Внимательно прочитайте отрывок из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери»
(Книга 4, Глава 2) и выполните задания.
Он застал отца и мать уже мертвыми. В одной комнате с едва остывшими трупами родителей лежал и плакал в колыбели покинутый разбежавшимися слугами грудной младенец, брат Клода. Это было все, что осталось от семьи. Молодой человек взял ребенка на руки и задумчиво вышел. До этой страшной минуты он жил только в мире науки, а теперь внезапно оказался брошенным в водоворот настоящей, «живой» жизни.
Эта катастрофа произвела коренной переворот в жизни Клода. Внезапно осиротев и сделавшись на двадцатом году жизни главою семейства, он вдруг был низведен из мира школьных мечтаний в мир грубой действительности. Но, охваченный жалостью к своему маленькому беспомощному брату, он с жаром отдался заботам о нем и страстно к нему привязался. Это чувство было необычно и сладостно для юноши, питавшего раньше любовь только к книгам.
Любовь к брату развивалась в нем с изумительною быстротою и силою, всецело охватывая его девственную душу. Это было похоже на первую любовь. Разлученный в раннем детстве с родителями, которых поэтому он едва знал, зарывшийся всецело в книги, жаждавший только знания, заботившийся исключительно о развитии своего ума посредством науки и питавший свое воображение лишь изящною словесностью, бедный студент до сих пор не имел времени почувствовать, что у него бьется сердце. Маленький осиротевший брат, свалившийся к нему вдруг точно с неба, преобразил его и сделал другим человеком. Он понял, что наряду с умозрениями Сорбонны и стихами Гомера в мире есть еще кое-что, что человеку свойственны и живые привязанности, что без любви и нежности жизнь не что иное, как мертвый, ржавый, скрипучий и безобразный механизм. Но, будучи еще в тех годах, когда одна иллюзия сменяется другою, он был уверен, что человеку нужны одни родственные, основанные на узах крови привязанности и что любви к брату вполне достаточно, чтобы сделать жизнь полной.
Тестовые задания
Баллы
1
Озаглавьте текст. Аргументируйте ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
L/0/1
0/1/2
2
Поясните смысл словосочетаний.
коренной переворот__________________________________________________________
девственная душа____________________________________________________________
грубая действительность______________________________________________________
L/0/1/2/3
3
Найдите в тексте пары контекстуальных антонимов и назовите, с каким художественным приемом связано их употребление.
Определите роль данного художественного средства во фрагменте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
L/0/1/2/3
0/1
0/1/2
4
Выпишите из текста художественные средства: 2 метафоры, 1 сравнение, 2 эпитета.
Прокомментируйте их употребление в данном тексте в 2-3 предложениях.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
L/0/1/2/3/4/5
0/1/2
5
Прокомментируйте в 4-5 предложениях выделенные в тексте высказывания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
L/0/2/4/6/8
6
Кем был Клод Фролло? В чем выражается двойственность этого персонажа в романе?
(5-6 предложений).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
L/0/1/2/3/4/5/6
7
Действие романа происходит в эпоху перемен — кризиса Средневековья, преддверия Возрождения. Слом эпох проходит через судьбы, через сердца героев в «Соборе».
Первое [предсказание] произнесёт Клод Фролло: «Вот это убьёт то» то есть — «книгопечатанье убьёт зодчество». Клод Фролло мыслит, как средневековый монах: он хочет, чтобы мысль, закованная в камень, была ведома только избранным, хранителям «тайны, предания, закона». Но страх его — не только перед печатным станком, это страх перед наступающим освобождением человечества: «То был вопль пророка, который уже слышит, как шумит и бурлит освобождающееся человечество, который провидит то время, когда разум пошатнёт веру, свободная мысль свергнет с пьедестала религию…» Наступает время свободного творчества народа: «Прощайте, тайна, предание, закон! Да здравствует фантазия и каприз!»(Свердлов М.)
Прокомментируйте высказывание критика, поясните, какие герои символизируют «освобождающееся человечество» и в чём это проявляется?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
L/0/1/2/3/4/5/6/7/8/9/10
0/1/2/3/4/5/6/7/8/9/10
СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА
53 балла (43+10)
1. Сформулируйте в 2-3 предложениях темы данного фрагмента. Аргументируйте свой ответ.
Всего 3 балла.
1 балл – текст озаглавлен правильно.
2 балла – ответ аргументирован, есть опора на текст
1 балл – ответ аргументирован частично, нарушения логической последовательности в предложении
0 баллов – текст озаглавлен неверно, аргументация отсутствует.
3
2. Поясните смысл словосочетаний.
коренной переворот-
девственная душа-
грубая действительность-
Всего 3 балла.
По 1 баллу за каждый правильный ответ
3
3. Найдите в тексте пары контекстуальных антонимов и назовите, с каким художественным приемом связано их употребление.
