мире, где господствует власть денег, жестокость и угнетение, единственной защитой «униженных и оскорблённых» от всех жизненных невзгод является братская помощь друг другу, любовь и сострадание.
Достоевский переключает социальную проблематику в область моральных отношений.
Одновременно с романом « Униженные и оскорблённые» Достоевский опубликовал знаменитые «Записки из Мёртвого дома», одно из самых выдающихся своих произведений, в котором нашли отражение впечатления писателя о страшных годах, проведённых в Омской каторжной тюрьме,
Книга написана от лица каторжника Александра Петровича Горянчикова, осуждённого за убийство жены. Но очень скоро читатель узнаёт, что рассказчик попал на каторгу не за уголовное, а за политическое преступление. С первых страниц«Записок из Мёртвого дома» автор погружает нас в атмосферу острожной жизни.
Писатель рисует целую галерею обитателей каторги. Среди них было немало разбойников и убийц, но основную массу каторжников составляли люди, осуждённые за то, что пытались протестовать против насилия и произвола, выступить в защиту поруганного человеческого достоинства. Достоевский с полным основанием мог заявить, что на каторге встретился не с худшими, а с лучшими представителями народа.
«Записки из Мёртвого дома»- произведение, в котором Достоевский ставит и пытается решить множество проблем. Писатель пытается понять причины, толкающие людей на преступление, его волнует неоправданная жестокость наказаний, которым подвергают преступников, он хочет осмыслить психологию палача и его жертвы, но в каждом преступнике, как бы низко он ни пал, Достоевский пытался увидеть, или, говоря словами самого Фёдора Михайловича, «откопать человека» , выявить в нём то ценное, что сохранилось в нём, несмотря на ужасающие обстоятельства, которые его окружают.
В «Дневнике писателя за 1876 год» Достоевский писал: «Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно вздыхает. А ведь не все же и в народе- мерзавцы, есть прямо святые, да ещё какие: сами светят и всем нам путь освещают! Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы быть».
Книга о «Мёртвом доме» была восторженно встречена читателями и критикой».« Мой « Мёртвый дом»,- писал Достоевский,- сделал буквально фурор, и я возобновил им свою репутацию
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧИТЕЛЕМ
Как под влиянием нового понимания жизни, нового мировоззрения изменились личностные характеристики Ф.М. Достоевского?
(Снисходительность, терпимость, сострадание, милосердие).
Мы с вами подошли к очень важному этапу в жизни Достоевского, работе над одним из самых сложных и самых совершенных его романов « Преступление и наказание». Эта тема требует отдельного разговора. О работе над романом мы будем говорить на следующем уроке. А пока давайте подведём итог сегодняшнего нашего разговора.
Юношеская непримиримость, категоричность, бунтарство, желание изменить мир любой ценой остались к моменту возвращения в Петербург в прошлом, пришло иное понимание жизни, «человек»- вот главная тайна. Пришло понимание того, что менять надо не внешние обстоятельства, а сознание самого человека.
Достоевский понимает, что агрессивность и ненависть разрушительны, созидательны только любовь, милосердие, сострадание. Человеку можно помочь, не изменив мир вокруг него, а изменив его самого, его отношение к миру, к себе, к тем, кто с ним рядом, или, если сказать словами самого же Достоевского «откопать» в нём самом человека.
Достоевский научился верить в человека. И закончить урок хочется словами английского поэта Одена: «Построить человеческое общество на всём том, о чём рассказывал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чём он рассказывал, недостойно называться человеческим».
Домашнее задание: Прочитать 1 часть романа « Преступление и наказание», подготовить рассказ о жизни Раскольникова.
13