Рабочая программа интегрированного курса предметной области ОДНКНР ( 5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка к рабочей программе предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

5 класс ( 34 ч.)


В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. №08-761 «Об изучении предметных областей „Основы религиозных культур и светской этики“ и „Основы духовно-нравственной культуры народов России“» в рабочие программы по литературе, истории, изобразительному искусству включаются темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания предметной области ОДНКНР, так как так как связаны с ними по содержанию в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании авторской программы под редакцией А.В. Камкина «Истоки. Память и мудрость Отечества. 5 класс», издательство «Истоки», 2014 год.

Программа ориентирована на УМК:

А.В.Камкин «Истоки. Память и мудрость Отечества» - учеб. пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Истоки, 2011;

Н.В. Котельникова, Н.Б. Красикова и др..Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Память и мудрость отечества», издательство «Истоки», 2014 год.



Общая характеристика учебного курса

В рамках курса «Истоки. Память и мудрость Отечества» предполагается знакомство с семью яркими и самобытными памятниками или явлениями отечественной культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников вмещает в себя определенную идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций и ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным, вневременным основам российской цивилизации.

Главными целями курса в 5-м классе являются:

  • дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  • приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, (духовным) пластам выдающихся памятников - явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

  • закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и, через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  • развитие интереса к самостоятельному поиску и семьи ленто истоков.

Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находился, одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с размышлениями, которые должны подвести ученика к осознанию социокультурных истоков, устойчивых ценностей. Полученные таким образом наблюдения и выводы, а также понятия социокультурного ряда получают развитие в рассказах-спутниках, также содержащихся в каждом блоке-модуле.

Учебная деятельность ученика в рамках курса должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение дополнительной литературы и т.д.


Цель курса: формирование историческое мышления, гуманизма, толерантности; развитие исторического кругозора, мировоззрения.


Задачи курса:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;

  • усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности;

  • показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества;

  • усвоение знаний по «Истокам» и умение применять их в различных ситуациях.


Результаты обучения и усвоения содержания курса


Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.


Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, составлять конспект и тезисы конспекта);

  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

  • готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.


Предметными результатами изучения курса являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

  • владение навыками для установления и выявления причинно-следственных связей;

  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

  • составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего отношения к ним.


Требование к уровню подготовки


  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Всеобщей истории;

  • применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

  1. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

  1. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры, выражать свое отношение к ним.

  1. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

  • сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах, выделяя сходство и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  1. Работа с версиями, оценками:

  • давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

  • оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.


Учебно-тематический план


Наименование учебной темы

Количество часов

1

«Соха и топор»

4

2

«Крестьянские хоромы»

4

3

«Соловки»

5

4

«Храм Покрова на Нерли»

5

5

«Икона «Живоначальная Троица»

5

6

«Московский Кремль»

5

7

«Летописи»

4


Всего

34


Темы по предметной области ОДНКНР включены в рабочие программы таких учебных предметов, как литература, изобразительное искусство, история так как связаны с ними по содержанию. в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.


Календарно-тематическое планирование с включением тем по ОДНКНР



Глава 5. Западная Азия в древности.

Глава 5. Римская империя в первые века нашей эры. Библейские сказания. Древнееврейское царство.

Первые христиане и их учение

5

6

Московский Кремль

5

Литература

Из литературы 19-го века .

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

3


Литература

И.С. Тургенев «Му-му»

2

7

Летописи

4

Литература

Русские народные сказки

2


Литература

Из древнерусской литературы

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел I. Соха и топор (4 часа)

Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.

Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.

Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.

Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.


Раздел II. Крестьянские хоромы (4 часа)

Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.

Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных 1 и жилых помещений, функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.

Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад с 1 людьми и согласие с Богом.

Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.

Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традициейные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых ' обитателей.

Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.


Раздел III. Соловки (5 часов)

Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.

Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.

Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.

Социокулыпурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.

Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.


Раздел IV. Храм Покрова на Нерли (5 часов)

Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.

Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) - древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.

Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.

Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.

Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).


Раздел V. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)

Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.

Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.

Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; а рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.


Раздел VI. Московский Кремль (5 часов)

Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.

Московский Кремль - символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.

Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством»

Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.

Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный, государственные регалии, резиденция главы государства

Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).


Раздел VII. Летописи (4 часа)

Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.

Старинные летописи - наше национальное достояние.

Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия- Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель, Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Социокультурный ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.

Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории - через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.