МКОУ Ударниковская ООШ
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
на ШМО учителей-предметников
Руководитель ШМО ________ Диденко В.Е.
«Утверждаю»
Директор школы ________ Титовская О.В.
Приказ от «___»___________ 2016 года №_____
Рабочая программа
по литературе
для 7 класса
Составитель: Рудакова А.В.
2016/2017 уч.год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, федерального перечня учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 23290, допущенных к использованию в МКОУ Ударниковская ООШ, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.
Рабочая программа по литературе для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
Пояснительную записку.
Тематический план.
Основное содержание всех тем.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Учебно-методический комплект.
Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
Перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для каждого урока (можно дополнить в таблицу поурочного планирования).
Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, практических работ.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение – вот лучшее учение,»- утверждал А.С.Пушкин, чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно призваны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда – к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.
Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальные должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С.Я.Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На уроках литературы ученики:
Формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
Осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
Осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
Овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
Использует различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Все содержание школьного литературного образования концентрично, поэтому оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6,7-8 и 9 классы). Если в 5-6 классах ученики недостаточно владеют техникой чтения, поэтому важно больше внимания уделять чтению вслух, то в 7 больше внимания необходимо уделять не только чтению вслух, но и углубленному толкованию художественных произведений в целом.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Главной идеей предлагаемой рабочей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова.
Программа 7 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.). В программе затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории.
В основу программы положен принцип концентризма, который предполагает последовательное возвращение к определенным авторам, иногда к одному и тому же произведению. Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная рабочая программа готовит школьников к восприятию историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Так как за основу взята программа литературного образования этого же автора, что и учебник, то это даёт возможность учащимся накопить солидный читательский опыт, сформировать представление о литературе как виде искусства, постичь её специфические внутренние законы, познакомиться с литературным процессом.
Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования
собственной устной и письменной речи.
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
любви к литературе и ценностям отечественной культуры;
воображения, читательской культуры;
других искусств, потребности в самостоятельном чтении, развитие устной и
письменной речи учащихся;
содержания;
собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в 5-6 классах уже подготовило учащихся 7 класса к восприятию и истолкованию художественных произведений. Семиклассники продолжают активное чтение вслух, учатся выявлять проблематику произведений, работают с особенностями художественной формы.
Программа предусматривает систематическую работу по усвоению новых и повторению уже изученных теоретических понятий. Ведущую проблему курса литературы в 7 классе можно сформулировать так: «Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция». Ученик движется от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свои впечатления от прочитанного.
Основными видами деятельности учителя и учащихся на уроках являются: рассказ учителя с элементами лекции, работа с книгой, выразительное чтение, аналитическая беседа, уроки практикумы и семинары, игры, викторины, различные виды пересказа, заучивание наизусть стихотворных текстов, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, самостоятельный поиск ответа учащимися на проблемный вопрос, установление связи литературы с другими видами искусств и историей, подготовка докладов, написание сочинений, отзывов, инсценировка.
В рабочей программе отведены часы на проведение внеклассных занятий, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и часы на развитие речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений и другим видам работ, развивающим устную и письменную речь учащихся. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов.
Обучение литературе в 7 классе ведётся по следующим учебным книгам, которые образуют учебно-методический комплект:
- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.:Просвещение,2011.
- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2011.
Кроме того, учителем для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:
- Н.Я.Крутова, С.Б.Шадрина. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебнику-
хрестоматии В.Я.Коровиной. –Волгоград:Учитель,2011.
- И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 7 класс. Универсальное
пособие. – М.: Вако, 2006.
- Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2004.
- Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. –
М.: Дрофа, 2007.
- В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. –
М.: Дрофа, 2001.
Формы обучения:
Урок чтения и изучения произведения, урок чтения и обсуждения произведений, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок – концерт, урок внеклассного чтения, урок – семинар, практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи, урок контроля, урок - зачет.
Методы, приёмы и виды деятельности учащихся на уроке:
1.МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ)
2.АНАЛИЗИРУЮЩЕ-ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЙ (поисковый, исследовательский) метод
3.СИНТЕЗИРУЮЩИЙ МЕТОД (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).
Задача учителя: Метод проявляется через приемы:
Метод развивает:
Виды деятельности учащихся:
МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ
Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения
1. Выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров; 2. Обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение;
3. Слово учителя, умеющее цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения;
4. Беседа (цель выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности;
5. Постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения;
6. Слово учителя или беседа после изучения произведения.
