Рабочая программа по литературе в 8 классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №470 Калининского района Санкт-Петербурга


СОГЛАСОВАНА

на заседании МО учителей


Председатель МО:

________________ (________________)


«________________» 2016 г.

Протокол №_____


ПРИНЯТА:

Педагогическим советом ГБОУ лицей №470


«________________» 2016 г.


Протокол №______


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ лицей № 470


(Винокурова О.Л.)


«________________» 2016 г.


Приказ №__________




Рабочая программа

по литературе для 8 «Б» класса

Программа рассчитана на 3 часа в неделю,

102 часа в год


Программа составлена в соответствии с требованиями ФКГОС

основного общего образования на основе примерной основной образовательной программы


Учитель Казакова Тамара Владимировна




Санкт-Петербург 2016/2017 год



Программа по литературе 8 класс (под ред. Г.А.Беленького)

3 часа в неделю, 34 недели, 102 часов


Пояснительная записка

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не-обходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.


Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без поте¬ри того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая

группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

В 10—11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Необходимость переработки и переиздания предлагаемой программы была обусловлена изменением учебного плана и переходом на базовый и профильный уровни изучения предмета в средней (полной) школе. Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе следующим образом определяет специфику изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской

литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков).

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста (например, как это сделано в учебнике 6 класса).

Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, ка— читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Анкетирование учащихся школ многих регионов России показало, как важны иллюстрации для понимания изучаемого текста художественных произведений. Художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками луч¬ших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена которых встречаются на страницах учебников-хрестоматий, ученики найдут в именных указателях и словарях, помещенных в конце учебной книги. Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках и учебниках-хрестоматиях, в линии книг под общим заголовком «Читаем, думаем, спорим...».

Аннотации тем программы составлены так, чтобы учитель мог верно определить ориентиры, необходимые аспекты изучения произведения, подготовить план, конспект урока, найти оптимальные формы работы по изучению художественного произведения или творчества писателя.

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора (например, познакомиться с отрывком из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносова в 7 классе и изучить оду в 9; обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения стихотворений Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Заболоцкого и других поэтов в 9 классе, пробудить интерес к личности поэта, а затем изучить их творчество в 11 классе).

Авторы программы считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дубровский», «Сказка о мертвой царевне...»; И. Тургенев. «Бежин луг»; В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно исключенные из многих альтернативных программ. В то же время предлагаются для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся того или иного возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5—9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10—11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы — это живое поступательное движение. Решению этих задач бу¬дет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе (особенно в программе курсов 10—11 классов), к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем).

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе). Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров (Яков Смоленский, Всеволод Аксенов, Васи¬лий Лановой) и воспоминания о чтении произведений русскими писателями-классиками XIX—XX веков (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Горький, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский и др.). Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в Приложениях к программе. Выбор предложенных текстов зависит от учителя и учащихся.

Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской рабо¬ты в профильном классе и пр.), особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и на уроках риторики в старших классах. В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т. п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков,


Основные виды устных и письменных работ (5—9 классы)


Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.


Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.


Развернутый ответ на вопрос.

Рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию.

Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).


Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.


Письменно:

- развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением,

- сочинение-миниатюра,

- сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.


Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 8 КЛАСС

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».

Авторская песня. Основные темы, идеи, образы. Сфера бытования. Сравнение с народной песней.


Русская старина

Из древнерусской литературы

Из «Жития Сергия Радонежского». Духовный подвиг самопожертвования Сергия Радонежского. Защита русских земель от нашествия.

Художественные особенности жития.

«Житие пртопопа Аввакума». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Экспрессивно-эмоциональный стиль «Жития протопопа Аввакума».


Из литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Станционный смотритель». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Тема «маленького человека» в повести. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

Внеклассное чтение. «Петербургские повести». Фантастическое и реальное в повестях. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории.

