Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка» СИСТЕМА УРОКОВ ПО КУРСУ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НИДЕРЛАНДЫ. 4. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕМА: ЯН ВАН ЭЙК. ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


СИСТЕМА УРОКОВ ПО КУРСУ "ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НИДЕРЛАНДЫ".

4. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ.

ТЕМА: ЯН ВАН ЭЙК. ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ.


ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника; с судьбой Гентского алтаря; с портретным наследием мастера, помочь учащимся увидеть мир человеческих чувств в работах Яна ван Эйка; развивать умение готовиться к семинарскому занятию, опираясь на рекомендованную литературу: развивать умение анализировать произведение искусства, определять его духовное содержание и эмоциональное настроение; аргументировано высказывать свое отношение к произведению искусства; воспитывать способность сопереживать чужому горю, радости, успеху другого человека, т.е. пробудить отзывчивость; создать благоприятные условия для установления внутреннего диалога между учащимся и великими образами


Тип урока: комбинированный (семинарское занятие).

НАГЛЯДНОСТЬ: слайды и репродукции произведений Яна ван Эйка "Гент-ский алтарь", '"Портрет супругов Арнольфини", "Портрет человека в тюрбане", "Мадонна канцлера Ролена"; музыка Гийома Дюфаи, И.Окегема.


ВОПРОСЫ для ОБСУЖДЕНИЯ,

I. Каким был жизненный и творческий путь Яна ван Эйка?

2. Что представляет собой Гентский алтарь?

3. Какова судьба Гентского алтаря?

4. Каково портретное наследие художника?


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Какие художественные средства определяют индивидуальность почерка художника?

2. Что характерно для живописи, определяющей быт бюргеров?

3. Какие вы знаете произведения Яна ван Эйка?


ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ.

1. Ян ван Эйк - уроженец городка Маасэйк в Северных Нидерландах.

2. Два изобразительных цикла алтаря: повседневный и праздничный.

3. Судьба Гентского алтаря.

4. Портретное наследие художника.


Литература;

1. Энциклопедия для детей, Том 7, Искусство. Ч.1 Архитектура, изобразительное ш декоративно- прикладное искусство с древнейших времен и до эпохи Возрождения./ Глав. ред. М.Д.Аксенова.- М.: Аванта+, 1997.- 688с.: ил.

2. Н.Н.Никулин. Искусство Нидерландов XV-XVI вв. "Искусство"; Ленинградское отделение, 1984.


Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели, задач урока.

II. Основная часть.

1. Ян ван Эйк- уроженец городка Маасэйк в Северных Нидерландах (сообщение учащихся о творчестве Яна ван Эйка). ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ.

Ян ван Эйк - уроженец городка Маасэйк в Северных Нидерландах. Учителем, давшим ему первые урока живописи, был его брат Губерт, вместе с которым Ян работал впоследствии вплоть до его смерти в 1426 г.

В 1425 г. Ян ван Эйк поступил на службу к герцогу Бургундскому - Филиппу III Доброму. Тот высоко ценил талант художника, щедро оплачивал его работы и порой давал ему довольно ответственные поручения: например, в 1427-1428 гг. Ян ван Эйк отправился в составе герцогского посольства в Испанию, а затем в Португалии. В 1427 г. Ян ван Эйк посетил Турне, где был с почетом принят местной гильдией живописцев и, вероятно, встречался с Робером Кампеном или видел его картины. Позднее он работал в Лилле и Генте, а в 1431 г. купил дом в Брюгге, где и жил до самой смерти.

Ранние работы Ян ван Эйка не обнаружены до сих пор. Первое из его произведений - Гентский алтарь - создано по заказу гентского горожанина Йодока Вейдта, человека богатого и влиятельного, для его семейной капеллы Святого Иоанна Богослова в гентской церкви Святого Иоанна Крестителя. Работа над алтарем была начата, видимо, около 1422 г., а закончена в 1432.


ВОПРОС. Что из себя представляет Гентский алтарь?

(П.О.)

