Конспект урока литературы в 7 классе 25.02.2015г.
Тема: Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»».
Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского;
дать представление об особенностях творческой манеры писателя;
определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве.
- развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, устной речи учащихся;
- воспитание уважительного отношения к труду (показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей).
Ход урока:
Беседа
- Владимир Маяковский? Что вам известно об этом поэте? Знакомы ли вы с его стихами? А какие строчки запомнились?
-Конечно, детские стихи с очень взрослым содержанием : «Что такое хорошо и что такое плохо». Помните, «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Сегодня на уроке мы с познакомимся со стихотворением великого поэта, который всем своим творчеством отвечал на поставленный в детском стихотворении вопрос. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? А на какие вопросы мы будем искать ответы?
- Сегодня мы постараемся найти в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» ответ на вопросы: что такое поэтический труд, какова она, роль поэта, в чем предназначение искусства. Но сначала- слово группе литературоведов- устный журнал
2. Устный журнал поэте о Владимире Маяковском .
Семья Маяковского
Детство. Умер отец.
Переезд в Москву
Знакомство с Давидом Бурлюком.
В творческой лаборатории поэта.
Работа с эпиграфом к уроку. Беседа.
— Поэзия
— вся!—
езда в незнаемое.
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
-Этот отрывок из стихотворения «Разговор фининспектора с поэтом» не случайно взят сегодня эпиграфом урока.
- С чем сравнивает поэт поэзию? Какой называется этот художественный прием?
(Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны)
- Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего?
(Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека)
- Все ли стихотворения могут затронуть души читателей? Что нужно, чтобы это случилось?
(Необходимо подбирать такие слова, фразы, которые как можно точнее передают те или иные явления, чувства)
-Как поэт понимает сущность поэтического творчества согласно данному отрывку? Что вам кажется необычным?
Действительно, В.В.Маяковский говорит, что работа поэта требует огромной ответственности и трудолюбия, ведь от нее зависит нравственное воспитание, прозрение людей.
-Что мы знаем об истории создания стихотворения ««Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?
Сообщение учащегося об истории создания стихотоворения.
Работа в окнах РОСТа История создания стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Работа с учебником.
Давайте теперь поближе познакомимся с миром образов поэта. Откройте стр. 107 вашего учебника. Перед вами стихотворение В.В. Маяковского – «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
-О чем, по-вашему, может идти речь в стихотворении с таким названием?
(О приключении, о чем-то необычном, невероятном)
- Прочитаем подзаголовок. Как вы думаете, для чего автор не просто указывает место действия в названии, но еще и приводит точное его место в подзаголовке?
(установка на правдоподобие, хочет убедить читателей, что подобное происходило на самом деле)
-Еще не прочитав стихотворение, что вы можете сказать по его названию. Как вы думаете, какими особенностями это произведение будет обладать?
(сочетание правды и вымысла, черт реального и сказочного, фантастического)
-Давайте прослушаем стихотворение.
5. Прослушивание фонозаписи стихотворения. Составление плана.
-Данное стихотворение интересно уже тем, что оно сюжетно. И его можно разделить на несколько частей. Как вы думаете, что это будут за части? Как бы вы могли их озаглавить?
- Лето. Солнце;
- ссора и примирение с солнцем;
- разговор за чаем;
- вывод)
Физкультминутка
6. Работа в группах. Сейчас разделимся на группы. Каждая группа попробует проанализировать одну из этих четырех частей, опираясь на предложенные вопросы:
1 группа: отвечает на вопросы по части «работа поэта»:
- Найдите гиперболу в начале стихотворения. Для чего
используется этот прием?
(«В сто сорок солнц закат пылал» - благодаря этой гиперболе
мы можем ярче представить изнуряющую жару, при которой
работает поэт)
- Обратите внимание на описание местности. Где находится поэт?
(Он смотрит на окружающее будто свысока)
- Уже здесь происходит наше знакомство с солнцем. Что о нем сообщается?
(Солнце предстает перед нами живым существом, которое ежедневно выполняет работу, а ночью идет отдыхать, чтобы
завтра снова приступить к труду)
- Что разозлило поэта?
(Однообразность течения дней и бесконечная жара, мешающая
работать)
2 группа: отвечает на вопросы по части «ссора и примирение с солнцем».
- Проследите как изменяется отношение поэта к солнцу. Как это можно проследить через лексический строй речи?
(Сначала он употребляет довольно грубые слова: «слазь», «дармоед», «довольно шляться». Лирический герой утомлен работой и жарой, рутиной вокруг него. Затем он меняет гнев на милость, осознав свою ошибку: «погоди», «златолобо», «зашло бы». Смена настроения проявляется и в речи, если сначала мы слышали обвинение, приказ, то теперь – просьбу)
- Почему солнце-таки захотело спуститься на чай?
3 группа: «разговор за чаем»
- Как вы думаете, какие взаимоотношения (дружеские, враждебные, нейтральные) завязались за разговором между Поэтом и Солнцем? Какие детали помогают нам это понять?
