Рабочая программа по литературе для 9 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Лава


«Утверждаю»

Директор школы:

_______

Приказ №___ от

«___» августа 2015г.





Рабочая программа

по __литературе______________________

(предмет)

базовый уровень

для __9__ класса

на 2015-2016 учебный год

учителя Козочкиной Елены Александровны




















«Рассмотрено» «Согласовано»

на заседании РМО Зам.директора по УВР

Протокол №___ от __________

«___»августа 2015г. «___»августа 2015г.

Руководитель РМО

_________

Пояснительная записка

Рабочая программа курса « Литература. 9класс» составлена на основе Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011г. №1994, приказом Министерства образования и науки от 01.02.2012г.№74, распоряжения Министерства образования Ульяновской области №929-Р от 15.03.2012г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования», Положения о рабочей программе, принятого на педсовете №8 от 31.05.2012г.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программы общеобразовательных учреждений «Литература», 5-11 классы (автор Т.Ф.Курдюмова), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ, опубликованной издательством «Дрофа» в 2010г.

Авторской программе соответствует учебник «Литература. 9класс» (автор Т.А.Курдюмова), рекомендованный Министерством науки и образования РФ. Программа рассчитана на 105 часов, 3ч. в неделю.

Цель программы: сформировать умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к изображаемому в произведении.

Задачи:

- научить выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений;

- способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса;

- совершенствовать речь учащегося.

Специфика рабочей программы заключается в том, что, осваивая программу, девятиклассники накапливают солидный читательский багаж, знакомятся с основными теоретическими понятиями, связанными с характеристикой литературного процесса (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Данная программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Преобладающей формой текущего контроля выступают письменный и устный опросы.































Содержание учебной программы

(105 ч)

Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.

М е т о д и к а. При изучении этого курса целесообразно учитывать подготовленность учащихся и все обстоятельства конкретной ситуации изучения курса. Возможно использование различного количества часов на изучение монографических тем или даже их превращение в обзорные, которые содержат достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя. Этот вопрос решается учителем в зависимости от обстоятельств. Часто такого рода сокращение происходит при изучении древней литературы, литературы XVIII в., а также ряда конкретных монографических тем конца XX в.

Т е о р и я. Понятие о литературном процессе.

Литература эпохи Средневековья

Данте. «Б о ж е с т в е н н а я к о м е д и я» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.

Т е о р и я. Название произведения.

Древнерусская литература

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).

«С л о в о о п о л к у И г о р е в е». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. Жуковский. К. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов. Т е о р и я. Стихотворный перевод.

М е т о д и к а. При знакомстве со «Словом...» очень важно активно включать в уроки фрагменты из лучших переводов и предельно активно использовать возможности взаимодействия искусств. Литература эпохи Возрождения У. Шекспир. «Г а м л е т». Слово о драматурге. Гамлет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных» образов.

Т е о р и я. «Вечный» образ.

Литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской литературе.Литература [. распечатано: 30.01.15 19:04, input] {Value expected} {Value expected} М е т о д и к а. Изучение одной из монографических тем (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин и др.). Знакомство с остальными темами в обзорном порядке.

М. В. Ломоносов. «О д а н а д е н ь в о с ш е с т в и я н а В с е р о с с и й с к и й п р е с т о л е я В е л и ч е с т в а г о с у д а р ы н и и м п е р а т р и ц ы Е л и с а в е т ы П е т р о в н ы. 1747 г о д а», «В е ч е р н е е р а з м ы ш л е н и е о Б о ж и е м в е л и ч е с т в е п р и с л у ч а е с е в е р н о г о с и я н и я» (фрагменты). Ломоносов — учёный, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.

Т е о р и я. Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.

Г. Р. Державин. «О д а к Ф е л и ц е», «В л а с т и т е л я м и с у д и я м», «П а м я т н и к». Державин — крупнейший поэт XVIII в. «Ода к Фелице» (общая характеристика с разбором отдельных строф). «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос его лирики.

Те о р и я. Классицизм и классика.

Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении. Т е о р и я. Классицизм в драматическом произведении. Н. М. Карамзин. «Б е д н а я Л и з а». Карамзин — писатель и ученый. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести. Карамзин-историк.

Т е о р и я. Сентиментализм.

А. Н. Радищев. «П у т е ш е с т в и е и з П е т е р б у р г а в М о с к в у». Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия...».

Т е о р и я. Традиции жанра путешествия.

М е т о д и к а. Темы, связанные с изучением русской литературы XVIII в., могут изучаться как монографические или включаться в общий обзор. Решение учителя зависит от подготовленности класса и конкретных обстоятельств организации уроков.

И. Гёте. «Ф а у с т» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Т е о р и я. «Вечные» образы в литературе.

