Данная скорректированная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г. Кутузова.
Исходя из этого, основными целями являются:
воспитательные цели:
- воспитывать любовь к книге как культурной ценности;
- способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;
- формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
развивающие цели:
- развивать эмоциональное восприятие текста;
- развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;
образовательные цели:
- обучать школьников анализу художественных произведений;
- способствовать запоминанию основных теоретических понятий: сюжет и герой.
ЗАДАЧИ литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя. Поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие: Миф - фольклор – литература.
Программа предусматривает овладения знаниями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
Ученик должен знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений – литературных героев. (герой литерный, имя героя, портрет, поступки, характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.)
Ученик должен уметь:
Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
Создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
Отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.
Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
Работать со справочными материалами.
- Владеть техникой грамотного и осмысленного чтения;
- Уметь видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
Уметь видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
Уметь грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
Уметь выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера.
Содержание предмета
Введение.
Происхождение литературы. Литературные знания как основа квалифицированного чтения.
Мифы.
Начальное понятие о мифе. Мифология как форма познания действительности. Мифы и сказки, легенды, предания, сказания.
Древнегреческие мифы.
Подвиги Геракла. Геракл как мифологический герой. Люди и боги в греческой мифологии.
Мифология и литература.
Мифологические сюжеты в литературных произведениях.
Г. Лонгфелло «Пост Гайаваты» (из «Песни о Гайавате» в переводе И.А. Бунина). Жизнь мифа в литературе нового времени. Поэтическая переработка и переложение мифа.
Творческая мастерская.
Как рождается миф. Мифы о героях и возникновение эпоса.
Произведения для самостоятельного чтения учащихся:
Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
A. А. Нейхард «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего
Рима».
B. и Л. Успенские «Мифы Древней Греции».
В.Т. Нарежный «Рогдай».
Творческий практикум.
Сопоставить (найти общность и различие) мифологического героя древности и современного героя литературы, кинофильма, мультипликации.
Фольклор.
Эпические, лирические и лироэпические жанры фольклора.
Былина как памятник героического эпоса. Народные представления о героизме и героях.
Художественное своеобразие русских былин: особенности их создания и бытования, повторяющиеся мотивы, образы, сюжетные элементы, роль зачина, художественного повтора, постоянных эпитетов и гипербол.
Русские сказители.
«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Принципы создания образа былинного героя: патриотизм былины, ее нравственное звучание.
Народная баллада (по выбору). Начальное понятие о жанре баллады. Лирическое и эпическое начало в балладе. Основные балладные сюжеты. Сопоставление баллад разных народов.
«Ворон к ворону летит». Диалог как основной композиционный прием организации сюжета. Драматизм баллады.
«Лорд Рэндэл». Таинственное как основа сюжета баллады. Связь баллады с легендами и сказаниями.
«Робин Гуд и золотая стрела» как героическая баллада, ее национально- патриотический пафос. Герои баллады.
«Леди и кузнец». Сочетание волшебных и бытовых мотивов в балладе.
Творческая мастерская.
Русские сказители и секреты былины.
Литература.
Мифология, фольклор, литература. Их связь и взаимодействие. Эпос, лирика и драма как роды литературы. Роды и жанры.
Эпос.
Эпос как один из родов литературы. Основные эпические роды: рассказ, повесть, роман. Начальное представление о герое эпического произведения. Роль художественного слова в эпическом произведении.
Ф.Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1часть) (в пересказе для детей Н.Заболоцкого) как роман эпохи возрождения. Утверждение красоты, многообразия и полноты жизни. Гуманистическое звучание романа. Фантастика, гипербола и их роль в структуре художественного целого. Смеховая народная культура и ее использование автором.
Особенности языка Рабле.
Творческая мастерская.
Композиция и сюжет художественного произведения. Слово о романе.
Советы библиотеки.
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» (в пересказе Т.Габбо).
Д.Дефо. «Робинзон Крузо» (в пересказе К.Чуковского).
Р.Э.Распэ. «Приключение барона Мюнхгаузена».
А.Дюма. «Три мушкетера».
Творческий практикум.
Создание сюжета для романа.
Сочинение эпизода, которого нет в произведении.
Басня как эпический жанр. Историческое развитие басни. Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.
ЭЗОП. «ворона и лисица», «Лисица и виноград». Герои басни.
И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Свинья под Дубом». Нравоучительность. Аллегория. Композиция. Образ рассказчика и особенности интонации.
Творческий практикум.
Исполнение басни: сказывание, чтение диалогов. Речь персонажа как интонационная характеристика.
Творческий практикум.
Инсценирование басни. Рассказ по басенной пословице. Сочинение басни.
