Уроки по русской литературе 18 века в 9 классе /Г.Р.Державин, тест по разделу/

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Марченя Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы

МКОУ «Абрамовская СШ»
Ульяновской области

Конспект урока литературы в 9 классе.

Г.Р.Державин. «Я царь – я раб – я червь – я Бог!»

Цели и задачи:
1. Ознакомление с фактами биографии и личностью поэта 18 века.

2. Сравнение стихотворений Г.Р.Державина и М.В.Ломоносова.

3. Формирование навыков сравнительного анализа.


Оборудование урока:

Портреты поэтов Г.Р.Державина и М.В.Ломоносова.
Тексты из произведений двух поэтов для сравнительного анализа.

Учебник литературы для 9 класса под редакцией Г.Меркина.

Тетради по литературе.


Ход урока.

1 этап. Организационный. Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, наличия учебных материалов у учащихся.

2 этап. Целеполагание.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним представителем русской литературы 18 века – Гаврилой Романовичем Державиным. (Запись в тетради: Гаврила Романович Державин (1743 – 1816). «Я царь – я раб – я червь – я Бог!»)

Имя это вам уже знакомо, но сегодня мы рассмотрим его личность и творчество в рамках вопроса развития русской литературы, сравним его поэтические принципы с поэтикой М.В.Ломоносова и ответим на вопрос: что нового привнес Г.Р.Державин в русскую литературу? Можно ли назвать его поэтом классицизма? Почему строчку из его стихотворения я вынесла в тему сегодняшнего урока: «Я царь – я раб – я червь – я Бог!»?


3 этап. Проверка домашнего задания.
- А для этого мы должны вспомнить, что уже изучили:

  1. Дайте определение «классицизма».

( Классицизм – направление в русской литературе 18 века, для которого характерно в содержании – идеал государственности, «просвещенной монархии»; идея служения Отечеству, главенства долга перед государством над всеми прочими стремлениями и чувствами; приоритет разумного; в форме – строгая иерархия жанров; триединство (места, времени и действия); герой одного амплуа…)

  1. Вспомните и назовите открытия М.В.Ломоносова и основные принципы его как поэта классицизма. (Теория «трех штилей»: высокий, средний и низкий, следование теории в своих произведениях; мастер оды (20 од); декларирование идей общегражданского, социального звучания; гражданственность поэзии, прославление просвещения и наук…)

  2. Что такое ода?
    (Жанр лирической поэзии, стихотворение торжественного характера, прославляющее Бога, отечество и его героев, мудрость правителей. См. учебник, стр 39)


4 этап. Ознакомление с новым материалом.
1) Сообщение учащегося о Г.Р.Державине. (Приложение №1)

- Что особенно вас поразило и привлекло в личности этого удивительного человека? (Кристальная честность, большой государственный ум, бесстрашие перед «сильными мира сего»..)

2) А теперь давайте познакомимся с текстами его стихотворений и постараемся ответить на поставленные в начале урока вопросы.

* Ода Ломоносова «На день восшествия Елисаветы Петровны ..1747г», ее вы знаете. А вот несколько слов об оде Державина «Фелица».


(Слово учителя:

Стихотворение было опубликовано под длинным за­главием «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзой, издавна поселившим­ся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петер­бурге. Переведена с арабского языка 1782». Под именем Фелица Державин изобразил Екатерину II, использовав сочиненную ею для внука Александра (будущего импера­тора Александра I) аллегорическую «Сказку о царевиче Хлоре». В этой сказке, опубликованной в 1781 году, рас­сказывается о похищенном русском царевиче Хлоре. Желая испытать его способности, киргизский хан дает царе­вичу поручение найти розу без шипов — символ доброде­тели. Благодаря помощи дочери хана Фелицы (от лат. felixсчастливый) и ее сына Рассудка Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы.

К Екатерине II — Фелице — Державин обращается от имени мурзы, причем в первой строфе оды шуточно-иро­нично обыгрывается сказочная ситуация:

...Где роза без шипов растет,

Где добродетель обитает!

Она мой дух и ум пленяет;

Подай найти ее совет.

Державин — поэт не случайно обратился к теме Екате­рина II— «премудрая Фелица», поскольку Державин — го­сударственный деятель верил, что достойно руководить государством, вести Россию к славе, к процветанию, к «блаженству» может только просвещенный монарх, а та­ковой, по мнению Державина, и была Екатерина II. Ведь, действительно, она переписывалась с французским фило­софом-просветителем Вольтером, пригласила в Петербург философа и издателя знаменитой «Энциклопедии» Дид­ро, покровительствовала русским литераторам, перево­дившим сочинения просветителей и статьи из «Энцикло­педии». Екатерина принимала ряд мер для просвещения России, распространения в ней образования: были орга­низованы бесплатные школы для народа, училища и гим­назии, создавались больницы, богадельни, сиротские и воспитательные дома. Она много говорила и писала о не­обходимости строго соблюдать законы, относиться к кре­постным гуманно, человечно и т. п. Позже, будучи статс-секретарем Екатерины, Державин разглядит в ней «под­линник человеческий с великими слабостями», а в конце жизни, пытаясь дать объективную оценку Екатерине II в сравнении с Петром I, поэт придет к довольно мрачному выводу:

Петр для народного жил блага.

Екатерина для себя.

По нем Россия процветала;

По ней Россия умирает.

(«Мысли мои»)

Но в «Фелице» Державин совершенно искренно воспе­вал «богоподобную царевну», причем делал это настоль­ко талантливо и новаторски, что ода буквально потрясла читающую Россию, вызвала всеобщий восторг. «Дщерь же моя теперь Фелица Гавриловна, — писал Державин поэту В. В. Капнисту, — скачет по городу, подымя хвост, и всяк ее иметь желает».
После написания оды Державин не решался напечатать ее, дабы не «оскорбить» сильных вельмож. Но ода попала в руки к одному из приятелей поэта — ему она очень по­нравилась, и он передал ее своим знакомым. В конце кон­цов стихотворение стало известно княгине Е. Р. Дашковой, президенту Академии наук. Она и напечатала «Фелицу» в
журнале «Собеседник любителей русского языка», где были помещены и другие стихотворения Державина. Ода была встречена императрицей благосклонно: она увидела в ней искреннюю похвалу. В подарок от Екатерины II Державин, как он свидетельствовал в своих «Записках...», получил «прекрасную золотую, осыпанную бриллиантами табакерку и в ней 500 червонных», а также пост губернатора в глу­хой Олонецкой губернии. Поэт с усердием принялся за ра­боту на новом поприще, требуя от всех чиновников бе­зусловного соблюдения законов...)

Что же произошло? Почему стихотворение Державина приковало к себе такое внимание?)


У вас на партах представлены отрывки из обеих од:


1 стр.

М.В.Ломоносов


Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас:

О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звезд плескание и клик!

Когда ты крест несла рукою

И на престол взвела с собою

Доброт твоих прекрасный лик!


Г.Р.Державин


Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем...


...Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть.


- Какими словами «рисуют» оба поэта императрицу? Дайте им характеристику с точки зрения теории «Трех штилей».

------------------------------------------------------------------------------------------------------
(Каким торжественно-величественным сло­гом воспевал «великую Елисавет» Ломоносов: левый отрывок. В его оде мы не увидим портретных черт Елизаветы, не узнаем свойств ее характера — все это Ломоносовым как поэтом не воспринимается. За наружностью царицы он умел увидеть более ценное для него — идеального про­свещенного монарха, в характере — стремление следовать примеру отца, Петра I.