Литература XIX века

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков. А. С. Пушкин. Н. М. Языков. А. В. Кольцов. Е. А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина. Романтизм в русской литературе. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Т е о р и я. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.

Дж. Г. Байрон. «Д у ш а м о я м р а ч н а...», «В и д е н и е В а л ь т а с а р а», «С т а н с ы». Жизнь великого поэта — властителя дум поколения и егоЛитература [. распечатано: 30.01.15 19:04, input] {Value expected} {Value expected} творчество. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. Герои его лирики. Образ автора в строках его произведений. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов.

Т е о р и я. Романтизм.

В. А. Жуковский. «М о р е», «Н е в ы р а з и м о е». Краткий очерк жизни и творчества. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский- переводчик.

Т е о р и я. Жанры романтической лирики.

А. С. Грибоедов. «Г о р е о т у м а». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики. (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й» и др.). Сценическая жизнь комедии.

Т е о р и я. Внесценические персонажи пьесы.

А. С. Пушкин. «К Ч а а д а е в у», «К м о р ю», «П р о р о к», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е, б ы т ь м о ж е т...», «Х р а н и м е н я, м о й т а л и с м а н...», «С о ж ж е н н о е п и с ь м о», «Е с л и ж и з н ь т е б я о б м а н е т...», «Э л е г и я», «П о э т», «О с е н ь» (отрывок), «Я п а м я т н и к с е б е в о з д в и г н е р у к о т в о р н ы й...» и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии...»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения. Маленькие трагедии. «М о ц а р т и С а л ь е р и». Нравственная проблематика трагедии («Гений и злодейство две вещи несовместные»). Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора. «Е в г е н и й О н е г и н» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).

Т е о р и я. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

М. Ю. Лермонтов. «А н г е л», «У ж а с н а я с у д ь б а о т ц а и с ы н а...», «П о э т» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «М о н о л о г», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «Д у м а», «Н е т, н е т е б я т а к п ы л к о я л ю б л ю...», «П л е н н ы й р ы ц а р ь», «Н и щ и й» и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустныеЛитература [. распечатано: 30.01.15 19:04, input] {Value expected} {Value expected} воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобой...» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. «Г е р о й н а ш е г о в р е м е н и». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно- философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Т е о р и я. Фабула и сюжет. Социально- психологический роман.

М е т о д и к а. Обычно связь и взаимодействие понятий «фабула» и «сюжет» учитель разъясняет именно на материале «Героя нашего времени». Н. В. Гоголь. «М е р т в ы е д у ш и» (главы). Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.). «Ш и н е л ь» («Петербургские повести»). Судьба «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.

Т е о р и я. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.

И. С. Тургенев. «П е р в а я л ю б о в ь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.

Т е о р и я. Стиль писателя.

Ф. И. Тютчев. «К а к с л а д к о д р е м л е т с а д т е м н о - з е л е н ы й...»,

«Д е н ь и н о ч ь», «Э т и б е д н ы е с е л е н ь я...», «Е щ е т о м л ю с ь т о с к о й...», «С п о л я н ы к о р ш у н п о д н я л с я...», «О н а с и д е л а н а п о л у...». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.

А. А. Фет. «Я т е б е н и ч е г о н е с к а ж у...», «К а к б е д е н н а ш я з ы к!..», «Ч у д н а я к а р т и н а...», «Я в д а л ь и д у...», «Н е т, я н е и з м е н и л...», «Я б ы л о п я т ь в с а д у т в о е м...», «Д е р е в н я», «Н а з а р е т ы е е н е б у д и...», «В е ч е р» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Т е о р и я. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Н. А. Некрасов. «В ч е р а ш н и й д е н ь, ч а с у в ш е с т о м...». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы. Т е о р и я. Трехсложные стихотворные размеры.

М е т о д и к а. Существует традиция изучения произведений лирики поэтов второй половины XIX в. с активным использованием сопоставления, что помогает созданию общих суждений о богатстве лирической картины эпохи, ее сложности и многообразия.Литература [. распечатано: 30.01.15 19:04, input] {Value expected} {Value expected}

Л. Н. Толстой. «Ю н о с т ь». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.

Т е о р и я. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.

А. П. Чехов. «Ч е л о в е к в ф у т л я р е», «Т о с к а». Творческий путь писателя. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Т е о р и я. Юмор и сатира в их соотношении.

Русская литература XX века

Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы. И. А. Бунин. «Ж и з н ь А р с е н ь е в а» (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Т е о р и я. Стилистическое мастерство.

М. Горький. «М о и у н и в е р с и т е т ы». Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе. Т е о р и я. Публицистика.

