МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23
ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Творческая работа
Защита иллюстрации к стихотворению Н.М.Карамзина «Весенняя песнь меланхолика»
Работу выполнила:
Федкулова Алина,
ученица 9 класса
Руководитель:
Шушакова Л.А., учитель
русского языка и литературы
.
2016 г.
Н.М.Карамзин «Весенняя песнь меланхолика»
Зима свирепая исчезла,
Исчезли мразы, иней, снег;
И мрак, всё в мире покрывавший,
Как дым рассеялся, исчез.
Не слышим рева ветров бурных,
Страшивших странника в пути;
Не видим туч тяжелых, черных,
Текущих с севера на юг.
Весна с улыбкою приходит;
За нею следом мир течет.
На персях нежныя Природы
Играет, резвится Зефир.
Дождь тихий с неба к нам лиется
И всё творение живит;
В полях все травы зеленеют,
И луг цветами весь покрыт.
Уже фиалка распустилась,
Смиренно под кустом цветет,
Амброзией питает воздух;
Не ждя похвал, благотворит.
На ветвях птички воспевают
Хвалу всещедрому творцу;
Любовь их песни соглашает,
Любовь сердца их веселит.
Овечки кроткие гуляют
И щиплют травку на лугах;
В сердцах любовь к творцу питают -
Без слов его благодарят.
Пастух играет на свирели,
Лежа беспечно на траве;
Питаясь духом благовонным,
Он хвалит красоту весны.
Везде, везде сияет радость,
Везде веселие одно;
Но я, печалью отягченный,
Брожу уныло по лесам.
В лугах печаль со мною бродит.
Смотря в ручей, я слезы лью;
Слезами воду возмущаю,
Волную вздохами ее.
Творец премудрый, милосердый!
Когда придет весна моя,
Зима печали удалится,
Рассеется душевный мрак?
1788
Н.М.Карамзин - писатель и поэт, в чьем творчестве наиболее ярко и полноценно выразилось такое литературное направление как сентиментализм.
Одной из особенностей русского сентиментализма было особое отношение к природе. Пейзаж в произведениях писателей-сентименталистов. получает эмоциональную характеристику - это не просто бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем. В полной мере это воспринял и Карамзин. Слова "Природа", "Натура" пишутся у Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые создается поэтический культ природы как таковой. Природа у Карамзина - живой единый организм, чьё существование неразрывно слито с существованием Человека.
Можно выделить несколько видов пейзажа в творчестве Карамзина: идеальный, унылый, бурный, антропологический (человек-часть природы).
Я выбрала для иллюстрации стихотворение "Весенняя песнь меланхолика», в котором дан идеальный пейзаж.
Элементами идеального пейзажа, как он сформировался в античной и средневековой европейской литературе, можно считать:
1)мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи
2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду
3) цветы, широким ковром устилающие землю
4)деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень
5) птицы, поющие на ветвях
6) элементы пасторали (пастухи пастушки на лугах)
7) изображаемому времени года это чаще всего весна.
И все это мы находим в стихотворении Н.М.Карамзина:
В полях все травы зеленеют,
И луг цветами весь покрыт.
Уже фиалка распустилась,
Смиренно под кустом цветет,
Амброзией питает воздух;
Не ждя похвал, благотворит.
На ветвях птички воспевают
Хвалу всещедрому творцу;
Любовь их песни соглашает,
Любовь сердца их веселит.
Овечки кроткие гуляют
И щиплют травку на лугах;
В сердцах любовь к творцу питают --
Без слов его благодарят.
Пастух играет на свирели,
Лежа беспечно на траве;
Питаясь духом благовонным,
Он хвалит красоту весны.
Везде, везде сияет радость.
Стараясь передать это состояние созерцательной умиротворенности, безмятежности, неги, я выбирала краски, позволяющие создать ощущение прозрачности и чистоты цвета.
Однако дальше в идиллию вносятся мотивы элегии, мы видим несоответствие между состояниями природы и души человека.
Но я, печалью отягченный,
Брожу уныло по лесам.
В лугах печаль со мною бродит.
Смотря в ручей, я слезы лью;
Слезами воду возмущаю,
Волную вздохами ее.
И это несоответствие между состояниями природы и души я постаралась передать с помощью цветового контраста. Не случайно для изображения лирического героя была выбрана темная краска.
Однако в последнем четверостишии звучит голос в поддержку красоты пейзажа против унылого настроения:
Творец премудрый, милосердый!
Когда придет весна моя,
Зима печали удалится,
Рассеется душевный мрак?
И эту надежду на приход весны я символически передала с помощью изображения сердца, выделяющегося белым пятном на темной фигуре человека.
Введя мотив несоответствия между состояниями природы и души, Карамзин заложил основу для психологизма в лирике.