Министерство образования и науки республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават РБ
_________________________________________________________________
Образ Бабы Яги в сказках народов мира
[pic]
Автор: Рахмонова Сабрина Холмуродовна, учащаяся 6а класса
Научный руководитель: Давлетбаева Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы
[pic]
2016 г.
Оглавление
1. Введение 3
II. Сравнительно-сопоставительная характеристика Бабы-яги в сказках народов мира
5
2.1. Карельская Сюоятар и коми Ёма: общее фольклорных образов
5
2.2. . Латышская Лауме - небесная ведьма
6
2.3. Японская Ямауба
7
2.4. Лоухи - финская ведьма
8
2.5. Убырлы ҡарсыҡ - Баба-яга в башкирской мифологии
10
2.6. Жалмауыз Кемпир - злое начало в казахских и киргизских сказках
11
IV. Заключение
11
V. Список использованной литературы
12
I [pic] . ВВЕДЕНИЕ
Сказки – это очень значимая часть культурного наследия любой страны. Читая сказки, можно заметить и понять много любопытного и интересного: особенности национального характера, его нравственные ориентиры и отношение к различным жизненным ценностям.
С [pic] казка, волшебство… Как иногда хочется попасть в этот загадочный и неизведанный мир! И вот река времени переносит нас в мир фантазий и приключений, когда каждый год мы начинаем знакомство с литературой, обязательно вспоминая устное народное творчество. Вот оно волшебство, загадки, тайны. Вспоминая русские народные сказки, попадаешь в беззаботный мир детства , когда слепо верил героям сказок, переживал, следуя за ними в царство коварного Кощея Бессмертного или в непроходимый лес ужасно опасной и коварной Бабы Яги.
Самая первая «страшилка», с которой встречается в жизни маленький человек, — Баба Яга. И как тут не забояться? В сказках это тощая, носатая старуха — волшебница с растрепанными волосами, горящими злобой глазами. Живет баба в красивой избушке, только стоит та посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Забор вокруг избы сделан из человеческих костей. На заборе висят черепа. Вместо замка — пасть с острыми зубами. Умеет эта избушка поворачиваться, если ее попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Только невелика радость войти внутрь. Там лежит на лавке сама Баба Яга, нос ее висит, переброшенный через шест.
Хорошо, если у Яги доброе настроение. Тогда она и на вопросы путника ответит, правда, сначала загадав нелегкую загадку. Случается, даже объяснит, как разыскать Кощея или Змея Горыныча, с которым рвется сразиться богатырь. А девушке она может подарить клубочек ниток, который укажет ей дорогу к пропавшему невесть куда милому.
А коли что-то бабу прогневило, то не жди от нее добра. Может случайно забредшего в ее хоромы мальчишку на лопату посадить да в печь засунуть, испечь, одним словом, себе на ужин. Почему-то она очень не любит детей. Потому частенько крадет их.
Впрочем, любая встреча с Ягой опасна и непредсказуема. Ведь ее почитают посредницей между живыми и мертвыми. А избушка ее — врата в мертвое царство. Потому-то так труден бывает путь, подсказанный Бабой Ягой. Не всякому дано вернуться обратно целым и невредимым из преисподней.
Еще называют Ягу «костяною ногой». Быть может, именно этот ее физический дефект причина тому, что передвигается по белу свету колдунья обычно не на своих двоих, а в самокатной железной ступе, подобной той, в которой сегодня на кухне толкут сухари, только побольше. А чтобы летала ее «колесница» побыстрее, Яга подгоняет ее, постукивая пестом или железной палицей. Да еще и подметает след за собой приделанным к ступе помелом. Чем-то сродни это ее «космическое» транспортное средство ковру-самолету, которым она порой одаривала своих любимцев, и с крылатыми лошадьми из ее несметных табунов.
Н [pic] а одном из уроков литературы мы задумались о том, все ли сказки в мире и их герои одинаковы, во всех ли произведениях добро побеждает зло и какие они, добрые и злые герои сказок народов мира?
Поэтому мы поставили перед собой цель - провести анализ сказок народов мира и сопоставить героев, похожих на нашу Бабу-ягу.
Задачи:
1. Выяснить, есть ли в сказках других народов персонаж, похожий на русскую Бабу-Ягу.
2. В процессе изучения сказок познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги.
4. Провести опрос среди взрослых и детей на предмет их знания этого сказочного персонажа. Узнать, как относятся взрослые и дети к Бабе Яге.
Объект исследования: сказки народов мира.
