Рабочая программа по литературе 11 класс (базовый уровень)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Учитель: Лопухова М.А.

Рабочая программа по литературе (11 класс)


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 11 класса на 2014-2015 учебный год создана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.122012 № 273-ФЗ;

  • Приказа Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных  учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования РФ от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы  общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждениях»;

  • Федерального  компонента государственного стандарта  основного (общего) образования по литературе (2004 г.);

  • Программы по литературе для 5-11 классов (авторы Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А

  • учебного плана МБОУ Сычевской СОШ №на 2014-2015 учебный год.


Программа рассчитана на 102 часа учебного времени (из расчета 3 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ – 7: из них классных сочинений – 2, домашних – 5)

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В 11 классе сохранена преемственность с содержанием курса основной школы с опорой на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

«Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

Программа 11 класса включает в себя произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы, причём она представляет собой линейный курс на историко-литературной основе.

В 11 классе предусмотрено монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной литературы и литературы народов России.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, но и формирование у школьников читательской самостоятельности.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании данной рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;

  • совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом. Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.



Содержание программы курса литературы 11 класс

Русская литература XX века

Введение Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории.

Русская литература начала XX века

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков.

Писатели-реалисты начала XX века

И.А. Бунин

Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.

Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».


М.Горький

Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. . Повесть «Фома Гордеев».

Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной

Пьеса «На дне».

Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна».

А.И. Куприн

Повести «Олеся», «Поединок. Колорит повести.

Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»).

Рассказ «Гранатовый браслет».


«Серебряный век» русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса».

Символизм и русские поэты-символисты

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).

В.Я. Брюсов

Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору.

К.Д. Бальмонт

Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору.

И.Ф. Анненский Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору.

А.А. Блок

Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Вресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме.

Преодолевшие символизм Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.

Н.С. Гумилев

Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.


А.А. Ахматова

Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Поэма «Реквием».


М.И. Цветаева

Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан и.! глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое птица в руке...») и др. по выбору.

А.Аверченко и группа журнала «Сатирикон»

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.

Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина — По выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эрен-бурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнездрассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия»И.Бабеля, «Донскиерассказы»М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).

Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой «единицы ». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В.В. Маяковский

Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дря ни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).


С.А. Есенин

Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Ша ганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Поэмы «Пугачев», «Анна Онегина».


Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).

Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.

А.Н. Толстой

Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А. Рассказ «Лень Петра», роман «Петр Первый».


М.А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии.


У литературной карты России

Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова — по выбору. Мастерство воссоздания характеров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова. Духовное наследие русского песенного Севера в произведениях Б. Шергина. Поэтический облик России в лирике А. Прокофьева.


М.А. Булгаков

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии».

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.


Б.Л. Пастернак

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Роман «Доктор Живаго ».

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе.


А.П. Платонов

Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», повести «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.


В.В. Набоков

Роман «Машенька».


Литература периода Великой Отечественной войны

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).

Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.

А.Т. Твардовский

Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини..я и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма «По праву памяти».

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Литературный процесс 50 — 80-х годов

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).

«Оттепель» 19531964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

«Окопныйреализм» писателей-фронтовиков 6070-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 5080-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, В. Белова и Лр. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 6080-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 7080-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

Н.А.Заболоцкий

Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.


В.М. Шукшин

Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков».


А.И. Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича ».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича ».

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены.

У литературной карты России

Обзор творчества Е.И. Носова, В.Т. Шаламова, В.Д. Федорова, В.А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.

Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».

Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 8090-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.



Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса по литературе

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Виды письменных работ обучающихся

1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

  • проверочные работы по текстам художественных произведений;

  • конспекты первоисточников и рефераты;

  • планы и конспекты лекций учителя;

  • планы статей и других материалов из учебников;

  • сочинения и письменные ответы на вопросы по произведению;

  • составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников); кластеров и синквейнов.

2. Проводятся текущие письменные контрольные работы.

3. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются нами с учётом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса.

4. Итоговые контрольные работы проводятся:

  • после изучения наиболее значимых тем программы;

  • в конце полугодия.


Виды контроля:

Промежуточный:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусств;

- определение принадлежности литературного произведения к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста;

- выявление языковых средств художественной образности;

- подготовка доклада, сообщения, лекции на литературную или свободную тему;

- работа с внетекстовыми источниками (словарями, письмами, воспоминаниями т.д.)

- составление конспектов, в том числе критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций;

- создание сценариев, киносценариев;

- участие в дискуссии, заседании круглого стола.

