Тема: Философские проблемы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» («ершалаимские главы»)
Тип урока: урок-семинар.
Цели урока:
Познавательный аспект: помочь осмыслить главный конфликт романа, показать роль ершалаимских глав в структуре романа: проблемы в романе Булгакова «вечные»; раскрыть фундаментальные философские идеи, в частности, о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием; формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении.
Развивающий аспект: развивать у школьников умения выделять главное, существенное в прочитанных главах, сравнивать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить, доказывать свою точку зрения, развивать у учащихся навыки работы в коллективе.
Воспитательный аспект: воспитывать нравственные чувства: нетерпимость к трусости и предательству, доброту, порядочность, преданность, честность, умение прощать, сострадать людям; воспитывать гражданина, ответственного за свои поступки, нетерпимо относящегося к трусости и подлости.
Ход урока.
Постановка задач.
Добрый день! Сегодня я рада вас видеть на нашем уроке-размышлении на тему: «Философские проблемы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». «Что есть истина?» (Библейские мотивы в романе). Надеюсь, тема вас заинтересовала, т.к. сегодня мы будем решать сложные философские вопросы.
2. Начальная мотивация учебной деятельности учащихся.
О встрече с предполагаемым необычным и загадочным нас предупреждает эпиграф.
…так кто же ты, наконец?
- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…
«Фауст» Гёте
Зло и благо… Звучит спорно. Необходимо Вечное зло для установления, существования на земле добра и вечной справедливости. Так ли это? Почему Булгаков выбирает именно эти слова? (Вероятно, он даёт нам возможность заглянуть в содержание романа).
(На экране возникает сцена появления Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах)
«Однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших ..…»
( ученики читают и выделяют основные:
- одновременная икота литераторов
- отсутствие в жаркое время отдыхающих « под липами»
- появление «прозрачного человека в клетчатом пиджаке»
- чувство необоснованного страха, появившегося у Берлиоза)
Но автор уже готовит нас к тому, что данная беседа закончится необычно:
-Звукопись – «…предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы…»
-Многократные «чертыхания» литераторов
«Никогда не разговаривайте с неизвестными» не случайно предостерегает нас автор в названии 1 главы. Эта житейская мудрость той эпохи, эпохи шпиономании (на экране фрагмент фильма с первым появлением Воланда).
Однако незнакомец все же появляется. Кто же этот он? (Хотя он себя никак не представил, визитную карточку с буквой «В» показал лишь время спустя, но описание подсказывает нам, что это не совсем иностранец).
Каковы опознавательные знаки?
Почему эти трое встретились именно в Москве и на Патриарших? (Патриаршие пруды – это центр Москвы, давно пользующийся дурной славой, а гладь пруда – это то же зеркало, с которым связано много поверий).
Что заставило мага Воланда прибыть в Москву?
Как произошла встреча?
Провокационный вопрос Воланда становится стержневым вопросом романа, вопросом, на который и отвечает роман: «Если Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще»
Как на этот вопрос отвечают герои романа? («Сам человек и управляет»,- поспешил сердито ответить Иван).
Каким образом опровергает эту мысль Воланд?
Получается так, что Воланд и есть то зло, которое должно совершить добро? Делает то, что не может делать Бог. Бог должен прощать людей, а сатана, устанавливая справедливость?
Стараясь запутать и сбить с толку литераторов, Воланд демонстрирует свою силу, какую? (Именно здесь под липами мы узнаём, что случится вскоре с героями).
Всё более включаясь в беседу литераторов, Воланд продолжает настаивать: «Иисус существовал…». Намекая, что беседа не закончена, он произносит знаковые слова: «Сегодня на Патриарших будет интересная история…», и приводит доказательство: «Всё просто, в белом плаще…» - слова, заканчивающие первую главу и начинающие вторую
Эта фраза вводит нас в следующую главу «Понтий Пилат»
Мы уже говорили об оригинальной композиции романа М. А. Булгакова: роман в романе, или двойной роман.
Воланд спрашивает Мастера: «О чём роман?»
Что слышит в ответ? (О Понтии Пилате).
Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора.
Обращает на себя внимание одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор.
3.Этап реализации новой темы.
