Конспект урока русской словесности на тему: «Образы природных явлений в творчестве С.Т. Аксакова и А.С. Пушкина»
Тема: «Образы природных явлений в творчестве С.Т. Аксакова и А.С. Пушкина»
Цели урока:
Образовательные: помочь учащимся выяснить: благодаря каким языковым средствам выразительности Пушкин добивается точности и краткости в описании природы, в обрисовке душевного состояния героев, в передаче стремительности развития событий; как перекликаются описания бурана в творчестве двух писателей.
Развивающие: развитие в учащихся умения видеть лексическую наполненность слов, творческого воображения, навыков сопоставительного анализа, расширение кругозора.
Воспитательные: вызвать интерес у учащихся к жизни и творчеству писателей, воспитывать читательскую культуру учащихся.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, раздаточный материал, классная доска.
Литература:
Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой, С. А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999; Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия-практикум: для студентов высших педагогических учебных заведений/ авт.-сост. Ланин Б.А. – М.: «Эксмо», 2007
Конспект урока русской словесности.
Орг. момент Здравствуйте! Садитесь. Староста, назовите, пожалуйста, отсутствующих. Сегодня на уроке мы вспомним, а может и познакомимся, с двумя известными писателями и их произведениями.
Актуализация знаний.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: кого всегда называли мастерами слова?
А вы можете назвать известного русского писателя, который родился в нашем городе?
Что вы о нем знаете?
1 слайд.
Посмотрите на слайд. Это портрет С.Т. Аксакова. Обратите внимание на годы жизни писателя. (1791—1859)
А какие произведения С.Т. Аксакова вы знаете?
Молодцы!
А теперь назовите мне того, кого после смерти назвали «Солнце русской поэзии».
(на этом же слайде появляется портрет А.С. Пушкина)
Какие произведения написал он?
Что вы можете вспомнить об А. С. Пушкине?
Назовите годы жизни поэта.
Как видите и С.Т. Аксаков и А.С. Пушкин жили примерно в одно время. И если изучать их творчество, можно найти очень много сходств. Сегодня мы сопоставим два отрывка из произведений писателя. Для этого вы получили по 2 текста. Посмотрите: первый текст (А.С. Пушкина) – это отрывок из его знаменитого романа «Капитанская дочка», а второй – отрывок из очерка «Буран» С.Т. Аксакова.
- Прочитайте выразительно отрывки из произведений А.С. Пушкина и С.Т. Аксакова и сравните их. (2 слайд). Какое из описаний произвело на вас большее впечатление и почему?
3 слайд.
Похожи ли эти тексты? Какие конкретно сходства вы видите?
С чего начинается описание?
Приведите пример.
Действительно похожие описания. Но в чем же их различие?
- Как описывается шум ветра в текстах Аксакова и Пушкина? Сравните описания.
- Насколько оправдан лаконизм пушкинских строк? Подберите синонимы к словам «выл», «свирепый». Можно ли ими заменить пушкинские слова?
А как Аксаков изобразил «свой» буран?
Молодцы.
- Как описывается "мрак" в отрывках?
- Почему Пушкин отказался от эпитетов, дополняющих характеристику слова "мрак"? К какому словарю надо обратиться, чтобы узнать лексическое значение слова?
Правильно. Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова и найдем значение слова «мрак».
Теперь мы сможем ответить на вопрос: почему Пушкин отказался от эпитетов, дополняющих характеристику слова "мрак"?
Согласны ли вы, что Пушкин подбирая слова стремиться кратко и емко передать нам картину?
Но ведь мы не можем назвать описание Аксакова слишком громоздким. Чтение аксаковского описания занимает чуть больше времени, привлекает больше внимания, заставляет читателя не только понять смысл происходящего но и окунуться в этот мир, почувствовать эту стихию.
Давайте сделаем вывод.
Вывод: точность и краткость пушкинских описаний достигается верным подбором лексических единиц, не требующих пояснений. Вот почему, говоря о прозе А.С. Пушкина, Н.В. Гоголь замечал: "Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт". Почувствовать "бездну пространства пушкинского слова дается далеко не каждому, а лишь вдумчивому читателю. В то время как Аксаков, не жалея эпитетов, очень подробно и очень красочно описывает нам природу.