У Державина все не так: правый отрывок. Императрица изображена обыденно, поэт видит в ней прежде всего человека. Поэтому сравнение «Подобно в кар­ты не играешь, // Как я, от утра до утра», совершенно неприемлемое в поэтической системе Ломоносова, в оде Державина употреблено вполне органично. Чего стоит сама сказочно-игровая ситуация с надеванием масок Фелицы и мурзы, которая оказалась не только уместной, но и не­обходимой в похвальной оде Державина.

Во-первых, ею задается шутливо-ироничный тон эта­кой похвалы с улыбкой, который необходим для зарисов­ки «бытового» облика императрицы. Во-вторых, благодаря ей налаживается диалог между Фелицей и мурзою, так впервые в оде появляется авторское Я!

Ломоносов высказывал в оде мысли, касающиеся жиз­ни всего государства — в оде Державина мурза просит Фелицу подать ему наставление:

...Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть.

В отличие от Ломоносова, Державина-поэта интересуют не политические программы переустройства государства Российского, а, говоря сегодняшним языком, человече­ский фактор. Нравственные качества вельмож и чиновни­ков, по мнению поэта, являются гарантом процветания государства:

Вельможу должны составлять

Ум здравый, сердце просвещенно;

Собой пример он должен дать,

Что звание его священно,

Что он орудье власти есть,

Подпора царственного зданья.

Вся мысль его, слова, деянья

Должны быть польза, слава, честь.

Эта строфа взята из стихотворения «Вельможа», напи­санного спустя двенадцать лет после выхода в свет «Фелицы». Что интересно, изображая в обоих стихотворениях вельмож екатерининского двора, автор рисует схожие кар­тины придворно-светского быта. Однако, сравнивая стро­фы этих стихотворений, можно увидеть отличия в твор­ческой позиции автора.)

- На какой вопрос, поставленный в начале урока мы уже можем частично ответить?
(Интересно сопоставить творчество двух поэтов Ломо­носова и Державина, чтобы отчетливо представить то но­вое, что ввел в русскую поэзию Державин. Тем более что, по признанию самого поэта, он «в выражении и штиле старался подражать Ломоносову, но, не имея такого та­ланту, как он, в том не успел...» Дело, конечно, не в та­ланте...

Принято считать, что творчество Ломоносова обуслов­ливалось жесткими рамками теории «трех стилей». Но это лишь внешняя сторона. Вспомним, в своих произведени­ях Ломоносов выступал прежде всего как поэт-гражданин. Личные чувства поэта, его частная жизнь не допускались в жанр оды, потому что для поэта-классициста жизнь ча­стного человека, с эстетической точки зрения, не была ценна. Приоритетным было изображение человека как го­сударственного деятеля, вдохновленного идеей служения Родине, поэтому оды Ломоносова выдержаны в высоком стиле.

В поэзии Державина наивысшей похвалой было слово человек. «Будь на троне человек!» — призывал поэт буду­щего царя Александра I («Стихи на рождение в Севере...»). «Был в вельможе человек», — писал Державин о старом покровителе искусств и наук И. И. Шувалове («Эпистола И. И. Шувалову», черновой вариант, 1777). Не умрут лишь дела того, кто «любит общее добро» и в сане «всех вель­мож, судей, царей чтит лишь только человека и желает сам им быть», — утверждал Державин свое право на бессмер­тие в оде «Время».

Для поэтического изображения человечности нужны «сердечная простота», «язык сердца», поэтому в его по­эзии все больше высвечивается образ автора. Это конкрет­ный человек с плотью и кровью, который передает свое личное отношение к миру, вещам и людям независимо от их общественного положения. Вместе с образом автора в поэзию Державина входит вполне естественное в устах человека просторечие — живой разговорный язык. Вот по­чему в его одах смешиваются высокий, средний и низкий «штили», появляются элементы элегии («На смерть князя Нарышкина») и сатиры («Фелица»), что было совершен­но неприемлемо в творчестве поэтов-классицистов. Дер­жавин создал свой особый стиль, который совершенно точно определил в стихотворении «Памятник» как «забав­ный русский слог». Так, встав «на свой путь», он совер­шил переворот в поэзии, потому что создал лирику ин­дивидуального, реально существующего человека.)
- Думаю, надо записать этот вывод в тетради:
( В поэзии Державина наивысшей похвалой было слово человек. «Будь на троне человек!» — призывал поэт. Для поэтического изображения человечности нужны «сердечная простота», «язык сердца», поэтому в его по­эзии все больше высвечивается образ автора. Вместе с образом автора в поэзию Державина входит вполне естественное в устах человека просторечие — живой разговорный язык. Вот по­чему в его одах смешиваются высокий, средний и низкий «штили», появляются элементы элегии («На смерть князя Нарышкина») и сатиры («Фелица»), что было совершен­но неприемлемо в творчестве поэтов-классицистов. Дер­жавин создал свой особый стиль, который совершенно точно определил в стихотворении «Памятник» как «забав­ный русский слог». Так, встав «на свой путь», он совер­шил переворот в поэзии, потому что создал лирику ин­дивидуального, реально существующего человека.)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 стр. сопоставьте отрывки из оды «Фелица» и стихотворения «Вельможа»


А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофе пью;

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою:

То плен от Персов похищаю,

То стрелы к Туркам обращаю;

То, возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом...

---------------------------------------

Или в пиру я пребогатом,

Где праздник для меня дают,

Где блещет стол сребром и златом,

Где тысячи различных блюд, —

Там славный окорок вестфальской,

Там звенья рыбы астраханской...

------------------------------------

Или средь рощицы прекрасной,

В беседке, где фонтан шумит,

При звоне арфы сладострастной,

Где ветерок едва дышит,

Где все мне роскошь представляет.

К утехам мысли уловляет,

Томит и оживляет кровь...

(«Фелица»)





А ты, второй Сарданапал!

К чему стремишь всех мыслей беги ?

На то ль, чтоб век твой протекал

Средь игр, средь праздности и неги?

На то ль тебе пространный свет,

Простерши раболепны длани,

На прихотливый твой обед

Вкуснейших яств приносит дани...

Чтоб не хотел за труд всемирный

Мгновенье бросить ты одно?


Там воды в просеках текут

И, с шумом вверх стремясь, сверкают;

Там розы средь зимы цветут

И в рощах нимфы воспевают

На то ль, чтобы на все взирал

Ты оком мрачным, равнодушным,

Средь радостей казался скучным

И в пресыщении зевал ?

(«Вельможа»)

- Чем отличаются в изображении поэта вельможи и царица?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(Рисуя материальную роскошь, в «Вельможе» Державин показывает нравственное развращение чиновников. Более того, поэт, изображая светскую жизнь вельможи, полную праздности и неги, показывает и другую ее сторону. В пе­редней чиновника ждут, когда он проснется и выйдет, «израненный герой, как лунь во бранях поседевший», вдова «с грудным младенцем на руках», бесстрашный старый воин, «тремя медалями украшенный». У каждого из них своя история, причем не вымышленная, а основанная на конкретных фактах, которые были широко известны в столице.