Повесть «Ася». Образ «тургеневской девушки». Сила характера и цельность натуры. Несостоятельность главного героя-рассказчика. Статья Н.Г.Чернышевского о повести «Ася» - «Русский человек на randevou». Стихотворения в прозе. Основные темы, идеи, образы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


Литература конца 19 – начала 20 века

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. Очерк «Парадокс».Правда жизни и поэзия. Проблема счастья. Миниатюра «Огоньки». Философский смысл миниатюры. Вера в человека, в будущее. Пафос творчества В.Г.Короленко.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе, его отношение к России, к истории. Тема природы в лирике Бунина. Рассказы «Сверчок» и «Косцы» как образцы лирической прозы Бунина. Импрессионизм Бунина.


Из русской литературы XX века

Максим Горький. Краткий рассказ о личности и творчестве. Рассказ «Челкаш». Романтический герой ранней прозы Горького.

Столкновение двух мировоззрений в рассказе. Тема босячества. «Песня о Соколе». Философский смысл притчи. Антитеза

как основной художественный прием.


Николай Алексеевич Заболоцкий. Краткий рассказ о трагической судьбе поэта. Основные темы и идеи творчества.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться».

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).


Михаил Александрович Шолохов. Краткий рассказ о писателе. Тема войны в рассказе «Судьба человека». Образ Андрея Соколова как воплощение лучших черт русского национального характера. Гуманизм Шолохова.


Василий Макарович Шукшин. Краткий обзор жизни и творчества. Рассказы «Чудик» и «Микроскоп». Простые люди – любимые герои Шукшина. Конфликт героя с мещанской средой.


Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о трагической судьбе поэта. Тема родины в лирике Рубцова. Традиции и новаторство в раскрытии темы. «Русский огонек», «Старая дорога», «Журавли» и др.


Из зарубежной литературы

Мигель де Сервантес Сааведра. Краткий рассказ о писателе.

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Избранные главы романа. История создания и печатания романа. Дон Кихот как вечный образ мировой литературы. Фантастические приключения Дон Кихота. Стремление к справедливости, страстное желание главного героя помочь людям. Сатира и юмор в романе. Новаторство Сервантеса в области жанра.

Внеклассное чтение. Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Проспер Мериме. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Связь Мериме с русской литературой. Переводы русских поэтов и писателей.

Мистификации Мериме. Новеллы Мериме. Народные песни балканских народов, собранные Мериме, и «Песни западных славян» Пушкина. Сопоставительный анализ.


Художественная литература, ее особенности и значение.


Раздел литературы

Количество часов

1. Искусство слова

1

2. Устное народное творчество

* Народные песни – 1 ч.

* К.Г.Паустовский. «Колотый сахар» - 1 ч.

* Авторская песня – 1 ч.

3

3. Русская старина

* «Житие преподобного Сергия Радонежского» - 2 ч.

* «Житие протопопа Аввакума» - 1 ч.

3

4. Литература 19 века

* Творчество А.С.Пушкина - 13 ч.

* Творчество М.Ю.Лермонтова – 5 ч.

* Творчество Н.В.Гоголя – 11 ч.

* Творчество И.С.Тургенева – 4 ч.

* Творчество Л.Толстого – 6 ч.

38 из них РР – 6 часов (сочинения)

5. Литература конца 19 века- начала 20 века

* Творчество В.Г.Короленко – 3 ч.

* Творчество И.А.Бунина -5 ч.

8 из них РР – 2 часа (сочинение)

6. Литература 20 века

* Творчество М.Горького – 3 ч.

* Творчество Н.Заболоцкого – 2 ч.

* Творчество К.Г.Паустовского – 1 ч.

* Творчество А.Т.Твардовского – 6 ч.

* Творчество М.Шолохова – 3 ч.

* Литература о Великой Отечественной войне – 5 часов

* Творчество В.Шукшина - 3 ч.

* Творчество Н.Рубцова – 7 ч.

30 из них РР – 5 часа (сочинение)

Урок-зачет -2

7. Зарубежная литература

* Творчество Сервантеса – 3 ч.

* Творчество У. Шекспира – 2 ч.

* Творчество П.Мериме – 2 ч.

7

8. Художественная литература, ее особенности и значение

* Литература и история – 1 ч.

* Произведения литературы как художественное единство – 1 ч.

* Роды и виды литературы – 1 ч.

* Основные средства эпического изображения – 1 ч.

* Художественная речь. Изобразительно-выразительные

средства – 1 ч.

* Стихотворная речь – 1 ч.

* Повторение и резервные уроки – 5 ч.

7 + 5



Календарно-тематическое планирование по литературе

8 класс (по программе Г.А.Беленького)

34 учебных недели 102 часа


урока

По теме

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные

виды

деятельности

учащихся


Формы

контроля

Домашнее задание

Введение. Искусство слова.

1

Искусство слова.

Художественный образ.

Комбинированный (лекция, беседа)

Особенности словесного творчества, худ. образ

Анализ текста, конспектирование

Читательские дневники

Стр.13, в.1-3

Устное народное творчество

1

Народные песни

Исторические песни

Лирические песни

Усвоение нового материала (лекция, беседа)

Типы народных песен, композиция, художественные образы

Выразительное чтение.

Анализ текста

Тест

Стр.23, в.2,4

2

К.Г.Паустовский.

«Колотый сахар»

Комбинированный

Поэзия среднерусской природы в прозе Паустовского.

Анализ текста

Опрос на знание текста

Стр.29,в.2 Подготовить сообщение об одном из авторов-исполнителей

3

Авторская песня.

Усвоение нового материала

Основные темы и образы современной авторской песни

Доклады, сообщения, презентации

Выразительное чтение

Выучить наизусть стихотворение по выбору, мини-сочинение

Русская старина

1

Житие преподобного Сергия Радонежского

Усвоение новых знаний

Особенности жанра жития, чудесное в жизни Сергия

Выразительное чтение, анализ текста


Стр.36-48 (читать)

2

Житие преподобного Сергия Радонежского

Обобщение и закрепление

Образ русского святого

Пересказ с элементами анализа

Опрос на знание текста

Стр.48-50 (пересказ)

3

Житие Аввакума, им самим написанное

Эвристическая беседа

Особенности экспрессивного стиля, жизненный путь Аввакума

Пересказ с элементами анализа

Опрос на знание текста

Стр.50-60 (читать), стр.57, в.1,2 (письменно)

Литература 19 века

1

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. История создания повести «Капитанская дочка»

Усвоение нового материала

Прототипы главных героев, история пугачевского бунта

Запись конспекта, доклады, сообщения

Опрос по теме урока

Стр.66-81 (главы 1-2 читать), Соч.-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка»

2

Формирование характера Петра Гринева. Анализ 1-2 глав

Усвоение нового материала

Образы родителей Гринева, Савельич, детство Петруши Гринева

Анализ текста по вопросам, эвристическая беседа

Опрос на знание текста

Стр.81-101 (гл.3-5 читать рассказ: О жизни Гринева до знакомства с Пугачевым

3

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ глав 3-5

Усвоение нового материала

Быт и нравы Белогорской крепости

Эвристическая беседа, анализ текста по вопросам

Опрос на знание текста

Стр.101-121 (гл.6-8 читать, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белгородской крепости. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра?

4

Падение Белогорской крепости. Анализ 6-8 глав

Усвоение нового материала

Трагическая смерть Василиы Егоровны и ивана Кузьмича, предательство Швабрина

Эвристическая беседа, анализ текста по вопросам

Опрос на знание текста

Стр.121-146 (гл.9-12 читать, заполнить таблицу

5

Необычайные встречи Гринева с Пугачевым

Обобщение и закрепление материала

Образы Пугачева, Гринева, Хлопуши, Белобородова

Анализ текста по вопросам

Письменный ответ на вопрос

Стр. 146-160 (гл.11-13 читать,,ответ:.«Каким я предст. Пугачева после прочтения повести»

6

Становление личности Гринева под влиянием «благих потрясений»

Комбинированный

Знакомство с элементами анализа

литературного героя, опред. роли образа Гринева в повести

Эвристическая беседа

Опрос по теме урока

Отв. на вопр. «Какие убеждения Гринева являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте»?

