Сценарий литературной гостиной по творчеству В.Высоцкого

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)



Цель – знакомство с традициями авторской песни, с биографией и творчеством В. Высоцкого.

Задачи:

  • Развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия.

  • Развивать умение сопереживать, сочувствовать.

  • Пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову.

Оформление:плакаты, фотографии (копии); выставка сборников песен и стихов Высоцкого, книг о нем; диски, пластинки с записями песен Высоцкого; свечи, 2-4 гвоздики, гитара.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Под портретом Высоцкого ваза с гвоздиками, стоит стул, на нем лежит гитара.

1. Вступление

Начинает звучать запись песни в исполнении В. Высоцкого «Я не люблю...». (Документальная трилогия. Часть 1.) 2:12

Ведущий 1. Вы, конечно, узнали этот единственный, неподражаемый голос. Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть, так сказать, «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.

Ведущий 2. Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей – в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях.
Ведущий 1. Так кто же он? Актер, поэт или композитор? Свой жанр на эстраде он чаще всего называл  авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании. Позднее он стал писать для широкой аудитории. Это были песни на разные темы: о войне, философские, сатирические.
Ведущий 2. В. Высоцкий. «Для меня авторская песня – это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют и беспокоят, рассказывать о том, что меня скребет по нервам, рвет душу и так далее, – в надежде, что их беспокоит то же самое. Авторская песня предполагает непринужденную атмосферу раскованности, дружественности, свободы».
Прежде чем говорить о творчестве Высоцкого, познакомимся с его биографией.

2. Краткая биография
Ведущий 1. Владимир Высоцкий родился  25 января 1938  в 9 часов 40 минут. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист. После войны родители развелись: отец  познакомился на фронте с Евгенией Степановной Лихолатовой и ушел из семьи. Вскоре второй раз вышла замуж и мать. Но если мачеха  полюбила мальчика и смогла стать ему родным человеком, то отношения с отчимом не сложились. Чтобы не дошло до конфликта, отец забрал сына в Германию, куда его направили после войны. Вернувшись на родину, они поселились в квартире Евгении Степановны – в доме № 15 в Большом Каретном переулке, о котором Владимир Семенович впоследствии столько писал и рассказывал.
Ведущий 2.Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение,  в июне 1960 года закончил обучение и устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой.
Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у них родился первый сын  –  Аркадий. В августе 1964 года –  второй сын –   Никита.

Ведущий 1.С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен. Высоцкий снимается в кинофильмах.

3. Владимир Высоцкий и Марина Влади.

Ведущий 3.В июле 1967 года в Москве Владимир Высоцкий  познакомился с французской киноактрисой Мариной Влади. В первый день их знакомства он весь вечер пел для нее свои песни под гитару. 1 декабря 1969 года они поженились, но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины – тоже. Положение еще осложнялось и тем, что Марина Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Когда же им удавалось все-таки встретиться, на гастролях или же когда Марина приезжала в Союз, то они были просто счастливы.
Ведущий 4. «Не видел я другой такой руки, Которая меня бы так ласкала...» Ясно, что большая любовь вдохновила Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально-поэтических произведений, которые обогатили своими мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество.
Звучит запись песни «Дом хрустальный» (2:26)

Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые и новые стихи.

Звучат песни в исполнении Высоцкого и Марины Влади.
(Документальная трилогия. Часть2.  «Сказка о любви». Раздел 6, 13.)

4. Песни-роли

Ведущий 1. У Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других  людей – смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и разоблачал, одобрял и поддерживал.
Ведущий 2. По-настоящему хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, Высоцкий мог быть тонким и лиричным, а мог – грохочущим, резким. Казалось, еще секунда –  и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется и умрет прямо на сцене... Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать. А он пел! Он дышал.
Звучит запись песни «Охота на волков» (3:16)

5. О войне

Ведущий 1. В. Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней и писал так, как будто сам принимал в ней участие.

«Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать  это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером... Мы дети военных лет   для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача  писать о людях, которые воевали», – говорил Высоцкий, отвечая на вопрос, почему он, не воевавший, пишет о Великой Отечественной войне.

Ведущий 2. Песни Высоцкого о войне –  это монологи настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.

 Запись песни  «Братские могилы» (1:14)

Ведущий 1. Эта песня о братских могилах впервые прозвучала в 1966 году в фильме «Я родом из детства». В ней судьбы героев, действительно, сливались в одну общую судьбу, в единый массовый героизм. Люди плакали, слушая песню. Но это были слезы, смешанные с патриотической гордостью и с искренним восхищением.

Ведущий 2. Солдаты Победы не дрожат над своей жизнью, не пытаются спастись, не ищут славы и наград. Для них признание заслуг не имеет значения. Для них Родина, победа, дружба дороже собственной жизни, известности и благополучия. И поэтому они непобедимы.

6. Экстремалы

Ведущий 1. Есть еще одна грань творчества Высоцкого –  спортивные песни. Здесь, как  и в других песнях, Высоцкий пел про людей мужественных, настойчивых и целеустремленных. Это и альпинисты, «живущие в его Стране Романтики», и хоккеисты, делающие свое дело более профессионально, чем канадские профессионалы, и штангист, готовящий себя к рекорду, и прыгун в высоту. Высоцкий вообще любил поставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести. Он говорил: «Интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем писать просто так».

Ведущий 2. Все знают, что Высоцкий писал песни,  как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма "Вертикаль". Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его.

... Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.

Ведущий 1. Горная тема – одна из самых любимых тем для самого Высоцкого. Горные песни чисты и величественны, как сами горы. Герои этих песен умеют бороться со страхом и шаг за шагом преодолевают его.

Звучит песня «Исчезла дрожь в руках» (2:48)

Ведущий 2. В этих строках хорошо видно, как на смену страху и разъедающим душу сомнениям приходит вера в себя, уверенность в собственных силах. Только справившись со страхом, человек понимает, что нет непреодолимых преград, что у него есть своя неповторимая дорога, что настанет день и он будет первым на какой-нибудь из вершин.

Ведущий 1. Умение дружить украшает всех героев Высоцкого. Но самая лучшая песня о дружбе – горная. Высоцкий предлагает точный и многократно испытанный рецепт проверки друга на прочность и дружбы на истинность.

Звучит запись песни «Песня о друге» (1:56)

Да, настоящий друг познается в опасном деле и умеет бороться до самого конца. С этим трудно не согласиться.

Ведущий 2. Морская тема не менее важна, чем горная, хотя многие современные исследователи творчества Высоцкого уделяют ей гораздо меньше внимания. «Моя любимая тема – моряки», говорил сам Высоцкий.

Звучит запись песни «Спасите наши души» (4:22)

7. «Я не люблю, когда мои песни поют другие…».

Ведущий 3. В одном из интервью Высоцкий сказал: «Я не люблю, когда мои песни поют другие…».

Интервью с В. Высоцким. (Документальный фильм «Мне есть, что спеть…», сторона 2, заголовок 6, раздел 5)

Действительно, песни Высоцкого невозможно исполнить никому другому, хотя за это брались порою очень хорошие певцы, вкладывали в каждую все свое умение, весь свой темперамент и опыт. Конечно, Высоцкий пел, как никто другой. И мало кто рискует выступать с его песнями. По общему мнению, у всех подражателей получается гораздо хуже, чем у Высоцкого. Песня все равно получается какой-то другой, разученной, взятой напрокат, хотя манеру, конечно, можно было бы скопировать.  Манеру можно, а душу нельзя...

Ведущий 1. 25 июля 1979 года Владимир Высоцкий пережил клиническую смерть ровно за год до смерти. Он умер 25 июля 1980 года от инфаркта  и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты — труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц.

Ведущий 2. Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» о смерти и дате гражданской панихиды, небольшой некролог в газете «Советская культура» и, возможно, уже после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России».  Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию. И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, стадионы стояли полупустые, хотя официального сообщения о смерти не было. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа [link]