Статья Работа над обучающим сочинением

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...






КГУ «Юбилейная средняя школа»







Работа над обучающим сочинением

(из опыта работы)



Автор: Топчая В.Н.,

учитель русского языка

и литературы

[pic]





с. Юбилейное

2016г



Каждый раз, когда я проверяю сочинения, то прихожу в уныние от однообразности мыслей, тавтологического стиля, убогой композиции, шаблонности фраз и выражений. Отсутствует зачастую живой, творческий подход к раскрытию темы, чувствуется несамостоятельность мыслей, буквально убивает казённая речь, книжная образность. Конечно, не все сочинения подвержены этим ошибкам, но в основном.

В чём же дело?

Вот, к примеру, три темы из числа рекомендуемых в 10 классе: «Город Калинов – уголок «тёмного царства», «Дикой и Кабанова», «Братья Кирсановы». О городе Калинове в учебнике пять – шесть строк, братья Кирсановым посвящены пять страниц, представителям тёмной силы Дикому и Кабановой – две страницы. Ученик же должен написать сочинение в 4-5 листов. Что же остаётся ему, как не изложить вкратце прочитанное в учебнике (в лучшем случае), а в худшем - описать фрагменты из статьи, если эта статья располагает достаточным материалом. А если нет? Выходит нужно искать другой источник. Так могут ли такие сочинения быть творческими, не безликими? Стоит ли удивляться, что многие сочинения абсолютно разных авторов «близнецы – братья»?

Есть и ещё одно обстоятельство.15-16 летним школьникам мы предлагаем тему для классного сочинения, пусть сравнительно несложную, но всё же за два урока они должны и творчество проявить, и дать исчерпывающий ответ на тему, и логически изложить мысли, обосновать, аргументировать выдвинутые положения, сделать выводы и обобщения, при этом выполнить работу стилистически правильно и грамотно в орфографическом и пунктуационном отнощении. По плечу ли выполнение всех требований для большинства учащихся?

Вот почему в ученических сочинениях так много ходячих и штампованных выражений. Словесный штамп не требует времени на обдумывание, того времени, которого на уроке всегда мало. Но иногда ученики пользуются штампами не из – за недостатка времени, а потому, что так их нацелила тема. Существуют темы – штампы, вот некоторые из них: «Гражданственность поэзии Некрасова», «Женские образы в романе «Война и мир», «Русская интеллигенция на рубеже двух веков и творчества А.П.Чехова». Можно ли что-то открыть новое, своё в таких темах? Тем более что в учебниках по каждой из них 5-10 страниц. Зачем думать, терзаться, творить?

Сегодня в школе сочинение по литературе чаще всего рассматривается как форма контроля знаний. Характерно в этом смысле место, которое они занимают в процессе занятий. Закончили уроки, посвящённые «Евгению Онегину», - пишется сочинение о «Евгении Онегине»; закончили изучение Гоголя – сочинение по Гоголю и т.д. Поэтому сочинение учит не глубоко постигать изучаемое, а излагать уже постигнутое. Не менее распространён взгляд на сочинение по литературе как работу по развитию речи. Вот почему сочинение зачастую теряет свою особенность, именно то, почему оно называется сочинением.

Ещё недавно литература была единственным предметом, на уроках которого учили понимать тему сочинения, составлять план, делать доказательства. Но сейчас в школе действует новая программа по русскому языку, согласно которой ученики овладевают основными навыками работы над сочинением, начиная с пятого класса. В этих условиях сочинения по литературе перестали быть главной формой развития письменной речи. А раз так, то школьные сочинения по литературе должны «работать» прежде всего на саму литературу.

Пятиклассник, который пишет сочинение об осени, как это не кажется парадоксальным, делает то же, что Пришвин и Паустовский: всматривается в природу, постигает её и выражает увиденное в художественных образах. Не то, когда пишет школьник сочинение по литературе.

Сейчас в СМИ много пишут о литературе: новых книгах, поэтах, обзоры, рецензии и т.д. А между тем то, что пишут о литературе в школе, совсем не похоже на то, что пишут в жизни. А должно быть наоборот: литература должна учить жизни, а жизнь – глубже проникать в художественное произведение, исследовать ещё не исследованное, понимать до того не понятное, вчитываться в изучаемое, а не отчитываться в выученном. Конечно, сочинения должны быть и отчётом понятого, умением излагать уже найденное, систематизировать изученное. Эти умения и навыки должны дать учителя – словесники. Ведь завтра эти навыки пригодятся нашим учащимся в жизни: писать доклады, выступления, статьи, рефераты и курсовые. А для этого надо знать, как раскрыть тему, как подобрать материал, как его расположить, как аргументировать выдвинутые положения. Поэтому наряду с сочинениями поисково – исследовательского характера нужны в школе и сочинения обобщения, сочинения – итоги. Нужны они и как средство развития навыков письменной речи, и как один из нужной систематизации знаний и их проверки.