Гипотеза моего исследования - в сказках народов мира есть герои, похожие на нашу Бабу-ягу.
Для начала мы обратились к родным и знакомым всем с детства русским народным сказкам, где всех героев легко поделить на положительных и отрицательных Например, каждый знает, что Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший - отрицательные, злые герои, а Иван - дурак, Василиса Прекрасная - добрые, положительные, поэтому и совершают добрые и злостные поступки. Обратимся к сказке «Царевна лягушка». Иванушка - дурачок отправился на поиски невесты, и будучи положительным образом, чувствует поддержку каждого зверька, птички, каждой травинки и даже ветерка при борьбе с отрицательной тёмной силой. Приём олицетворения, известный нам ранее, помогает главному герою понимать животных, желающих вместе с ним наказать зло в мире Кощея Бессмертного.
Некоторые сказки намекают, что сам Кощей Бессмертный приходится ей мужем. Зато точно известно, что три дочери ее— Ягишны — во всем ей помощницы. Так же, как и мать, сроднились они с природными силами — ветром, бурей, метелью.
В давние времена и совсем взрослые люди при упоминании имени Бабы Яги испытывали страх. Ждали от старой колдуньи всяких каверз и неприятностей. А когда ураганный ветер поднимал пыль столбом над дорогой или полем, говорили, что это Яга метет своим помелом.
Баба-Яга - широко известный в сказках персонаж. Она изображается в русских сказках как существо опасное, демоническое, но она не является воплощением только злого начала, Она может быть и доброй Бабой-Ягой, помощницей, дарительницей. В доме у злобной старухи всегда, хаос, разруха, бардак. Но не стоит забывать о широте русской души. Это видно по тем вопросам, которые задает Баба-Яга своим героям. “Откуда идешь? Куда путь держишь?” И старуха дает путнику поесть, попить, готовит баню и помогает советами.
В немецких сказках персонаж Бабы-Яги – Нехе (в переводе с немецкого “Ведьма”). Немецкие Ведьмы живут в опрятных, аккуратных домиках, которые сделаны из печенья. сахара, пирогов. Они предсказуемы, последовательны, ответственны. У нее в доме чистота. порядок, все имеет свое место. Все это говорит о менталитете, о национальном характере немцев. Они всегда последовательны, точны, аккуратны.
Образ Бабы-Яги встречается и в сказках других народов. В Финляндии – это Лоухи, хозяйка сказочной страны. В Японии – Ямауба. Внешне она страшная, уродливая старуха. Волосы длинные, седые. Часто изображается в красном кимоно, грязном и рваном. Огромный рот ведьмы растянут во все лицо. В то же время Ямауба способна менять свою внешность, что помогает ей заманивать доверчивых людей.
II. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
БАБЫ-ЯГИ В СКАЗКАХ НАРОДОВ МИРА.
2 [pic] .1. КАРЕЛЬСКАЯ СЮОЯТАР И КОМИ ЁМА: ОБЩЕЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ОБРАЗОВ
[pic] В фольклоре карел и коми есть такой малоизученный персонаж – «лесная старуха». У карел это Сюоятар, а у коми – Ёма. По той роли, которую они играют в волшебной сказке, Ёма и Сюоятар сходны друг с другом и могут быть приравнены к русской Бабе-Яге. Возникает вопрос, был ли у предков коми и карел общий фольклорно-мифологический персонаж, прообраз сказочных Ёмы и Сюоятар?
В карельской сказке Сюоятар – начало злое, она всегда противница героя. Как представительница иного мира, она обитает в лесу, под землей в корнях растений, на берегу озера или реки. Дерево, ставшее причиной травмы человека, в заговорах характеризуется как выросшее из «сердцевины Сюоятар». В сказке она передвигается по воде в лодке. Карельская фольклористка У.С. Конкка связывала Сюоятар с водной стихией. Это видно из заклинания: «Сюоятар встала из моря, змей-дракон – из волны». Герой карельской сказки в итоге всегда побеждает старуху Сюоятар. В большинстве случаев ее сжигают, причем останки, по ее повелению, превращаются в воробушков, воронов, змей и насекомых, комаров и всякий гнус, мучающий человека, – то есть в существа, связанные с загробным миром. Из этих примеров видна настоящая природа Сюоятар – судя по всему, она обитательница водных пространств, существо загробного мира в образе змеи.
