Литературно-музыкальная композиция (сценарий)
«Ай да, Пушкин».
Описание работы.
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству А.С.Пушкина. Отсюда появился замысел мероприятия, в котором мне бы хотелось обыграть и представить для всех , как я вижу часть творческого пути А.С. Пушкина, его личность, а также обозначить величину Пушкинского гения в стихотворениях.
Конечно, главное в моей работе – стихи А. С. Пушкина, звучащие на фоне музыки. Мысль о дуэли идет красной нитью и завершается показом фильма «Последняя дуэль». Мне хотелось запечатлеть в памяти бессмертные стихи, так трогающие душу, познакомить учеников с классической музыкой.
Эта литературно-музыкальная композиция совмещает в себе классическую музыку, художественное слово ( в том числе и на французском языке), кино как вид искусства. Кроме того, мероприятие оформлено презентацией. Сама постановка (оформление кабинета, фигура Пушкина) призвана создать атмосферу 19 века, помогает понять писателя и его эпоху.
На экране презентация « Ай да, Пушкин!».
В комнате за столом сидит А.С.Пушкин и пишет пером (на столе книги, шкатулка, чернильница, перья для письма).
Показ отрывка из фильма «Последняя дуэль». На экране бегущий на дуэль Пушкин словно хочет обнадёжить переживающих за него зрителей: «Душа в заветной лире мой прах переживёт…»
В полумраке звучит романс Г.Свиридова «Метель».
На фоне музыки девочка со свечой в руке читает стихотворение Б.Ахмадулиной «Свеча» 1960. ( Плаксеева А.)
Всего-то - чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.
И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи…
Звучит «Апассионата» Л.Бетховена.
На фоне музыки 1 ведущий читает письмо А.С.Пушкина барону Геккерну на французском языке приглушенно, 2 ведущий читает письмо на русском языке (эффект дубляжа):
* Реrтеttez-moi de faire le resume de ce qui vient de se passer/La conduit de Monsieur votre fils metait conue depuis longtemps et ne pouvait metre indifferente
...
* 26 Janvier1837.
«Господин барон!
Позвольте мне подвести итог всему, что случилось. Поведение Вашего сына было давно мне известно и не могло оставить меня равнодушным. Я довольствовался ролью наблюдателя, чтобы вмешаться, когда почту нужным. Случай, который во всякую другую минуту был бы мне крайне неприятен, пришелся весьма кстати, чтобы мне разделаться. Я получил анонимные письма. Я увидел, что минута настала, и воспользовался этим...
Я вынужден сознаться, господин барон, что Ваша собственная роль была не особенно приличною. Вы, представитель коронованной особы,- Вы отечески служили сводником Вашему сыну, Вы, вероятно, внушали ему -нежности, который он высказывал, и глупости, которые он брался излагать
письменно. Подобно старой развратнице, Вы подстерегали мою жену во всех углах, чтобы говорить ей о любви Вашего незаконнорожденного или так называемого сына...Вы хорошо понимаете, господин барон, что после всего этого я не могу терпеть, чтобы мое семейство имело малейшее отношение с Вашим..
.Я не желаю, чтобы моя жена продолжала Ваши родительские увещания. Я не могу позволить, чтобы Ваш сын после гнусного поведения осмеливался разговаривать с моей женой и еще того менее - обращаться к ней с казарменными каламбурами и разыгрывать перед ней самоотвержение и несчастную любовь, тогда как он только подлец и шалапай.Я вынужден обратиться к Вам с просьбой положить конец всем этим проделкам, если Вы хотите избежать нового скандала, перед которым я, поверьте мне, не остановлюсь.
Имею честь быть, Господин барон. Ваш покорный и послушный слуга, Александр Пушкин.
В полной тишине звучит стихотворение А.С.Пушкина «Бессонница» 1830 г.
Звучит «Апассионата». На фоне музыки ведущие читают условия дуэли между Пушкиным и господином бароном Жорже/и Геккерном.
