Внеклассное мероприятие по творчеству Н.С. Лескова

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Внеклассное мероприятие по литературе,

Посвященное жизни и творчеству Н.С. Лескова

«Самобытнейший» русский писатель, прекрасно чувствующий то неуловимое, что называется «душой народа»… -так отзывался о творчестве Н.С. Лескова М.Горький.

Николай Семенович Лесков прожил жизнь, не богатую крупными событиями, но полную напряженных идейных исканий. Родился писатель 4 февраля 1831 года в захолустном селе Горохово на Орловщине в семье мелкопоместных дворян. «Род наш происходит из духовенства…-вспоминал писатель,- дед и прадед были священниками в селе Лески… От этого и вышла наша родовая фамилия» Отец Лескова тоже закончил семинарию, но «не пошел в попы», а служил мелким чиновником, рано вышел в отставку и вместе с семьей поселился в деревне, где вел жизнь, мало отличающуюся от жизни простых крестьян. «Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков, понимая, как к нему относятся из большого барского дома», - читаем в воспоминаниях Лескова. Орловскую гимназию писатель не закончил. «Я ведь вполне самоучка и всем, что знаю и что усвоил, обязан себе и добрым людям», -писал Лесков. Орловские впечатления легли в основу многих рассказов и повестей Лескова. Родина дала ему чудесный язык, поэтому, уже будучи известным писателем, Лесков с большой теплотой вспоминал Орел, будет гордиться, что вырос в городе, который »вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родине никакой другой русский город». Семнадцати лет Лесков переезжает в Киев. И хотя здесь его ждала та же опостылевшая служба в Казенной палате, именно в Киеве начинается духовное становление писателя. Служба в одной из торговых компаний была связана с беспрерывными поездками по стране. «За три года моих разъездов по России складывался багаж, которого хватило на всю жизнь и которого не наберешь на Невском и в петербургских канцеляриях…» В 60-е годы на страницах печати впервые появляется имя Лескова. Он выступает с публицистическими статьями на самые разные темы общественной жизни, затрагивает острые социальные вопросы. Не случайно в записке канцелярии петербургского полицмейстера значилось: «Лесков. Крайний социалист. Сочувствует всему антиправительственному. Нигилизм во всех формах». На самом же деле общественно-политические взгляды Лескова очень сложны, противоречивы. Горький писал: «Лесков – совершенно оригинальное явление русской литературы. Он не народник, не славянофил, но и не западник, не либерал и не консерватор. В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнения, идеализм и скептицизм». Лесков создает великолепные реалистические образы людей различных сословий: крестьян и мещан, купцов и мастеровых. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» полемически направлена против пьесы А. Н. Островского «Гроза». На первый взгляд эти произведения похожи:

-Героиня Лескова, Катерина Измайлова, как и героиня Островского- купеческая жена. - Обе эти замужние женщины влюбляются и, когда муж уезжает, встречаются с любимым. - Эта любовь приводит их к страшному концу – самоубийству.



Давайте сравним, как ведут себя героини в одной и той же ситуации: муж возвращается…





Сцена из «Грозы» д. 4, явл.4-5





"Гроза»Барыня. Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! – видишь, какая красавица. Ха-ха-ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!

Катерина прячется.

Куда прячешься, глупая? От бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.)

Катерина. Ах! Умираю!

Варвара. Что ты мучаешься-то, в самом деле? Стань к сторонке да помолись: легче будет.

Катерина (подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает). Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!

Кабанов, Кабанова и Варвара окружают ее.

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли

клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя

делала? В первую же ночь я ушла из дому...

Кабанов (растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав). Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!

Кабанова (строго). Ну, ну, говори, коли уж начала. Катерина. И все-то десять ночей я гуляла... (Рыдает.)

Кабанов хочет обнять ее.

Кабанова. Брось ее! С кем?

Варвара. Врет она, она сама не знает, что говорит. Кабанова. Молчи ты! Вот оно что! Ну, с кем же? Катерина. С

Борисом Григорьичем.

Удар грома.

Ах! (Падает без чувств на руки мужа.)

Кабанова. Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!



Ранним утром муж Катерины Измайловой приезжает домой. Он наслышан об «амурах» жены с приказчиком Сергеем…







Сцена из «Леди Макбет…» гл. 7



Леди Макбет

Зиновию Борисычу надоело стоять за дверью да слушать, как жена спит: он постучался. _ Кто там? - не совсем скоро и будто как сонным голосом окликнула Катерина Львовна. - Свои, - отозвался Зиновий Борисыч. - Это ты, Зиновий Борисыч?

