Тема: "Слеза несбывшихся надежд» ( Рассказ Н.С. Евдокимова "Степка, мой сын").
Форма проведения:
творческая мастерская погружения в текст.
Задачи:
Развитие аналитических умений работы с художественным текстом: извлечение информации из прочитанного, интерпретация текстовой информации.
Формирование навыков формулирования проблем исходного текста, выявления авторской позиции.
Воспитание духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие их эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.
Методическая цель:
Средства реализации методической цели:
Проблемный анализ текста, лингвистический анализ текстовой информации, рефлексивно – аналитические задания (определение ключевых слов-образов, «портрет Войны», «портрет Мира»); приемы: «эпиграф», «яркое пятно»; полилог.
Ход учебного занятия
Мотивационно-установочный этап
Видеоролик «Вальс «Тучи в голубом»
Определите ключевые слова – образы видеоролика и песни
Война, мир, жизнь, смерть, любовь
Идёт 70-ый год со дня окончания Великой Отечественной войны. Страна – другая. Время – другое. Всё меньше остаётся людей, переживших войну. А День Победы остался! Он живёт в воспоминаниях ветеранов о прошедшей войне, в фильмах и книгах.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Какие слова можно взять в качестве эпиграфа к нашему разговору о памяти и о любви?
Но никогда
Нас не покинет память –
Воспоминанье о былой любви.
А. Дементьев
И в этот горький миг
Понятно лишь двоим,
Что человек велик
Страданием своим.
А. Дементьев
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.
Д. Самойлов
Я это имя повторю чуть слышно,
Чтоб музыкой наполнилась душа,
Как будто ты ко мне навстречу вышла,
Но до сих пор до встречи не дошла.
Д. Самойлов
Организационно-деятельностный этап
1.Слово об авторе рассказа:
Презентация
Сегодня я хочу познакомить вас с писателем Н.С. Евдокимовым – нашим современником.
Николай Семёнович Евдокимов родился в 1922 году в Белоруссии в семье медиков. В «Автобиографических заметках» он напишет: «У меня остались нежные, благодарные воспоминания о моих родителях. Между ними были какие-то удивительно добрые, мягкие отношения».
В 1923 году семья вернулась в Москву. В школьные годы будущий писатель занимался в литературном кружке при Доме пионеров.
В 1940 году призван в армию. Николаю Семеновичу Евдокимову было всего 19 лет, когда началась война. Он был призван в армию, «не долюбив, не докурив последней папиросы». Попав в жестокие бои 1941–1942 гг., был контужен и демобилизован по ранению.
Память о страданиях и боли, о погибших молодых жизнях, несбывшихся надеждах, непрожитых биографиях стала источником его творчества
На протяжении всего творчества он обращается к теме войны: «Случай в особняке», «Была похоронка», «Море – его земля», «Была война когда-то…», «Стёпка, мой сын».
Писатель так объясняет своё желание рассказать о войне: «Испытав на фронте физические и нравственные потрясения, увидев смерть товарищей и сам стоя на грани смерти, я ощутил то, что лежит в основе всякого творения,- страдание».
2. Погружаемся в текст
-Название художественного текста часто помогает определить авторскую позицию. Как вы объясните смысл названия рассказа?
Первое впечатление: речь пойдет о маленьком мальчике — Степка. А затем еще — мой сын. Вроде бы спотыкаешься после имени, пауза возникает перед этим «мой сын». Кажется, автору нужно было, чтобы мы услышали какой-то толчок в сердце. Рассказчик подчеркивает: 20 лет как кончилась война, но все эти 20 лет живет в нем память о погибшей любимой, о погибшем сыне, который рос в воображении отца, в его мечтах, мечтах несбывшихся...
– В названии рассказа – три слова, основную смысловую нагрузку несет последнее. Горько оттого, что Степка является сыном только в несбывшихся мечтах отца.
-Как вы думаете, почему писатель делает воображаемого сына именно строителем?
Очень символично, что Степка — созидатель. Он строит дом, пахнущий краской и хлебом. Строитель — самая мирная профессия.
Эта профессия дает отцу право гордиться сыном. Он будит Москву бережными ударами своего мастерка, он кладет кирпич за кирпичом, он строит дом..
-В чем заключаются особенности композиции рассказа? Какова цель такого композиционного построения художественного текста?
– В рассказе два временных пласта: прошлое переплетается с настоящим. Вместе с рассказчиком мы, просыпаясь на рассвете, бредем по пустым московским улицам, затем мысленно переносимся в сорок первый год к озеру Селигер, в деревню Пустошка. Война давно закончилась, но не дает покоя память сердца: «Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще». Воспоминания о погибшей любимой, о неродившемся сыне Степке мучительны для героя, но именно память о прошлом помогает ему жить в настоящем.
Повествование от первого лица придает рассказу исповедальный характер.
Рассказ можно разделить на три смысловые части, о чем они, дайте каждой название.