1.Противники становятся на расстоянии 20 шагов друг от друга, за 5 шагов
назад от двух барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам,
2.Сверх того принимается, что после первого выстрела противникам не дозволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же расстоянии.
3.Когда обе стороны сделают по выстрелу, то, если не будет результата, поединок возобновляется на прежних условиях: противники становятся на том же расстоянии в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
4.Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте дуэли.
5.Ниже подписавшиеся секунданты этого поединка, обличенные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своею честью, строгое соблюдение изложенных здесь условий.
Константин Данзас инженер-полковник
Виконт д'Аришак атташе французского посольства.
Звучит «Пастораль» Г.Свиридова. 2 Ведущий:
В решительный день 24 января, в день дуэли, Пушкин находился с утра в возбужденном, бодром и веселом настроении. Встал весело в 8 часов -
после чего много писал - часу до 11, с 11-обед.
3 ведущий:
Его спокойствие было удивительным, он занимался своим
«Современником» и за час перед тем, как ему ехать стреляться, написал
письмо к Ишимовой А.О.- сочинительнице «Русской истории для детей»;
1 ведущий:
«Милостивая государыня, Александра Осиповна!
Крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше
приглашение. Покамест, честь имею препроводить к Вам Гарри Корнуола. Вы
найдете в конце книги пьесы, отмеченные карандашом, переведите их как
умеете - уверяю Вас, что переведете как нельзя лучше.
Сегодня я нечаянно открыл Вашу историю в рассказах и поневоле зачитался.
С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивая государыня, Вашим покорнейшим слугою А.Пушкин.
2 ведущий:
Увидел в окно Данзаса, в дверях встретил радостно. Вошли в кабинет, запер двери. Через несколько минут послал за пистолетами.
3 ведущий:
После отъезда Данзаса начал одеваться, вымылся весь, одел все
чистое, велел подать бекеш, вышел на лестницу. Возвратился. Велел
подать в кабинет большую шубу, и пошел пешком до извозчика. Это было
ровно в час дня.
Экскурс в прошлую беззаботную счастливую жизнь Пушкина.
Учащиеся представляют свои сообщения на тему «Ценитель женских сердец».
Музыка затихает. Звучит стихотворение Л.Филатова:
Звучит «Пастораль» Г.Свиридова:
2 ведущий:
Было около 4 часов. Выпив стакан лимонаду или воды, Пушкин с Данзасом вышли из кондитерской. Они сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту.
На Дворцовой набережной они встретили в экипаже госпожу Пушкину. Данзас узнал, и надежда в нем блеснула, встреча эта могла поправить все, Но жена Пушкина была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону.
С. Рахманинов «Вокализ» или Аве Мария. Звучит стихотворение А.С.Пушкина «Мадонна»:
1 ведущий: В последние часы перед дуэлью он, конечно, думал только о ней.(Выразительное чтение сонета 1830 г. «Мадонна»)
5 ведущий:
В день поединка друзья везли противников через место шумного гулянья, несколько раз останавливались, роняли нарочно оружие, надеясь еще на благодетельное вмешательство, но все усилия и намеки остались безуспешными.
2 ведущий:
Интерес к жизни и творчеству не иссякает, напротив разгорается. Поэт, балагур, любитель праздной жизни никогда не скрывал от современников и от будущих поколений своих прегрешений, слабостей, заблуждений, никогда не стремился казаться лучше.
3 ведущий:
Предлагаю поучаствовать в загадочном расследовании некоторых тайн из жизни Александра Пушкина.
Просмотр фильма-расследования «А.Пушкин. 29-ая дуэль»
Обсуждение фильма учащимися 8 класса.
1 ведущий. Завершая наше мероприятие, хочется оправдать поэта совсем. И пусть та фраза « Ай да, Пушкин, ай да……… !» воспринимается вами, как пожелание быть похожими на него. А он и через века «зайдёт невидимо и сядет между вами»….
Просмотр фильма «Пушкин. Последняя дуэль»
2 ведущий: До новых встреч с Пушкиным…Александром …Сергеевичем.