Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации городского округа г. Стерлитамак
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2»
Рассмотрено на заседании Утверждено на заседании Согласовано с предметно-
кафедры гуманитарного цикла научно-методического совета экспертным советом
МАОУ «Гимназия № 2» МАОУ «Гимназия № 2» ИМЦ
Приказ №_____ от __________ Приказ №_____ от __________ Приказ №___ от ________
Зав. кафедрой ______________ Зам. директора______________
Е. Н. Мельникова И. А. Смольникова
Элективный курс по русскому языку
«Полная смысла музыка звуков…»
Искусство звуковой организации речи
9 класс
15 часов
Составитель:
Карева И. Н.,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Стерлитамак, 2015 год
Пояснительная записка
Фонетическая организация художественной речи должна быть ясной и точной, чтобы не отвлекать внимание читателя, не мешать образному восприятию текста. Однако в поэзии (иногда и в художественной прозе) звуковая сторона речи может стать особо значимым элементом стиля, если вовлекается в решение художественно – эстетических задач.
Элективный курс «Полная смысла музыка звуков…»познакомит учащихся с особенностями звуковой организации речи и с тем, какие элементы фонетического строя речи могут стать предметом наблюдения и анализа. Школьники получат понятие о звуковых средствах художественной изобразительности, поработают над благозвучием речи, поговорят о звукоподражании, звуковом символизме, словесной инструментовке (аллитерации, ассонансе, звуковых повторах, звукописи), выявят и проанализируют особенности ритма и интонации прозаических произведений, а также познакомятся с некоторыми формами игрового словесного искусства. Курс призван показать школьникам, что правильно организовать собственную речь в звуковом плане – это тоже искусство.
В ходе изучения данного элективного курса учащимся предстоит:
слушать и записывать лекции учителя;
работать со справочной литературой;
анализировать тексты с примерами разбираемых понятий;
исправлять недочёты звуковой организации речи;
подбирать собственные примеры тех или иных явлений (учащиеся должны будут обратиться не только к классической литературе, но и к литературе современной, постмодернистской);
писать сочинения – миниатюры, используя разнообразные средства художественной изобразительности.
В качестве итогового контроля предполагается выполнение тестовых заданий и составление собственной карточки с упражнениями на изученные темы.
Элективный курс «Полная смысла музыка звуков…» будет способствовать формированию следующих умений и навыков:
выделять и осмысливать звуковые средства художественной изобразительности, определять их значимость в художественном тексте;
оценивать звучащую речь с точки зрения её благозвучия и устранять имеющиеся недочёты;
выразительно читать прозаические и поэтические произведения, подбирая правильную интонацию и следя за дикцией;
использовать изученные средства художественной изобразительности в собственных текстах.
Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и рассчитан на 15 часов.
Учебно – тематический план
1
Введение. Цели и задачи курса «Полная смысла музыка звуков…». Понятие о звуковых средствах художественной изобразительности.
1
Слушание лекции, запись основных понятий, работа со справочной литературой
2
Благозвучие как «гармония звуковой и образной природы слова».
1
Слушание лекции, наблюдение за благозвучной речью и устранение недочётов неблагозвучной речи, корректировка текстов
3
Звукоподражание, звуковой символизм, словесная инструментовка.
Звучание слова и его смысл.
2
1
Работа со справочной литературой, анализ примеров звукоподражания и звукового символизма, нахождение собственных примеров данных средств выразительности, выразительное чтение художественных текстов, составление собственных текстов с использованием изученных понятий
4
Средства словесной инструментовки: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. Приёмы усиления звуковой выразительности речи.
Понятие звукообраза. Основные типы звуковых повторов и их функции.
3
1
Анализ примеров средств словесной инструментовки, подбор собственных примеров, написание сочинений – миниатюр с использованием изученных языковых явлений, устранение недочётов в звуковой организации речи – корректировка текстов
5
Ритм и интонация в прозе.
3
Анализ прозаических отрывков с ритмической и интонационной точки зрения, работа над выразительным чтением прозаических произведений
6
Игра со звуками. Гиантус, тавтограмма, палиндром, скороговорка.
Отношение к звуковым средствам художественной изобразительности в классической литературе
19 века, в литературе начала и конца 20 века.
Заключение. Подведение итогов.
1
1
1
Анализ примеров игры со звуками русских прозаиков и поэтов, работа над выразительным чтением и дикцией, сочинение собственных примеров;
групповая работа по подбору примеров использования изученных понятий в литературе разных эпох и направлений, сравнение результатов, вывод;
практическое занятие – итоговый контроль (оставление карточки по изученному материалу, выполнение тестовых заданий и упражнений), составление собственных текстов с использованием изученных понятий
Содержание программы
Тема № 1.
Введение. Цели и задачи курса «Полная смысла музыка звуков…». Понятие о звуковых средствах художественной изобразительности.
Тема № 2.
Благозвучие как «гармония звуковой и образной природы слова», как необходимое качество любого словесного произведения. Понятие о фонике.
Тема № 3.
Звукоподражание, звуковой символизм, словесная инструментовка. Звучание слова и его смысл. Фоносемантика. «Цветозвукопись» в русской поэзии.
Тема № 4.
Средства словесной инструментовки: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. Приёмы усиления звуковой выразительности речи (звуковые повторы, исключение из текста слов определённого звучания, сознательное использование неблагозвучия речи, отклонение от средней длины слова и т. д.). Понятие звукообраза. Основные типы звуковых повторов и их функции.
Тема № 5.
Ритм и интонация в прозе. Основные факторы ритмико – интонационного рисунка прозы (типы используемых предложений, протяжённость предложений, протяжённость синтагм, количество слогов в синтагмах, соотношение количества ударных и безударных слогов в синтагмах, порядок слов в синтагмах).
Тема № 6.
Игра со звуками. Гиантус, тавтограмма, палиндром, скороговорка. Отношение к звуковым средствам художественной изобразительности в классической литературе 19 века, в литературе начала и конца 20 века. Заключение. Подведение итогов.
Список используемой литературы
1. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2004.
2. Беглова Е. И. Средства русского языка в стилистическом аспекте. -
Стерлитамак, 2001.
3. Горшков А.И. Русская словесность (От слова к словесности). 10-11 классы. – М., 1997.
4. Горшков А.И. Русская словесность (От слова к словесности): Сборник задач и упражнений. – М., 1997.
5. Горшков А.И. Русская словесность. Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов « Русская словесность (От слова к словесности)”. – М.,1997.
6. Журавлёв А. П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. – М., 1991
7. Крысин Л. П. Жизнь слова: Книга для учащихся старших классов. - М., 1980
8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
9. Львова С. И. Уроки словесности. 5 – 9 классы. – М., 1997.
10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1998.
11. Секачева Е. В., Смоличева С. В. Русская литература: Новая популярная энциклопедия. – М.:АСТ – ПРЕСС, 2001.
12. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1990.
13. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
14. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста. – СПб., 1992.