Рассказ мал, поэтому каждое слово художественного текста несет смысловую нагрузку. Дома вы составили, используя слова текста рассказа, портрет Войны и портрет Мира (Москва)
Портрет Мира: «птицы – хозяева Москвы»
«запах цветов»
«жужжание пчел»
«сонные трамваи и троллейбусы»
«солнечный луч»
«строится дом»
«стук каблучков по асфальту»
«дом, пахнущий краской и хлебом»
– Портрет Войны:
«одни пепелища»
«цветы, пахнущие огнем»
«вершины сосен, срезанные снарядами»
«обглоданные осколками кусты»
«начинена смертью»
«окровавленная шинель»
«мокрая от крови»
«окаменевшие губы»
-В какие тематические группы можно объединить эти словосочетания и предложения?
– Жизнь и смерть.
- Идет война, жестокая и страшная. Какие детали говорят об этом?
(Там много деревень, но их названия я стараюсь не вспоминать, потому что боюсь забыть одно: Пустошка. Когда мы пришли туда, там стояли только дома: люди ушли далеко к Осташкову, увезя свой скарб. А потом и домов не стало- одни пепелища. Но и за эти пепелища день и ночь шли бои. День… два… месяц… Но лес скоро поредел, вершины сосен, срезанные снарядами, упали вниз. И трава поредела: утром и вечером каждый день в один и тот же час вражеские минометы били и били терпеливую землю вокруг наших блиндажей. Они вспахали ее… Каждую ночь мы ходили через эту натыканную минами полоску земли к окопам врага… Но не «языков» мы приводили, мы возвращались, таща на окровавленной шинели одного из наших товарищей. А на следующую ночь снова шли туда.)
Страшен ее лик. Она несет пожары, разруху, смерть. «А потом и домов не стало — одни пепелища. Но и за эти пепелища день и ночь шли бои...», «длинный скользкий шест заменил нам миноискатель», «надеялись обмануть смерть», «утром и вечером каждый день в один и тот же час вражеские минометы били и били терпеливую землю вокруг наших блиндажей...», «красные пули летели прямо на нас, а мы ползли», «мы и мертвые ползли бы вперед, но сержант командовал возвращаться. И снова тащили мы одного из нас на мокрой от крови шинели. Уже не семь было нас в блиндаже, а шесть...», «Горизонт горел зловещим и прекрасным огнем, а за ним глухо и размеренно ухали, ворчали, мололи человеческие жизни жернова войны...», «гибли мои друзья», «а мины выли и выли, они ложились все ближе...»
- Но сердца солдат не огрубели. Что они умели видеть за дымом пожарищ?
(Они видели красоту вокруг себя, умели разговаривать с деревьями, листьями, травой, приручили мышь – живое существо).
Так сложилось у многих молодых людей, первая любовь пришлась на войну! А любовь нельзя отложить на более удобное время, как нельзя остановить приход весны или заставить птиц молчать.
В рассказе противопоставлены два несовместимых явления: любовь, несущая созидание, продлевающая жизнь, и война, несущая разрушение и смерть.
Все чистое, искреннее, большое сосредоточено для рассказчика в девушке по имени Анка. Она санинструктор. Ей всего девятнадцать лет! Ни война, ни смерть кругом не могут помешать им любить: «Что сделалось с Анкой, я понять не мог, Глаза ее светились даже в темноте... Анка теперь ходила по земле осторожно, будто по камешкам шла через ручей, наклонив голову, словно прислушиваясь к чему-то...»
У Анки мягкие руки, нежные, как трава. Именно она, по мнению автора, «изобрела простые, но загадочные своей исцеляющей силой слова: “Потерпи, миленький”, — которые потом, как песня, облетели все фронты, все госпитали».
-Как относились к их любви?
Что-то было в этой любви такое, что и всех вокруг делало чище и добрее. «Все теперь знали о нашей любви и берегли нас, как остатки травы вокруг блиндажа...» Какое неожиданное сравнение!
Для рассказчика, как и для Анки, все происходит впервые: «Мне было двадцать лет, и я не знал других женских рук...
-«Любовь наша была короткой и долгой, бесконечной... я возвращался к ней...». Почему?
Короткой, потому что она быстро оборвалась, долгой, потому что на всю оставшуюся жизнь.
Это чувство живет в нем всегда. Он помнит все мельчайшие подробности: первый поцелуй, нежные губы и щеки девушки, мягкие, как мох...
Поражают слова героя: «Гибли мои друзья, но я знал: меня нельзя убить, нельзя потому, что мне двадцать лет, потому, что там, у наших окопов, ждет меня Анка...» Но война жестока, безжалостна. Анка погибает. Немцы неожиданно начали обстрел. Случайный осколок мины убивает девушку. А перед смертью она говорит о сыне. Он непременно будет похож на любимого. Она и имя для него уже придумала — Степка
Видеоролик стихотворения Юлии Друниной «На носилках около сарая»
-Что объединяет стихотворение и рассказ?