1. Наблюдательность;
2.Умение видеть и слышать явления жизни;
3. Умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий;
1. Чтение произведений в доме и в классе;
2. Выразительное чтение;
3. Заучивание наизусть;
4. Слушание художественного чтения;
5. Составление плана;
6. Близкие к тексту и сжатые пересказы;
7. Художественное рассказывание;
8. Устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении;
9. Инсценировка;
10. Критические заметки;
11. Рассматривание иллюстраций и оценка их;
12. Сочинения разных жанров.
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы.
Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. В работе с этим приемом важно, чтобы, например: ДИСПУТ
1. Школьники уяснили суть проблемы для обсуждения;
2. Сумели обосновать свое суждения фактами;
3. Сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против";
4. Уточняли значение понятий терминов
1. Обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения; образов героев; языка; композиции произведения, сопоставление различных произведений;
2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям;
3. Самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.
Способствует дальнейшему усвоению учащимися метода науки: метода анализа художественного произведения по преимуществу и некоторым приемам историко-литературного анализа и в процессе этой работы овладению предусмотренными программой знаниями по теории и истории литературы.
Развивает научную, критическую мысль учащихся, развивает их литературные способности, учит самостоятельному приобретению знаний, умений по специальному анализу литературного произведения.
1. Работа над текстом художественного произведения, анализу эпизода или целого произведения;
2. Пересказ как прием анализа;
3. Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;
4. Составление плана как прием анализа композиции, части или целого произведения;
5. Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;
6. Составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению;
7. Конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы;
8. Выступление на диспуте.
9. Сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
(близок к эвристическому по функции и наименованию, но существенное отличие одного от другого в различии обучающей роли учителя и учебной, познавательной деятельности учащихся)
Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы.
Выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.(Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий)
1. Мышление учащихся;
2. Овладение умениями связанными по данному учебному предмету
1. Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого, не изучаемого в школе произведения;
2. Сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном, планах двух или нескольких произведений;
3. Сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения;
4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией;
5. Самостоятельная оценка литературного произведения, героев (доклады, семинарские занятия, сочинения, участие в диспутах).
Основное содержание программы
7 класс
Введение.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество.
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы 18 века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла 12). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие понятия).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления о парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы (для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...»
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и другие. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки А.П.Чехова».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова (для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!».
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.
В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы 20 века.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны.
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и других. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающими людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина».
Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко.
Михаил Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов 20 века.
А.Вертинский. «Доченьки», И.Гофф. «Русское поле», Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России.
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы.
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одном-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра.
Тематический план
п/п Тема
Количество часов
Уроки развития речи
Уроки внеклассного чтения
Беседы, комбинированные уроки, исследование
Игры, викторины, конкурсы
Контрольные уроки, тесты
всего часов
1.
Ведение
1
2.
Устное народное творчество
1
3
+
+
4
3.
Из древнерусской литературы
1
2
+
3
4.
Из литературы 18 века
2
+
2
5.
Из литературы 19 века
28
5.1.
А.С.Пушкин
1
5
+
_
6
5.2.
М.Ю.Лермонтов
3
+
1
4
5.3.
Н.В.Гоголь
4
+
4
5.4.
И.С.Тургенев
1
2
+
3
5.5.
Н.А.Некрасов
1
1
+
2
5.6.
М.Е.Салтыков-Щедрин
1
1
1
3
5.7.
Л.Н.Толстой
2
+
2
5.8.
Стихи о родной природе
1
+
1
5.9.
А.П.Чехов
1
2
+
+
3
6.
Из литературы 20 века
23
6.1.
И.А.Бунин
1
1
+
+
2
6.2.
М.Горький
1
1
2
+
+
4
6.3.
Л.Н.Андреев
1
+
1
6.4.
В.В.Маяковский
2
+
+
2
6.5.
А.П.Платонов
1
2
+
3
6.6.
А.Т.Твардовский
1
1
1
+
+
3
6.7.
Ф.А.Абрамов
2
+
+
2
6.8.
Е.Н.Носов
2
+
+
2
6.9.
Ю.П.Казаков
1
1
+
2
6.10.
Д.С.Лихачев
1
+
1
6.11.
Стихи о родной природе
1
+
+
1
7.
Из зарубежной литературы
7
+
+
7
Итого
7
8
68
Формы контроля уровня достижения учащихся 7 класса.
Проверка знаний учащихся - это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная функция проверки состоит в контроле знаний и умений обучаемых, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний.
В учебной практике используют три вида контроля знаний и умений школьников. Это текущая, промежуточная и итоговая проверки.
Текущая проверка присутствует на каждом занятии. Традиционными методами текущей проверки являются: опрос, различные виды пересказа, работы творческого характера (сочинения-миниатюры), фронтальная беседа, ответы на вопросы, выразительное чтение и чтение наизусть, составление планов, конспектов, создание иллюстраций к тексту, сообщения и доклады учащихся, составление хронологических таблиц.
