Конспект по теме Изобразительно-выразительные средства языка

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Изобразительно-выразительные средства языка


I.Общие (лексические) средства выразительности


АНТОНИМЫ – слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный)

СИНОНИМЫ – слова, близкие по значению (превосходный, замечательный)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ являются противоположными по значению только в контексте. Например:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза. Лёд и пламень

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ являются близкими по смыслу только в определённом контексте. Например: «Они вошли в тёмные, душные, скучные комнаты».

ОМОНИМЫ – слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения (ключ: замочный и скрипичный)

ПАРОНИМЫ - близкие по звучанию, но имеющие разные значения слова (глиняный – глинистый)

ДИАЛЕКТИЗМЫ – слово или сочетание слов, бытующие в определенной местности и употребляемые в речи жителями этой местности. (Драники, чувяки).

ЖАРГОНИЗМЫ – слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединенными общностью интересов, привычек, занятий. (Голова – тыква, кумпол, кастрюля).

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ – слова, употребляющиеся людьми одной профессии. (Камбуз)

ТЕРМИНЫ - слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники. (Морфология, синтаксис)

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА – слова, пришедшие из других языков. (Президент, приоритет)

ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. (Кривить душой – лицемерить).

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова, характерные для письменной речи, имеющие особенную стилистическую окраску. (Бессмертие, стимул, превалировать).

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА – разговорные слова, отличающиеся некоторой грубоватостью. (Балбес, дурак).

НЕОЛОГИЗМЫ – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий.

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ (ОККАЗИОНАЛИЗМЫ) - слова, придуманные непосредственно автором текста. Например, паспортина (В.Маяковский)

АРХАИЗМЫ – слова, вышедшие из активного употребления, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. (Ибо - потому, ежели – если).

ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  • Разговорная - слова, имеющие несколько сниженную стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. (Грязнуля, крикун).

  • Эмоционально-оценочного характера - имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. (Прелестный, отвратительный).

  • Слова с суффиксами эмоциональной оценки. (Зайчонок, волчище)


II. Тропы (основаны на переносном значении слова)


Это употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений (скрытое сравнение). Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывающими эмоциональные ассоциации.

Стекло стрекоз сновало по щекам.

4. Развернутая метафора


Похожа на развернутое сравнение, но в то же время отличается от него. Развернутая метафора более неожиданна и иносказательна.

Оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая-нибудь будка, расположенная вблизи может заслонить башню, стоящую вдали.

5. Эпитет

Слово, определяющее, поясняющее, образно характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.


Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

6. Метонимия

Вместо названия одного предмета даётся название другого. Типы метонимических переносов:

  • писатель- произведение


  • предмет – звук, издаваемый предметом


  • творец – его произведение


  • материал – изделие из этого материала


  • предмет – характерная деталь предмета



  • емкость – содержимое ёмкости

  • места – люди, живущие в этих местах





  • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал…

  • Вдруг из-за двери в зале длинной фагот и флейта раздались…

  • Под Грига, Шумана, Кюи я узнавал судьбы Тома…


  • Не то на серебре, на золоте едал…


  1. Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам…

  • Съешь ещё тарелочку, выпей ещё стаканчик.

  • Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.

7. Синекдоха

Значение одного предмета переносится на другой по принципу количественного соотношения:

  • единственное число вместо множественного и наоборот








  • определённое число вместо неопределённого

  • целое и его часть





  • 1. …И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

2. ..Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

  • Миллион казацких шапок высыпал на площадь.

  • Вася – светлая голова.

8. Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия

Я свистну, и ко мне послушно, робко

Вползёт окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли.

9. Гипербола

Преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления

В сто сорок солнц закат пылал…

10. Литота

Преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

11. Ирония

Употребление слова в смысле, обратном буквальному

- Посмотрите, каков Самсон! (О хилом и слабом человеке)

12. Иносказание (аллегория)

Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе

Например, в сказках лиса символизирует хитрость.

