Комитет по образованию Администрации
муниципального образования «Город Майкоп»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
XII научно – практическая конференция
«Сегодня первые шаги - завтра большая наука»
Секция «От Года литературы к Году кино»
Фильм и книга как единое поле для восприятия.
Автор: ученица 10 класса
Хапачева Залина
Научный руководитель
Снопко Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 15»
Майкоп 2016
Оглавление
Введение.
Основная часть
2.1. Синтез двух видов искусства: литературы и кино.
2.2. Петербург Достоевского и современный мне город.
2.3. Образы и роли в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
2.4 Художественная литература и художественный фильм – это труд читателя и зрителя
3. Заключение. Фильм и книга – единое поле для восприятия.
4. Список использованной литературы
Введение
Ступени образования. Что это такое. Это я ощутила, окончив неполную среднюю школу, девять классов. Вопрос о продолжении обучения был главный в этот год в нашей семье. Право выбора было за мной, хотя знала и мнение родителей, знала о том, что они хотели бы, чтобы я пошла в десятый класс и затем продолжила образование в вузе. Но решение было за мной, так как трудности преодолевать мне. Я с удовольствием изучала гуманитарные науки: историю, литературу и не сомневалась, что справлюсь. Но точные физика, математика пугали, сомнения справлюсь или нет, мешали принять решение.
И вот я в 10 классе. Прежние друзья-одноклассники, учителя, которые учили меня все годы, но все показалось новое и по-новому. Самое большое удивление пришло после урока литературы. Первый урок, обзор русской классической литературы XIX века, литературные процессы, творчество писателей, их место в литературе. «Золотой век» литературы и произведения, перед которыми ощущаешь трепет. Какие вершины, как подняться, осмыслить это, и главный вопрос: смогу ли. Теперь меня волновала и литература. От произведения до произведения я двигалась, росла, взрослела. Мы знакомились с творчеством Гончарова и Островского, Тургенева и Лескова, Тютчева, Фета, Некрасова. Часто, закончив изучать произведение, просматривали его экранизацию, и это дополняло восприятие. Два вида искусства: литература и кино шли рядом. Искусство Слова – литература было на вершине, киноискусство невозможно представить без литературы. Они рядом, они неразрывно вместе. Прошел 2015 год – Год литературы, и год 2016 – стал Год кино. Я думаю это символично, в этом просматривается преемственность видов духовной культуры. Трудно представить кино без литературы, но и кино органично дополняет литературу. Я пришла к этому выводу после того, как открыла для себя роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Вечера, проведенные с книгой и размышления мои над тем, что прочитано, анализ и осмысление на уроке, и роман на экране. Так складывалось воедино все, что заложено великим писателем, и стало частью моих размышлений, моей души.
Актуальность исследуемой темы ясна и очевидна. Роман Достоевского «Преступление и наказание» современен во все времена. В данном произведении автор обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и рушились его ценности и устои. Согласитесь, ведь это так похоже на обстоятельства, характеризующими современную Россию. Процесс преобразования нашей страны затянулся уже не на одно десятилетие. Мы ждем стабильности и порядка, но хаос царит. Он царит не только вокруг, но и в наших душах. Видимо, перед российским человеком всегда стояла проблема выбора нравственных ценностей, выбора того пути, которого нужно придерживаться, чтобы, как говорится, «остаться на плаву».
Главной целью моей работы является сравнительный анализ романа и художественного фильма «Преступления и наказания».
Для ее достижения было необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить биографию Ф.М. Достоевского.
Сравнить Петербург Достоевского с современной северной столицей
Определить степень достоверности передачи текста романа в фильме режиссера Дмитрия Светозарова
Объектами исследования стали:
Биография М.Ф. Достоевского, Роман Достоевского «Преступление и наказание», фильм Д.Светозарова «Преступление и наказание»
В процессе исследовательской работы мной были использованы следующие методы:
метод сравнительного анализа;
биографический метод;
сравнительно – исторический метод.
Основная часть
Синтез двух видов искусства: литературы и кино
Киноискусство всех стран с истории своего зарождения черпало необычайно много из классического наследия мировой литературы, черпает и сейчас все новое, оригинальное, выдающееся, художественно высокоценное из литературы современной. Эта связь нерушимая, вечная. В основе любого фильма лежит литература, лежит сценарий, лежат слова. Кино по мотивам лучших произведений художественной литературы в России начали снимать еще на заре кинематографа. В мировой фонд киноискусства вошли выдающиеся картины-экранизации: «Золушка», «Гамлет», «Шинель», «Женитьба», «Маскарад», «Левша», «Дама с собачкой», «Петр Первый», «Два капитана», «Отцы и дети», «Поднятая целина», «Человек-амфибия», «Собачье сердце»…
Произведения Ф.М. Достоевского много раз экранизировались, причём кинематографистами не только СССР и России, но и Великобритании, Франции, США, Польши, Финляндии и других стран. Так, например, роман «Преступление и наказание» имеет 6 киноверсий. Одной из последних киноверсий романа стал одноимённый телесериал, вышедший на экраны России в 2007 году. Режиссер Дмитрий Светозаров стремился максимально точно передать текст романа, учитывая все мельчайшие детали и эпизоды. Он говорил: "Для меня очень важно, чтобы люди и перечитали, перелистали роман, чтобы если не полюбили роман, то хотя бы возродился интерес к чтению".
Биография писателя предшествовала изучению романа, она должна была подготовить к восприятию произведения. Но на доске слова: «Достоевский художник и мыслитель», «социально-философский роман». Все это впервые и все надо соединить и с таким не простым текстом. Да и еще с первых страниц Петербург Достоевского, особенный, не такой, каким я его представляю
2.2. Петербург Достоевского и современный мне город.
Недавно мы с классом побывали на экскурсии в Петербурге, увидели красивый величественный город, с дворцами и площадями, каналами и мостами, памятниками архитектуры. Город, которым я так восхищалась, вдруг предстал совсем другим. По этим улицам двигались не только роскошные кареты, но много простых людей, на улицах и в трактирах развивалось действие романа, вершились и рушились судьбы героев. Сцены на улицах, мир петербургских углов, комнаты, где проживали герои, мне, человеку, живущему через почти сто пятьдесят лет, представить можно только отдаленно поверхностно. Поэтому я особенно хотела увидеть фильм и дорисовать не сложившуюся в моем воображении картину. Мне особенно было трудно представить и хотелось увидеть «каморку» Раскольникова, комнату Сони, которая «походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое». Читая книгу, я только отмечала это. Фильм, и душа моя сжимается: так вот она «каморка», где с дивана можно достать крючок, чтобы открыть дверь. Комната Сони, лестницы, по которым опускается и поднимается Раскольников. Может взрослые не поймут нас, но представить все это даже при самом богатом воображении нам трудно, и только фильм приблизит мне эти картины.
2.3. Образы и роли в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
Герои романа, они проходят такой трудный путь, столько переживают испытаний, что трудно представить себе актера, способного исполнить такую роль. Это должны быть очень талантливые, необычные, на мой взгляд, актеры, без отпечатка на себе старых ролей. Я снова обращаюсь к фильму режиссера Дмитрия Светозарова. Основным критерием отбора актёров для него на главные роли было внешнее сходство с героями произведения. Роль Родиона Раскольникова сыграл малоизвестный актер Владимир Кошевой. Я видела два его портрета, как у Достоевского. Он был и «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». И «труслив и забит». «Я каждый день надевал на себя костюм убийцы… – говорил Владимир Кошевой, - Этот потрепанный образ своего Раскольникова и в перерывах между съемками не снимал». Таково было требование режиссера.
В [link]