Алтарь представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, состоящий из двадцати шести картин, на которых изображены двести пятьдесят восемь человеческих фигур. Высота алтаря в центральной его части достигает трех с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) - пяти метров.

Картины, составляющие алтарь, объединены в два изобразительных цикла: повседневный (живопись с внешней стороны алтарных створок, доступная зрителю, когда алтарь закрыт) и праздничный (центральная часть алтаря и внутренние стороны его боковых створок).


ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕПРОДУКЦИЙ Гентского алтаря на фоне мессы Г.Дю­фаи "Если бледно мое лицо".


ВОПРОС. Что вы видите в нижнем ряду картин повседневного цикла?

П.О. В нижнем ряду картин повседневного цикла изображены донатор Йодок Вейдт с супругой, молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, покровителей церкви и капеллы.


ВОПРОС. Что расположено вне?

П.О. Выше расположена сцена Благовещения, причем фигуры архангела Гавриила и Богоматери разделена изображением окна, в котором вырисовывается городской пейзаж, по преданию точно соответствующий виду из окна в Гентском доме Вейдтов.

В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц-сивилл, предсказавших пришествие Христа.


ВОПРОС. Что происходит при раскрытии створок алтаря?

П.О. Когда алтарные створки раскрываются, на глазах у зрителя происходит ошеломляющее превращение. Размеры полиптиха увеличиваются в шесть раз, а картины повседневной жизни мгновенно сменяются зрелищем земного рая. Исчезают тесные и сумрачные каморки, и мир словно распахивается: просторный ландшафт загорается всеми красками палитры, яркими и свежими, живопись праздничного цикла посвящена редкой в христианском изобразительном искусстве теме торжества преображенного мира, которое должно наступить после совершения Страшного суда, когда зло будет побеждено окончательно, и на земле утвердятся правда и согласие.


ВОПРОС. Что изображено в верхнем ряду праздничного цикла?

П.О. В верхнем ряду картин, в центральной части алтаря, изображен Бог-Отец, сидящий на престоле. Слева и справа от престола восседают Богоматерь и Иоанн Креститель, далее по обеим сторонам располагаются поющие и музицирующие ангелы, и, наконец, ряд замыкают нагие фигуры Адама и Евы. Начало земного пути человечества здесь смыкается с его завершением.


ВОПРОС. О чем повествует многолюдная сцена поклонения Божественному Агнцу?

П.О. 1. Нижний ряд картин изображает сцену поклонения Божественному Агнцу. В середине луга возвышается жертвенник, на нем стоит белый Агнец, из его пронзенной груди стекает в чашу кровь - это символ искупительной жертвы Христа. Ближе к зрителю находится колодец, из которого изливается живая вода. Возле колодца расположились две большие группы людей; слева - ветхозаветные праведники и добродетельные язычники; справа - апостолы в истрепанных и выгоревших плащах, за ними Папы, епископы, монахи и миряне. Вдали, за холмами, поросшими лесом, возвышаются готические башни Небесного Иерусалима.

2. На четырех боковых створках алтаря изображены два великолепных шествия; справа бредут святые отшельники и пилигримы, слева под разноцветными знаменами, сверкая оружием, движется кавалькада воинов Христовых во главе со святыми Мартином, Георгием и Себастьяном; за ними едут "праведные судьи", справедливые и добродетельные земные властители: король Артур, Карл Великий, Людовик Святой.

3. У жертвенника Божественного Агнца сошлись пути праведников всех времен: тех, кто в разные века молитвой или мечом, терпением или правосудием, сердцем или разумом служил на земле добру. Все это множество людей (отныне единый народ Божий) поклоняется Агнцу и одновременно принимает Его жертву; кровь Агнца претворяется для них воду Вечной жизни и Благодать Святого Духа, который в виде голубя парит над жертвенником. От голубя в разные сторона расходятся золотые лучи, делая каждое лицо светлее. Эта картина - вдохновенный гимн великому согласию, примирявшему небеса с землей, связывающему Адама и Еву с их многочисленными потомками.