7

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести

Комбинированный

Образ Маши Мироновой в системе персонажей повести

Эвристическая беседа

Опрос по теме урока

Выбрать тему для сочинения. Составить план, подготовить цитаты.

8

Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»

Обобщение и закрепление изученного

Композиция сочинения-рассуждения

Составление плана, подбор цитат и рабочих материалов


План сочинения

16-17

9-10

РР. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка»

Урок контроля

Композиция сочинения-рассуждения

Написание сочинения

Сочинение

Повторить основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина

18.

11

Анализ сочинений. Тестовая работа по творчеству А.С.Пушкина

Урок коррекции знаний

Урок коррекции знаний

Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Материал, собранный в ходе изучения темы.


Читать Повесть «Станционный смотритель»

19

12

А.С.Пушкин.

Проблематика повести «Станционный смотритель»

Комбинированный

История создания «Повестей Белкина»,

Конспектирование, работа с дополнительной справочной литературой

Опрос на знание текста

Стр.180, вопр.3,5

20

13

«Станционный смотритель»

Комбинированный

Нравственные проблемы повести, библейские образы повести, «маленький человек»

Работа с дополнительной справочной литературой

Письменная работа по произведению

Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Выучить наизусть
стих-е «Кавказ»

21

14

М.Ю.Лермонтов

Лирический герой поэзии Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта

Комбинированный

Тема родины в лирике Лермонтова, тема Кавказа, тема одиночества

Выразительное чтение стихотворений, определение темы, идеи лирического произведения

Тест

Прочитать поэму «Мцыри».

22

15

М.Ю.Лермонтов

«Мцыри»

История создания поэмы

Урок усвоения нового материала

История создания поэмы, композиция поэмы и ее связь с идейным содержанием, тема свободы в поэме

Конспектированиеподбор цитат

Опрос по теме урока

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопр. «Какова цель побега Мцыри»? «Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний»? «Почему погиб Мцыри»?

23

16

Образ Мцыри

Комбинированный

Мцыри как романтический герой

Побор цитат, беседа по прочитанному тексту

Чтение наизусть

Стр. 216-217 (вопр1-4), отрывок из поэмы наизусть

24

17

Романтический герой Лермонтова

Урок-практикум

Бунтарство, богоборчество, свободолюбие, исключительность личности как основные признаки романтического героя Лермонтова

Лекция, беседа

Сост. коллажа

Составить коллаж к поэме, подготовить его защиту

25

18

Поэма «Мцыри» в оценке русской критики

Урок-исследование


Работа с дополнительной справочной литературой

Домашнее сочинение

Написать сочинение по выбранному эпизоду. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Гоголя.

26

19

Н.В.Гоголь

История создания и постановки комедии «Ревизор»

Урок усвоения нового материала

История написания комедии, история постановки на сцене Александринского театра, автор о комедии, особенности жанра

Лекция, беседа

Пересказ

Учить конспект, читать 1-2 действия, заполнить таблицу

27

20

Городские чиновники, их страх перед ревизором как основа развития действия

Урок усвоения нового материала

Образы городничего, почтмейстера, попечителя богоугодных заведений и т.д. Способы характеристики героев в драматическом произведении. Понятие о сатире

Беседа, выразительное чтение по ролям, анализ текста

Опрос на знание текста

Прочитать 3-4 действия, составить план сцен, в которых раскрывается характер Хлестакова

28

21

Хлестаков и его роль в комедии. Хлестаковщина как нравственное явление

Комбинированный

Хлестаков и хлестаковщина, Хлестаков и Осип, Хлестаков в системе персонажей.