Промежуточная проверка проводится для контроля знаний по теме или крупному разделу, а также предусматривается в конце каждой четверти. Промежуточный контроль знаний учащихся по литературе проводится в форме тестов, сочинений, зачетов, проверки техники чтения, терминологических диктантов, а также в нетрадиционной форме - проведении игр, викторин, проблемных семинаров.
Итоговая проверка нацелена на выявление уровня умений и знаний учащихся, которого они достигли к концу учебного года. Это могут быть различного вида комплексные тесты обобщающего характера и предусматривающие:
- вопросы, которые требуют краткого ответа (назвать термин, определить жанр произведения, размер стиха, средство создания художественной образности, стиль и т. д.),
- вопросы, требующие развернутого ответа (написать небольшое сочинение проблемного или аналитического характера, или: «В чем сходство и различие между стихотворением С.А. Есенина «Песнь о собаке» и стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»), - вопросы, требующие знания текста (например, поэтического, или: « Кому из героев повести Н.В. Гоголь дает следующую характеристику..?» или: указать автора строк и т. д.).
Требования к уровню образованности семиклассников
В результате изучения литературы в 7 классе ученик должен
знать/понимать
тексты художественных произведений, сюжет и героев изученных эпических произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков; элементы образной природы словесного искусства;
основные теоретико-литературные понятия: литературный герой, лирический герой, тема, идея, сюжет, композиция произведения, юмор, сатира, строфа, конфликт и т.д.;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения; пересказывать устно и письменно (изложение) - подробно, выборочно, сжато - эпическое произведение;
анализировать художественное произведение; находить элементы сюжета (экспозицию, завязку,
кульминацию, развязку) и объяснять их роль в изученном произведении;
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
определять и объяснять роль изобразительно- выразительных средств языка в контексте;
сопоставлять двух героев в изучаемом произведении;
выразительно читать произведения или их фрагменты (примерный темп чтения 120-130 слов в минуту);
писать произведения разных жанров на литературные темы;
давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
литературного языка;
пользования справочным аппаратом хрестоматии и др. книг.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Критерии оценки устного ответа по литературе
Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.
Оценка сочинений
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений в 8-м классе - 2,0-3,0 страницы.
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.
Оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1- 2 речевых недочета.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.
Допускается:
1 орфографическая;
или 1 пунктуационная;
или 1 грамматическая
ошибка.
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускается:
2 орфографические
и 2 пунктуационные
ошибки;
или 1 орфографическая
и 3 пунктуационные
ошибки;
или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии
орфографических
ошибок;
а также 2
грамматические ошибки.
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.
Допускается: 4 орфографические
и 4 пунктуационные ошибки;
или 3 орфографические ошибки и
5 пунктуационных ошибок;
или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускается:
7 орфографических и
7 пунктуационных ошибок;
или 6 орфографических ошибок
и 8 пунктуационных ошибок;
или 5 орфографических ошибок
и 9 пунктуационных ошибок,
или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
«1»
В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.
Имеется более
7 орфографических,
7 пунктуационных
и 7 грамматических ошибок.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Учебно-методический комплект.
Учебная программа Учебное пособие для ученика, дидактический материал
Учебник
Инструмент по отслеживанию результатов
Методическое пособие для учителей
Рабочая программа по русскому языку, составленная на основе примерной программы 5-9классы. Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.-М.: Просвещение, 2011.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение,
2011.
Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2004.
Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. –
М.: Дрофа, 2007.
В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
Н.Я.Крутова, С.Б.Шадрина. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебнику-
хрестоматии В.Я.Коровиной. –Волгоград:
Учитель, 2011
И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 7 класс. Универсальное
пособие. – М.: Вако, 2006.
Дополнительные обобщающие материалы.
Литература 5-9 классы. Активные формы обучения. Авторы-составители Л.И.Тареева, Т.Н.Захарова, В.В.Никовска и другие. – Волгоград.: Учитель, 2008.
Литература 7 – 11 классы. Уроки учительского мастерства. Автор-составитель И.Д.Бережная. – Волгоград.: Учитель, 2008.
С.Я.Долинина. Литературный турнир. – М.: Наука, 2002.
Л.Л.Бельская Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Н.Ю.Буровцева. Кроссворды для школьников. Литература. –Ярославль.: Академия развития, 1998.
Литература в школе от А до Я. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Большой справочник зарубежных писателей. 1 и 2 часть. – М.: Дрофа, 2007.
Компакт – диски по литературе:
- Русская литература от Нестора до Маяковского;
- Русская драматургия от Сумарокова до Хармса;
- Русская поэзия 17 – 20 веков;
- Библиотека школьника. Справочник.
Интернет – ресурсы:
11