А. А. Блок. «Р о с с и я», «Д е в у ш к а п е л а в ц е р к о в н о м х о р е...» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С. А. Есенин. «О т г о в о р и л а р о щ а з о л о т а я...», «Я п о к и н у л р о д и м ы й д о м» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В. В. Маяковский. «П о с л у ш а й т е!», «П р о з а с е д а в ш и е с я» и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

Т е о р и я. Тонический стих.

А. А. Ахматова. «П е с н я п о с л е д н е й в с т р е ч и», «С е р о г л а з ы й к о р о л ь» и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Т е о р и я. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX в.

Г. Тукай. Стихотворения из цикла «О, э т а л ю б о в ь!». Традиционная для поэзии востока форма газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов. Роль поэта в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.

Т е о р и я. Газель.

М. А. Булгаков. «Б е л а я г в а р д и я», «С о б а ч ь е с е р д ц е» (по выбору учителя и учащихся). «М е р т в ы е д у ш и» (комедия по поэме Н. В. Гоголя). Краткое описание творческого пути писателя. «Белая гвардия» — судьбы страны иЛитература [. распечатано: 30.01.15 19:04, input] {Value expected} {Value expected} участники трагических свершений. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Классические произведения русской прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя.

Т е о р и я. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.

М е т о д и к а. Насыщенность курса 9 класса предполагает возможность изменить процесс знакомства с поэмой Гоголя, обратясь сначала к ее инсценировке, созданной М. А. Булгаковым. Возможность исполнить в лицах фрагменты одной из глав, знакомство с героями, которое дает афиша, облегчает освоение сюжета и попутно демонстрирует отличительные особенности прозы и драматургического произведения. В. В. Набоков. «Г р о з а», «Р о ж д е с т в о», «С к а з к а» (по выбору учителя и учащихся). «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий мир. Тонкость и четкость характеристики человеческих чувств («Рождество»). Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).

Т е о р и я. Природа и человек в произведении искусства.

М. А. Шолохов. «С у д ь б а ч е л о в е к а». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А. Т. Твардовский. «В а с и л и й Т е р к и н» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Переправа», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.

Т е о р и я. Создание народного характера. Русская литература 60—90 годов XX века Произведения различных направлений литературы конца XX столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя.

В. П. Астафьев. «Ц а р ь - р ы б а» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

В. Г. Распутин. «Д е н ь г и д л я М а р и и» .Распутин — писатель публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

А. В. Вампилов. «С т а р ш и й с ы н». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.Литература [. распечатано: 30.01.15 19:04, input] {Value expected} {Value expected}

А. И. Солженицын. «М а т р е н и н д в о р». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

В. Шукшин. «В е р у ю!», «А л е ш а Б е с к о н в о й н ы й», «В а н ь к а Т е п л я ш и н» и др. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

Т е о р и я. Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.

Лирика последних десятилетий XX в.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Тарковского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Б. Корнилова, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, О. Сулейменова, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Б. Чичибабина, Н. Карташевой, Б. Ахмадулиной и др. (по выбору учителя и учащихся).

Итоги

Пути развития литературы в XIX—XX—XXI вв. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.









Требования к знаниям и умениям учащихся по литературе за курс

9 класса


Ученик должен

знать:

- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как: литературный процесс, классика, литературные направления(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также изученные ранее понятия;


уметь:

- комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;

- использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;

- обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;

- использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;

- пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;

- активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.





















Календарно – тематическое планирование


«Памятник». Темы, идейный пафос, авторская позиция



С.47-54

9

Д.И.Фонвизин. Слово о сатирике. «Всеобщая придворная грамматика». «Недоросль». Обзор содержания комедии.



С.55-79

10

Герои комедии.



В.1-2, с.79

11

Р/р. Творческая работа по теме «Классицизм»



С.80-85

12

Н.М.Карамзин. «История государства Российского», «К соловью».



С.85-92

13

«Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма



В.1, с.92


Литература XIX века (44ч)




14

Золотой век русской поэзии



С.95-96, читать «Горе от ума»

15

А.С.Грибоедов. Слово об авторе. «Горе от ума». История создания.



С.100-140



С.197-209

33

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Лермонтов и Пушкин



Анализ стихотворений

34

Лирика Лермонтова. Тема свободы и одиночества.



Выучить стихотворение

35

Любовная лирика М.Ю.Лермонтова.



Читать произведение «Герой нашего времени»



С.226-229

43

Н.В.Гоголь. Слово о писателе-романтике. Пьесы автора



Читать произведение «Мёртвые души»

44

«Мёртвые души». Обзор содержания



Характеристика Чичикова

45

Образ Чичикова



В.1, с.261

46

Образы помещиков



В.2, с.262

47

Образ автора



Прочитать «Повесть о капитане Копейкине»

48

Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме.



Готовиться к написанию отзыва

49

Отзыв на произведение «Мёртвые души».