- Вернемся к текстам Аксакова и Пушкина. Сравните отрывки на синтаксическом уровне. Какие синтаксические конструкции преобладают в том и другом текстах?
Обратите внимание на сказуемые в описании Александра Сергеевича. В какой форме они даны?
Какую роль они выполняют?
- Большую роль в тексте Пушкина играют знаки препинания. Найдите в описании бурана предложения, в которых есть тире.
- Запишите сначала эти предложения с тире, а потом - без тире. Что изменилось?
Итак, сравнив два описания бурана, мы увидели, как мастерски и умело используют языковые средства писатели, как точно выбирает единственно нужное слово, самую верную синтаксическую конструкцию и даже необходимые знаки препинания. Мы определили, чем отличается стиль пушкинской прозы от аксаковской.
С чего мы начали наш урок?
Что нам дал анализ этих отрывков?
Молодцы! Вот мы и познакомились с одним из замечательных очерков С.Т. Аксакова, где он даёт описание зимней бури, разыгравшейся в степи и унёсшей жизни людей. Хочется сказать, что данный очерк «Буран» был замечен и современниками, и есть сведения о том, что описание бурана было использовано как образец при изображении зимней бури А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке» (написана в 1836 году, через два года после публикации очерка С.Т. Аксакова «Буран»). Я надеюсь, вы по достоинству оценили плоды творчества этих двух писателей и красоту описания зимнего бурана.
Поэтов и писателей.
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек», «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника».
А.С. Пушкин
Поэму «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне», стихи.
1799 – 1837 г.
«Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя нежный снежный прах: уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густой пеленою. Вдруг настала ночь: наступил буран со всей яростью, со всеми ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий вскинул их до небес. Все одолел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». ( Из очерка С.Т. Аксакова «Буран").
«Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали». ( Из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина).
В обоих текстах описание бурана.
Оба отрывка начинаются с описания неба.
«Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя нежный снежный прах…».
«Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо».
Далее и у Пушкина и у Аксакова описание ветра и мрака.
«Вдруг настала ночь: наступил буран со всей яростью, со всеми ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий вскинул их до небес. Все одолел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!»
«Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным».
У Аксакова более развернутое, у Пушкина - более сжатое.
У Аксакова: «уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось».
У Пушкина: "Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным".
Выл - шумел, дул, стонал.
Свирепый - лютый, злобный, хищный, суровый.
Эти слова включают в себя значение всех приведенных синонимов. Пушкин подобрал самые емкие, включающие в себя значение подобранных синонимов, слова и их нельзя заменить без ущерба для смысла.
Аксаков использует для описания сложные предложения. Например: «Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось».
Описание более подробно и развернуто.
У Аксакова: «Все одолел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!»
У Пушкина: «все было мрак и вихорь».
К толковому.
Мрак - I. Глубокая, непроглядная тьма. Во мраке ночи (высок.). Город погружён во м. 2. перен. Глубокое уныние, печаль. М. на душе. * Мрак невежества (книжн.) — полнейшее невежество, необразованность. Покрыто мраком неизвестности что (обычно шутл.) — о том, что скрыто, никому неизвестно.
Т.к. Пушкин подобрал самое точное и емкое выражение, не требующее дополнительного описания.
В тексте Аксакова - обилие сложных предложений, сравнительных оборотов, однородных членов предложения. Например:
«Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя нежный снежный прах: уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка».
У Пушкина - в основном простые предложения с минимальным количеством второстепенных членов, есть бессоюзные предложения. Например:
«Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее».
Форма прошедшего времени, совершенного вида.
Сказуемые придают динамику и ощущение напряженности.
«Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями».
«Лошади шли шагом - и скоро стали».
Без тире предложения теряют внутреннюю динамику. Тире указывает на вывод, конечный результат.
Мы вспомнили о двух писателях: о С. Т. Аксакове и А. С. Пушкине. Познакомились с отрывками из произведений, в которых описывается снежный буран.
Мы увидели, что отрывки очень похожи, но в то же время каждый из писателей описал одно и то же природное явление по-своему. В каждом отрывке выражен стиль писателя.