Эвристическая беседа, конспектирование

Опрос на знание текста, письменный ответ на вопрос

Составить план характеристики Хлестакова

29

22

Парад чиновников

Позор городничего,
бесславный конец его счастью

Комбинированный

Едкая сатира Гоголя на чиновников, безжалостное обнажение непорядков в городе

Эвристическая беседа, сообщения, чтение по ролям, составление таблицы

Мини-сочине-ние («Пред-ставление чиновниика»)

Читать 5 действие (стр.288-302)

30

23

Многозначность финала

Анализ 5 действия

Конфликт и сюжет художественного произведения

Урок-практикум

Многозначность финала комедии. Понятие о конфликте, сюжете драматического произведения

Эвристическая беседа

Письменный ответ

Стр.302-303 (читать), стр.304,вопр.1-7

31

24

Подготовка к сочинению

Урок-практикум

Система персонажей, герой в системе персонажей, тема, идея произведения, сатирическая направленность комедии, позиция автора, актуальность комедии

Беседа, подбор цитат, составление планов сочинений

Составление плана сочинения

Стр.308-311 (конспект), подготовиться к сочинению

32-33

25-26

РР. Классное сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Урок-практикум

Проблематика комедии Гоголя «Ревизор»

Написание сочинения

Сочинение

Прочитать 1 из повестей Гоголя из цикла «Петербургские повести, подготовить сообщение или презентацию по ней

34

27

Анализ сочинений






35

28

Вн.чтение. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Фантастика и реальность

Урок-семинар

Тема «маленького человека» в повести «Шинель», фант. и реальное в повестях «Нос», «Портрет», трагическая судьба художника в повести «Невский проспект», столкновение мечты и действительности в «Петербургских повестях», черты романтизма и реализма

Доклады, сообщения, презентации, беседа, составление опорного конспекта

Опрос на знание текста

Вопр. в тетради

36

29

Тема «маленького человека» в творчестве Пушкина и Гоголя

Урок повторения и обобщения изученного

Сопоставительный анализ повестей «Станционный смотритель» Пушкина и «Шинель» Гоголя, эволюция темы «маленького человека»

Лекция, беседа

Опрос по теме урока

Читать повесть И.С.Тургенева «Ася» (Гл.1-4)

37

30

И.С.Тургенев. Личность и творчество. История создания повести «Ася»

Урок изучения нового материала

Обзор творчества И.С.Тургенева, место повести «Ася» в творчестве Тургенева

Конспектирование, беседа

Опрос по теме урока

Читать гл.5-10

38

31

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася». Тема любви. Образ рассказчика

Урок изучения нового материала

Ася – «тургеневская девушка». Тема любви в повести.

Беседа, анализ текста, составление проблемных вопросов

Опрос на знание теста

Читать гл.11-22

39

32

Проблематика повести «Ася». Тема природы и искусства в повести

Урок изучения нового материала

Темы природы, любви, искусства в повести, Психологизм Тургенева

Эвристическая беседа, анализ текста, подбор цитат

Развернутый письменный ответ на вопрос

Мини-сочинение

40

33

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

Урок изучения нового материала

Основные темы и идеи стихотворений в прозе Тургенева, ритм, композиция, исполнение

Выразительное чтение стихотворений, анализ текста, беседа, иллюстрирование текста

Выразительное чтение наизусть

Наизусть стихотворение в прозе по выбору

41

34

Л.Н.Толстой. Художник, мыслитель, человек.

Урок изучения нового материала

Основные вехи жизненных и творческих исканий Л.Толстого. Гуманизм Толстого

Сообщения, доклады, презентации, конспектирование, беседа


Стр.362 -365 (читать), читать рассказ «После бала» (стр.365-378)

42

35

Анализ рассказа Л.Толстого «После бала»


Урок изучения нового материала

Изображение жестокости военной муштры в рассказе, композиция рассказа, ее связь с идеей, образ рассказчика. Психологизм Толстого

Беседа, анализ текста, составление киносценария

Развернутый письменный ответ на вопрос

Письменный ответ на вопрос ( стр.379,в.1-3)

43

36

Развитие речи. Сочинение по повести «Ася» и «После бала»

Урок контроля

Композиция сочинения-рассуждения

Написание сочинения

Сочинение

Дописать сочинение

44

37

Анализ сочинений


Урок коррекции знаний


Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;


Материал, собранный в ходе изучения темы.