- Ну я! Будто ты не слышишь! - Как живешь-можешь? - спросил он супругу.

- Ничего, - отвечала Катерина Львовна и, привставая, начала надевать распашную ситцевую блузу.

- Наши радости-то, чай, всякому известны: по балам не ездим и по

тиатрам столько ж.

- Для чего это вы, Катерина Львовна, в одиноком положении постель надвое разостлали? - как-то мудрено вдруг спросил он жену.

- А все вас дожидала, - спокойно глядя на него, ответила Катерина Львовна.

- И на том благодарим вас покорно... А вот этот предмет теперь откуда у вас на перинке взялся?

Зиновий Борисыч поднял с простыни маленький шерстяной поясочек Сергея и держал его за кончик перед жениными глазами.

Катерина Львовна нимало не задумалась. - В саду, - говорит, - нашла да юбку себе подвязала.

- Да! - произнес с особым ударением Зиновий Борисыч - мы тоже про ваши про юбки кое-что слыхали.

- Ну это мы разберем, все разберем, - отвечал, подвигая жене выпитую чашку, Зиновий Борисыч.

- Не больно-то ваша Катерина Львовна пужлива. Не так очень она этого пужается, - ответила та.

- Что! что! - повыся голос, окрикнул Зиновии Борисыч.

- А знаете, так что ж: вы яснее сказывайте! Зиновий Борисыч промолчал и опять подвинул жене пустую чашку.

- Видно, и говорить-то не про что, - отозвалась с презрением Катерина Львовна, азартно бросив на блюдце мужу чайную ложечку. - Ну сказывайте, ну про кого вам доносили? кто такой есть мой перед вами полюбовник?

-- И-их! терпеть я этого не могу, - скрипнув зубами, вскрикнула Катерина Львовна и, побледнев как полотно, неожиданно выскочила за двери.

- Ну вот он, - произнесла она через несколько секунд, вводя в комнату за рукав Сергея, - Расспрашивайте и его и меня, что вы такое знаете. Может, что-нибудь еще и больше того узнаешь, что тебе хочется?

Зиновий Борисыч даже растерялся. Он глядел то на стоявшего у притолки Сергея, то на жену, спокойно присевшую со скрещенными руками на краю постели, и ничего не понимал, к чему это близится.

- Что ты это, змея, делаешь? - насилу собрался он выговорить, не поднимаясь с кресла.

- Катерина Львовна засмеялась и страстно поцеловала Сергея при муже. В это же мгновение на щеке ее запылала оглушительная пощечина, и Зиновий Борисыч кинулся к открытому окошку.

- А... а, так-то!.. ну, приятель дорогой, благодарствуй. Я этого только и дожидалась! - вскрикнула Катерина Львовна. - Ну теперь видно уж... будь же по-моему, а не по-твоему... Одним движением она отбросила от себя Сергея, быстро кинулась на мужа и, прежде чем Зиновий Борисыч успел доскочить до окна, схватила его сзади своими тонкими пальцами за горло и, как сырой конопляный сноп, бросила его на пол.

.



В отличие от Катерины Кабановой героиня Лескова не останавливается ни перед чем ради возможности быть с любимым:

-отравила свекра, узнавшего про их связь;

-не остановилась даже перед убийством десятилетнего племянника Феденьку, который был наследником Измайлова;

-без сожаления отказывается от своего сына («Ну его совсем…»);

-Этой «темной страсти» Измайлова верна до конца: когда она понимает, что не нужна Сергею, Катерина бросается в воду, увлекая за собой свою соперницу…



Лесков не верил, что в темном царстве купечества возможны такие чистые, честные героини, как Катерина Кабанова. Писатель утверждал, что в жестокой купеческой среде может существовать разве что Катерина Измайлова, не случайно ее называли Леди Макбет – женщина-убийца.



Мир неправды и зла нуждается в праведниках, рыцарях духа, указывающих людям путь к борьбе и спасению. «Я пошел искать праведных, -пишет Лесков в 70-е годы.- Аль уж душа-то у всех сгинула… »



Так возникает серия произведений о праведниках. Народ в этих произведениях предстает таким, каким он был в жизни: малограмотный, нищий, со множеством пороков, привитых долгими годами рабства, и вместе с тем с живой, благородной душой, талантливый, умный, превыше всего любящий свою Родину.



С особой убедительностью все эти черты раскрыты в повести «Левша».





Государя англичане пригласили в самую секретную комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет







Сценка №1 Государь Александр Павлович -- Что это такое значит?