Определите роль данного художественного средства во фрагменте.
Всего 6 баллов.
По 1 баллу за каждую правильно выделенную пару антонимов..
1 балл - правильно определён художественный приём.
0 баллов – художественный приём определён неверно
2 балла, если дан верный комментарий художественной функции данных средств;
1 балл , если комментарий неполный, нарушена связность и логичность высказывания..
0 баллов- художественная роль определена неверно.
6
4. Выпишите из текста художественные средства: 2 метафоры, 1 сравнение, 2 эпитета. Прокомментируйте в 2-3 предложениях их употребление в данном тексте.
Всего 7 баллов.
По 1 баллу за каждое верно определённое художественное средство.
2 балла, если дан верный комментарий художественной функции данных средств;
1 балл , если комментарий неполный, нарушена связность и логичность высказывания.
0 баллов – задание выполнено неверно.
7
5. Прокомментируйте в 5-6 предложениях выделенные в тексте высказывания.
Всего 8 баллов.
4 балла - самостоятельность полная, личностная позиция выражена;
2 балла - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко;
0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена.
4 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи;
2 балла – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.
8
6. Кем был Клод Фролло? В чем выражается двойственность этого персонажа в романе?
(5-6 предложений).
Всего 6 баллов.
4 балла - самостоятельность полная, личностная позиция выражена;
2 балла - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко;
0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена.
2 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи;
1 балл – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.
6
7. Действие романа происходит в эпоху перемен — кризиса Средневековья, преддверия Возрождения. Слом эпох проходит через судьбы, через сердца героев в «Соборе».
Первое [предсказание] произнесёт Клод Фролло: «Вот это убьёт то» то есть — «книгопечатанье убьёт зодчество». Клод Фролло мыслит, как средневековый монах: он хочет, чтобы мысль, закованная в камень, была ведома только избранным, хранителям «тайны, предания, закона». Но страх его — не только перед печатным станком, это страх перед наступающим освобождением человечества: «То был вопль пророка, который уже слышит, как шумит и бурлит освобождающееся человечество, который провидит то время, когда разум пошатнёт веру, свободная мысль свергнет с пьедестала религию…» Наступает время свободного творчества народа: «Прощайте, тайна, предание, закон! Да здравствует фантазия и каприз!» (Свердлов М.)
Прокомментируйте высказывание критика, поясните, какие герои символизируют «освобождающееся человечество» и в чём это проявляется?
Всего 10 баллов
а) За соответствие содержания ответа предложенной теме:
4 балла – за полное соответствие содержания ответа предложенной теме;
2 балла - за незначительное отклонение в содержании ответа предложенной теме;
0 баллов - за несоответствие содержания ответа предложенной теме.
б) За аргументированность, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств
письменной речи (правильности, логичности, смысловой точности, выразительности):
3 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение основных
коммуникативных качеств письменной речи;
2 балла – за незначительные нарушения аргументации и отклонения от основных коммуникативных качеств речи;
1 балл – за частичную аргументированность и значительные отклонения от основных коммуникативных качеств речи;
0 баллов - за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и серьезные отклонения от основных
коммуникативных качеств речи.
в) За композиционную стройность и стилевое единство ответа:
3 балла – за стройную, логически выстроенную композицию и полное стилевое единство ответа;
2 балла - за частичное нарушение композиции и стилевого единства ответа;
0 баллов - за полное отсутствие композиционной стройности и стилевого единства ответа.частично.
10
Грамотность и оформление экзаменационной работы (10 б)
Схема оценивания
Всего баллов
Орфографические ошибки
нет ни одной ошибки
3
1-2 ошибки
2
3 - 4 ошибки
1
более 4 ошибок
0
Пунктуационные ошибки
нет ни одной ошибки
3
1-2 ошибки
2
3 - 4 ошибки
1
более 4 ошибок
0
Соблюдение стилистических норм
нет ни одной ошибки
3
1-2 ошибки
2
3 - 4 ошибки
1
более4 ошибок
0
Соблюдение требований каллиграфии и оформления письменной речи.
Работа написана четким, понятным почерком, отсутствуют исправления, соблюдены поля.
1
Работа написана нечитаемым почерком, много исправлений.
0
БАРЕМ ОЦЕНИВАНИЯ
Набранные баллы
Оценка
Набранные баллы
Оценка
53-52
10
16-13
4
51-47
9
12-9
3
46-38
8
8-5
2
37-29
7
5-0
1
28-21
6
20-17
5
МАТРИЦА СПЕЦИФИКАЦИЙ
Познавательная область
Компонент содержания
Знание и понимание
Применение и анализ (интерпретация)
Синтез (интеграция)
Теоретико-литературные понятия
3
Базовые лингвистические сведения
2
Способы/средства работы
с текстом
1
4, 5
6, 7
26 %
44%
30%