Урок 5. Тема. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова
Цель урока: знакомство с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием.
Методические приемы: групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Пересказ конспекта предыдущего урока.
2. Чтение наизусть «Любимые строки Н. А. Некрасова».
II. Запись, темы, эпиграфа, плана урока
Эпиграф:
Некрасов — целое поэтическое государство,
живущее по своим законам.
Р. Гамзатов
III. Слово учителя
Н. А. Некрасов — один из трех гигантов русской поэзии ХIХ века. Продолжив традиции своих великих предшественников — Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.
В чем же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?
• Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.
• Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлаков и т. д.
• Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».
• Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.
• Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.
• Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.
Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.
IV. Чтение и анализ стихотворений
— Каковы основные темы лирики Некрасова?
1. Тема поэта и поэзии.
Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».
а) «Поэт и гражданин» (1856)
— О чем спорят герои стихотворения?
— Кто победил в этом споре?
(В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).
б) Звучит стихотворение «Муза» (1852)
— Кто такая Муза?
(Муза — 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.)
— А как изображает поэт Музу?
(Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза — крестьянка, потому что крестьянская тема — среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка — сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»)
Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».
Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт создал в своем творчестве.
в) «Элегия (1874)
В письме к А. Н. Ермакову (А. Н. Ермаков был инженером путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова — Анна Алексеевна — воспитывала детей Ермакова, а позже вышла замуж за него) 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».
Записываем определение жанра элегии.
Элегия — жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.
— Почему Некрасов выбрал жанр элегии?
— О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?
(В первой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)
— О чем говорится во второй строфе стихотворения?
(Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).
— Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?
(Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).
— О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?
(Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).
— Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?
(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.
Некрасовская муза — страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).
2. Тема родины и народа.
Слово учителя
Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа; бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги — все они в центре внимания поэта.
Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой).
Стихотворения для чтения: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном о разгаре...»
а) «Размышления у парадного подъезда»
Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений...» автор выражал надежду, что народ забудет свои печальные песни, подобные стону и споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической уверенности.
— Какие композиционные особенности стихотворения вы мо жете выделить?
(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес. Даже при беглом чтении «Размышлений…» становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны — «владелец роскошных палат», с другой — обездоленные бедняки).
Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются (и разбивают его на две части) две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем-компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости (или резкости)).
б) «Забытая деревня»
— О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение?
(Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Мы вспоминаем гончаровскую Обломовку, чеховский «Вишневый сад», которые когда-то являлись подобием земного рая. Но наступили новые времена, и хозяева покидают свои владения. Впрочем, не о «хозяевах» грустил Некрасов. Автор наверняка сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает.)
— Можно ли назвать это стихотворение лирическим?
(Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого я с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого — рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)
— Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении?
(Но при всей сдержанности Некрасова, читатели не упустили между строк нечто грандиозное: забытая деревня — вся Россия! Стихотворение опубликовано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I — старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине — Александре II. Можно истолковать и так.)
Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступ
3. Идеал общественного деятеля.
Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). Слушаем стихотворение.
Слово учителя
Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворение «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты был...» Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты.
Последние две строчки, напоминающие восклицание Горацио над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.
В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге, учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.
В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует стихотворение «Памяти приятеля» (к пятилетию со дня смерти друга). Белинскому посвящены и поэмы «В. Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856).
Все свое творчество Некрасов посвятил народу. И тяжело больной, он не переставал думать о нем. Так, стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели — это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.
4. Некрасов-сатирик.
В русскую поэзию Некрасов вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония — сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника
— Каков тон стихотворения?
— Каково отношение поэта к своему герою?
Учащиеся слушают чтение стихотворения «Нравственный человек».
— Каков герой этого стихотворения?
(Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу).
— Что хотел сказать нам о нравственности автор?
(Некрасов хотел показать, каким гибким стало понятие нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой стихотворения.)
5. Любовная лирика Некрасова
Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.
Звучит стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...»
— Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова?
(Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)
Слово учителя
Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины — подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.
Домашнее задание
1. Сделать письменный анализ любого стихотворения.
2. «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
3. Знать содержание поэмы «Мороз, Красный нос».