Анализ текста постмодернистской литературы.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Анализ текста.


Черты постмодернизма в романе А. Белянина

«Меч Без Имени».


Ироническое фэнтези как жанр родилось в период культурного перелома – в конце XX – начале XXI веков.

Мистические настроения в культуре (и литературе) конца XX – начала XXI веков представлены на самых различных уровнях – от подчеркнуто элитарного до самого массового. Это, как известно, одна из константных примет переломной культуры.

В этой среде зарождается в русской литературе жанр иронического фэнтези. Лучшие его образцы родились под пером людей, весьма сведущих в литературе и искусстве и умеющих создавать синтетические с точки зрения подтекстовых и контекстовых уровней произведения. Ироническое фэнтези стало во многом постмодернистским переосмыслением фэнтези обыкновенного.

Ироническое фэнтези, как многие произведение и модернизма, и постмодернизма, строится на основе создания культурного универсума. При этом от модернизма оно воспринимает позитивную космичность, стремление к универсальной утопии, от постмодернизма же – отсутствие всяческой иерархии, нонселекцию и предельный демократизм (антиэлитарность).

Внутри жанра фэнтези существует поджанр «юмористического фэнтези», который начинает смеяться над собой и над другими разновидностями фэнтези. (А как известно, смех и тотальная ирония чрезвычайно характерны для постмодернизма.)

Фэнтезийный мир Андрея Олеговича Белянина, например, представляет собой смоделированные на основе разнообразных культурных универсалий (и прежде всего – мифологических архетипов) сказочные миры, в которых так называемый положительный герой борется со злом. Это классическая ситуация и мифа, где культурный герой единоборствует с хаотическими чудищами, и волшебной сказки, в которой примерно тем же самым (только с иными целями либо вообще без них) занимается сказочный персонаж. Во всех случаях герой так или иначе побеждает. При этом в прототипических мифологических и фольклорных сюжетах зло физически погибает, то есть устранено.

В произведениях А. Белянина важное положение занимает ИГРА. Игровое начало пронизывает текст. Игра была и в поэтике модернизма, но там она основывалась на уникальном содержании и служила ему. Опираясь на Р. Барта, И. Скоропанова пишет о принципе многоуровневой постмодернистской игры: «ТЕКСТ — объект удовольствия, игры; 1) играет всеми отношениями и связями своих означающих сам ТЕКСТ; 2) играет в ТЕКСТ, как в игру (то есть без прагматической установки, бескорыстно, в свое удовольствие, лишь из эстетических соображений, но активно) читатель; 3) одновременно читатель и играет текст (то есть вживаясь в него, как актер на сцене, деятельно, творчески сотрудничает с «партитурой» ТЕКСТ, превращаясь как бы в соавторы «партитуры»)» 3. Такое утверждение, на мой взгляд, достаточно хорошо характеризует произведения А. Белянина. Его работы — своеобразный пастиш.

Этим термином принято называть художественное произведение, представляющее собой монтаж из различных произведений одного или нескольких авторов. Он активно творит нового читателя, который принимает правила новой игры. Игровое начало в его произведениях проявляется в постоянной перемене местами литературности и жизненности, так что граница между жизнью и литературой в тексте окончательно размывается.

Остановимся на его произведении «Меч Без Имени». Абсолютная свобода, с которой автор обращается с сюжетом, героями, читателем, игра подтекстов, контекстов, литературных реминисценций, единое для писателя и читателя информационное поле, позволяющее писателю экономить языковые средства за счет уже созданных литературных и иных текстов, ирония без высмеивания пороков, толерантность восприятия бытия главным героем Скиминоком – все это дает нам право утверждать, что роман А.Белянина «Меч Без Имени» относится к литературе постмодернизма.

Уже название книги «Меч Без Имени» - это вызов эпической традиции, где у каждого героя есть меч, обладающий собственным именем. Сюжет представляет собой игру с произведением М. Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Герой Белянина попадает в «соединенное королевство», в котором узнаются черты средневековой Англии. Далее следуют его подвиги. Но, в отличие от героя М. Твена, не начинает модернизировать страну, т.к. она уже являет собой сплав массовой культуры ХХ века и средневековой.

