Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества изученных писателей; изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Содержание тем учебного курса «Литература» 9 класс
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека
Подведение итогов изучения литературы в средних классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко- литературный процесс. Литературные направления, школы. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды.
Теория литературы: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.
Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.
Из древнерусской литературы
Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».
Теория литературы: жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.
Развитие речи: различные виды чтения, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в истории русского книгопечатания».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Слово...» в истории русской культуры».
Из литературы XVIII века
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XYIII века. Особенности русского классицизма.
М. В. ЛОМОНОСОВ – учёный, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.
Г. Р. ДЕРЖАВИН. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. Тема поэта и поэзии в Лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
А.Н. РАДИЩЕВ. Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).
Теория литературы: жанр путешествия. Развитие речи: различные виды пересказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме.
Н. М. КАРАМЗИН – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои повести «Бедная Лиза». Влияние сентиментальных повестей Карамзина на произведения русской литературы.
Из литературы XIX века
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала XIX века.
В. А. ЖУКОВСКИЙ. Жизнь и творчество (обзор). «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады, фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
А.С. ГРИБОЕДОВ. Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.
Теория литературы: комедия в стихах, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, реферат или сочинение-размышление.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами А.С. Грибоедова», дискуссионный клуб: «Актуальна ли сегодня грибоедовская комедия? »
А.С. ПУШКИН Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «К***» ( «Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Реализм. История создания романа «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» первой трети XIX века.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт». Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Прощай, немытая Россия». Судьба Лермонтова и судьба его поколения. «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён». Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва». Адресаты любовной лирики.
Художественные произведения, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Замысел, смысл названия и проблематика романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.
Теория литературы: романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».
Н.В. ГОГОЛЬ. Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мёртвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, от- I ношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.
Теория литературы: развитие реализма.
Развитие речи: различные виды пересказа, составление словаря языка персонажа, составление тезисов, сочинение с элементами характеристики художественно-выразительных средств.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин», вечер в литературной гостиной «Гоголь шутит, Гоголь смеется, Гоголь...» (учащиеся сами добавляют недостающее слово к теме вечера), защита рефератов по теме «Биография и творчество Н.В. Гоголя».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.
Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение с элементами сопоставления, например: «Маленький человек в изображении Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского ».
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
Л.Н. ТОЛСТОЙ. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.
Развитие речи: различные виды пересказа, сложный план, устное сочинение, формулировка тем сочинений учащимися
А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе.
Вч «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
Из литературы XX века
Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм).
И.А.БУНИН Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство Бунина. Лиризм повествования.
Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.
Теория литературы: авангардизм, модернизм, фольклор и литература.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, цитатный или тезисный план к устному сочинению, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей, записей мастеров художественного слова, авангардизм и модернизм в живописи, музыка на стихи поэтов Серебряного века, поэты Серебряного века в живописи; творческие работы учащихся (конкурс художников-иллюстраторов).
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания, литературный вечер, устный журнал, предметная неделя и др.
Краеведение: заочные литературные экскурсии, написание и защита рефератов, литературный вечер.
М.А. БУЛГАКОВ. Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.
Теория литературы: сатира, сарказм.
Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение в виде развернутой рецензии.
Связь с другими искусствами: М.А. Булгаков и театр, произведения Булгакова на киноэкране (викторины, выставки).
М. И. ЦВЕТАЕВА. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви. О жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой. «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
А. А. АХМАТОВА. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.
М.А. ШОЛОХОВ. Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на | страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека » с военным очерком «Наука ненависти».
Развитие речи: различные виды пересказа; цитатный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: экранизация художественного произведения, работа с иллюстрациями.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского. «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, цитатный план.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Мои любимые стихи А.Т. Твардовского».
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН
Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Теория литературы: реальное и символическое.
Развитие речи: тезисы для выступления по проблеме «Традиции Н.А. Некрасова в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
Связь с другими искусствами: иллюстрации к рассказу. Краеведение: годы жизни на рязанской земле.
Б. Л. ПАСТЕРНАК. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти». Философская глубина лирики Пастернака.
Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков
Романс и песня. А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, М. Ю.Лермонтов, А. К. Толстой, А. А. Фет, В. А. Сологуб.
Из зарубежной литературы
Античная лирика. КАТУЛЛ. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить». Чувства и разум в любовной лирике поэта.
ГОРАЦИЙ. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
Для заучивания наизусть
Г.Р. Д е р ж а в и н. Одно-два стихотворения — по выбору.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывок по выбору).
А.С.Пушкин. Одно из стихотворений.
М.Ю. Лермонтов. Одно из стихотворений.
Ф.Л.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов. Два-три стихотворения — по выбору.
А.А.Блок, С.А. Есенин, М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, А.Т.Твардовский. По одному стихотворению — по выбору.
Для домашнего чтения
Из литературы XIX века
М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии...»
А.С.Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Анчар», «Поэт», «Бахнисарайский фонтан».
М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Рассталисьмы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
Н.В. Гоголь «Женитьба», «Портрет».
Ф.И.Тютчев. «Цицерон», «Осенний вечер», «Еще томлюсь тоской желаний...», «Над этой темною толпою", «Она сидела на полу...».
Н.А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей", "Всегда хороша несравненно», «Кому на Руси жить хорошо" (глава «Крестьянка»).
ф.М.Достоевский. «Белые ночи».
А.П. Чехов. «Душечка», «Дама с собачкой».
А.А.Блок. «Россия», «Скифы».
М.А.Шолохов. «Донские рассказы».
Учебно-тематический план курса «Литература» 9 класс с указанием примерного количества часов
разделов и тем
Максималь-
ная
нагрузка учащегося, ч.
Из них на развитие
речи,
ч.
Из них на внеклассное чтение,
ч.
Сочи-
не-
ния
1.
Вводный урок
1
-
-
-
2.
Древнерусская литература
6
2
2
-
4.
Русская литература XYIII века
8
3
2
1
5.
Шедевры русской литературы XIX века
61
17
7
5
6.
Литература XX века
19
5
3
2
7.
Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков
2
1
-
-
11.
Из зарубежной литературы
2
-
-
-
14.
Итого
99
28
14
8
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Рабочая программа «Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 кл. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений» М.; Просвещение, 2011г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.
«Литература» 7 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе в 2-х частях (авторы-составители В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин - М.: «Просвещение», 2014 г
«Литература» 8 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе в 2-х частях (авторы-составители В. Я.Коровина, В.П.Журавлев, В. И. Коровин, М.: Просвещение, 2014).
«Литература» 9 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч./ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2012.
Фадеева Т. М. Дидактические материалы по литературе 8 класса. М, Экзамен. 2012 г.
Аристова М. А. Справочник по русской литературе для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Зарубежная литература ХХ века. Учебно-методическое пособие. Авт.-составитель: Гиль О.Л. Изд. «Флинта», 2015г.
Фонохрестоматия к учебнику «Литература.8 класс». В. Я.Коровина, В. П.Журавлев, В. И.Коровин.
Сайт [link] . Методическая копилка учителя Так то ЕНТ
Компьютер, экран, проектор.