(Перед нами картина дружеской беседы на наиболее сокровенные и волнующие героев темы. Причем беседа эта происходит в уютной, домашней обстановке: чай и самовар – символы гостеприимства.
Кроме того, Солнце изначально поддерживает дружеский, даже свойский тон в разговоре с поэтом – «чаи гони», «гони варенье», «ладно, не горюй». Поэт же, помня свое грубое отношение, теперь обращается к Солнцу с почтением, но при этом рассказывает ему все проблемы, связанные с работой).
- О чем говорят Поэт и Солнце? Почему они так быстро нашли
общий язык?
(Они говорят о работе. О том, что ответственность и верность избранному делу должно быть превыше каких-либо трудностей, связанных с ее выполнением).
4 группа: вывод.
- Почему в финале стихотворения поэт заводит речь о ночи и тени? Что противопоставлено этим явлениям?
(Им противопоставлен образ поэта, чье творчество равносильно свету дня. Такой контраст ярче показывает силу, которой обладает поэзия)
- В чем поэт видит главное предназначение своей жизни как писателя?
(Светить всегда, светить везде…)
- Зачем в стихотворение введен образ солнца?
(С помощью этого сопоставления мы можем увидеть отношение лирического героя и автора к своему труду. Поэзия сравнивается с солнцем, она освещает человеческие души, но вместе с тем это еще и огромный труд ума и души)
-Как вы думаете- что важнее для поэта :ЧТО сказать или КАК сказать?
-Благодаря использованию каких выразительных средств Маяковский так убедителен в стихотворении?
Работа в парах
Лексическая группа слов Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
Проверка
Итоговая беседа
- Как вы думаете, ребята, что хотел сказать автор своим стихотворением?
(Профессия поэта – тяжелый и нужный труд. Превозмогая трудности, необходимо выполнять дело, за которое ты отвечаешь, тем более, что дело это важное и нужное).
- Какие качества необходимы настоящему поэту?
- Можно ли сказать, что такое отношение к своей профессии – удел лишь творческих личностей?
(Нет, важна любая профессия. Необходимо найти именно ту, которая бы доставляла удовольствие ее обладателю и одновременно приносила пользу окружающим. При этом важно не забывать о таком важном качестве, как трудолюбие, ведь именно оно поможет достичь наибольших высот)
Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос по выбору:
1.Тема поэта и поэзии в стихотворении В. Маяковского « Необычайное приключение…»
2. Как я понимаю слова:
«Светить всегда, Светить везде,
до дней последних донца,
Светить-
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой-
и солнца!
Задания для работы в группах.
1 группа. Часть «Лето. Солнце»:
1) Найдите гиперболу в начале стихотворения. Для чего используется этот прием?
2) Обратите внимание на описание местности. Где находится поэт?
3) На Акуловой горе происходит наше знакомство с солнцем. Что о нем сообщается? Что разозлило поэта?
2 группа. Часть «Ссора и примирение с солнцем».
Проследите, как изменяется отношение поэта к солнцу.
Как это можно проследить через лексический строй речи? Какие слова употребляет?
3) Почему солнце-таки захотело спуститься на чай?
3 группа: «Разговор за чаем»
Как вы думаете, какие взаимоотношения (дружеские, враждебные, нейтральные) завязались за разговором между Поэтом и Солнцем?
Какие детали помогают нам это понять?
О чем говорят Поэт и Солнце? Почему они так быстро нашли общий язык?
4 группа: вывод.
Почему в финале стихотворения поэт заводит речь о ночи и тени? Что противопоставлено этим явлениям?
В чем поэт видит главное предназначение своей жизни как писателя?
Зачем в стихотворение введен образ солнца?
Работа в парах
Лексическая группа слов Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
Таблица с примерными ответами
1 часть
Лексическая группа слов Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Пригорок кривился
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
горбил
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
В сто сорок солнц закат пылал
Катилось лето
Жара плыла
пригорок горбил, кривился крыш корою
спускалось, катилось солнце
мир залить вставало
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
2 часть
Лексическая группа слов Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Шляться в пекло
Дармоед
Ввалилось, дух переведя
Чаи гони
Сконфужен
Черт дернул..
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
Занежен
златолобо
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
Шляться в пекло
шагает солнце
в саду его глаза
ввалилось, заговорило
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
3 часть
Лексическая группа слов Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Не горюй, поди, попробуй
болтали
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
Взорим
вспоем
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
Солнце лить стихами
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности
4 часть
Лексическая группа слов Примеры из стихотворения
Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Стихов и света кутерьма
Тупая сонница
Признак разговорной речи, живого, свободного диалога
Неологизмы, созданные В.Маяковским
Сонница
трезвонится
Более точное, конкретно- видимое изображение событий
Слова, употребленные в переносном значении
Ночей тюрьма двустволка солнца
Метафоры подчеркивают шуточный настрой стихотворения, создают неожиданные повороты образности