План «ершалаимских глав» романа.
Составление трёхчастного дневника (по 2 главе).
Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла внимание?
Вопросы к учителю и одноклассникам.
В первых же строках романа представлены портреты центральных героев.
Почему портрет так важен для характеристики героев? (Портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица.)
Зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа. Что они дают для понимания авторской задумки?
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий и т. д. Человек не боится крови: он бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копье». Но, вероятно, он не только по отношению к врагам в бою такой. Сам готов повторять о себе то, что говорят о нем другие, «свирепое чудовище».
Но сейчас он страдает от головной боли. И о его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета — глазам. (Напомним ученикам, какую огромную роль в произведении может играть художественная деталь.)
Проследите по тексту, как меняются его глаза. («Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…» «Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестанта»… «Он смотрел мутными глазами на арестованного»)
Именно то, что Иешуа догадался о его страданиях и освободил прокуратора от них, заставит Понтия Пилата отнестись к арестованному не так, как, вероятно, он относился к подобным людям раньше.
Иешуа – бродячий философ, волею судьбы оказавшийся перед владыкой: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора».
Сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения их с Евангелие:
Вопрос к сравнительному анализу
Библия.
Иисус Христос.
М. Булгаков.
Иешуа Га-Ноцри.
Возраст
33
2. Происхождение
Знает и любит мать Марию, верит в божественное происхождение. Отца небесного зовёт Своим Отцом.
3. Кто?
Бог, Царь, Сын Божий
4. Ученики
12 апостолов
5. Известность
Народ ждёт его в городе и бурно приветствует при входе.
6. Вход в Иерусалим
Въезжает на осле; с ним его ученики.
7.Характер проповедничества
Смотри Нагорную проповедь.
8. Иуда. Кто он?
Один из учеников.
9. Арест Иисуса происходит (где? когда?)
В Гефсиманском саду сразу после молитвы у подножия Елеонской (Масличной) горы.
10. После смерти тело хоронит
Иосиф из Аримафеи с разрешения Пилата взял тело и положил в новом гробу, высеченном в скале, привалив камнем.
11. Судьба Иуды
Вернул 30 серебряников, пошёл и удавился.
12. Отношение к предстоящей смерти
Предначертана смерть на кресте во имя искупления грехов человечества
13. Личность, определяющая сюжет
Иисус Христос
В чём сходство и различие? Что достигает автор, меняя историю Иисуса?
Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой – простой человек, а значит: какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова – богословские или реальные, мирские?
Какие проблемные вопросы вы можете поставить, прочитав 2, 25, 26, 32 главы и эпилог? (В тетрадь записываются проблемные вопросы)
В чём суть спора между Понтием Пилатом и Иешуа Га–Ноцри?
Что проповедует Иешуа?
Что есть истина?
Почему Пилат, желая спасти арестованного, все же приговаривает его к смерти?
Мы попытаемся разобраться в библейской легенде, «докопаться» до истины.
Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».
Кто такой булгаковский Иешуа? (Иешуа – простодушный, мудрый, наивный проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, к любви, милосердию).
Что же проповедует Иешуа? (добро, завязка беседы – добрый человек)
Проследим за поведением Пилата в сцене допроса Иешуа.
Какое впечатление произвёл на вас Понтий Пилат?
Был ли шанс на спасение прокуратором Иешуа?
Какое значение в данной сцене имеет такая художественная деталь, как появление ласточки? (Был шанс объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов. Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся её потерять.
Ласточка – символ свободы мыслей, истины – влетает в зал, и прокуратор принимает решение в пользу Иешуа. Ласточка улетела – изменилось настроение Пилата. Он читает в пергаменте пугающие его слова, которые философ произнес позже вслух: «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Почему, не желая гибели бродячего философа, не веря в его виновность, прокуратор подписывает ему смертный приговор? (Будучи смелым воином на поле боя, Понтий Пилат трусит тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое дело – «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он предает Иешуа).
Свидетелем всех событий становится секретарь Пилата.
Какую роль играют в передаче диалога ремарки о поведении секретаря: «Секретарь вытаращил глаза на арестанта…», «Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол…», «Секретарь думал теперь об одном, верить ли ему ушам своим…»?