Прочитать «Хаджи Мурат»

45

38

Вн.чт. «Хаджи Мурат»


Урок новых знаний




Прочитать очерк

Литература конца 19 – начала 20 века

46

1

В.Г.Короленко. «Парадокс». Анализ очерка

Урок изучения нового материала

Автобиографическая основа очерка, правда жизни и поэзия, тема счастья в очерке. Особенности жанра очерка

Беседа по вопросам

Опрос на знание и понимание текста

Часть 2, стр.23,
вопр.1-4

2

В.Г.Короленко. «Огоньки». Анализ миниатюры.

Урок изучения нового материала

Философский смысл миниатюры, особенности жанра миниатюры. Пафос творчества Короленко

Беседа по вопросам

Опрос на знание и понимание текста

Стр.24 -27, вопр.1-4

3

Вн.чт. Рассказ «Мгновение»






4

И.А.Бунин. Тема природы в лирике Бунина.

Комбинированный

Картины осенней природы

Беседа, анализ лирического произведения по вопросам


Наизусть стих. по выбору

5

Лирическая проза Бунина («Сверчок», «Косцы»)

Урок усвоения нового материала

Особенности лирической прозы Бунина

Беседа, анализ текста по вопросам


Стр.31-44 (читать), стр.40, вопр.1-4, стр. 44, вопр.1-4

51-52

6-7

РР. Классное сочинение по литературе 19 века.


Урок развития речи

Темы, идеи, образы русской классики

Написание сочинения

Сочинение

Совершенствовать написанное

53

8

Анализ сочинений






Литература 20 века

54

1

М.Горький. Личность и творчество.

Комбинированный

Личность и творчество М.Горького

Доклады, сообщения, презентации, конспектирование


Стр. 48-78 (читать рассказ)

55

2

М.Горький. «Челкаш»

Урок усвоения нового материала

Романтический герой ранних рассказов Горького

Беседа, анализ текста по вопросам, составление проблемных вопросов

Опрос на знание и понимание текста

Стр.78, вопр.1-4

56

3

Философский смысл «Песни о Соколе»

Урок усвоения нового материала

Особенности жанра, композиции «Песни…», тема и идея, философский смысл произведения

Выразительное чтение, беседа, составление таблицы, составление проблемных вопросов

Чтение отрывка наизусть

Стр.84-86 (конспект), стр.86, вопр. 1,4,5,6,7 Наизусть отрывок

57

4

Творчество Н.Заболоцкого.

Урок усвоения нового материала

Основные темы, идеи творчества Н.Заболоцкого

Выразительное чтение, анализ лирического произведения по вопросам, подготовка иллюстраций или обложки книги стихов


Наизусть стихотворение по выбору

58

5

РР. Как анализировать стихотворение

Урок повторения и обобщения

Приемы анализа стихотворения

Анализ стихотворения по плану

Сочине-ние

Письменный анализ стихотворения

59

6

К.Г.Паустовский. «Телеграмма»

Урок усвоения нового материала

Нравственные проблемы рассказа «Телеграмма»

Беседа, анализ текста по вопросам


Стр.106, вопр.1-4

60

7

А.Т.Твардовский. Поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин».

Урок усвоения нового материала

Личность и творчество А.Твардовского

Сообщения, презентации, конспектирование


Стр.111-113 (читать), читать гл. «Переправа», «О награде», «Гармонь»..