Грядущее торжество праведников представилось художнику в привычных образах земного мира. Даже поющие ангелы изображены бескрылыми, но зато их лица, движения, жесты передают исполняемую ими мелодию так ярко, что ее, кажется, можно "прочитать" по ним, как по нотной записи.


ВОПРОС. Какие смысловые и композиционные связи соотносят повседневный и праздничный циклы алтаря друг с другом?

П.О. Множество смысловых и композиционных связей соотносит эти два цикла алтаря друг с другом. Благовещение, происходящее в скромном интерьере дома Вейдта, воспринимается как начало того преображения мира, которое предстает на внутренней поверхности алтаря уже свершившимся. Скромность Девы Марии в сцене Благовещения превращается в сцене Поклонения Агнцу в величие Царицы Небесной. Лица супругов Вейдт, застывшие в молитвенной сосредоточенности, предваряют просветленные лики праведников. Принцип взаимного соподчинения двух изобразительных циклов Гентского алтаря прекрасно отражает мироощущение нидерландца XVв., для которого под покровом повседневности таились величие, торжество и чудо - точно так же, как сложенный алтарь скрывает в себе живописное великолепие картин "праздничной" стороны.


2. Что вам известно о судьбе Гентского алтаря?

П.О. Вопрос об авторах алтаря вызывает споры исследователей до сих пор. Старинная надпись на его раме гласит, что работу над алтарем "начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет", а закончил ее Ян, искусстве второй". Однако эта надпись сделана в XVI веке, и современные ученые не особенно склонны ей доверять. Те из них, кто отрицает само существование Губерта ван Эйка, считают, что в своем первоначальном виде эта надпись содержала имена резчика, сделавшего раму (по иронии судьбы, носившего имя Губерт), и Яна ван Эйка -единственного автора живописи алтаря. Во всяком случае, большая часть работы была выполнена много лет спустя после смерти Губерта в 1426 г. Вполне возможно, что кисти Губерта ван Эйка принадлежат изображения Бога-Отца, Богоматери и Иоанна Крестителя.

Почти четыреста лет Гентский алтарь находился в капелле Святого Иоанна Богослова, принадлежавшей семейству Вейдт. В обычные дни алтарь держали закрытым; лишь изредка церковный сторож распахивал створки, чтобы показать его во всем великолепии самым почетным (или особенно щедрым) гостям города. Только раз в году, в день храмового праздника, алтарь открывали, и тогда перед ним собиралась огромная толпа, в которой всегда оказывалось много художников.


2. В августе 1566 г., когда фанатики-иконоборцы повсюду уничтожали священные изображения, алтарь спрятали в здании городской ратуши, и он вновь был возвращен на свое место в капелле лишь в 1587 г. В 1781 г. продали картины, изображавшие Адама и Еву. В 1794 г. четыре картины из центральной части алтаря вывезли французские войска. Шедевры заняли почетное место в экспозиции Лувра, но в 1816 г. их пришлось вернуть. Однако почти в то же самое время были проданы боковые створки, попавшие в Берлин. В 1918 г., по окончании Первой мировой войны, в соответствии со специальными пунктами, Версальского мирного договора все составные части алтаря вернулись в Гент. Но в 1934 г. створку с изображением "праведных судей" из собора украли; разыскать ее так и не удалось. Сейчас ее заменили превосходно сделанной копией. С началом Второй мировой войны Гентский алтарь отправили на сохранение в Южную Францию, там он, однако, попал в руки немцев, захвативших Францию. В 1945 г., по окончанию войны, алтарь был обнаружен около австрийского города Зальцбурга в соляных копях, где его прятали. Вскоре шедевр Яна ван Эйка вновь вернули той церкви, для которой он предназначался с самого начала (ныне собор Святого Бавона в Генте).


4. Портретное наследие художника.

Ян ван Эйк много работал и как портретист.

ПРОСМОТР СЛАЙДОВ С РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН кисти Яна ван Эйка:

1."Портрет супругов Арнольфини (1432),

2."Портрет человека в тюрбане"(1433),

3."Мадонна канцлера Родена"(1435).


УЧИТЕЛЬ.

Рассмотрим "Портрет супругов Арнольфини" более внимательно.

