Конспект урока по рассказу А.М. Горького
«Старуха Изергиль» (2 часа)
Тема: Проблема идеала в рассказе А.М. Горького «Старуха Изергиль».
Цели урока: самостоятельное добывание учащимися ответов на вопросы: 1)что составляет художественную ценность ранних романтических рассказов Горького?, 2)в чём писатель следует романтической традиции и в чём её обновляет?, 3)чем романтические произведения Горького могут быть интересны современному читателю?
Оборудование урока: портреты М.Горького; иллюстрации к ранним романтическим рассказам, музыкальное оформление.
Методические приёмы: аналитическая беседа по индивидуальным опережающим заданиям (далее – ИОЗ).
Предварительная подготовка: 1)распределение ИОЗ среди уч-ся; 2)вопросы всему классу, организующие чтение:
Чем, по-вашему, вызвано было «возвращение Горького к романтической традиции в 90-е годы 19 века?
Каковы особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой рассказ и легенды?
Охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трёх конфликтах и чем они различаются между собой?
В чём смысл противопоставления Ларры и Данко?
Каково ваше отношение к образу старухи Изергиль? К кому она ближе – к Ларре или Данко? Сумела ли Изергиль следовать тем идеалам, которые сама провозглашает: «Каждый сам себе судьба!»?
Какова художественная функция в рассказе образа Изергиль?
Каким предстаёт идеал человека в рассказе Горького?
Ход урока:
Нет ничего лучше, сложнее,
интереснее человека…
А.М. Горький
Героическое дело требует
героического слова.
А.М. Горький
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Изучение творчества М. Горького мы начнем с его романтических рассказов. Именно они принесли Горькому известность. Появление этих произведений стало в литературе конца 19 века ярким, свежим звуком на фоне мрачных, пессимистических настроений «конца света».
Цель наших сегодняшних уроков – проанализировать рассказ «Старуха Изергиль», ответить на вопрос, в чём же особенность романтических рассказов Горького, каков идеальный романтический герой, может ли он быть интересен современному читателю.
Уроки будут строиться как аналитическая беседа по индивидуальным опережающим заданиям (ИОЗ).
3.Аналитическая беседа.
- Чем, по-вашему, вызвано было возвращение Горького к романтической традиции в 90-е 19 века?
- Что такое романтизм? Какие черты романтизма есть в рассказах Горького?
ИОЗ № 1. Чем сходны принципы организации повествования в таких рассказах Горького, как «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», и в чём состоит особенность повествования в последнем произведении? Как обрамление и легенды соотносятся между собой в художественном целом рассказа «Старуха Изергиль»?
(Жанр – рассказ –легенда. Взаимосвязь между реалистической и романтической структурами.
«Рассказ в рассказе». В «Старухе Изергиль» эта форма более усложнена, т.к. есть и
повествователь-слушатель, и героиня-рассказчица.)
- Каковы особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой рассказ и легенда?
4.Наблюдения над текстом, над языковыми средствами.
ИОЗ № 2. Покажите на первых пяти абзацах, как совершается переход от реального мира к легендарному, от действительности к сказке. Возвращение к реальности (обратное движение) раскройте, анализируя последние два абзаца рассказа.
(Анализ обрамления. В начале рассказа – конкретное место (Бессарабия, Аккерман). Описание
мужчин и женщин – начало перехода к сказке. В финальной части – обратное движение: тихо,
темно, скучно, печально – действительность.)
ИОЗ № 3. «Переходные мостки» между легендами и реальностью.
Найдите в рассказе общее введение и эпилог к каждой из легенд. Какие составляющие постоянны во всех «увертюрах»? Проанализируйте их.
(Все «увертюры» непременно включают экспрессивный пейзаж, создающий фон; диалог
между Изергиль и Максимом и образы-символы. В каждой из «увертюр» задаётся «базовая»
проблема соответствующей легенды.)
5.Анализ легенд.
- Охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трёх конфликтах и чем они различаются между собой?
ИОЗ № 4. Дайте аналитический комментарий к легенде о Ларре. Охарактеризуйте конфликт в легенде. Каковы взаимоотношения Ларры с племенем и со старейшинами? Почему столь сокрушительным для Ларры оказался приговор, вынесенный ему старейшинами?
(Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчёркивается
повествователем и в портрете, и в позе, и в отношении к людям.)
- За что был наказан Ларра? Почему он стал искать смерти? Где грань между гордостью и эгоизмом?
ИОЗ № 5. В чём суть спора повествователя и рассказчицы? Каковы позиции спорящих? Как этот спор отражается в сюжете исповеди героини-рассказчицы?
(История Изергиль излагается от первого лица, в форме исповеди – здесь Изергиль и
рассказчица и главная героиня. Исповеди предшествует спор Изергиль с повествователем,
а затем – портрет рассказчицы. Диалог между Изергиль и Максимом пронизывает весь
рассказ. Особый накал этот диалог достигает в рассказе Изергиль о самой себе. Часто
перебивается вопросами. Этот диалог служит одним из важнейших способов
взаимодействия между миром легендарным и миром реальным. Спор о жизненных
ценностях, о смысле жизни).
ИОЗ № 6. Выберите в исповеди Изергиль наиболее важные эпизоды из её жизни. Как они соотносятся между собой, какую жизненную философию раскрывают?
(«Рыбак с Прута и гуцул», «В поисках любви», «Отвергнутый мешок червонцев»,
«Достойный пан с изрубленным лицом», «Последняя игра Изергиль». Понимание любви
как полной самоотдачи и высокий дар Изергиль – любить, «чтоб хватило крови».
Любовь и свобода.)
- Каково ваше отношение к образу старухи Изергиль? К кому она ближе – к Ларре или к Данко? Сумела ли Изергиль следовать тем идеалам, которые сама провозглашает: «Каждый сам себе судьба!..»
ИОЗ № 7. Выделите в тексте рассказа детали портретной характеристики героини. Как портрет героини соотносится с её жизненной философией? И как в портрете Изергиль преломляется отношение слушателя к этой филофофии?
- Какова художественная функция в рассказе образа Изергиль?
ИОЗ № 8. Дайте аналитический комментарий легенды о Данко:
- Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело права погибнуть?
- Почему именно Данко взялся вывести племя из болот?
- Как развиваются взаимоотношения Данко и племени по мере развития сюжета?
- В чём состоит подвиг Данко? (Последний вопрос можно задать после реализации ИОЗ №9).
ИОЗ № 9. Прочитайте выразительно последнюю часть легенды о Данко. Подберите музыкальное сопровождение.
6.Сопоставление трёх легенд.
ИОЗ № 10. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен, как каждый из них распоряжается своей свободой? Какова внутренняя смысловая связь всех трёх легенд?
(Ларра и Данко красивы, оба горды, сильны, свободолюбивы, оба – люди поступка. Таким
образом, в обоих заложено лучшее, что есть в человеческой природе. Но эти качества они
употребляют на противоположные цели. Ларра осознал своё «лучшее» как право стоять над
людьми, а Данко – как обязанность быть вместе с людьми. Ситуация конфликта с племенем:
один выбирает абсолютную свободу, другой – взваливает на себя ответственность за жизнь
других людей. Тень и искры.)
7.Аналитическая итоговая беседа.
Как же Горький утверждает свой романтический кодекс? Каким предстаёт идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»?
Над чем заставил вас задуматься рассказ?
В героях воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?
«В жизни всегда есть место подвигам». В чём сущность подвига? Можно ли считать подвигом жизнь Изергиль? Подвиг Данко – ради людей. Но освобождённые люди забыли своего спасителя. Стоило ли жертвовать собой? Зачем в легенду введён эпизод с «осторожным человеком»?
Что составляет художественную ценность ранних романтических рассказов Горького?
Каков смысл обращения писателя к романтической традиции? В чём он следует ей и в чём её обновляет?
Чем романтические произведения Горького могут быть интересны современному читателю?
8.Домашнее задание. 1.Письменно ответить на вопрос: «Каким предстаёт идеал человека в романтических рассказах А.М. Горького? Согласны ли вы с этим идеалом?» 2.Прочитать пьесу «На дне».