Что хотел сказать нам автор, поведав об истории «короткой и долгой, бесконечной» любви?
Используя антонимы, автор показывает трагедию первой любви на войне и одновременно силу этого чувства, которое не боится смерти.
- Отчего возникает чувство грусти и горечи при чтении фразы: «Ничего не построит Степка»?
- Как бы вы назвали рассказ после его прочтения?
«Степка, мой не родившийся сын»
-Как вы думаете, почему Н. Евдокимов не просто рассказал историю о том, что Анка погибла, что такой случай был, а придумал будущее, которого не случилось?
Автор показал, какая ниточка порвалась: у героев мог родиться сын, мог стать строителем, мог жениться на любимой девушке, были бы еще дети. Но ничего этого нет, и автор один в Москве со своими воспоминаниями. Убили одну Анку, а погиб целый народ.
О чем заставил задуматься прочитанный текст? Какие чувства вызвал?
Война жестока и безжалостна: она оборвала жизнь Анки и любовь героев, не дала родиться их сыну Степке: «Ничего не построит Степка! И ты его не жди, девочка на подоконнике. Он не придет никогда…»
Война отняла у рассказчика самое дорогое, но чувство к любимой не погибло: «…годы прошли, а мы вместе, всегда вместе». Неродившийся Степка растет в воображении отца: «Степке скоро двадцать лет. И мне было двадцать, когда я встретил ту, которую зову его матерью…»
Война – это подвиг во имя будущего: «Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли… Мы и мертвые ползли бы вперед, но сержант командовал возвращаться».
Подведем итоги нашего разговора. Что сказал автор своим читателям, нам с вами?
Герой рассказа никогда не забудет свою военную молодость и любовь. В его сердце одновременно живут выросший и неродившийся Степка, сегодняшняя девушка и ее сверстница военного времени. Читая, чувствуешь всю остроту и невозвратимость потерь: эти девушки и юноши могли бы жить, работать, любить, растить детей...
Война отняла у молодых самое дорогое — жизнь, любовь. Но чувство к Анке не погибло, а осветило всю жизнь и память героя рассказа.
Мысль о противоестественности войны для жизни, кажется, очевидна для здравомыслящих людей. Но, видимо, это не так, если она бьется во многих произведениях о войне. Вспомним.
Г.Бакланов. «Пядь земли»: «Меня мог бы заменить на земле мой сын. Но если убьют меня, его не будет. Пуля, убивающая нас сегодня, уходит в глубь веков и поколений, убивая и там еще не возникшую жизнь...»
В.Астафьев. «Пастух и пастушка»: «Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Последней! Или люди недостойны называться людьми! Недостойны жить на земле!.. Одна истина свята на земле: материнство, рождающее жизнь, и труд хлебопашца, вскармливающий ее».
Б.Васильев. «А зори здесь тихие...»: «И Галя смолкла. Стала на колени возле Сониной головы, тихо плакала. А Рита только дышала тяжело, а глаза сухие были, как уголья...
Отличница была, — сказала Осянина. — Круглая отличница — и в школе и в университете.
Да, — сказал старшина. — Стихи читала.
А про себя подумал: это не главное.
А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом...»
А сколько детей не родилось только потому, что погибли будущие отцы и матери. Звучит стихотворение ( Д. Костюрин. « Баллада о нерождённых»)
Не рожден, не рожден в сорок первом,
Не рожден, не рожден в сорок третьем,
Не рожден, не рожден в сорок пятом,
Не кричат нерожденные дети.
Нет ни плит, нет ни ветров над вами,
Нет ни солнечных дней, ни туманных,
Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя,
Нужно имя, чтоб стать безымянным.
Чтоб письмо в треугольном конверте,
Чтобы слезы тяжелые стыли.
Нужно жить хоть минуту для смерти,
Ну а вы и того не прожили.
Не рожден, не рожден в сорок первом,
И еще — не рожден в сорок третьем,
И еще — не рожден в сорок пятом...
Память вечная павшим солдатам!
ВИДЕОРОЛИК «Давным-давно была война»
Учитель читает стихотворение Н. Рачкова
Мне иногда снятся странные сны.
Целый народ не вернулся с войны.
Целый народ улетел в небеса, -
Там свои пашни, луга и леса!
Там города среди летней жары,
Все еще той, довоенной, поры.
В каждой деревне там свой сельсовет.
Здесь на земле деревенек тех нет.
Там, как обычно, и строят, и жнут,
Губы к губам так доверчиво льнут.
Мать и отец за накрытым столом,
Смотрит ребенок семейный альбом.
В гости заходят, как прежде, друзья.
Только вот смеха услышать нельзя.
Песня и музыка там не слышны.
…ЦЕЛЫЙ НАРОД не вернулся с войны.