Промежуточная аттестация (Итоговыйконтроль):

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачет;

- защита проектов.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью


Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


Оценка сочинений

С о ч и н е н и я – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам: 

 Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

"4"

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

 Допускаются:

  • 2 орфографические +
    2 пунктуационные +
    3 грамматические ошибки;

  • 1 орфографическая +
    3 пунктуационные +
    3 грамматические ошибки;

  • 0 орфографических +
    4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки.

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»


"3"

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

  • 0 орфографических +
    5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
    1 орфографическая + 4-7 пунктуационных +
    4 грамматические ошибки;

  • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

  • 3 орфографические + 5 пунктуационных +
    4 грамматические ошибки;

  • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки 

"2"

1. Работа не соответствует заявленной теме.
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

 Допускаются:

  • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

  • 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.


Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц. При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. 

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям  оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

  • повторение одного и того же слова;

  • однообразие словарных конструкций;

  • неудачный порядок слов;

  • различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Фактические ошибки в сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

  Логические ошибки

  • нарушение последовательности в высказывании;

  • отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

  • неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

  • раздробление одной микротемы другой микротемой;

  • несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

  • перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

  • неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно; пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке); стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.


Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.

 Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

Синтаксические:
а)    Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б)    ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки.


Основные теоретико-литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ. Художественное время и пространство.

  • Содержание и форма. Поэтика.

  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления

  • и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм.

  • Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы:

  • роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя

  • речь. Сказ.

  • Деталь. Символ. Подтекст.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм.

  • Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

  • Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.


Совокупность этих понятий должна обеспечить:

  • понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя, центральные «аспекты» которой: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть;

  • характеристику не только одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа;

  • усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (сентиментализм, романтизм);

  • знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: фантастика.


Базовые эстетические понятия и категории

1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства.

2. Фольклор. Виды и формы фольклора. Структура фольклорного текста. Структура былины. Варианты текстов былин. Былинные сказители. Собиратели и исследователи фольклора.

II. 1. Художественная речь. Средства изобразительности (выразительности) речи. Интонация. Многозначность слова. Ас-социативное восприятие (книга — писатель — читатель).

2. Система образов. Образы центральные и второстепенные.

Образ — персонаж — герой — тип.

Образ-персонаж, образ-пейзаж, образы животных.

Герой — лирический герой.

Портрет. Коллективный портрет.

III. Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры. Поэтическая речь как художественная система.

1. Эпос. Жанры эпоса (эпические жанры фольклора: рассказ, повесть, роман). Тематика и проблематика. Сюжет, фабула, композиция в эпическом произведении. Система образов. Язык. Разнообразие лексических пластов. Авторский замысел и художественная идея.

2. Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое образование (лирическое стихотворение). Строгие формы лирических стихотворений (сонет). Тема и мотив. Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произведения. Композиция лирического стихотворения.

3. Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные элементы: пролог (экспозиция), развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Баллада. Поэма.

4. Драма. Драматургия. Жанры драматургии (комедия).

5. Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог. Позиция автора. Конфликт в драматургическом тексте.

IV. Литературный процесс. Литературные направления (классицизм, романтизм, реализм). Золотой век русской литературы; «серебряный век» русской поэзии.


Особенности работы учителя на уроках литературы разных типов

      В 11 классе учащиеся продолжают изучать линейный историко-литературный курс. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в увеличении количества уроков-лекций. Лекция — это форма ораторского искусства, подчиняющаяся определенным законам. Для качественной лекции необходимы:

      Школьная лекция по литературе отличается от вузовской, так как психологически даже старшие школьники не готовы слушать лекцию в течение целого урока. Поэтому после 30—35 мин. лекции необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией видеоматериалов, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.

      Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с материалами лекции. Заранее следует спланировать сообщения учащихся по индивидуальным заданиям, а в течение лекции целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов.

      При подготовке семинарских занятий важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. Тема и проблематика семинара должны быть сообщены учащимся заранее (за 2—3 недели); в ходе подготовки к семинару учащиеся изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера. При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания. Семинарских занятий не должно быть много (4—6 в год), так как серьезная подготовка к ним требует длительного времени и определенных усилий и со стороны учителя, и со стороны школьников.

      На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведения для текстуального изучения на уроке-практикуме не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения будет находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент должен быть сделан на выявление поэтики текста, определение специфики его художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические(изобразительно-выразительные), синтаксические, композиционные особенности текста. При изучении лирики — и на особенности ритма, рифм, слов в субъективно-авторском значении, строфику, условность описаний, цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, так как, если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы. Нередко на уроках-практикумах оптимальна работа в группах, когда школьники делятся в классе своими домашними наблюдениями исследовательского характера.