Лирика.
Развитие понятия о лирическом произведении. Лирика как один из литературных родов. Основные жанры лирических произведений. Роль художественного слова в лирическом произведении. Поэзия и проза - типы организации художественной речи.
Лирическое стихотворение.
Стихи и ритм. Ритм и размер. Двусложные размеры стиха. Начальное понятие о лирическом герое.
А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер». Пейзаж в лирике.
М.Ю. Лермонтов. «Листок». Сюжет в стихотворении. Лирическое стихотворение и баллада.
И.С. Никитин. «Русь». Пафос стихотворения. Развитие понятия об олицетворении.
Ф.И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...».
А.А. Фет. «Печальная береза».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...». Понятие о поэтическом мире.
И.А. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...», «Летняя ночь», «На окне, серебряном от инея...», «Первый утренник, серебряный мороз...», «Пахарь», «Детство». Поэтический мир И.А. Бунина. Образы детства в лирике и прозе поэта.
Н.А. Заболоцкий. «Журавли», «Оттепель», «Я воспитан природой суровой...», «Одинокий дуб». Поэтический мир Заболоцкого.
Эпические мотивы в русской поэзии. Лирика и поэзия. Лирическое стихотворение и стихотворение с эпическим сюжетом.
А.С.Пушкин «Песни Стеньки Разина».
А.К.Толстой «Илья Муромец».
И.Бунин «Святогор Илья».
Н.С.Гумилев «Змей».
Творческая мастерская.
Как делать стихи. Сочинение стихотворения.
Лироэпические жанры.
Литературная баллада как лироэпический жанр. Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя.
Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» как героическая баллада. Традиции народной баллады и их разработка в балладе литературной.
М.Ю. Лермонтов «Бородино» как национально-патриотическая баллада. Сочетание лирического и эпического в балладе.
И.В. Гете «Лесной царь». Средства создания эмоционального напряжения в балладе: фрагментарность композиции, авторская интонация, драматизм, таинственность.
В.А. Жуковский «Светлана» тема верности и ее осмысление в русской литературной балладе.
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» как лирическая баллада. Тема красоты и смерти и ее разрешение. Таинственное в балладе.
Творческая мастерская.
Баллады оригинальные и переводные.
Творческий практикум.
Создание балладного сюжета. Перевод отрывка из баллады (по подстрочнику). Сравнение двух переводов.
Поэма.
М.Ю. Лермонтов. «Беглец».
И.А. Бунин. «Листопад»
Тайны поэтической речи.
Драма.
Драма как род литературы, ее особенности. Слово в драме.
М. Метерлинк «Синяя птица» - философская пьеса-сказка о взаимоотношениях природы и человека, о всемогуществе человеческого разума и человеческой доброты. Система образов.
Творческая мастерская.
Как рождается спектакль.
Творческий практикум.
Чтение и инсценирование отдельных сцен пьесы.
Духовная литература.
Религиозные произведения и религиозные мотивы в художественной литературе.
Различный характер образности в духовной и художественной литературе. Влияние религиозной литературы на светскую.
Молитва Господня и «Молитва» А.С. Пушкина.
Религиозные мотивы в стихах русских поэтов.
Произведения для самостоятельного чтения учащихся:
А.С. Хомяков. «К детям».
П.А. Вяземский. «Молитва Ангелу хранитель»
Итоговая читательская конференция.
Миф – фольклор - литература.
Тематическое планирование
Тема урока
Количество часов
1
Фольклор и литература. Роды и жанры
1
2
Миф. Мифы и легенды Древней Греции
2
3
Викторина. Мифология Древней Греции
1
4
Лонгфелло «Песнь о Гайвате»
1
5
РР Творческий практикум
1
6
Лирические произведения
1
7
Композиция лирического стихотворения
1
8
Никитин «Русь»
1
9
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
1
10
«Зимний вечер»А.С. Пушкин
1
11
Слово о Лермонтове
1
12
И.А. Бунин
1
13
Н.А. Заболоцкий
1
14
Баллада «Ворон к ворону летит»
1
15
«Робин Гуд»
1
16
Стивенсон «Вересковый мед»
1
17
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
1
18
Гете «Лесной царь»
1
19
Жуковский «Светлана»
1
20
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»
1
21
«Беглец»
1
22
Илья Муромец
1
23
Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
1
24-26
А.С.Пушкин «Дубровский»
3
27
Понятие о басне
1
28-29
И.А.Крылов «Басни»
2
30
Драма как род литературы
1
31-34
М.Метерлинг «Синяя птица»
4
35
Итоговый тест. Рекомендация летнего чтения
1