Эпиграф первой главы написан высоким слогом: «И сказал он: «Это мое. И это тоже мое. И восстали двенадцать». Таким слогом написано Евангелие. Такое уравнивание высокого и низкого является чертой постмодернизма и, в частности, жанра иронического фэнтэзи. Герой Белянина совершает двенадцать подвигов (как Геракл), в том числе спускается в ад, чтобы забрать свою спутницу. Приключение со Смертью напоминает миф об Орфее и Эвредике, но следуя традиции постмодернизма, он лишается высокого, трагического пафоса (Смерть сначала сама подсказывает, как спасти девушку, а потом выдает квитанцию о том, что «предмет» отдан). Пленение дракона также оборачивается фарсом. Дракона зовут Кролик, он картавит и ест одуванчики.

В романе «Меч Без имени» встречаются прямые упоминания литературных героев: Робин Гуд, Ричард Львиное Сердце, гном Торин, что создает коллажность образов и подтекстов, обычных для постмодернизма.

В пространстве произведения А. Белянина, при основном ориентировании на тексты рыцарских романов и М. Твена, на сюжетном уровне встречаются обращения к мифам (ср. Орфей и Эвредика), сказкам (бытовые сказки, повествующие об обмане Смерти), тексту Дж. Свифта (летающий город Локхайм это отсылка к Лапуту в «Приключениях Гуливера»), а спасение девушки от разбойников, как и способность попадать в истории – это черты Дон-Кихота Сервантеса. Помимо вышеперечисленных текстов классической литературы, в книге Белянина встречаются обращения к фэнтези, в частности к М. Муркоку (Меч Без Имени как и оружие Вечного Воителя действует сам по себе, подчиняя себе хозяина).

Помимо сюжетных аллюзий, есть так же игра со словами и цитатами. Например, имя оруженосца главного героя Буль де Зир, и его называют Бульдозер, что соотносится с внешним видом: «…его кулак был чуть меньше… головы»; дракон произносит известный каламбур: «Я мстю, и мстя моя страшна»; а русского богатыря зовут Злобыня Никитич. Отличительной чертой этого произведения становиться речь главного героя, которая придает несерьезность повествованию.

А.Белянин, создавая свой роман, рассчитывал на читателя, знающего русскую классическую литературу, но в большей мере литературу фантастическую. Кроме того, его читатель находится в общем с ним самим информационном поле, когда все слышат одни и те же новости по телевидению и по радио, смотрят те же фильмы, видят рекламные слоганы и т.д., поэтому писателю не нужно долго «разжевывать» объяснение читателю, достаточно небольшого намека, подтекста, чтобы у читателя возникла та или иная литературная или социальная ассоциация.

Следует отметить главную черту белянинского юмора — он добрый. Смех, которым мы смеемся над книгами Андрея Белянина, позволяет «сквозь внешние проявления небольших недостатков угадывать «положительную внутреннюю сущность». Все персонажи симпатичны нам. С помощью своего особого юмора Белянин смог выразить то, что далеко не всегда удается выразить его современникам — коллегам по цеху — свою огромную любовь к этому миру.

Литературный процесс в России рубежа XX-XXI веков вселяет уверенность в то, что литература по-прежнему необходима человеку и человечеству и верна великому предназначению Слова.


Список литературы:

1. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999. С. 45

2. Белянин А. Меч Без Имени. М., 2007. С. 34.

3. Белянин А.О. Меч без имени: Фантастический роман. – М.: АРМАДА: «Издательство Альфа-книга», 2003.

4. Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм // Знамя. –1998. –№ 4. –С. 193-204.

5. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа – М., 1998. С. 168.

6. Романовский А. Рыцарский миф как элемент массовой культуры // URL: http://religion.ng.ru/concepts/1999-11-10/5_posthuman.html

7. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. (Страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. – М., 1999. С. 107.

8. Черный И. Веселые детективы фантаста Андрея Белянина // http://fandom.ru.