      Однако основным типом урока литературы в 11 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке будут звучать цитаты, детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Для живой, неотрепетированной, ненатянутой беседы характерны элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, прояснением своей позиции. В беседе поискового, эвристического характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Язык беседы не должен быть перегружен терминологической лексикой, но нельзя и снизить литературоведческий уровень разговора, для чего следует использовать специальные слова и понятия (сюжет, конфликт, композиция, ремарка и пр.).

      Особое место занимают в курсе 11 класса уроки внеклассного чтения. Их цель — расширение читательского кругозора, выработка умения применять знания, полученные на уроках, в новой учебной ситуации. Содержание уроков внеклассного чтения в 11 классе нужно связать с основным курсом.

      Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, заимствованные из форм внеклассной работы по литературе: инсценирование, театрализация, концерты, конференции, диспуты и пр. Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень — выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок. В 11 классе в форме уроков внеклассного чтения можно изучить и предлагаемые программой произведения зарубежной литературы.

      В конце каждого полугодия можно организовать уроки-зачеты. На них уместны различные виды устных или письменных работ контрольного характера, тестирования, коллоквиумы, смотры знаний.




Перечень учебно-методических средств обучения

1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - М. «Русское слово», 2012

2. Меркин. Г.С. Учебник «Литература 10 класс». В двух частях. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.

3.Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя», М. «Русское слово», 2008.

4. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс – С.-П., 2008.

5. Шпека И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы- М. Чистые пруды, 2007.

6. Шапиро Н.А. «Опыты анализа художественного текста» - М. Издательство МЦНМО, 2008.

7. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка – М., Айрис – пресс,2003.





Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема учебного

занятия

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Планируемые

сроки

Корректировка

01.09



Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века

Урок усвоения новых знаний

02.09


И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Обзор критической литературы

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

03.09


Лирика И. Бунина.Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики.


Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

08.09


Р.Р. Выразительное чтение стихотворений

«Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

09.09


«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

10.09


И.А.Бунин о любви

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

15.09


.«Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

16.09


Р.Р. Творческая работа. Анализ эпизода.

Урок развития речи

Уметь анализировать художественный текст

17.09


Н.А. Куприн «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. красоты и духовной мощи свободного человека.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выразительно читать произведение

22.09


Н.А.Куприн «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выразительно читать произведение

9

23.09.


Н.А.Куприн.«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

10-

24.09


Тестовая работа по творчеству А. Куприна и И. Бунина.

Урок развития речи

Уметь выявлять роль героя, портрета

11

29.09


М.Горький

«Макар Чудра». Романтизм Горького

Романтические мотивы в литературе

Урок контроля

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

12

30.09


Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

13

01.10


«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна.

Спор героев о правде и мечте как образно- тематический стержень пьесы.


Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

14

03.10


Конфликт в пьсе. Философские мртивы в пьесе

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь анализировать художественный текст

15

07.10


Р/р Подготовка к домашнему сочинению о творчеству М.Горького

Урок развития речи

Уметь анализировать художественный текст

16

08.10


Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор)

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

17

13.10


Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм.

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемого произведения

18

14.10


В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта. К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи.

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

19



И. Ф. Анненский. Внутренний драматизм и исповедальность лирики. А. Белый. Тема родины, боль и тревоги за судьбу России

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

20

15.10


Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

21

20.10


Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

22

21.10


Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

23

22.10


И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.

Урок усвоения новых знаний

Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы

24



В. Хлебников. Творчество поэта и его» программное» значение для поэтов-кубофутуристов.


Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

25

27.10


Тестовая и творческая работа (эссе)

по творчеству поэтов Серебряного века

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемого произведения

26

28.10


А. А. Блок

Жизнь и судьба поэта.

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

27

28.10


Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

28

29.10


Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечивания» поэтического дара.

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь анализировать художественный текст

29

10.11


Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

30

11.11


Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Урок развития речи

Уметь анализировать художественный текст

31

12.11


Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение»музыки стихий» в поэме. Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала


Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

32

17.11


А. А. Ахматова Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выразительно читать произведение

33

18.11


Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выразительно читать произведение

34

19.11


«Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выразительно читать произведение

35

24.11


Выразительное чтение наизусть.

Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

Тема исторической памяти в литературе


Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

36

25.11


Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

Урок контроля

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

37

26.11


Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.

Урок развития речи

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

38

01.12


Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир. Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой


Урок развития речи

Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы

39

02.12


А..Ахмвтова, О. Мандельштам,Цветаева. Анализ поэтического текста

Урок развития речи

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

40

03.12


Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама. Одинокий искатель.

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

41

08.12


Человек и природа в лирике Н. Заболоцкого

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

42

09.12


С А Есенин Биография. Есенин как национальный поэт

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя





43

10.12


Родина в изображении С.Есенина

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

44

15.12


Анализ Стихотворений С.Есениа о Любви. Мастерство поэта

Урок развития речи

Уметь анализировать художественный текст





45

16.12


Любовная лирика С.Есениа. Чтение назусть

Урок развития речи

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

46

17.12


Поэма « Анна Снегигна»

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

47

22.12


Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.

Родина в поэме. Образ Анны Снегиной

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь анализировать художественный текст

48

23.12


Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству С.Есенина


Урок развития речи

Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы

49

12.01


В. В. Маяковский.

Жизнь и творчество.

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

50

13.01


Поэтическое новаторство В. Маяковского

Урок усвоения новых знаний

51

14.01


Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

52

19.01


Поэма «Облако в штанах» Логика развития идеи в поэме

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

53

20.01


Настоящее и будущее в пьесе «Клоп»

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

54

21.01


Обобщение по теме. Самостоятельная работа

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

55

26.01


Роман А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра.

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

56

27.01


Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы».

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

57

28.01


Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован»

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

58

02.02


Обобщение по творчеству А. Фадеева, А. Платонова, Е. Замятина

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь выразительно читать произведение

59

03.02


М. А. Булгаков. Жизнь, творчество , личность. Ранние рассказы.


Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

60

04.02


Роман «Мастер и Маргарита». Жанр. Композиция.

Урок усвоения новых знаний

60

09.02


Три мира в романе. П.Пилат и Иешуа.

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

61

10.02


Образы Мастера и Маргариты. Любовь и творчество.

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

62

11.02


Сатирические страницы в романе.

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

63

16.02


Заключительный урок. Подготовка к сочинению

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы

64

17.02


Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

Урок развития речи

Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы

65

18.02


Тема русской истории

А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый»., черты национального характера в образе Петра.

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

66

24.02


Панорама русской жизни в романе « Петр 1»

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

67

25.02


Образ Петра в романе. Составление плана характеристики персонажа

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь анализировать художественный текст

68

26.02


Урок- семинар по роману Тостова «Петр 1»

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы

69

03.03


А.Ахматова и Б. Пастернак- голоса своего поколения

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

70

04.03


Тема Родины В творчестве А.Ахмаиовой и Б. Пастернака

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

71

05.03


Люболвная лирика поэтов. «Я научилась просто мудро жить»

Урок усвоения новых знаний

72

10.03


Тема народного страдания и скорби в романе «Доктор Живаго»

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

74

11.03


Интеллигенция и революшия в романе

Урок усвоения новых знаний

75

16.03


Обобщение по теме. Тест

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы

76

17.03


М.А.Шолохов. Личность и творчество. Рассказы

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

77

18.03


Историческая широта и масштаб шолоховского эпоса

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

78

01.04


Картины жизни донского казачества

Урок усвоения новых знаний

Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы

79

02.04


Изображение револющии и гражданской войны в романе

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

80

06.04


Гражданская война как общенародная трагедия

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

81

07.04


Женские образы в романе Сопоставительный анализ

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

82

08.04


Судьба Григория Мелехова. Противоречивость персонажа

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

83

13.04


Художественное своеобразие романа

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

84

14.04


Подготовка к домашнему сочинению

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы

85

15.04


Н.Платонов. Рассказы «Сокровенный человек»

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

86

20.04


Правда и правдоискатели в произведениях русских писателей

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

87

21.04


В.Набоков «Машенька» Драматизм судьбы героини

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

88

22.04


А.Т Твардовский Мастерство поэта

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

89

23.04


Поэма «По праву памяти» как поэма- исповедь

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

90

27.04


Выразительное чтение .Анализ эпизодов

Урок развития речи

Уметь анализировать художественный текст

91

28.04


Осмысление великой победы в произведениях о Великой Отечественной войне

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

92

29.04


Обзор лейтенантской прозы

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

93

29.04


Н.Заболоцкий Единство человека и природы

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

94

30.04


В.М.Шукшин. Жизнь и творчество. Деревенская проза

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

95

05.05


Колоритность и яркость рассказов. «Чудики»

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

96

06.05


Н.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

97

0705


Н.И.Солженицын «Матренин двор. Характеристика персонажей.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

98

12.05


Образ Матрены. Тип героя -праведника

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

99

13.05


Итоговая контрольная работа по литературе

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы

100

18.05


Новейшая русская проза. Обзорная лекция

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

101

19.05


Новешая поэзия. Семинар

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

102

20.05


Современная литература. Реальность и перспектива

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение

103

21.05


Современная литература. Реальность и перспектива

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать и анализировать прочитанное самостоятельно художественное произведение




57