Итальянский купец Джованни Арнольфини с 1420 по 1442 г, жил в Брюгге в качестве представителя банкирского дома Медичи, одной из богатейших семей в Италии. Около 1432 г. он женился на своей соотечественнице Джованне Ченами. Именно этому событию и посвящена картина ван Эйка.

Новобрачные, соединив руки, клянутся хранить верность друг другу, причем жених подтверждает святость договора жестом обращенной к небесам руки. В XV веке такой обряд, совершаемый в присутствии свидетелей, мог заменить церковное венчание; браки, заключенные подобным образом, признавались вполне законными. В круглом зеркале, висящем на стене позади супругов, отражаются их спины и еще два человека, стоящие в дверях, - это свидетели. Надпись над зеркалом гласит: "Ян ван Эйк был здесь". Значит живописец (видно близкий друг семьи Арнольфини) присутствовал при совершении брачной церемонии и, может быть, написал эту картину именно для того, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждавшим законность брака.

Бракосочетание совершается в святая святых бюргерского дома - тесной спальне, освещенной боковым светом, падающим из окна.


ВОПРОС. Все вещи имеют затаенный символический смысл. Какой?

П.О. Слева возвышается кровать под пологом - символ супружества. Многие из предметов, окружающих молодых, имеют скрытый смысл:

- собачка у ног напоминает о верности (изображения таких же собачек на супружеских надгробиях означали верность, побеждающую смерть);

- комнатные туфли - о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейной пары;

- апельсины на окне - о радостях супружества;

- метелка - о чистоте (как о чистоте тела, так и чистоте духа);

- статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц,- о будущем потомстве;

- четки - о благочестии;

- круглое выпуклое зеркало, висящее в глубине, картины как раз над соединенными руками молодых людей - символизируют всевидящее око Бога, перед лицом которого они клянутся беречь и поддерживать друг друга.


ПРОСМОТР СЛАЙДОВ: "Портрет человека в тюрбане” (1433), "Мадонна канцлера Родена" (1435).


ВОПРОС. Что характерно для живописи, изображающей быт бюргеров?

П.О. Тонкая скрупулезность, любовь к уюту, почти религиозная привязанность к миру вещей.


УЧИТЕЛЬ.

Портретное наследие Яна ван Эйка созвучно работам Робера Кампена: в изображении людей у него проявляются те же скромность и глубина, Один из портретов работы ван Эйка подписан: "Как я могу". В этом девизе художника смирение и достоинство слились воедино с той поразительной легкостью, какая была возможна лишь в эпоху встречи культур средневековья и Возрождения.


III. Заключение.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Всему классу:

1. Подготовить устно ответ на вопрос: "Какую роль сыграл Ян ван Эйк в возникновении масляной живописи?"

2. Ознакомиться с вопросами к практическому занятию "Нидерландские пословицы" Питера Брейгеля Старшего.

3. Выписать русские пословицы, поговорки, крылатые слова о труде, человеческих пороках.

4. Найти в словаре и записать значение слов: полиптих, алтарь, бюргер, палитра, масляная живопись, храмовый праздник.


Индивидуально:

Подготовиться к защите рефератов по творчеству Питера Брейгеля Старшего.


Словарь; полиптих, алтарь, бюргер, палитра, масляная живопись, храмовый праздник,


Литература.

1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.I Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство с древнейших времен и до эпохи Возрождения/ Глав. ред. М.Д.Аксенова,- М.: Аванта+, 1997,-688с: с ил.

2. История зарубежного искусства/ под ред. Кузьминой,- М.“Изобразительное искусство", 1980.

3. Очерки истории искусства (от первобытного искусства до готического искусства)- М., Советский художник, 1987

4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - С-Пб.: Мифрил. 1995.

5. Краткая история искусства. Вып.2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII-XVIIIв.в., Россия XVIIIв.- 2-е изд.,доп.- М, .'Искусство, 1989.

6. Н.Н.Никулин. Искусство Нидерландов XV-XVI вв. "Искусство"; Ленинградское отделение. 1984