Подготовиться к в/ч

50

В/ч. Судьба «маленького человека» в повести «Шинель».



С.263-269

51

Тютчев. Лирика



С.4-10 (2часть), анализ стихотворений

52

Н.А.Некрасов. Лирика



С.11-35, сообщение о Тургеневе

53

И.С.Тургенев. «Первая любовь». Сюжет



С.36, в.2

54

Нравственная проблематика повести



С.36-52

55

Л.Н.Толстой. «Юность».



В.9, с.53

56

Николенька Иртеньев. «Диалектика души героев»



С.54-68

57

А.П.Чехов. «Человек в футляре».



Подготовиться к творческой работе

58

Р\р. Творческая работа по комментированию рассказа



С.72-73


Литература 20 века (29ч)




59

Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений



С.73-76

60

И.А.Бунин – поэт, прозаик, переводчик



С.77-92

61

«Жизнь Арсеньева». Герой и его окружение



Подготовить сообщение о М.Горьком

62

М.Горький. Слово о ведущем писателе 20 века



С.94-113

63

«Мои университеты». Судьба Алёши Пешкова в юности



Подготовиться к написанию отзыва

64

Р\р. Отзыв о произведении автобиографическом



Подготовить сообщение о Блоке, читать стихи

65

А.А.Блок. Основные мотивы лирики



Анализ стихотворений

66

Анализ стихотворений



Выучить наизусть одно из стихотворений

67

А.А.Ахматова. Основные темы лирики.



Анализ стихотворений

68

Анализ стихотворений



Выучить наизусть одно из стихотворений

69

С.А.Есенин. Основные мотивы лирики



Анализ стихотворений

70

Искренность лиризм стихов



Выучить одно из стихотворений наизусть

71

В.В.Маяковский. Лирика



С.136-142

72

Мечта о «вселенской любви»



Анализ стихотворений, сообщения о поэтах «серебряного века»

73

Поэзия «серебряного века». Поэты и их творчество



Подготовиться к написанию сочинения

74

Р\р. Сочинение дневникового характера о восприятии поэзии



С.143-145, сообщение о Булгакове



80

Гуманизм рассказа.



В.2, 188

81

А.Т.Твардовский. Основные мотивы лирики



С.188-190


82

А.Т.Твардовский. Военная тема в лирике автора.



Читать стихи, анализировать

83

Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой.



С.190-205

84

Поэма «Василий Тёркин». Тема Родины в произведении.



Выучить наизусть отрывок

85

А.И.Солженицын. «Как жаль». Образ главной героини.



С.206-213, в.2, с.213, подготовиться к в/ч

86

В/ч. А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Образ главной героини.



Подготовить сообщение о Шукшине


Русская литература 60- 90 –х годов (11ч)




87

В.М.Шукшин. Ванька Тепляшин. Герой произведения. Образ «чудика» в рассказе.



С.223-235

88

В.Астафьев. «Царь-рыба». Нравственные проблемы произведения.



Ответить на вопрос: «В чём смысл названия?»

89

Противоборство человека и царь-рыбы.



С.236-256

90

В.Распутин. «Деньги для Марии». Гуманистический смысл повести.



В.2,с.256


91

Тема семьи в произведении.



Написать отзыв о произведении

92

А.Вампилов. «Старший сын». Необычность её содержания и сюжета.



С.256-265


93

Гуманистический смысл пьесы.



В.3, с.266

94

Б.Окуджава. Лирика



С.266-270, анализ стихотворений

95

Е.Евтушенко. Лирика



С.270-274, в.1,с.274

96

А.Вознесенский.




97

Р/р. Творческая работа по теме «Литература 20 века»



Подготовить сообщение о литературе Возрождения


Зарубежная литература (4ч)




98

Краткая характеристика литературы Возрождения



Прочитать произведение «Гамлет»

99

Шекспир. «Гамлет». Герои произведения.



Прочитать произведение «Отец Горио»

100

О.Бальзак. «Отец Горио». Герои произведения.



Читать произведение «Собор Парижской Богоматери»

101

Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Герои произведения



В.2-4, с.279


Итоги (4ч)




102

Повторение



В.10, с.279


103

Повторение



Подготовиться к написанию отзыва

104

Отзыв на одно произведение, изученное в 9 классе




105

Рекомендации для летнего чтения



















Литература для учителя


1.Т.Ф.Курдюмова. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений(5-11 классы). М.: дрофа, 2010.

2.Литература. 9 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений/авт.- сост. Т.Ф.Курдюмова, М.:Дрофа, 2011.

3.Литература.9 кл.: Методические рекомендации/Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина; под ред. Т.Ф.Курдюмовой.- М.:Дрофа, 2010.



Литература для учителя


1.Литература. 9 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений/авт.- сост. Т.Ф.Курдюмова, М.:Дрофа, 2011.