Разработка урока по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе
Еще совсем недавно изучение творчества М. А. Булгакова ограничивалось одной или двумя небольшими повестями. Обратиться к роману «Мастер и Маргарита» меня заставил все возрастающий интерес к творчеству Булгакова у нас в стране и за рубежом, а также предложения самих учащихся. Произведение сложное и по структуре, и по содержанию.
Проблему, которую автор поднимает в романе, трудно подогнать в определенные рамки. Это и заинтриговало наших ребят. И готовясь к семинару, я ставил перед собой задачу более глубокого изучения произведения.
До проведения семинара с учащимися XI класса была проведена следующая работа: чтение романа; ознакомление с критическими работами; выпуск стенгазеты по творчеству писателя; подготовка иллюстративного материала по роману.
Оборудованием к уроку послужили следующие наглядные пособия: портрет М. А. Булгакова; плакат; иллюстрация к произведению; книжная выставка.
Роман «Мастер и Маргарита» (1938) по своему жанру сатирико-фантастическое произведение. Но зная, какой резонанс оно произвело в эти годы, мы можем с полной уверенностью заявить о его политическом значении.
Совсем не случайно М. Булгаков эпиграфом для романа берет строки из одноименной трагедии Гете «Фауст»: «... так кто ж ты, наконец? — Я —часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Действительно, при сравнении произведения немецкого драматурга и русского писателя выявляются отдельные схожие линии в судьбах героев и самих авторов. Жизнь двух этих писателей связана с эпохой, отражающей крупные перемены в эстетическом сознании, которые были вызваны переустройством общества путем революционных реформ. Оба писателя отрицали именно такой способ переустройства общества. И Гете, и Булгаков поднимают в своих произведениях философский вопрос — каково место человека в новой эпохе и его предназначение. Следует заметить, что автор «Фауста» углубляется во внутренний мир, человека, отвлекаясь от общественных и политических задач своего времени, М. Булгаков же пошел дальше своего знаменитого предшественника.
Для более полного раскрытия темы произведения необходимо познакомить учащихся с критическими работами по творчеству М. А. Булгакова: Михаил Булгаков: современные толкования. К 100-летию со дня рождения. 1891—1991 (сборник обзоров, М., 1991); Чудакова М. Творческая история романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» («Вопросы литературы», 1972); Боборыккн В. Г. «Михаил Булгаков» (М., «Просвещение», 1991); Баркова А. Кто они—Мастер и Маргарита? («Наука и жизнь», 1991, № 10); Петровский М. Мастер на все времена: К 100-летию со дня рождения М. Булгакова («Семья и школа», 1991, № 5); Яновская Л. «Мы не знаем нашего будущего». Из книги «Треугольник Воланда» («Неделя», 1991, № 52).
Цель урока: раскрыть сложность и противоречивость философской концепции романа Булгакова.
Комментируя историю создания романа «Мастер и Маргарита», можно сказать, что автор обращался к этому произведению не однажды. Друг и прижизненный биограф М. Булгакова профессор МГУ П. С. Попов после прочтения рукописи романа писал в декабре 1940 года вдове писателя: «Я все под впечатлением романа. Идеология романа- грустная, и ее не скроешь... В этом отношении, чем меньше будут знать о романе, тем лучше. Гениальное мастерство всегда останется гениальным. Но сейчас роман не приемлем. Должно будет пройти лет 50—100».
Только через 25 лет после смерти автора в журнале «Москва» появилась первая книга, и читатель, забыв реальности жизни, оказался в совершенно ином мире.
— С чем же связано такое долгое забвение столь прозаического романа?
Весь период, начиная с 1928 года, рапповская критика преследовала писателя за его сатирические произведения. И после безуспешных просьб к правительству Булгаков в знак протеста разорвал роман вдоль страниц. Одну половину автор сжигает, а другую оставляет как свидетельство тому, что роман существовал. Впоследствии исследователь творчества М. Булгакова Мариэтта Чудакова восстанавливает по этим корешкам первоначальную рукопись произведения.
Почти все последние годы своей жизни автор отдает созданию «Мастера и Маргариты». В этот период определяется главная тема: борьба добра и зла. В совершенно новой форме представил городскую жизнь 20—30-х годов. Недаром М. Булгаков называет Салтыкова-Щедрина своим учителем, а Гоголя любимым писателем. Но автор «Мастера и Маргариты» не просто продолжает традиции классиков. Исключительность произведения заключается в гротескном изображении реального и введении легенды многовековой давности.
— Какова композиция романа?