Понаблюдайте за поведением прокуратора после вынесения приговора.
Чего он боится? (Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. Мы обнаруживаем в нём и человеческое соучастие к Иешуа, и жалость, и сострадание. И вместе с тем страх. Именно он, рождённый зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном итоге выбор Понтия Пилата. В условиях тоталитарного режима, будь то рабовладельческий строй или сталинская диктатура, человек может выжить, руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами).
В чём драматизм Понтия Пилата? (Он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он произносит: «Погиб!». «Погибли!». Он гибнет вместе с Иешуа. Гибнет как свободная личность).
Чем же так опасен Иешуа для тоталитарного Рима со своими утопическими идеями о царстве истины? (Тем, что безгранично верит в преобладание доброго начала в любом человеке. Жизненный опыт убедил римского прокуратора в обратном. Вот почему он кричит страшным, сорванным командами голосом: «Оно никогда не настанет!»)
Докажите текстом произведения, что совесть не даёт покоя Понтию Пилату? Почему? (потому что нет и не может быть морального выкупа за предательство).
Муки совести рождают в его душе ужас. Уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем ни ночью. Он попытается как-то смягчить «приговор» себе; он даже пригрозит Каифу: «Побереги себя, первосвященник… Не будет тебе… отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему… пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью». Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату.
«– Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?
– Нет, игемон, он не был многословен в этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Понаблюдайте, как меняется голос Понтия Пилата. (Гость услышал «внезапно треснувший голос»; «спросил хриплый голос». Это возмездие.)
А что лежит в основе каждого предательства? (трусость)
Но неужели всадник Золотое Копьё, бесстрашный на поле боя воин, в самом деле трус?
Почему Булгаков так настаивает на этом обвинении? Почему же такая резкая оценка? (Писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. Трусость – главная причина подлости на земле. И наказан за неё Понтий Пилат страшными муками совести)
Читаем диалог 2-х умных людей, уважающих, понимающих друг друга, но всё-таки опасающихся говорить открыто. Этот разговор полон недомолвок и полунамёков. Но Афраний прекрасно поймёт своего господина.
Вот оно возмездие. Уйти от него невозможно. Ты, Всадник Золотое Копьё, трус и вынужден сейчас согласиться с такой характеристикой. Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет ему, Пилату, оправдать себя.
Понаблюдаем, как меняется голос Понтия Пилата («…гость услышал «внезапно треснувший голос», «спросил хриплый голос»). Понтий Пилат тонко намекает своему подчиненному, а по сути дела, отдает приказ убить Иуду. По Библии Иуда кончает жизнь самоубийством, Булгаков же дает совершенно иную трактовку.
В ходе полемики склоняемся к мысли, что булгаковский Пилат пытается снять вину с себя, успокоить свою совесть, считая единственным виновником предателя Иуду. Но смерть Иуды не облегчает его страдания. В нравственном поединке Пилата с Иешуа моральная победа осталась за Га-Ноцри, который, умирая, обвинил Пилата в трусости. Римский прокуратор хотел и мог спасти Иешуа, но не сделал этого, боясь потерять свою власть, свое положение («Или ты думаешь, что я готов занять твое место?» - искаженный судорогой, кричит он, обращаясь к Иешуа). Трусость объявляется в романе «самым страшным человеческим пороком».
Оставим на время Понтия Пилата и вспомним, что в рассматриваемых нами главах действует ещё один герой. Это Левий Матвей.
Как ведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимой гибели Иешуа? (Он хотел одного, чтобы Иешуа, не сделавший никому в жизни ни малейшего зла, избежал бы истязаний).
Теперь вспомним разговор, который состоялся между Понтием Пилатом и Левием Матвеем.
Почему Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа? (Он ведёт себя гордо, не боится Понтия Пилата. Он устал так, как может устать человек, помышляющий о смерти как об отдыхе).
На предложение Пилата служить ему («У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и одет») Левий Матвей отвечает отказом. Почему?
И Понтий Пилат лишь тогда на мгновение осознаёт своё торжество над Левием, когда на его заявление о желании убить Иуду ответит, что это уже сделал он.