В «Фелице» все иначе. С шутливо-ироничной интонаци­ей изображаются слабости вельмож, «преображавших празд­ник в будни». Их светская жизнь, роскошная и чувствен­ная, изящная и яркая, эстетизируется автором. В целом изображение великосветских вельмож выполняет роль изящной «рамки» для портрета Фелицы, или Екатерины П. «Слабости» чиновников, присущие, впрочем, всякому че­ловеку («Кто сколько мудростью ни знатен, // Но всякий человек есть ложь»), лишь «оттеняют» добродетельный образ просвещенной монархини.

Добродетель Фелицы — в ее простоте. Она изображена не в сияющем ореоле царского величия (как, например, Елизавета в одах Ломоносова), а простым человеком, ве­личие которого — в кротости, праведность — в доброде­тельной душе, смирившей «страстей волненье». «Просто­та» Фелицы, ее человечность, по мнению поэта, является гарантом «человечной» политики государственной власти:

...Там можно пошептать в беседах

И, казни не боясь, в обедах

За здравие царей не пить.

Там с именем Фелицы можно

В строке описку поскоблить

Или портрет неосторожно

Ее на землю уронить.

Там свадеб шутовских не парят,

В ледовых банях их не жарят,

Не щелкают в усы вельмож;

Князья наседками не клохчут,

Любимцы въявь им не хохочут

И сажей не марают рож.

«Добродетельная» Фелица совершает благородные по­ступки, известные всей России как действительные фак­ты из жизни Екатерины П. «А в славе так великодушна, // Что отреклась и мудрой слыть» — так, Екатерина отрек­лась от титулов «Премудрой» и «Великой», предложенных ей в 1767 году Сенатом.

Фелица даровала свободу «в чужие области скакать», позволила «своему народу сребра и золота искать»:

... воду разрешает

И лес рубить не запрещает;

Велит и ткать, и прясть, и шить;

Развязывая ум и руки,

Велит любить торги, науки

И счастье дома находить...

Екатерина II предоставила дворянам льготы: право на выезд за границу, право добывать для себя драгоценные металлы, свободное плавание с торговыми целями по мо­рям и рекам, право на порубку леса в своих именьях, право заводить у себя мануфактуры.

Так, человечность и милость Фелицы обеспечивают про­цветание государства, осуществление мудрой, «человеч­ной» политики.)


3)
Вспомним известное с 7 класса стихотворение «На птичку» (Приложение № 2)


4
) А теперь обратимся к стихотворениям Державина, помещенным в учебнике, стр 235 -241, «Властителям и судиям». Прочитайте его сначала «про себя»…
Вслух выразительно прочитает его ….
-
Ваше впечатление? Как бы вы определили тему стихотворения? Сколько частей вы выделите в нем? Что добавляет это стихотворение в понимание мировоззрения Державина, его гражданской и человеческой позиции?...

(Дополнительный материал в приложении №3)

5) Теперь, наверное, вам станет более понятным и стихотворение «Река времен», которое вы тоже учили в 7 классе (читает и комментирует подготовленный ученик. Приложение № 4)

6)
Стихотворение «Памятник». (Читаю сама) Оно вам что-то напоминает? (Конечно, одноименное стихотворение А.С.Пушкина) Дома вы попробуете сравнить два текста и найти сходство и различие.

5 этап. Подведение итогов урока.
-
О чем вы сегодня узнали на уроке? Как же вы скажете: Г.Р.Державин – поэт классицизма? Что нового он внес в русскую литературу?
(Можно ответить словами В.А.Жуковского (стр. 67 учебника): «Державин сохранял независимость от героев своих стихотворений. Он все вкладывает в свою собственную поэзию, он - философ у подножия трона, он рисует самого себя в том, что он говорит о других; он пробуждает великие и патриотические идеи, и в то же время он рисует природу неподражаемыми чертами. Его произведения … полны жара, который электризует и пробуждает поэтическое чувство». Это и есть та справедливая заслуга» русского поэта Державина, которую сохранила для нас его величественная, громозвучная и в то же время глубоко человечная муза. Общая тенденция движения от классицизма к новым способам художественного отображения жизни, постигаемой в ее реальных противоречиях, нашла свое воплощение в русской прозе, в творчестве уже следующих писателей: Н.М.Карамзина и А.Н.Радищева. Т.о. творчество Державина можно считать как переходным от классицизма, он первым раздвинул его рамки. И это стало основой для поэзии «золотого века русской поэзии».)

- Оценка работы учащихся на уроке.

6 этап. Домашнее задание.
1. Стр. учебника 56-67. О Державине и его стихотворениях. Для сильных учащихся анализ стихотворения «На смерть князя Мещерского» и оды «Бог», тексты на стр.232 и 236.
2. Выучить наизусть одно из стихотворений: «Властителям и судиям» или «Памятник». Уметь их анализировать . Сравнить второе стихотворение с пушкинским.
- Спасибо за работу! Думаю, что вы тоже получили удовольствие от нашего урока.
Использованная литература:
1. Учебник.Литература . 9 класс. С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, В.И.Сахаров.
2.СВ.Сергушева. Русская литература 18 века. Энциклопедический словарик школьника.- СПб.2006.

Приложение №1

ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816)

Гаврила Романович Державин вошел в историю России не только как великий поэт, но и как государственный деятель, ставший образцом служения Родине и народу. И в своих произведениях, и на государственной службе Дер­жавин был искренен, честен, справедлив, бескорыстен и милосерден, несмотря на множество испытаний, которые встречались на его трудном жизненном пути.

Род Державиных вел свое происхождение от знатного татарского мурзы Багрима, который еще в XV веке при­был в Москву из Большой Орды, верой и правдой слу­жил князю, был им крещен и пожалован. Один из потом­ков Багрима получил прозвище Держава и стал служить в Казани. Служил Отчизне и дед поэта, и его отец, Роман Никитич. Он начал службу шестнадцатилетним отроком еще при Петре I, а затем многие годы тянул нелегкую солдатскую лямку. Наследство Романа Никитича после раз­дела с братьями оказалось ничтожным — он получил ма­лый участок земли и десять крестьян. Приходилось суще­ствовать только на жалованье, которого всегда не хвата­ло, и потому семья его жила в нищете. Однако родители поэта «при всем сем недостатке были благонравные и доб­родетельные люди».

14 июля 1743 года у Романа Державина родился слабень­кий мальчик. Чтобы спасти сына, родители решили, по народному обычаю, обмазывать его тестом и держать в теплой печи «дабы получил он сколько-нибудь живно­сти». Первое испытание Гаврила Державин преодолел с че­стью — он вырос крепким и здоровым. Согласно семей­ному преданию, первое слово, которое он произнес, было Бог!

Первыми учителями Державина были дьячок сельской церкви, которого сменил ссыльный каторжник из нем­цев Розе, невежественный и жестокий, затем сослужив­цы отца. Учителя, как видим, не лучше Цыфиркина и Кутейкина, изображенных Фонвизиным в «Недоросле». Однако Державин вовсе не напоминал Митрофана. Он был понятлив, с четырех лет умел читать по-русски и по-цер­ковнославянски, от Розе выучился немецкому языку, хо­рошо рисовал, неплохо чертил.

После смерти отца о поступлении в высшее дворянское училище не могло быть и речи — нечем было заплатить даже долги. Поэтому, когда в Казани открылась гимна­зия, мать поспешила отдать сына туда. Он и здесь проявил себя способным и усердным учеником и получил от та­мошнего неблестящего образования даже больше, чем оно могло дать. Однажды, по указанию директора гимназии, ему поручили «начертить и скопировать карты Казанской губернии, украсив оные разными фигурами и ландшаф­тами...» Позже как способного и прилежного студента его взяли в экспедицию по раскопкам и описанию древнего города Болгары. «Не имея самонужнейших способов», Дер­жавин провел археологические раскопки, обнаружив и описав множество ценных для истории и археологии ма­териалов. В награду за «прилежность и способность к на­укам» Державина зачислили в привилегированный Пре­ображенский полк.

Эта история «в миниатюре» изображает и объясняет бу­дущее поэта: без всякого покровительства, благодаря сво­ему усердию и природному таланту, Державин осуществит невероятную карьеру: от рядового Преображенского пол­ка до министра юстиции.

Впрочем, карьера была ему нужна не столько для обо­гащения, сколько для защиты справедливости. Державин не просто добросовестно исполнял любое порученное де­ло — во всех государственных делах он был рыцарем за­кона. Безусловно, Державин был тем человеком, для ко­торого интересы Родины были несравненно выше личной выгоды. Никогда не изменявший своему долгу, он стал своеобразным эталоном поступков и поведения человека, наделенного властью.

Державин никогда не боялся говорить правду даже силь­ным мира сего, при этом искренность и прямота поэта были причиной его многих лишений и мытарств, взлетов и падений в карьере и в конечном счете отставки в 1803 году со всех государственных постов. Зато искренность поэта, «сердечная простота» («Я любил чистосердечье, // Думал нравиться лишь им: // Ум и сердце человечье // Были гением моим») стали причиной гениального прорыва впе­ред в русской поэзии.

Умер Гаврила Романович Державин в 1816 году. Послед­ние пятнадцать лет жизни были годами его триумфа. Ра­ботал поэт много и вдохновенно — в журналах постоянно появлялись его новые блистательные стихотворения, в том числе и такие шедевры, как «Снигирь», «Лебедь», «Цы­ганская пляска», «Евгению. Жизнь Званская».

«Фелица»

Стихотворение было опубликовано под длинным за­главием «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзой, издавна поселившим­ся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петер­бурге. Переведена с арабского языка 1782». Под именем Фелица Державин изобразил Екатерину II, использовав сочиненную ею для внука Александра (будущего импера­тора Александра I) аллегорическую «Сказку о царевиче Хлоре». В этой сказке, опубликованной в 1781 году, рас­сказывается о похищенном русском царевиче Хлоре. Желая испытать его способности, киргизский хан дает царе­вичу поручение найти розу без шипов — символ доброде­тели. Благодаря помощи дочери хана Фелицы (от лат. felixсчастливый) и ее сына Рассудка Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы.

К Екатерине II — Фелице — Державин обращается от имени мурзы, причем в первой строфе оды шуточно-иро­нично обыгрывается сказочная ситуация:

...Где роза без шипов растет,

Где добродетель обитает!

Она мой дух и ум пленяет;

Подай найти ее совет.

Державин — поэт не случайно обратился к теме Екате­рина II— «премудрая Фелица», поскольку Державин — го­сударственный деятель верил, что достойно руководить государством, вести Россию к славе, к процветанию, к «блаженству» может только просвещенный монарх, а та­ковой, по мнению Державина, и была Екатерина II. Ведь, действительно, она переписывалась с французским фило­софом-просветителем Вольтером, пригласила в Петербург философа и издателя знаменитой «Энциклопедии» Дид­ро, покровительствовала русским литераторам, перево­дившим сочинения просветителей и статьи из «Энцикло­педии». Екатерина принимала ряд мер для просвещения России, распространения в ней образования: были орга­низованы бесплатные школы для народа, училища и гим­назии, создавались больницы, богадельни, сиротские и воспитательные дома. Она много говорила и писала о не­обходимости строго соблюдать законы, относиться к кре­постным гуманно, человечно и т. п. Позже, будучи статс-секретарем Екатерины, Державин разглядит в ней «под­линник человеческий с великими слабостями», а в конце жизни, пытаясь дать объективную оценку Екатерине II в сравнении с Петром I, поэт придет к довольно мрачному выводу:

Петр для народного жил блага.

Екатерина для себя.

По нем Россия процветала;

По ней Россия умирает.

(«Мысли мои»)

Но в «Фелице» Державин совершенно искренно воспе­вал «богоподобную царевну», причем делал это настоль­ко талантливо и новаторски, что ода буквально потрясла читающую Россию, вызвала всеобщий восторг. «Дщерь же моя теперь Фелица Гавриловна, — писал Державин поэту В. В. Капнисту, — скачет по городу, подымя хвост, и всяк ее иметь желает».

Что же произошло? Почему стихотворение Державина приковало к себе такое внимание?

Вспомним, каким торжественно-величественным сло­гом воспевал «великую Елисавет» Ломоносов:

Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас:

О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звезд плескание и клик!

Когда ты крест несла рукою

И на престол взвела с собою

Доброт твоих прекрасный лик!

В его оде мы не увидим портретных черт Елизаветы, не узнаем свойств ее характера — все это Ломоносовым как поэтом не воспринимается. За наружностью царицы он умел увидеть более ценное для него — идеального про­свещенного монарха, в характере — стремление следовать примеру отца, Петра I. У Державина все не так:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем...

Императрица изображена обыденно, поэт видит в ней прежде всего человека. Поэтому сравнение «Подобно в кар­ты не играешь, // Как я, от утра до утра», совершенно неприемлемое в поэтической системе Ломоносова, в оде Державина употреблено вполне органично. Чего стоит сама сказочно-игровая ситуация с надеванием масок Фелицы и мурзы, которая оказалась не только уместной, но и не­обходимой в похвальной оде Державина.

Во-первых, ею задается шутливо-ироничный тон эта­кой похвалы с улыбкой, который необходим для зарисов­ки «бытового» облика императрицы. Во-вторых, благодаря ей налаживается диалог между Фелицей и мурзою, так впервые в оде появляется авторское Я!

Ломоносов высказывал в оде мысли, касающиеся жиз­ни всего государства — в оде Державина мурза просит Фелицу подать ему наставление:

...Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть.

В отличие от Ломоносова, Державина-поэта интересуют не политические программы переустройства государства Российского, а, говоря сегодняшним языком, человече­ский фактор. Нравственные качества вельмож и чиновни­ков, по мнению поэта, являются гарантом процветания государства:

Вельможу должны составлять

Ум здравый, сердце просвещенно;

Собой пример он должен дать,

Что звание его священно,

Что он орудье власти есть,

Подпора царственного зданья.

Вся мысль его, слова, деянья

Должны быть польза, слава, честь.

Эта строфа взята из стихотворения «Вельможа», напи­санного спустя двенадцать лет после выхода в свет «Фелицы». Что интересно, изображая в обоих стихотворениях вельмож екатерининского двора, автор рисует схожие кар­тины придворно-светского быта. Однако, сравнивая стро­фы этих стихотворений, можно увидеть отличия в твор­ческой позиции автора.

Общеизвестно, что в портрете татарского мурзы содер­жатся вполне узнаваемые намеки на крупнейших вельмож: Потемкина, Орлова, Нарышкина, Панина и других. Та­ким образом, поэтическое Я Державина, ироническим двойником которого является мурза, «фокусирует» на себе черты вполне конкретных людей из окружения Екатери­ны. Впрочем, эти черты составляют сущность человека во­обще:

Таков, Фелица, я развратен! Но на меня весь свет похож.

В стихотворении «Вельможа» поэтическое Я Державина дистанцируется от изображения чиновников. И хотя их портреты легко угадывались современниками, поэт бес­страшно называет чиновников именем древнеассирийского царя, прославившегося своими пирами и сластолюбием: «А ты, второй Сарданапал!».

Сопоставим строфы стихотворений «Фелица» и «Вель­можа»:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофе пью;

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою:

То плен от Персов похищаю,

То стрелы к Туркам обращаю;

То, возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом...

----------------------------------------

Или в пиру я пребогатом,

Где праздник для меня дают,

Где блещет стол сребром и златом,

Где тысячи различных блюд, —

Там славный окорок вестфальской,

Там звенья рыбы астраханской...

-----------------------------------------------------

Или средь рощицы прекрасной,

В беседке, где фонтан шумит,

При звоне арфы сладострастной,

Где ветерок едва дышит,

Где все мне роскошь представляет.

К утехам мысли уловляет,

Томит и оживляет кровь...

(«Фелица»)

А ты, второй Сарданапал!

К чему стремишь всех мыслей беги ?

На то ль, чтоб век твой протекал

Средь игр, средь праздности и неги?

На то ль тебе пространный свет,

Простерши раболепны длани,

На прихотливый твой обед

Вкуснейших яств приносит дани...

Чтоб не хотел за труд всемирный

Мгновенье бросить ты одно?


Там воды в просеках текут

И, с шумом вверх стремясь, сверкают;

Там розы средь зимы цветут

И в рощах нимфы воспевают

На то ль, чтобы на все взирал

Ты оком мрачным, равнодушным,

Средь радостей казался скучным

И в пресыщении зевал ?

(«Вельможа»)



Рисуя материальную роскошь, в «Вельможе» Державин показывает нравственное развращение чиновников. Более того, поэт, изображая светскую жизнь вельможи, полную праздности и неги, показывает и другую ее сторону. В пе­редней чиновника ждут, когда он проснется и выйдет, «израненный герой, как лунь во бранях поседевший», вдова «с грудным младенцем на руках», бесстрашный старый воин, «тремя медалями украшенный». У каждого из них своя история, причем не вымышленная, а основанная на конкретных фактах, которые были широко известны в столице.

В «Фелице» все иначе. С шутливо-ироничной интонаци­ей изображаются слабости вельмож, «преображавших празд­ник в будни». Их светская жизнь, роскошная и чувствен­ная, изящная и яркая, эстетизируется автором. В целом изображение великосветских вельмож выполняет роль изящной «рамки» для портрета Фелицы, или Екатерины П. «Слабости» чиновников, присущие, впрочем, всякому че­ловеку («Кто сколько мудростью ни знатен, // Но всякий человек есть ложь»), лишь «оттеняют» добродетельный образ просвещенной монархини.

Добродетель Фелицы — в ее простоте. Она изображена не в сияющем ореоле царского величия (как, например, Елизавета в одах Ломоносова), а простым человеком, ве­личие которого — в кротости, праведность — в доброде­тельной душе, смирившей «страстей волненье». «Просто­та» Фелицы, ее человечность, по мнению поэта, является гарантом «человечной» политики государственной власти:

...Там можно пошептать в беседах

И, казни не боясь, в обедах

За здравие царей не пить.

Там с именем Фелицы можно

В строке описку поскоблить

Или портрет неосторожно

Ее на землю уронить.

Там свадеб шутовских не парят,

В ледовых банях их не жарят,

Не щелкают в усы вельмож;

Князья наседками не клохчут,

Любимцы въявь им не хохочут

И сажей не марают рож.

«Добродетельная» Фелица совершает благородные по­ступки, известные всей России как действительные фак­ты из жизни Екатерины П. «А в славе так великодушна, // Что отреклась и мудрой слыть» — так, Екатерина отрек­лась от титулов «Премудрой» и «Великой», предложенных ей в 1767 году Сенатом.

Фелица даровала свободу «в чужие области скакать», позволила «своему народу сребра и золота искать»:

... воду разрешает

И лес рубить не запрещает;

Велит и ткать, и прясть, и шить;

Развязывая ум и руки,

Велит любить торги, науки

И счастье дома находить...

Екатерина II предоставила дворянам льготы: право на выезд за границу, право добывать для себя драгоценные металлы, свободное плавание с торговыми целями по мо­рям и рекам, право на порубку леса в своих именьях, право заводить у себя мануфактуры.

Так, человечность и милость Фелицы обеспечивают про­цветание государства, осуществление мудрой, «человеч­ной» политики.

После написания оды Державин не решался напечатать ее, дабы не «оскорбить» сильных вельмож. Но ода попала в руки к одному из приятелей поэта — ему она очень по­нравилась, и он передал ее своим знакомым. В конце кон­цов стихотворение стало известно княгине Е. Р. Дашковой, президенту Академии наук. Она и напечатала «Фелицу» в журнале «Собеседник любителей русского языка», где были помещены и другие стихотворения Державина. Ода была встречена императрицей благосклонно: она увидела в ней искреннюю похвалу. В подарок от Екатерины II Державин, как он свидетельствовал в своих «Записках...», получил «прекрасную золотую, осыпанную бриллиантами табакерку и в ней 500 червонных», а также пост губернатора в глу­хой Олонецкой губернии. Поэт с усердием принялся за ра­боту на новом поприще, требуя от всех чиновников бе­зусловного соблюдения законов...

Приложение №2

«На птичку»

В декабре 1791 года Державин получил место статс-сек­ретаря Екатерины И. Императрица ждала от поэта новых стихов (наподобие оды «Фелица»), поэтому и назначила его на такую должность, которая позволит при частых встречах и беседах проникнуться, как того желала Екате­рина, величием ее характера и дел. При этом она вовсе не ожидала от него ревностной службы. Державин, хотя и по­нял тайный умысел государыни, более всего, однако, стре­мился к справедливости, чем очень докучал императрице. Однажды он обнаружил дело, по которому в расхищении государственной казны в размере двух миллионов рублей под видом денежного перевода за границу по министер­ским надобностям проходили первые люди государства: Потемкин, Вяземский, один из секретарей царицы граф Безбородко и другие. На просьбу Державина начать рас­следование Екатерина ответила: «Ну что следовать? Ведь это везде водится». Эти слова поразили поэта и заставили изменить свое восторженное отношение к Фелице.

Ревностное служение Державина начинало раздражать Екатерину, и, в конце концов, она назначила его на дру­гую должность. В сентябре 1793 года Державин получил чин тайного советника и был назначен сенатором.

Так кончилась его недолгая придворная служба, во вре­мя которой «недогадливому» ревнителю судебной справед­ливости часто намекали, что ждут от него стихов, про­славляющих премудрость на престоле. Как вспоминал в своей «Записке» Державин, он несмотря на «беспрестан­ные себе толчки не собирался с духом и не мог таких ей теплых писать похвал, каковы в оде „Фелице" <...> ибо издалека те предметы, которые ему казались божествен­ными и приводили дух его в воспламенение, явились ему, при приближению к двору, весьма человеческими и даже низкими и недостойными великой Екатерины, то и охла­дел так его дух, что он почти ничего не мог написать го­рячим чистым сердцем в похвалу ее».

Тогдашнее свое настроение Державин выразил в малень­ком стихотворении «На птичку»:

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»




Приложение №3

«Властителям и судиям»

Ода «Властителям и судиям», написанная в 1780 году, является переложением 81-го псалма. Обращение к стихо­творным переложениям псалмов было традицией русских поэтов, к которой обращался и Ломоносов.

Ода была запрещена цензурой и вырезана из журнала «Санкт-Петербургский вестник», однако тайно распрос­транялась в списках и поэтому была известна современ­никам поэта. В 1795 году Державин добился разрешения на публикацию своих сочинений, в которые он включил и оду «Властителям и судиям». Именно за эту оду его об­винили в «якобинстве» и он вынужден был писать объяс­нение, в котором подчеркивал, что «Властителям и суди­ям» является стихотворным переложением псалма царя Да­вида, который никакого отношения к якобинству не имел.

Интересно сопоставить стихотворение Державина с биб­лейским текстом:

Псалом 81

  1. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд.

  2. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать ли­цеприятие нечестивым ?



  1. Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость...

  2. Избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых.

  3. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

  4. Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего все вы.

  5. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

  6. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Движение поэтической мысли оды определяется «сюже­том» молитвенного песнопения, однако уже в первой сти­хотворной строфе начало псалма существенно трансфор­мируется.

«Восстал Всевышний Бог, да судит // Земных богов во сонме их» вместо библейского «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». Ода «Властителям и судиям» начина­ется с темы высшего, нравственного суда над теми, кто стоит у власти. Причем в ней присутствует поэтическое Я Державина. И если в первой строфе образ автора замещен «библеизмом», то в пятой проявляется в полной мере:

Цари! я мнил: вы боги властны,

Никто над вами не судья;

Но вы, как я, подобно страстны

И так же смертны, как и я.

Данная строфа звучит как поэтическое опровержение стихотворения «Фелица», в котором «порочному» мурзе противопоставлена добродетельная, бесстрастная Фелица.

Заканчивается первая строфа вопросом: «Доколе, — рек, — доколь вам будет // Щадить неправедных и злых?». Повторяющееся дважды наречие доколь (т. е. до каких пор, как долго) усиливает эмоциональное воздействие вопро­сительного предложения. Более того, одинаковые сочета­ния звуков в повторяющемся наречии будут встречаться и в других словах: ****

До коле… до коль

До лг

В до в

До лг

Мз до ю

По до бно

По до бно

Звуковой повтор, «стягивая» сюжет стихотворения, со­провождает тему нравственного обличения земных «богов». Однако повтор определенных звуков, встречающийся во всех строфах стихотворения, совершенно отсутствует в последней.

Можно предположить, что последняя строфа, в кото­рой заявлена тема страшного суда, является своего рода ответом на прозвучавший как риторический вопрос в пер­вой строфе. Последние строки потому и противостоят все­му стихотворению, что в них практически отвергается зем­ная власть как жизненная ценность.

Заявленную в первой строфе тему нравственного суда «по совести» продолжает анафорически повторяющееся во второй и третьей строфах слово долг. Интересно, что слова долг, обозначающего нравственную категорию, в псалме нет.

Тема «справедливого отношения» в библейском тексте и в стихотворении Державина решается по-разному. В псал­ме — требование справедливости по отношению к бедным и угнетенным, в стихотворении — требование к властям чтить законы, а значит, справедливо относиться к членам гражданского общества. Поэт также говорит не только о справедливости, но, в отличие от библейского автора, и о милосердии:

«...Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.


Ваш долг — спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков».

В целом, Державин пишет о необходимости государ­ственной власти быть в основе своей нравственной и ми­лосердной. Поэтическое требование к «земным богам» чтить законы и быть милосердными не были голословными. За­нимая должности на государственных постах, Державин не только добросовестно исполнял любое порученное дело, но и во всем был рыцарем закона и защитником «всена­родной льготы». Между поэзией и жизнью, между «слова­ми» и «делами» такого человека, как Державин, глубоко­го разрыва не могло быть. Факты говорят сами за себя: будучи олонецким губернатором Державин создал боль­ницу на сорок человек «под ведомством приказа обще­ственного призрения». Находясь на посту тамбовского гу­бернатора, он «разобрал по точной силе законов вины пре­ступников, содержащихся без всякого прежде различия в тюрьмах, сделав распоряжение, кого отпускать на расписки и поручительства, кого содержать строже, кого слабее, раз-садя их всех по особым номерам, по мере их вин и пре­ступлений; и перестроя из старых строений с пособием сумм приказа общественнаго призрения благоучрежденный тюремный дом с кухней, лазаретом, приказал в нем содержать возможную чистоту и порядок, чего прежде не было, а содержали в одной, так сказать, яме, огороженной палисадником, по нескольку сот колодников, которые с голоду, с стужи и духоты помирали, без всякого о них попечения». Во время командировки в 1800 году по указу Павла I в Белоруссию, где начинался голод, Держа­вин «самолично дознал великий недостаток у поселян в хлебе или, лучше, самый сильный голод, что питались почти все пареною травою, с пересыпкою самым малым количеством муки или круп. В отвращение чего, разведав, у кого у богатых владельцев в запасных магазейнах есть хлеб, на основании указа Петра Великого 1722 года, ве­лел взять заимообразно и раздать бедным, с тем, чтоб при приближающейся жатве немедленно такое же количество возвратить тем, у кого что взято». Кроме того, Державин приказал доставить излишки хлеба из соседних губерний. Народ был спасен от голода.

Тональность высокой гражданской лирики в оде дости­гается за счет употребления церковнославянизмов, заим­ствований из псалма. Особенно выразительны единоначатие и повторы риторических восклицаний, сравнений и отдельных слов в шестой строфе стихотворения:

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!




Приложение № 4

«Река времен...»

Державин умер 8 июля 1816 года в своем имении Званка. Последним, незаконченным произведением поэта стали стихи, записанные им на грифельной доске:

Река времен в своем стремленъи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы!


В заметке, приложенной к этим стихам в «Сыне отечества», сказано: «За три дни до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту: РЕКА ВРЕМЕН („Река времен, или Эмблематическое изображение всемирной истории"), начал он стихотворе­ние На тленность и успел написать первый куплет... Сии строки написаны им были не на бумаге, а еще на аспид­ной доске (он так всегда писывал начерно)».

Стихотворение «Река времен...» предельно емко и ла­конично выражает мотивы, характерные для всего твор­чества Державина, в поэзии которого присутствует фи­лософская тема бренности человеческой жизни и неиз­бежности смерти, эфемерности земной славы и земных титулов. Вот почему сходные образы встречаем и в других стихотворениях: всепожирающее жерло в «Водопаде» («О водопад/ в твоем жерле // Все утопает в бездне, в мгле!»), образ времени, уподобленного реке, потоку, водопаду, в оде «На смерть Нарышкина» («Падущая с небес река/ // Ток светлых беспрерывных вод/ // Чья всемогущая река, // О время! О минувший год/ /1 Твое теченье прекратила?»), в стихотворении «На смерть князя Мещерского» {«Как в море льются быстры воды, // Так в вечность льются дни и годы; // Глотает царства алчна Смерть») и т. д.