Сочинение заставляет учителя и ликовать, и мучиться. Ликовать, когда читаешь работу своеобразную, полную неожиданных, неподвластных стандарту мыслей. Мучиться, когда нет ничего этого, а лишь серая надоевшая форма. Работа ради работы, а не ради волнующего, захватывающего процесса сочинения. Чаще всего это бывает у тех учащихся, которые плохо прочли произведения, по которому пишется сочинение, или же, что ещё хуже всего, вовсе не читали его и знают о событиях и героях понаслышке (учителя и товарищей). Бывает и такое, что учащиеся даже путают имена героев, о каком творчестве может идти речь? Очень часто учащиеся идут не от вдумчивого чтения, а от заранее сформулированного в учебнике итога, под который подгоняется прочитанное.

«Книга, - писал М.Горький обладает способностью доказывать о человеке то, чего я не вижу, не знаю о нём». «Поэзия – вся езда в незнакомое», - определял В.Маяковский её важнейшую особенность. Часами «нравственного прозрения» называл уроки литературы А.Твардовский.

Литература – это открытие, познание, постижение, прозрение. Так не потому ли порой остаются равнодушными на наших уроках ученики, что «езда» в незнакомое, подменяется топтанием на месте, повторением самоочевидного, сведение важнейших идейно – нравственных проблем к банальным прописям?

Конечно, дело здесь не только в темах самих по себе. Если ученик не начитан, не развит, не чувствует слова, то ни на какую тему он хорошо не напишет. Но одна из причин того, что у нас порой до девятого класса доходят, а то, бывает, и школу кончают слово не чувствующие и литературу не понимающие, в том, что многие ученики всю свою школьную жизнь систематически или не систематически зубрили.

Основная задача письменных работ на литературные темы – не только и не столько писать о литературе, сколько научить, как читать и понимать саму литературу, - вот в чём суть проблемы. А потому в системе школьных сочинений по литературе должны преобладать такие сочинения, которые учат понимать художественные произведения, глубже его чувствовать, которые дают пищу не только памяти, но прежде всего уму и сердцу.

Формы и методы работы над обучающим сочинением могут быть самыми разнообразными, но этапы работы над классическим школьным сочинением в старших классах должны соблюдаться точно. Это:

1.Выбор темы, её анализ. Подбор эпиграфа.

2.Составление плана.

3.Работа над первым вариантом сочинения, черновиком.

4.Анализ первого варианта, исправление, совершенствование.

5.Завершение работы над сочинением, оформление чистового варианта.

Каждому этапу свои приёмы умственной деятельности и учебной работы:

-первый требует размышления, обдумывания, решения проблем, группировки фактов, их осмысления, анализа, обобщения;

- второй – применение навыков связной речи: умение правильно строить предложение, отбирать крупное и наиболее выразительное слово, связно, последовательно излагать мысли, доказательно рассуждать;

- третий – требует умения критически оценить результаты своего труда, найти слабые места, осознать свои ошибки, суметь их исправить;

- четвёртый требует навыков чёткого, аккуратного оформления работы, соблюдение орфографического режима.

1. Выбор темы

Итак, первый этап выбор темы. Это тоже творческая работа. Чтобы её решить, следует руководствоваться следующими критериями:

1.Понимание темы (учителю следует дать комментарий к теме).

2. Знание и понимание привлекаемого материала, самого произведения, сведений по теории и истории литературы, исторических, философских взглядов, связанных с данной темой.

3. Интерес к теме.

4.Опыт работы над определённым типом сочинения, характеристикой, проблемным, общественно-публицистичным и т.д.

Конечно, выбирая тему, мы не будем напоминать эти требования, если учащиеся привыкли к этим критериям.

Вот как, например, объяснила свой выбор ученица девятого класса на сочинении «Странный человек Печорин», - она выбрала именно эту по роману «Герой нашего времени», потому что любит Лермонтова и его героя. «Печорин мне нравится, несмотря на все его противоречия. Он передовой человек, я сочувствую ему в том, что он не нашёл верной дороги в жизни. Мне кажется, я смогу написать по этой теме, недавно прочла роман».