Как судьба наказала Пилата за его трусость? (Воланд, его свита, Мастер и Маргарита, несущиеся на волшебных конях в ночи, видят при свете луны сидящего человека, а рядом с ним собаку. Воланд скажет Мастеру: «Мне хотелось показать вам вашего героя...»)
Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость - один из самых страшных пороков. И даже более: «Философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».
И за самый страшный порок человек расплачивается бессмертием, но он не законченный злодей, не только палач, но и мученик. Страдания и раскаяние Пилата искупают его вину. «Свободен! Свободен!» - провозглашает в конце Мастер. В данном случае это означает «прощён!»
Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.
Читаем в Эпилоге:
«От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идёт какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чём-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чём-то договориться.
-Боги, боги,- говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, - какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, - тут лицо из надменного превращается в умоляющее,- ведь её не было! Молю тебя, скажи, не было?
-Ну, конечно, не было,- отвечает хриплым голосом спутник, - это тебе померещилось.
-И ты можешь поклясться в этом? - заискивающе просит человек в плаще.
-Клянусь, - отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.
-Больше мне ничего не нужно! - сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается всё выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идёт спокойный и величественный гигантский остроухий пёс.
Тогда лунный путь вскипает. Из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит».
Две тысячи лет длится для прокуратора Иудеи наказание луной.
А луна - это тоже символ. Как вы думаете, ребята, чего? (Лунная дорожка соединяет Понтия Пилата с Иешуа. Луна становится посредником, мостиком между землёй и небом, грехом и искуплением, дисгармонией и успокоением, прошлым, настоящим и будущим).
Чтобы вы лучше представили себе описываемую автором эпоху, обратимся к репродукциям картин Н.Н.Ге «Голгофа», «Что есть истина? Христос и Пилат», И.Н.Крамского «Христос в пустыне».
Иван Николаевич Крамской в картине «Христос в пустыне» изображает момент, когда человек решает для себя мучительную проблему: с кем идти и кому служить.
Художники поднимают общечеловеческие проблемы, обращаясь к своим современникам и ставя перед ними трудные вопросы о выборе жизненного пути.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Как вы думаете, почему понадобился Булгакову такой художественный приём: параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили 2 тысячи лет назад?
Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова посвящён вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.
Ещё раз назовите эти проблемы:
1) Что такое истина?
2) Внутренняя свобода и несвобода человека.
3) Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
4) Верность и предательство.
5) Милосердие и всепрощение.
Какие мысли у вас возникли после обсуждения философских вопросов?
Сделаем главные выводы:
1) М.А.Булгаков не пересказывает, не переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведёт резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа изображён не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
2) Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека (не только наделённого властью, но и любого другого) за происходящее вокруг.
3) Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок - трусость, боязнь из соображений карьеры, стремления сохранить привычный удобный образ жизни поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.
Итак, финал романа вызывает удивление и восхищение. Вам, возможно, была бы более близка и понятна справедливая идея возмездия злодеям, обидчикам и палачам. Но мудрость гласит, что справедливость, отмщение - лишь первая ступень истины, высшая ступень - милосердие и всепрощение. Эта истина доступна не всегда. Она становится наглядна и убедительна благодаря высоким образцам искусства.
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
[pic]
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы все люди были добры?» и т.д.
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему булгаковские герои отличаются от евангельских?» и т.д.
Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Как бы вы поступили на месте Понтия Пилата?».
5. Рефлексия.
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
[pic]
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
[pic]
Мясорубка – информацию переработаю.
[pic]
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
6. Домашнее задание.
1. Перечитать «московские» главы романа Булгакова, выбрать материал, касающийся общей атмосферы жизни 30-х годов, оттеняющий сатирическую окраску произведения
Гл. 4 «Погоня» Описание коммунальной квартиры - символа коммунальной советской жизни. Попытка кота проехать в трамвае.
Гл. 5. «Было дело в Грибоедове». Взаимоотношения в МАССОЛИТе.
Гл. 7. «Нехорошая квартира» Из квартиры № 50 бесследно исчезают люди. Описание Воланда и его свиты.
Гл. 9. «Коровьевские штуки».Квартирный вопрос.
Гл.12. «Чёрная магия и её разоблачение».
2. Эссе «Что устарело в романе и что в нем современно?»