61

8

Анализ главы «Переправа» и других глав поэмы

Комбинированный

Образ Василия Теркина. Тема войны в поэме

Выразительное чтение, беседа, подборка цитат

Развернутый письменный ответ на вопрос

Прочитать поэму до конца

62-63

9-10

Героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина

Урок повторения и обобщения

Образ дороги как один из вечных образов мировой литературы. Образ автора. Особенности юмора в поэме

Сообщения, эвристическая беседа, выразительное чтение

Опрос на знание и понимание текста

Наизусть отрывок из поэмы. Устно подготовить характеристику героя

64

11

Автор и его герой в поэме






Стр. 137 вопр. 1-5

65

12

Вн.чт. Прочитать стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…», «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась пойна…», «О Родине», «Жестокая память» и др.

Урок новых знаний

Образы лирических героев во время Великой Отечественной войны

Отработка навыков анализа лирических произведений

Письменные анализы стихотворениц

Выучить наизусть отрывок

66

13

М.Шолохов. Личность и творчество.

Урок усвоения нового материала

Личность и творчество М.Шолохова

Конспектирование, сообщения, презентации


Стр.141-169 (читать рассказ)

67

14

Тема войны в русской литературе. «Судьба человека».

Комбинированный

Тема войны в русской литературе. Сюжет и композиция рассказа. Особенности повествования от первого лица. Трагизм рассказа. Гуманизм Шолохова

Беседа, письменные ответы на вопросы

Опрос на знание текста

Стр.169-170 (вопросы 1-4)

68

15

Образ главного героя Андрея Соколова.

Комбинированный

Образы Андрея Соколова и Ванюши. Прототип Андрея Соколова. Русский характер в изображении Шолохова

Беседа, выразительное чтение отрывков

Опрос на знание и понимание текста

Стр.170, вопр.5-15, мини-сочинение. Подготовиться к уроку вн.чт.

69

16

Вн.чт. Ч.Айтматов «Ранние журавли»

Комбинированный


Беседа, выразительное чтение отрывков


Подготовить презентацию «Дети на войне»

70

17

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Комбинированный


Беседа, выразительное чтение отрывков

Беседы по анализу стихотворений

Выучить стихотворение о войне

71-72

18-19

Развитие речи. Сочинение по теме «Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века»

Комбинированный




Подготовить презентацию «Дети на войне»

73

20

Анализ сочинений







74

21

В.Шукшин. Личность и творчество.

Урок усвоения нового материала

Обзор жизни и творчества В.Шукшина

Конспектирование, сообщения, доклады, презентации


Стр. 174 (читать), читать рассказ «Чудик» (стр.175-181)

75

22

Анализ рассказа В.Шукшина «Чудик»

Комбинированный

Простые люди- любимые герои Шукшина. Образ главного героя. Мещанство и обывательщина

Беседа по вопросам

Опрос на знание и понимание текста

Читать рассказ «Микроскоп» (стр.181-190), стр.190, вопр. 1-3

76

23

Анализ рассказа В.Шукшина «Микроскоп»

Комбинированный

Андрей Ерин как любимый герой Шукшина

Беседа по вопросам, составление киносценария

Мини-сочинение

Подготовить сообщения и презентации по творчеству Н,Рубцова, выразительное чтение 1 стихотворения по выбору

77

24

Н.Рубцов. Личность и творчество.

Урок усвоения нового материала

Трагические страницы жизни и творчества Н.Рубцова

Конспектирование, беседа, сообщения, презентации


Стр.192-197 (подготовить выразительное чтение стихотворений)

78

25

Тема родины в лирике Н.Рубцова.

