Большая поэзия для маленьких людей
В 2016 году исполнится ровно 110 лет со дня рождения выдающейся поэтессы Агнии Львовны Барто, которая является одной из самых известных детских писателей и самым любимым автором для многих поколений детей. Ведь недаром её творчество называют «Большой поэзией для маленьких людей» и не удивительно, что даже в наше время, на протяжении многих лет строки «Идёт бычок качается…», «Зайку бросила хозяйка…», «Наша Таня громко плачет…» и другие знакомы и любимы нашему сегодняшнему поколению от мало до велика. Поэтому даже самый маленький человечек может с легкостью и удовольствием процитировать её стихотворение наизусть. И я не исключение. Вспоминая своё раннее детство, когда мои родители читали мне сборник стихов из старенькой, затрёпанной временем книжечки, той, что в детстве была одной из любимых маминых книжек. Я с удовольствие слушала и продолжала начатое ей стихотворение, ей достаточно было произнести лишь первую строчку, и я тут же продолжала его.
Родилась Агния Барто в Москве 17 февраля 1906 года в семье ветеринарного врача. Стихи она начала писать ещё в раннем детстве, где главным критиком на тот момент был её отец. Юность поэтессы пришлась на годы революции и гражданской войны, но и в, то тяжелое и не спокойное время в ней мирно существовали балет и сочинение стихов.
С определение выбора с ней помогла беседа с А. Луначарским, на тот момент министром культуры, который слушая её стихи, посоветовал ей не бросать поэзию и был уверен в том, что она будет писать, и писать веселые стихи. Знакомство с великим поэтом Маяковским помогло ей с определение тематики. Она поняла какую роль может сыграть воспитание будущего гражданина .
В середине 30-ых годов она обрела любовь своих первых читателей. Ей были опубликованы книжки стихов для детей, такие как «Мишка воришка», «Китайчонок Ван – Ли»,а также всеми нами известные и любимые детям многих поколений «Игрушки», «Снегирь» и другие.
В годы ВОВ, находясь в эвакуации в городе Свердловске, она писала военные, патриотические стихи, статьи, очерки. Была корреспондентом «Комсомольской правды». Получила профессию токаря и стоя у станка с подростками, работавших на оборонном заводе вместо ушедших на фронт взрослых, черпала о них вдохновения и новые сюжеты.
С 1940 по 1955 год вышли её новые сборники: «Веселые стихи», «Стихи детям», «Первоклассница». «Звенигород» - рассказ о детях, потерявших родителей во время войны, который сделал её национальной героиней, и с огромным удовольствие был прочитан мной. Вызвав в тогда ещё моей детской душе море чувств от сострадания, переживания, до гордости за нашу великую страну.
Во время войны и послевоенные годы Агния Барто использовала свои большие возможности и как известный автор, известная личность в организации и проведении радио - передачи «Найти человека», воссоединяла разлученные войной семьи.
В детской поэзии Барто переплетались две характерные линии лирика и сатира. Смех был её первым помощником в общении с детьми и огромным союзником в работе воспитателя. Агния Барто прекрасно понимала, что смех – самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького.
Сатирический жанр писательницы не несет в себе, какой – либо злобы автор знает, что дети не только способны многое понять, почувствовать, но и избавиться от слабостей. Читая детям её стихи, мы прививаем им чувства доброты, жалости, благодарности, а также огромное желание защищать, раскрывая в маленьком человеке и человечность, и бережное отношение ко всему живому: «Уронили мишку на пол, всё ровно его не брошу, потому что он хороший». Характеризуя своих героев тем или иным качеством, она поднимает их интеллектуальный и нравственный уровень, и не заметно для читателя прививая добрые чувства человечности.
Детские стихи Агнии Барто пользуются вниманием не только детей, но и взрослых . В своих стихах она тактично высмеивает, кК недостатки детей, так и недостатки взрослых, злободневные явления в быту, семье, школе, с таким подтекстом, который дойдет только до взрослого читателя.
В своих стихах она рассказывает своим читателям о придуманных героев: игрушечных зайчиков, мишек, ладошках, которых наделяла индивидуальностью и делала их полноправными участниками детской жизни, а также друзьями малышей. Тем самым помогая ребёнку открывать мир, получая самые первые впечатления веру в себя, способность познавать, открывать тайны. Во всех её стихах есть некое лекарство, стимулирующий духовный рост малыша. Её поэзия – это, прежде всего поэзия добра и добрых дел. Она считала, что внутренний мир ребёнка чрезвычайно богат, азнообразен и ярок.
В её творчестве мы встречаем и иронию, и шутку, и задор, и грусть, но каждое стихотворение для читателя – это новое впечатления, новые чувства, переживания. Стиль стихов очень мягок, её стихи не трудно читать запоминать детям, так как написаны они простым, бытовым языком, а чем легче стих воспринимается и запоминается, тем дольше он живет.
В наше современное время инноваций, компьютеризации, ни для кого не секрет, что нынешнее дети читают все реже и реже, отдавая предпочтение компьютеру и интернету, где находят краткое, «сжатое» содержание любого из произведений, но только книга может объяснить и привить в человеке чувства доброты теплого общения.
Я с огромным удовольствием беру старенький сборник стихов А.Барто, сохранившейся ещё с детства моих родителей, и читаю его моему младшему братику, где все её творчество проникнуто убеждение в праве девства, как особого мира, так как все её стихотворения откровенны и имеют выраженную мораль. Простые и понятные, легко объясняющие что хорошо, что плохо – будут являться товаром постоянного спроса у читателей разного поколения и читать их будут всегда.
Её не стало 1 апреля 1981 года, но её поэзия доброты и добрых дел останется в её творчестве.
Стихи для детей превратили Агнию Барто в лицо советской, детской книги, влиятельного литератора, говорившего от лица ребёнка и любимицей всего народа. Её стихи – это страницы советского детства и всё - то новое, что вносит время в нашу современную жизнь, всех тех, кто давно выросли. Но всё так, же продолжают любить её творчество. Способного вернуть взрослого читателя в его девство. Передавать из поколения в поколения тот детский, волшебный мир, где отражены их детские годы, они сами. Их детское восприятие мира. Переживания. Чувства и мысли. Её стихи не только не устаревает, они всегда остаются живыми, нужными людям.