После прочтения произведения создается впечатление, что это не просто роман, а роман в романе и более того, мысли переплетаются одна с другой—сатирические с философскими, философия с политикой, сатира с лирикой. Можно ли в этом случае определить главного героя произведения? Первоначально роман назывался «Инженер с копытом» и образу сатаны отводилось совсем немного места. Позднее, когда границы романа расширились, этому образу придается особое значение и в дополнение к нему появляются помощники в лице Фагота- Коровьева, кота (Бегемота). Образ дьявола и его слуг служит как бы орудием возмездия всему, с чем всю жизнь боролся автор. Но как раз вторая часть, связанная с Иешуа и Понтием Пилатом, наводит на мысль о том, что нельзя всю ответственность за содеянное перекладывать на потустороннюю силу.
— Как 'характеризует автор образ мастера в романе?
Мастер у Булгакова—личность творческая, одаренная. Профессионализм и нравственность— у героя эти понятия неразрывны, хотя, как и любой смертный, не лишен человеческих слабостей. Мастер живет своей книгой о Понтии Пилате. Он, хочет, чтобы люди узнали его труд, и когда отказываются печатать его работу, мастер тяжело переживает.
В реальной жизни мастер—человек честный и душевный. Ему для творчества не нужны были ни рыбнодачная секция, ни «полнообъемные творческие отпуска». Крохотная квартира в подвале маленького домика, и вот уж у него «золотой век». Он не может себе представить, что втершийся к нему в дружбу Алоизий Могарыч — на самом деле мошенник и доносчик, мечтающий о захвате его квартиры. Став жертвой доноса и отсутствовавший три месяца, мастер приходит к светящимся окнам своей квартиры в том самом пальто, но с желанием писать и жить. В первоначальном варианте мастер заявляется в сапогах и в телогрейке (М. Чудакова).
История с критиками близка Булгакову еще «и потому, что самого его травили». Художник- личность тонкая и легко ранимая, и поэтому тяжело воспринимает обиды и несправедливость. Может быть, в этом заключается одна из причин болезни мастера, сжигая свой труд—труд всей своей жизни, в конце концов находит приют в психиатрической больнице Стравинского, где он находит душевный покой и полную свободу.
По мнению автора, художник должен быть свободен, никого не бояться и не зависеть. Булгаков отмечает, что в сердце настоящего художника должна жить любовь.
Сделав мастера своим двойником, подарив ему отдельные моменты из своей судьбы, Булгаков пошел дальше. Мастер в романе погибает от того, что искал помощи у сатаны и тем самым связал свою судьбу с дьявольской силой.
— Как бы вы объяснили присутствие в романе легенды многовековой давности?
М. Булгаков является носителем и продолжателем традиций русского философского романа Толстого и, Достоевского. В образе Иешуа Ганоцри выступает личность, пришедшая делать добро. Это для него является Истиной. Образ же иудейского прокуратора намного сложнее, где сталкиваются такие понятия, как личностное и воля обстоятельства. Как человек, Пилат признает невиновность бродячего философа, но как прокуратор Иудеи утверждает смертный приговор. Иногда кажется, что прокуратор не совершит злодеяния над беззащитным. Но Иешуа сам выносит себе приговор, заявляя о том, что настанет день и придет конец императорской власти.
В другом случае именно Понтии Пилат является вдохновителем и организатором убийства предателя и осведомителя Иуды. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» писатель показывает, как тонко разыгрывается сцена «спасения Иуды». И прокуратор и начальник тайной полиции Афраний прекрасно понимают друг друга.
— Какая* роль отводится в романе Воланду? И в чем проявляется пессимизм автора?
Читая произведение, мысленно соотносишь отдельные детали в нем. Только что приведен приговор. Понтий Пилат, Афраний и Кайфа совершили свое черное дело и вслед за этой главой появляются Воланд со своими слугами. Вспомним, что эпиграфом к роману служит отрывок из «Фауста» — «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Ведь именно ему — Воланду посвящены эти строки. Дьявол и добро! Как соотнести эти два понятия?
Воланд и заявляет, что места под солнцем хватит всем. И как ни странно, встречаясь на пути с добром, Воланд не испытывает неприязни к нему. В романе Булгакова все линии—мистика, легенда, жизнь современного города — переплелись и воспринимаются как единое целое. В первой главе в беседе председателя МАССОЛИТА Берлиоза и молодого поэта Ивана Бездомного поднимается вопрос о существовании Христа. Но весь казус в том и заключается, что при подробном объяснении образа Христа Берлиоз, сам того не замечая, создает его как живого. В то время как они оба доказывают о Его небытии. И тут появляется Воланд. Друзья сразу признают в нем «иностранца». Оглянемся в недавнее прошлое, и мы увидим, насколько сильна была мания преследования религии, в каждом инакомыслящем виделся шпион. Не за себя, за мужа испугалась Маргарита, когда Азазелло приглашал ее в гости «к одному очень знатному иностранцу». Страх перед тиранией существовал всегда. Не зря же Воланд произносит крылатые сталинские слова: «Факты — вещь упрямая». Не избежали этого «домоклова меча» и наши герои Берлиоз и Бездомный. Веруя в Него интуитивно, они пытались доказать обратное. Пророчество Булгакова сбылось. Подвержен каре всякий, кто пошел на обман с самим собой. Так и Берлиоз поплатился своей жизнью из-за добросовестного прислуживания.
— Какие пороки общества высмеял автор в романе?
Еще совсем недавно, да и сейчас порой продолжаем рапортовать о количестве проводимых мероприятий и кружков. Да и бюрократизм в лице Прохора Петровича нет-нет да и проглядывает в каком-нибудь ведомственном кабинете, за креслом сидит «пустой» костюм, рукав которого водит сухим пером по бумаге. И тогда всемогущий маг заявляет: «Ну что же —они люди как люди. Любят деньги, но ведь это было всегда... Ну легкомысленны... Ну что же... И милосердие иногда стучится в их сердца... Напоминают прежних... Квартирный вопрос только испортил их...»
Представляя жизнь города 30-х годов, Булгаков свое главное внимание акцентировал на двух учреждениях. Это МАССОЛИТ и увеселительное заведение с их штатными единицами, с которыми и произошли столь странные злоключения, а попросту разоблачение. Все эти «грешные души» находят приют и понимание в клинике Стравинского, вплоть до отдельных коллективов. Именно здесь поэт Иван Бездомный находит понимание и осознает никчемность своего прежнего занятия.
В финале Булгаков вновь возвращается к писательскому дому. Коровьев и Бегемот сжигают его дотла, но прежде подвергли его жестокой сатире: «Ба! Да ведь это писательский дом... Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов.
— Как ананасы в оранжереях,— заключает Бегемот».
— Как автор раскрывает образ главной героини?
В романе тема любви занимает особое место. Если в трагедии Гете любовь Фауста к Маргарите послужила источником нравственного перевоспитания героя, то в булгаковском произведении любовь послужила духовному росту мастера. Маргарита Николаевна душевная и в то же время демоничная личность. Уставшая от легкой жизни она ищет, что помогло бы ей найти себя, реализовать свои возможности. И она нашла. «Что нужно было этой женщине, в глазах которой горел какой-то непонятный огонек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме...? Ей нужен был мастер, а не особняк». Именно с нею автор связал судьбу главного героя. В образе Маргариты нагляднее всего угадывается творческая смелость и дерзкий вызов всей общественной системе и эстетических взглядов общества. Многое подсказывает нам о том, что образ Маргариты навеян личностью Елены Сергеевны, жены писателя, ставшей сподвижницей в тяжелом труде писатели.
Образ Маргариты неоднозначен. С одной стороны, героиня говорит о бессмертии, о возвышенной любви, о прекрасном «вечном доме», который станет мастеру наградой. С другой — это ведьма, летающая на половой щетке над бульварами, громящая окна ненавистного критика. Рисуя образ Маргариты, автор подчеркивает ее необыкновенную красоту. Не однажды и не случайно ее называют королевой Марго. Исследователь творчества Булгакова А. Барков приводит такой факт, что прообразом Маргариты послужила некая Андреева, кудрявая, черноволосая женщина непомерной красоты. Родословная героини романа, как и Андреевой, восходит к одному из старинных домов Европы. Будучи замужем, обрекает себя на неустроенную жизнь, став женой писателя. Небезынтересен и тот факт, что Андреева являлась гражданской женой М. Горького и вместе с тем негласным осведомителем Кремля. Лично Ленин дал ей псевдоним «Феномен». В этом случае необходимо дать понять учащимся, что работа мастера была во многом подвергнута влиянию внешних факторов.
Несмотря на все величие булгаковского произведения, оно не лишено пессимизма. На протяжении всего романа читателя не покидает предчувствие неотвратимого. Судьба главных героев трагична.
Эпилог.
Многое в романе так и останется тайной. Время даст возможность по достоинству оценить творчество М. А. Булгакова. При жизни писателя многие произведения не увидели свет. Находясь четверть века под запретом, мастер как бы приобрел вторую жизнь. Это, прежде всего, связано с тем, что автор в своих произведениях защищает общечеловеческие ценности. В книге М. Булгаков защищает мастеров. Являясь мастером пера, воедино соединил сегодняшнее и вечное.