Комбинированный

Тема родины в русской лирике и лирике Рубцова

Выразительное чтение, выбор цитат, анализ стихотворения по вопросам


Наизусть 1 стихотворение по выбору, подготовиться к сочинению по предложенным темам

79-80

26-27

РР. Классное сочинение по литературе 20 века

Урок развития речи

Темы, идеи, образы литературы 20 века

Написание сочинения

Сочинение

Подготовиться к зачету в виде теста

81

28

Анализ сочинений







82-83

29-30

Зачет по русской литературе

Урок контроля

Основные темы, идеи, образы русской литературы 19-20 века

Написание теста

Тест

Читать избранные главы романа Сервантеса «Дон Кихот» (стр.201-244)

Из зарубежной литературы

84

1

Сервантес. Личность и творчество. История создания романа «Дон Кихот»

Урок усвоения нового материала

Личность Сервантеса. Обзор творчества. История создания романа «Дон Кихот»

Сообщения, доклады, презентации, конспектирование


Читать выразительно стихотворение Маршака «Дон Кихот» (стр.245-246), вопр. 1-6 на стр.244

85

2

Вечные образы мировой литературы. Образы Дон Кихота и Санчо Пансы.

Урок усвоения нового материала

Образы Дон Кихота и Санчо Пансы

Эвристическая беседа, письменные ответы на вопросы

Опрос на знание и понимание текста

Вопр.7-9, стр.244

86

3

Сатира в романе «Дон Кихот». Образ автора

Урок повторения и обобщения

Юмор и сатира в романе «Дон Кихот». Смешное и трагическое в романе.

Эвристическая беседа, выразительное чтение отрывков

Опрос на знание и понимание текста

Прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта»

87

4

Вн.чт.Шекспир. Загадка Шекспира. «Ромео и Джульетта»

Урок усвоения нового материала

Обзор творчества Шекспира. Загадка личности Шекспира

Конспектирование, сообщения


Прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта»

88

5

Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии

Комбинированный

Пафос ранней трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Трагический конфликт. Система персонажей

Составление проблемных вопросов, беседа, выразительное чтение отрывков

Опрос на знание текста

Мини-сочинение

89

6

Проспер Мериме. Личность и творчество

Урок усвоения нового материала

Обзор творчества П.Мериме. Мистификации Мериме. Мериме и русская литература

Конспектирование, беседа, сообщения


Стр. 248-252 (читать)

90

7

Пушкин и Мериме

Урок усвоения нового материала

«Черногорцы» мериме и «Бонапарт и черногорцы» Пушкина. «Конь Фомы 11» Мериме и «Конь» Пушкина

Сопоставительный анализ произведений по вопросам


Стр.252, вопр.1-2

Художественная литература, ее особенности и значение

91

1

Литература и история в изученных произведениях

Урок освоения новых знаний

Обзор исторических событий, отраженных в литературе




92

2

Произведения литературы как художественное единство

Урок усвоения нового материала

Художественное единство произведений литературы

Конспектирование, беседа, сообщения


Стр. 252-253 отв. на вопр.

93

3

Роды и виды литературы

Урок усвоения нового материала

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Виды литературных произведений

Конспектирование, беседа, сообщения


Заполнить табл.

Стр. 258 вопр. №2 письменно

94

4

Основные средства эпического изображения

Урок усвоения нового материала

Эпическое в литературе

Конспектирование, беседа, сообщения


Стр. 260 один из вопр. письменно (по выбору учащихся»

95

5

Художественная речь. Изобразительно-выразительные средства художественной речи

Урок усвоения нового материала

Выразительные средства и тропы

Конспектирование, беседа, сообщения


Стр. 264 вопр. 1-3

96

6

Стихотворная речь


Урок усвоения нового материала

Отличие стихотворной речи от прозаических

Конспектирование, беседа, сообщения


Стр. 267 вопр. письменно

97

7

Рекомендации по летнему чтению

Урок повторения и обобщения

Успехи и трудности в изучении программы по литературе в 8 классе

Беседа


Списки для чтения литературы на лето

98

8

Повторение. Резервный урок







99

9

Повторение. Резервный урок







100

10

Повторение. Резервный урок







101

11

Повторение. Резервный урок







102

12

Повторение. Резервный урок









Лист корректировки рабочей программы

Класс

урока


Тема урока

Способ корректировки

Дата проведения по факту