В этих стихотворениях Державин размышлял над быст­ротечностью человеческой жизни, над ее хрупкостью и тра­гизмом. В последнем же своем произведении поэт говорит о бытии человечества, включающем историю народов, де­яния царей и великих людей, воинскую доблесть и поэти­ческое творчество, символизируемые «звуками лиры иль трубы».

Стихотворение «Река времен..» внешне достаточно просто и комментариев требует только: на фонетическом уровне — произношение [э], а не [о] в слове времен в первой строке; на лексическом уровне — упот­ребление слова стремленье в значении «течение» (реки); на грамматическом уровне — употребление предлога чрез («чрез звуки лиры иль трубы») в значении «посредством», «при помощи», беспредложное управление в последней стро­ке («И общей не уйдет судьбы» ~ Ср.: не уйдет от судьбы).
Композиция произведения представляет собой две симметричные части, соответствующие первому и второму четверостишию. В первой части дан развивающийся в ди­намике образ «реки времен», обозначающий мировую ис­торию, события которой обречены на забвение. Второе чет­веростишие развивает тему предыдущей части и вводит образ вечности, подводя общий роковой итог
(«И общей не уйдет судьбы»). Так композиционно сопрягаются в сти­хотворении две темы: время протяженное, историческое и вечность. В связи с этим значительными становятся видовременные характеристики глаголов. В первом четверо­стишии используются глаголы несовершенного вида, обо­значающие длительность процесса и повторяемость законов истории, продолжающих действовать, пока течет земное время. Глагольная форма настоящего времени создает эф­фект непреложности сообщаемого. Во втором четверости­шии совершенный вид с присущим ему значением завер­шенности ограничивает этот процесс и служит своеобраз­ной грамматической метафорой конца мировой истории. План настоящего постоянно сменяется планом будущего: время, теряя направленность движения, «раздвигается» в бесконечность.

Используемые в восьмистишии слова уносит, топит, пожрется, забвенье, пропасть и жерло имеют общий лек­сический компонент «гибель», «утрата», «конец».

Сквозной повтор дрожащего [р], обладающего такой акустической характеристикой, как прерванность и рез­кость, определяет общую трагически напряженную тональ­ность восьмистишия.

Из всего следует, что и время, и история в стихотворе­нии Державина имеют конец и не предполагают ни тор­жества прогресса, ни установления гармонии. Преодоле­ние трагизма истории в тексте отчасти связывается с во­инской славой и искусством (метонимические образы трубы и лиры), над которыми не властно «забвение». Имен­но они сохраняются, пока длится земное время, и пре­восходят деяния царей. Однако, если в предыдущих про­изведениях Державина встречается тема бессмертия воин­ской славы, доблести полководцев, то в своем последнем стихотворении поэт подчеркивает относительность и этих ценностей.

Как уже говорилось, образ времени (истории) строит­ся на основе цепочки тесно связанных друг с другом ме­тафор и детализируется (время — водный поток, река с бурным течением — «стремлением», несущаяся к «пропа­сти забвения»).

Образ вечности, напротив, не обладает столь разверну­той характеристикой, однако его глубина и художествен­ная емкость достигается употреблением метафоры всепо­жирающего жерла.Слово жерло по В. Далю имеет ряд значений: 1) «от­верстие вроде провала, раструба; отверстие до самой глу­бины...»; 2) «горло».

Выступая в этих значениях, слово жерло в сочетании с глаголом пожрется соотносится с мифологическим обра­зом ада, разверзающего «уста своя». Этот образ восходит к древним представлениям о Левиафане — страшном чудище, из пасти которого «выходит пламя; он кипятит пучи­ну, как котел, и море претворяет в кипящую мазь... он царь над всеми сынами гордости».

Жерло как вход в пропасть ада — образ, тесно связан­ный с темой Страшного суда. Интересно, что в древне­русском языке слово судьба («И общей не уйдет судьбы») выступало в значениях «суд» и «приговор». Так, присут­ствующая в стихотворении Державина тема суда заставля­ет задуматься об истинной цене истории человечества, деяний людей.

Конечность земного бытия, трагизм истории в восьми­стишии поэта сопоставляется с вневременным и бесконеч­ным. В свете этого сопоставления незавершенное стихот­ворение Державина, ставшее его поэтическим завещани­ем, — не горький приговор призрачности человеческой жизни, не признание бессмысленности существования. По мнению В. Ходасевича, автора романа о Державине, «про­должение угадать не трудно. Отказываясь от историческо­го бессмертия, Державин должен был обратиться к мысли о личном бессмертии — в Боге... Бог был первое слово, произнесенное им в младенчестве — еще без мысли, без разумения. О Боге была его последняя мысль, для которой он уже не успел найти слов».

Конспект урока литературы в 9 классе.


Зачетный урок по разделу «Русская литература 18 века».

Цели и задачи : 1. Проверка знаний учащихся по изученной теме, умения работать с учебником и с изученным материалом.
2. Подготовка и тренировка учащихся к выполнению тестовых заданий (ЕГЭ).

Оборудование урока:
1. Учебники литературы.
2. Тетради.
3. Тестовые задания (на каждого ученика по вариантам)


Ход урока:
1 этап. Организационный.
2 этап. Целеполагание. Учитель сообщает цели и задачи урока, спрашивает о настрое учащихся.

3 этап. (10 минут) Работа в группах. Цель: повторение изученного материала, умение составлять тестовые задания ( 3-4 вопроса). Учащиеся делятся на группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. (Например, в данном классе можно создать 4 группы по 2-3 человека) Каждой группе дается тематический раздел, по которому группа готовит задания:

- теоретические понятия, изученные в разделе;
- поэзия 18 века;
- драматургия 18 века;
- проза 18 века.

Учащиеся делятся своими наработками, отвечают.

4 этап. Тестовая работа (задания учителя)
(Проверяются учителем после уроков, оценивается)

5 этап. Домашнее задание. Стр. 84-89 учебника.

9кл. Тест по РЛ 18 века ФИ___________________________

Вариант — 1.
1
. Направление в литературе, для которого характерно строгое деление жанров:

А) классицизм б) сентиментализм в) романтизм г) реализм.

2. Сентиментализм – направление в литературе, для которого наиболее важно:

А) идея государственности; б) изображение чувств героев;

в) изображение внутреннего мира героя, неудовлетворенного действительностью.

  1. Лирическое стихотворение грустного настроения, наполненное философскими размышлениями – это

а) ода б) баллада в) сатира г) элегия д) панегирик

  1. Панегирик – это…
    а) эстетическое направление в европейской литературе
    б) хвалебная речь, похвала царям
    в) стихотворение торжественного характера
    г) чувство человека

  2. Стихотворный лироэпический жанр, вид художественной литературы, характеризующийся критическим настроением писателя по отношению к жизненным явлениям - …
    а) классицизм б) ода в) интрига г) сатира


6. Кто из них писал оды?
а) Хемницер б) Ломоносов в) Тредиаковский г) Державин

7. Главной темой оды «На день восшествия Елисаветы Петровны ..1747г» является

А) прославление политики императрицы Екатерины 11, б) прославление деяний Петра1. В) прославление могущества российской армии г) прославление наук и богатств России.

8. Соотнесите поэта и его произведение:

А) Сумароков А.П. 1) «»Хвасту»

Б) Ломоносов М.В. 2) «Бог»

В) Княжнин Я.Б. 3) «Ябеда»

Г) Державин Г.Р. 4) «Хорев»

Д) Капнист В.В. 5) «Разговор с Анакреоном»

9. Кто написал «Гимн бороде»?

а) А.Д.Кантемир б) А.Н.Радищев в) Г.Р.Державин г) М.В.Ломоносов
10. Кто сумел соединить достижения европейской драматургии с русской литературной традицией?
А) Я.Б.Княжнин б) Ф.Прокопович в) Н.М.Тредиаковский г) Н.М.Карамзин.

11. Как Д.И.Фонвизина называли в России?________________________
Что высмеивал в своих комедиях Фонвизин Д.И.?____________________________________
_______________________________________________________________________________

12.
Какие трагедии написал Ломоносов?______________________________________
_____________________________________________________________________--

13. Новаторство Н.М.Карамзина в русской литературе:
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________


9кл. Тест по РЛ 18 века - 2015 ФИ____________________

Вариант - 2
1
. а) Направление в литературе, для которого характерно строгое деление жанров: А) классицизм б) сентиментализм в) романтизм г) реализм.
б) напишите, какие черты ещё характерны для него:




2. Сентиментализм – направление в литературе, для которого наиболее важно:

А) идея государственности; б) изображение чувств героев;

в) критическое отношение к действительности г) «говорящие фамилии»

  1. 3. Лирическое стихотворение грустного настроения, наполненное философскими размышлениями – это а) ода б) баллада в) сатира г) элегия

  2. 4. Стихотворный лироэпический жанр, вид художественной литературы, характеризующийся критическим настроением писателя по отношению к жизненным явлениям - … а) классицизм б) ода в) интрига г) сатира


5. Кто из них писал оды?
а) Хемницер б) Ломоносов в) Тредиаковский г) Державин

6. Главной темой оды «На день восшествия Елисаветы Петровны ..1747г» является

А) прославление политики императрицы Екатерины II,
б) прославление деяний Петра1. в) прославление могущества российской армии г) прославление наук и богатств России.


7 . В чем смелость Г.Р.Державина?



8. «Путешествие из Петербурга в Москву» написал
а) Карамзин б) Тредиаковский в) Радищев г) Фонвизин

8. а) Новаторство Н.М.Карамзина в русской литературе.







б) Назовите известные вам произведения Н.М.Карамзина:




в) Как связан Н.М.Карамзин с нашим краем?

Тестовые задания. ФИ________________

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задания.

ЯВЛЕНИЕ II

Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка,

Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ли я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустая шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова, Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже моего.

Митрофан (вбегает) Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же и вытащи его, коли добром не дозовешься, Митрофан. Да вот и батюшка.

Д.И.Фоивизин. «Недоросль»

1. Жанром своей пьесы «Недоросль» Д.М.Фонвизин выбрал

а) комедию; б) драму; в) трагедию; г) водевиль.

2. Темой творчества Д.И.Фонвизина становится

а) призыв к свержению крепостного права:

б) обличение невежества российского дворянства;

в) прославление абсолютной власти монарха;

г) бичевание нравов современной ему молодежи.

3. Кто из героев комедии становится выразителем идей автора?

а) Милон; б) Правдин; в) Стародум; г) Софья.

4. Что становится в приведенной выше сцене главным средством характеристики персонажей?

а) имена; б) авторские ремарки; в) портреты; г) речь.

5. В этой сцене в первую очередь проявляются особенности характера

а) Митрофана; б) Простаковой; в) Еремеевны; г) Тришки.

6. Слова и грамматические формы разговорной речи, придающие репликам Простаковой грубый, стилистически сниженный оттенок: «воровская харя», «скотское рассуждение», «скот»- называются:

а) церковнославянизмы; б) устаревшие слова; в) просторечия; г) метафоры;


Часть 2 Выберите одно из предложенных заданий.

  1. Простакова, Скотинин, Милон, Стародум... Можно ли считать фамилии этих персонажей средством их характеристики? Докажите.

  2. Один из героев классицистической комедии отражает убеждения автора. Какие идеи проповедует герой-резонер в комедии Д. Л Фонвизина? Как это связано с гражданственной направленностью произведения?

Часть 3 Выберите одно из предложенных заданий.

  1. Можно ли комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль» считать классицистическим произведением? Дайте полный развернутый ответ на вопрос, аргументируя ответ ссылками на текст художественного произведения.

  2. В чем сходство и различие стихотворений МВ.Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» и Г.Р.Державина «Памятник»? Дайте развернутый ответ на вопрос.

  3. Дайте развернутый ответ на вопрос «Нужно ли современному школьнику знать поэзию 1& века?»



Тестовые задания ВАРИАНТ II Часть 1. ФИ___________________________

Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задания.

«Сия укоризна, произнесенная не гневом и негодованием, но глубоким ощущением душевныя скорби, исполнила сердце мое грустию. Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце свое к тому, что доселе на нем скользило. Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок, по крайней мере, поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастлива изба, коли в одном из них всякий день пустые шти!). деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в моем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, спит скотина. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. - Вот в чем почитается по справедливости источник государственного избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки -злоупотребления законов и их шероховатая, так сказать, сторона. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние. - Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем, - воздух. Отьемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отьяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отьяти ее у него постепенно! С одной стороны - почти всесилие; с другой - немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного в узыг се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола в ярме...»
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
1. Определите жанр произведения
а) роман; б) повесть; в) путевые заметки; г)
очерк.

2. Что является связующим началом глав в «Путешествий из Петербурга в Москву»? а) образ путешественника; б) образ русского крестьянства;
в) общая идея борьбы с крепостничеством; г)
главные герои.

3. Эпиграф к книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» -

а) характеристика главного героя книги;

б) символическое обозначение самодержавной России;

в) символическое обозначение рабства; г) связь с мифологией.

4. Что в приведенном выше отрывке помогает автору выразить протест против несправедливости властей по отношению к крестьянам?

а) пейзаж; б) интерьер; в) гипербола; г) олицетворение.

5. Дайте развернутый ответ на вопрос «Нужно ли современному школьнику знать прозу 18 века?»

5. Какое средство художественной выразительности не используется автором для усиления эмоционального воздействия на читателя в приведенном выше отрывке?

а) восклицание; б)градация; в) горькая ирония; г) повторы,

6*. Каков основной принцип построения аллегорического сна в главе «Спасская полесть»?

а) антитеза; б) сарказм; в) подтекст; г) символика.

Часть 2 Выберите одно из предложенных заданий
1.
В своем произведении А.Н .Радищев, говоря о самодержавной России, вспоминает угнетенных индейцев в Америке, рабов Древнего Рима. В главе «Спасская полесть» в сне путешественника не русский царь, а «шах, хан, король, бей, набоб, султан или какое-то сих названий нечто, селящее во власти на престоле». Почему в книге, посвященной России, появляются мысли, подобные тем, что приведены выше? Как это связано с первыми строками «Путешествия...»?

2. Русский сентиментализм отличается дидактической направленностью. Как этот принцип реализуется в книге А. Н, Радищева?
Часть 3 Выберите одно из предложенных заданий

1. Можно ли считать произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» написанным по законам сентиментализма? Дайте полный развернутый ответ на вопрос, аргументируя ответ ссылками на текст художественного произведения.
2. В чем сходство и различие стихотворений М.В.Ломоносова «Ода на день восшествия на престол Едисаветы Петровны 1747 года» и Г.Р.Державина «Фелица»? Дайте развернутый ответ на вопрос.