13. Перифраза

Замена обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением

Вечный город (Рим), царь зверей (лев), город на Неве (Санкт-Петербург)

14. Оксюморон

Соединение противоположных по смыслу слов, которое рождает новое понятие, нелогичное по обычным меркам, но в то же время остроумное

1. О как мучительно тобою счастлив я.

2. Люблю я пышное природы увяданье

15. Парадокс


Утверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то общепринятое, банальное высказывание (мнение), которое служит в парадоксе предметом иронии. Парадокс придает речи блеск, вызывает у слушателя удовольствие. Это неожиданно, это весело. Парадокс поможет разрушить догму, высмеять устаревшее, является свидетельством блестящего ума его автора. Парадокс должен быть четок, краток, афористичен, логически завершен.

Лучшее правительство то, которое меньше всего правит.

16. Гротеск


Изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.



III. Синтаксические средства (фигуры речи) - главные эффекты связаны с разнообразными способами синтаксического построения предложений и текстов


Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья…

2. Эпифора (концовка)

Повторение слов и выражений в конце соседних, смежных предложений

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

3. Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения

Шёлкова ниточка к стене льнёт. Дунечка матушке челом бьёт.

4. Инверсия

Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок, благодаря чему слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание

Изумительный наш народ.

5. Эллипсис

Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения

Мы сёла – в пепел; грады – в прах;

В мечи – серпы и плуги.

6. Умолчание

Намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным

Нет; я хотел…быть может, вы… я думал,

Что уж барону время умереть.

7. Риторическое обращение

Подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь. Смысл этой стилистической фигуры не в том, чтобы привлечь внимание того, к кому обращаются, чьё имя называется. Риторическое обращение призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи

Цветы, любовь, деревья, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

8. Риторический вопрос

Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получения на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

9. Риторическое восклицание


Отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи, служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом

О времена! О нравы!

10. Многосоюзие (полисиндетон)

Повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

11. Бессоюзие (асиндетон)

Намеренный пропуск союзов, что придаёт тексту динамизм, стремительность

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

12. Парцелляция

Это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Флеров—все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

13. Вопросно-ответная форма изложения (гипофора)

Создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает

Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз.

14. Антитеза


Выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. Антитеза — это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность, познает мир не только путем сравнения сходных явлений (метафора), но и в столкновении явлений “противоположных”, “крайних”.

Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; в делах безразличныхгорячишься; в страстных вопросах — холоден; если надо молчать — ты кричишь; когда следует говорить— ты молчишь; если ты здесь— хочешь уйти; если тебя нет— мечтаешь возвратиться, среди мира требуешь войны; в походе вздыхаешь о мире...

15. Градация


Риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей градации”) или в порядке убывания значений (“нисходящей градации”)

Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют...” (Первое предложение построено на основе “восходящей” градации. Со второго предложения и до конца отрывка действует градация по нисходящей.)

16. Повтор


Используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма.

Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть.


17. Лексический повтор

Повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями.

За теми деревнями леса, леса, леса.

Зимы ждала, ждала природа.

18. Период


Это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм.

Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена — тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература — это наша национальная гордость!

19. Введение чужой речи (вымышленной)


Автор текста (речи) выступает как драматург, создающий предполагаемые реплики слушателей, с которыми он или соглашается, или спорит. Кроме голоса самого говорящего, в его речи начинают звучать другие голоса, выступающие с других позиций (мнение оппонента); рассуждение превращается в обсуждение.

Если исключить редких чудаков, мы обыкновенно стараемся окружить и выставить себя в лучшем виде, показать себя самим и другим даже лучше, чем мы есть на самом деле. Вы скажете, это суетность, тщеславие, притворство. Так, совершенно так. Только позвольте обратить внимание на два очень симпатичных побуждения...

20. Пафос


(Чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем. Это возвышенный стиль, который должен вызывать у слушателя сильные эмоции. Обычно используется в поэзии, а также в пропаганде

Я пробуравлю своим буром небеса!