Коми фольклорист Ф.В. Плесовский отмечал, что Ёма не только внешностью, но и по своей природе стоит ближе не к русской Бабе-Яге, а к Сюоятар. Действительно, на сходство с ней указывает ряд фактов. Во-первых, Ёма живет там же, где и карельская «лесная старуха»: в лесу, под старым пнем, в землянке, реже – под водой. Во-вторых, Ёма, как и Сюоятар, повелительница лесных существ – животных, лягушек, насекомых и птиц. В-третьих, Ёма тоже восходит к зооморфному существу. Возможно, ее животным прообразом была выдра. Выдра и змея в мифологии сходны отношением к воде и загробному миру.
Итак, по основным внутренним и внешним характеристикам Ёма и Сюоятар весьма похожи: у них общие функции в сказке, одни и те же места обитания, они ведут свое происхождение от близких зооморфных мифологических существ. Всё это позволяет нам говорить об общности их происхождения от зооморфного персонажа – воплощения смерти, связанного с водой.
2.2. ЛАТЫШСКАЯ ЛАУМЕ - НЕБЕСНАЯ ВЕДЬМА
Л [pic] аума (лауме, [link] убыр уты, буквально «огонь вампира».
«Убыр уты күрһәләр, уҡыналар: „Кит, юғал, мәлғүн!“, — тип төймәләрен, иҙеүҙәрен ысҡындыралар» (Ғ. Ҡаҙаҡҡолов). — Когда видят блуждающий огонек, со словами «Уходи, исчезни, проклятый!» быстро расстегивают пуговицы, воротник. «Убыр уты ҡағылһа, тоҙ өшкөртәләр ҙә, шуны семтеп ҡояш байышына һибеп, ишекте бикләп яталар». — При болезнях от нечистой силы перед сном щепотку заговоренной соли бросают в сторону запада и ложатся спать, надежно заперев дверь.
2.6. ЖАЛМАУЫЗ КЕМПИР - ЗЛОЕ НАЧАЛО В КАЗАХСКИХ И КИРГИЗСКИХ СКАЗКАХ
Жалмауыз Кемпир в мифологии казахов и киргизов(желмогуз кемпир) демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Жалмауыз Кемпир людоедка, похитительница детей; в образе легко она плавает на поверхности воды, когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик»).
Существует мнение, что образ Жалмауыз Кемпир (как и близкой ей мыстан кемпиру казахов) восходит к культу матери - покровительницы. На это указывают присущие ей иногда функции шаманки - волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти». (Чер ты доброй Бабы - Яги, покровительницы героя, Жалмауыз Кемпир сохранила в некоторых в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться). У киргизов разновидность Жалмауыз Кемпир - демон мите, представлявшийся старухой в лохмотьях, которая живёт в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосёт у них кровь; когда жертва ослабеет, мите её съедает.
III. Заключение
Похожие сказки о Бабе Яге мы находим во многих странах. Так, в Финляндии – это старуха Лоухи, хозяйка сказочной страны. Близка Яге ведьма Ямауба (Ямамба) из японской мифологии. В английских сказках часто встречается фигура Людоеда. Образ Бабы Яги встречается и у тюрков, ей соответствует Шамус-баба, у литовцев – Лаума.
Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.
Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.
Баба-Яга у нас популярная личность... Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь клала, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.
Роль "русской Ариадны" делает нашу бабульку удивительно похожей на одно авестийское божество,… Чисту. Эта женщина-очистительница, своими волосами подметающая дорогу, сгоняющая с нее хравстру и всякую нечисть, очищающая дорогу судьбы от камней и мусора, изображалась с метлой в одной руке и клубком в другой. … Ясно, что при такой должности быть оборванной и грязной она никак не может. Тем более, своя банька есть". (Человек - Древо Жизни. Авестийская традиция. Мн.:Арктида, 1996г.).
В [pic] ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много сказок, узнала значение непонятных слов, поразмышляла о добре и зле… Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что полностью добро не сможет победить зло никогда, а только уменьшить его, потому что борьба между светлыми силами ДОБРА и темными силами ЗЛА – это и есть развитие.
Таким образом, основная цель моего исследования достигнута.
И еще я поняла главное, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. И сегодня я сделала для себя такое открытие!
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов - М.: ОНИКС Мир и Образование, 2008г.-366с.
Большой иллюстрированный словарь русского языка В. И. Даль – М.: Астрель, 2009г
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. ДалМ.: Русский язык, 1978г. – 508с.
Аникин В. П. «К мудрости ступенька» / В. П. Аникин – М.: Детская литература, 1982г. – 45с.
Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.
Сказки народов мира / сост. Л.В.Ханбеков. – Минск: Юнацтва, 1985.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.,1986.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок
http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа
http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах