Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русская национальная средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.С.Овчинникова села Осиновка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
«Согласовано» Руководитель РМО
учителей русского языка и литературы
Никитина Р.Г.________________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Мохнаткина С.И._________
Протокол заседания МС №1 от 29 августа 2016г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ с.Осиновка
Беляева Т.В._____________
29 августа 2016г.
Рабочая программа
по литературе для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Составила учитель русского языка и литературы
Самойлова Лариса Анатольевна
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла
МБОУ СОШ с.Осиновка
Протокол № 1
от 27 августа 2016 года
Руководитель ШМО
Самойлова Л.А._____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе для 5-11 классов/ Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: «Просвещение», 2010.
Сведения об УМК
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2013.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути поэтов и писателей XIX века;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание предмета
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ
Четверть Количество недель в четверти
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
Количество контрольных работ
Количество часов на развитие речи
Количество часов на внеклассное чтение
I четверть
9
3
26
1
6
3
II четверть
8
3
23
1
3
1
III четверть
10
3
29
3
6
5
IV четверть
7
3
27
2
3
4
Итого в год
35
3
105
7
18
13
Раздел1. Введение – 1 час.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Раздел 2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 3 часа.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
Раздел 3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 9 часов.
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Раздел 4. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 6 часов.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Раздел 5. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 47 часов.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.
ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Раздел 6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 26 часов.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений)
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Раздел 7. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 13 часов.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата проведения урока
Тема урока
Примечание
По
плану
Фактически
Раздел 1. «Введение» - 1ч.
1
02.09.
Литература и история.
Раздел 2. «Устное народное творчество» - 3ч.
2
03.09.
Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни.
3
06.09.
Частушка как песенный жанр.
4
09.09.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
Раздел 3. «Из древнерусской литературы» - 9ч. (4ч.+2ч.Р/р+2ч.Вн.ч.+1ч.К/р)
5
10.09.
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.
6
13.09.
Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского в «Житие Александра Невского».
7
16.09.
Особенности содержания и художественной формы воинской повести и жития.
8
17.09.
Внеклассное чтение. «Житие Сергия Радонежского».
9
20.09.
Развитие речи. Подготовка к устному сочинению-описанию по картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
10
23.09.
Развитие речи. Устное сочинение-описание по картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
11
24.09.
Внеклассное чтение. «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение XVII века.
12
27.09.
Действительные и вымышленные события в произведении. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
13
30.09.
Контрольная работа по произведениям древнерусской литературы.
Раздел 4. « Из русской литературы XVIII века» - 6ч. (2ч.+4ч.Р/р)
14
1.10.
Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.
15
04.10.
Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
16
07.10.
Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
17
08.10.
Развитие речи. Написание сочинения по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
18
14.10.
Развитие речи. Анализ сочинений. Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
19
15.10.
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений).
Раздел 5. «Из русской литературы XIX века» - 47ч. (32ч.+6ч.Р/р+6ч.Вн.ч.+3ч.К/р)
20
18.10.
И. А. Крылов. Слово о писателе-баснописце. Многогранность личности.
21
21.10.
Анализ сочинений. Басни Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа.
22
22.10.
Внеклассное чтение. Басни Крылова. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.
К.Ф.Рылеев
23
25.10.
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы» К. Ф. Рылеева.
24
28.10.
Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.
А.С.Пушкин
25
29.10.
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Основные темы и мотивы стихотворений «Туча», «К***», «19 октября».
26
1.11.
А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве писателя.
27
8.11.
Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора в «Истории Пугачёва».
28
11.11.
История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы.
29
12.11.
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
30
15.11.
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
31
18.11.
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
32
19.11.
Гуманизм и историзм автора в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел.
33
22.11.
Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по роману «Капитанская дочка».
34
25.11.
Развитие речи. Написание сочинения по роману «Капитанская дочка».
35
26.11.
Анализ сочинений. Проблема человека и судьбы в повести «Пиковая дама». Эпиграфы, символические и фантастические образы, эпилог.
36
29.11.
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов
37
2.12.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве.
38
3.12.
Тюрьма в лирике Лермонтова.
39
6.12.
М. Ю. Лермонтов. История создания поэмы «Мцыри», тема и идея произведения. Своеобразие поэмы.
40
9.12
Образ Мцыри. Мцыри как романтический герой поэмы. Воспитание в монастыре.
41
10.12.
Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы в поэме.
42
13.12.
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
43
16.12
Внеклассное чтение. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон».
Н.В.Гоголь
44
17.12
Анализ сочинений. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ревизор» как социальная комедия. История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
45
20.12
Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа
Хлестакова. Понятие о «миражной интриге».
46
23.12.
Разоблачение пороков чиновничества. Приемы сатирического изображения чиновников.
47
24.12.
Финал комедии, его идейно-композиционное значение. Особенности композиционной структуры всего произведения.
48
27.12.
Образ «маленького человека» в повести «Шинель».
49
30.12.
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
50
17.01
Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
51
20.01.
Развитие речи. Написание сочинения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
52
21.01
Анализ сочинений. Внеклассное чтение. Повесть Н.В.Гоголя «Портрет».
53
24.01.
Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя.
М.Е.Салтыков-Щедрин
54
27.01.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» как художественно-политическая сатира на общественные порядки.
55
28.01.
Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Эзопов язык.
56
31.01.
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».
57
3.02.
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Н.С.Лесков
58
4.02.
Анализ сочинений. Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Л.Н.Толстой
59
7.02.
Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».
60
10.02.
Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.
61
11.02.
Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее.
62
14.02.
Особенности композиции. Психологизм рассказа.
63
17.02.
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. Нравственные проблемы повести «Отрочество».
64
18.02.
Внеклассное чтение. Поэзия родной природы 19го века в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
65
21.02.
Внеклассное чтение. Поэзия родной природы 19го века в творчестве Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.
А.П.Чехов
66
24.02.
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
Раздел 6. «Из русской литературы XX века» - 26ч. (15ч.+6ч.Р/р+3ч.Вн.ч.+2ч.К/р)
И. А. Бунин
67
25.02.
И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика.
А.И Куприн
68
28.02.
А.И Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".
69
3.03.
Контрольная работа по творчеству И.А.Бунина, А.И.Куприна.
70
4.03.
Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.
71
7.03.
Развитие речи. Написание сочинения по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.
А.А. Блок
72
10.03
Анализ сочинений. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.
73
11.03.
Образ России и ее истории в стихотворении «Россия».
С.А.Есенин
74
14.03.
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему.
75
17.03.
Внеклассное чтение. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.
76
18.03.
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Образ Пугачёва в русской литературе».
И.С. Шмелев
77
21.03.
И.С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем"- воспоминание о пути к творчеству.
М.А.Осоргин
78
24.03.
Анализ сочинений. М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
79
04.04.
Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.
80
7.04.
Внеклассное чтение. Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни".
81
8.04.
Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина.
А.Т.Твардовский
82
11.04.
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин».
83
14.04.
Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.
84
15.04.
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.
85
18.04.
Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».
86
21.04.
Развитие речи. Написание сочинения по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».
87
22.04.
Анализ сочинений. Внеклассное чтение. А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».
88
25.04.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина.
В. П. Астафьев
89
28.04
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
90
29.04
Развитие речи. Написание сочинения «Великая Отечественная война в литературе XX века»
91
2.05.
Анализ сочинений. Русские поэты о Родине, родной природе.
92
5.05.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
Раздел 7. «Из зарубежной литературы» - 13ч. (10ч.+2ч.Вн.чт.+1ч.К/р)
У. Шекспир
93
6.05.
У. Шекспир. Писатель и его время. Поединок семейной вражды и любви в трагедии «Ромео и Джульетта».
94
10.05.
«Вечные проблемы» трагедии Шекспира.
95
12.05.
Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
96
13.05.
Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.
97
16.05.
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.
Ж.-Б. Мольер
98
17.05.
Ж.-Б. Мольер. Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии «Мещанин во дворянстве».
99
19.05.
Общечеловеческий смысл комедии Мольера.
100
23.05.
Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя.
Дж. Свифт
101
24.05.
Внеклассное чтение. Дж. Свифт. Слово о писателе.
102
26.05.
«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
В. Скотт
103
27.05.
Внеклассное чтение. В. Скотт. Слово о писателе.
104
29.05.
«Айвенго» как исторический роман.
105
30.05
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
17