Урок литературы в 8 классе «Мысль семейная» в трудах русских классиков
Цель:
образовательная - доказать взаимосвязь произведений русской литературы, преемственность в раскрытии тем, умение проводить параллели, сопоставлять произведения разных писателей;
воспитательная - определить важность семейных уз, родственных отношений, понять роль семьи в развитии гармоничной личности.
развивающая - развитие исследовательских навыков, умение работать самостоятельно и в группе.
Оборудование: компьютер, запись «Свадебного марша» Ф. Мендельсона из оперы «Сон в летнюю ночь», презентация, авторский клип «Семейные пары в русской литературе», иллюстрации к комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль", контактная страница Николеньки Иртеньева - главного героя трилогии Л.Н. Толстого. «Детство. Отрочество. Юность» (результат проектной работы с предыдущим классом), стикеры и маркеры, магниты, толковый словарь С.И. Ожегова, на доске прикреплено слово «семья» (в течение урока рядом со словом "семья" должны появиться записи с семейными ценностями), фотовыставка «На фоне города снимается семейство»
Ход урока
1. Вступление. Звучит «Свадебный марш» Ф. Мендельсона из оперы «Сон в летнюю ночь». Ученики входят в класс, рассаживаются.
Учитель:
- Удивлены? «Свадебный марш» Франца Мендельсона звучит сегодня на уроке литературы не случайно. Он поможет вам определить тему нашего урока взаимообучения. У кого уже готов ответ?
Предполагаемые ответы учеников:
- Это музыкальное произведение молодожёны слышат в ЗАГСе на своей свадьбе. Значит ли это, что мы будем говорить о свадьбах?
- Или о любви?
Учитель:
- Если бы мы играли в детскую игру «Тепло или холодно», я бы сказала вам «Очень тепло, даже жарко». Вы подошли близко к правильному ответу. Думаю, следующий музыкальный клип даст вам ещё одну подсказку.
Клип «Семейные пары в русской литературе»
Предполагаемые ответы учеников:
- С венчания или регистрации в ЗАГСе начинается семья. В клипе мы увидели несколько влюблённых пар из произведений русской литературы: Ассоль и Грея, Руслана и Людмилу, Петра Гринёва и Машу Миронову. Возможно, мы поговорим сегодня о семейных ценностях, которые раскрываются на страницах прочитанных нами произведений.
2. Актуализация темы
Учитель:
- Верно. Обобщив опыт классиков русской литературы, мы попытаемся выявить «мысль семейную» в прочитанных нами произведениях, а, опираясь на собственные ресурсы, мы проведём сравнение с положением семьи в современном обществе. Предлагаю эпиграфом к нашему уроку взять слова В.Распутина: «Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре - одна важнее другой».
Центральный вопрос: как освещалась тема семьи в русской литературе?
3. Распределение заданий
А). Групповая работа (на основе предыдущего домашнего задания).
1 группа создаёт проект-фантазию «Сайт семьи Петра Гринёва» (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
2 группа представляет антирекламный проект семьи на основе иллюстраций к комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль".
3 группа на основе информации, помещённой на контактной странице главного героя трилогии Л.Н. Толстого. «Детство. Отрочество. Юность» представляет эссе по проблеме: «Что же такое семья глазами Николеньки Иртеньева?
Б). Индивидуальные задания
Один ученик в течение урока на доске оформляет соответствующие записи - выводы: «Что такое семья?», «Семейные ценности в трудах классиков русской литературы»
Второй ученик становится экспертом. Его цель – комментировать записи на доске.
4. Представление результатов групповой работы.
5. Итоги урока.
Учитель:
- Какую роль играет семья в раскрытии личности героев?
- Изменились ли семейные ценности за последние два века? Обратимся к появившимся записям на доске:
«Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе», - читаем мы в толковом словаре С.И.Ожегова.
Семейные ценности, воспетые в русской литературе: уважение, любовь, взаимопонимание, дети, общие интересы.
Предполагаемые ответы эксперта:
- По-моему, это определение не передаёт того, в чём заключена «душа слова». На мой взгляд, семья - это нерушимый союз родных людей, которые дарят друг другу радость общения. Это люди, ради которых живёшь. Семья - это то, что делает тебя счастливым.
Добавления учащихся:
- Семья – это место, где царит любовь, дружба, радостная атмосфера,
- там, где не чувствуешь себя одиноким, ненужным и потерянным,
- там, где стойко преодолеваются трудности и т.д.
Учитель:
- Какое значение оказывает семья на развитие вашей личности?
(Основная мысль разговора: «Русские писатели изображают своих героев сквозь призму семейных отношений. Многие герои проходят определенный путь идейно-духовного развития путем проб и ошибок. Они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. И, безусловно, каждый художник слова в своем произведении уделяет достаточно много внимания "мысли семейной", так как считает, что прочная семья - основа государства, России»).
6. Рефлексия (проводится в рекреации во время знакомства с фотовыставкой «На фоне города снимается семейство»)
Представьте, что вы находитесь в сокровищнице. Перед вами сундучок, в котором хранится не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого. Запишите на карточке по три семейные ценности, которые должны быть в вашей семье.
7. Домашнее задание (учитель раздаёт тексты).
Написать сочинение-рассуждение (по выбору учащихся)
1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Напишите сочинение, раскрывающее ваше понимание мысли Л.Н.Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по - своему»
Текст
Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет - старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.
Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.
Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!
Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.
Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе! Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (По Ф.Искандеру)
4