Аглицкие мастера -- Это вашему величеству наше покорное поднесение.

Государь А. П.-- Что же это?

Аглицкие мастера -- -- А вот, изволите видеть сориночку?-- Извольте пальчик послюнить и ее на ладошку взять.

Государь –А.П.- На что же мне эта соринка?

Аглицкие мастера -- Это, - не соринка, а нимфозория.

Государь –А.П.- Живая она?

Аглицкие мастера -- Никак нет,--- не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она сейчас начнет дансе танцевать.

Государь А.П.- А где же ключик?

Аглицкие мастера - Здесь и ключ перед вашими очами.

Государь –А.П.- Отчего же,- я его не вижу?

Аглицкие мастера -- Потому,- что это надо в мелкоскоп.

Ведущий - Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит.

Аглицкие мастера -- Извольте,-- взять ее на ладошечку -- у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе...

Ведущий- Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала.

Государь А.П. -Я вам за эту блоху миллион дам, какими захотите деньгами,-- хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.

Аглицкие мастера -серебром отпустите.

Ведущий -Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович английскую блоху оценил, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.

Сценка№2 Тульские мастера "пересмотрели" инфузорию

Государь Николай Павлович- -- Что это такое, братец, значит, что мы и так и этак смотрели, и под мелкоскоп клали, а ничего замечательного не усматриваем?

Левша -- Так ли вы, ваше величество, изволили смотреть?

-- Государь Николай Павлович –Мы вот как клали, смотри сам -- ничего не видно.

Левша -- Этак, ваше величество, ничего и невозможно видеть, потому что наша работа против такого размера гораздо секретнее.

Государь Н. П. -- А как же надо?

- Левша -- - Надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.

Государь Н. П. Помилуй, скажи,-- это уже очень сильно мелко!

-- Левша- А что же делать,-- -- если только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется.

Ведущий- Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял -- взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

Государь Н. П. -- Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!



Ведущий- «Человек на часах»- один из самых сильных обличительных рассказов Лескова.

Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что в полынью попал человек и взывает о помощи. Солдат долго не решался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением. Солдат Постников стал соображать, что спасти этого человека чрезвычайно легко.

Постников - Если теперь сбежать на лед, то тонущий непременно тут же и есть. Бросить ему веревку, или протянуть шестик, или подать ружье, и он спасен. Он так близко, что может схватиться рукою и выскочить. А как же служба и присяга? Я часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки. Сердце так и ноет, так и стучит, так и замирает... Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, - так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей... Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи, когда, собственно говоря, к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто иное вредное не случится. "Иль сбежать, а?.. Не увидят?.. Ах, господи, один бы конец! Опять стонет..." Но оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которою сейчас же последует военный суд, а потом гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть, даже и "расстрел";

- Т-о-о-ну!.. Спасите, тону!

Тут вот сейчас и есть иорданская прорубь... Конец!

Ведущий - Постников еще раз-два оглянулся во все стороны. Нигде ни души нет,

только фонари трясутся от ветра и мерцают, да по ветру, прерываясь,

долетает этот крик... может быть, последний крик...

Вот еще всплеск, еще однозвучный вопль, и в воде забулькотало.

Часовой не выдержал и покинул свой пост.



Рассказ заканчивается тем, что блюстители порядка истязают солдата-героя, а награждают жулика-командира, присвоившего подвиг часового. Офицер, выдавший себя за спасателя, был награжден медалью «за спасение погибавших». Рядового Постникова было приказано высечь перед строем двумя сотнями розог. Наказанного Постникова на той же шинели, на которой его секли, перенесли в полковой лазарет. Подполковник Свиньин приказал дать наказанному фунт сахару и четверть фунта чаю. Постников ответил: «Много доволен, благодарю за отеческую милость». Он и на самом деле был доволен, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего, что мог ему присудить военный суд. Писатель ищет и находит праведников в самых различных слоях русского общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства…







Главный герой повести «Очарованный странник» - Иван Северьянович Флягин – из крепостных. Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и дает «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придет настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели

Кинофрагмент «Убийство монаха и спасение господ»

Флягин бежит от своих господ и идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки. Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти.

Кинофрагмент «Татарская дуэль»

Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину.



Кинофрагмент «Подщетинили…»

В жизни Флягина будет еще много тяжелых испытаний: 15 лет солдатчины, трагическая любовь и , как было предначертано судьбой, приход в монастырь.



Кинофрагмент «Дорога к храму»

Тридцать пять лет служил Лесков русской литературе. Он всегда выступал в защиту чести, достоинства человека, воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвиг писателя.