В обосновании выбора три причины: интерес к произведению, понимание темы, хорошее знание текста. Но так подходят к выбору темы далеко не все учащиеся, некоторые просто выбирают полегче, некоторые более знакомую, а некоторые – по которой есть шпаргалка.

Качество сочинения во многом зависит от эмоциональной стороны: волнуется ли автор, радуется удачной теме или бесстрастен.

Следует на первом же обучающем уроке дать понять учащимся, что они должны переживать, как напишут, будет ли их сочинение интересным, заставит ли оно радоваться учителя или огорчит. Поэтому следует добиваться обоснования выбора темы.

Итак, чтобы правильно быстро и правильно выбирать тему, надо:

- не подчиняться первому порыву, подумать;

- знать свои сильные и слабые стороны;

- знать критерии выбора;

- уметь рассуждать, мысленно представить свою работу: как начать, что в основной части, чем завершить, т.е. уметь анализировать тему.

Как анализировать тему? Целесообразно применить памятный или сравнительный анализ.

Например, тема «Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества».

Облик – по толковому словарю то, что составляет индивидуальность: внешний вид или внутреннее содержание кого – либо, душевный склад, характер.

Нравственный – относящийся к поведению человека в обществе. Нравственность одна из форм общественного сознания, совокупность норм поведения человека.

Нравственный облик общества – совокупность норм поведения, господствующих в этом обществе, в эту эпоху, в этой среде. Т.е. принципы, мнения, привычки, определяющие поведение человека в обществе, которые и составляют его нравственный облик.

Жизненные идеалы – высшая цель общества, предел чьих – либо стремлений, лучший образец жизни.

Фамусовское общество – общество, собирающееся в доме Фамусова, крупного московского чиновника, героя комедии Грибоедова «Горе от ума». В живых картинах фамусовского дома Грибоедов воплотил черты, присущие московскому барству, светскому обществу России начала 19 века.

Если тема сложна по формулировке, то терминологический анализ особенно полезен, причём следует чаще отправлять учащихся к словарям. Иногда можно для примера задавать растолкование тем самостоятельно без последующего сочинения. Это научит учащихся вдумываться в само название темы и видеть за несколькими словами содержание всей работы.

Второй вид анализа темы – сравнительный.

Данную тему необходимо сравнить с близкими по объёму и содержанию, знакомыми или понятными. Этот вид полезен тогда, когда формулировка темы предложена в виде цитаты, пословицы, афоризма. Конечно, ни для кого из учителей – словесников не секрет, что существуют темы – синонимы, но с каким – то более или менее существенным отличием: «Что мне нравится в Наташе Ростовой?», «Наташа – Ростова – моя любимая героиня в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Или другой ряд тем:

  1. «Любите книгу – источник знаний» (М.Горький)

  2. Моя любимая книга.

  3. Книга в моей жизни.

  4. Надёжный друг и учитель – книга.

  5. «Всем хорошим во мне я обязан книге».

Рассуждаем: Во 2 и 3 темах более сильно «личное начало их содержание не совпадает с данной первой темой. Пятая тема отличается обилием материала (следует говорить о характере человека). Четвёртая тема наиболее близка к первой, хотя нацеливает не только на познавательную сторону книги, но и воспитательную.

Итак, устанавливаем, что данная (1)тема нацеливает на тесную взаимосвязь с книгой, как источником знаний о мире, природе вещей, жизни человеческого общества и в то же время высказать своё суждение о ней.

Сравним тему по «Слову о полке Игореве».

Основная: 1.Идейное значение «Слова о полку Игореве».

2.Защита Руси от нашествия врагов 12 веке.

3.Патриотизм «Слова…».

4.Игорь и Святослав.

5.Золотое слово Святослава.

6.Поход князя Игоря на половцев.

В результате анализа выясняем, что первой теме наиболее созвучны 3 и 5, они знания не только текста, но и литературно критических статей учебника, другой критической литературы.

Научив сравнивать близкие темы, мы сможем предупредить очень распространённые ошибки: отсутствие прямого ответа на тему, подмену одной темы другой. Одной из предпосылок успеха в преодолении этих ошибок является работа с понятиями. Известно, что учащиеся с большим желанием оперируют новыми терминами, понятиями, хотя иногда и понимают их значение. В сочинениях нетворческого характера наоборот, подчас встречаешь такие термины, которые учащиеся вряд ли смогут растолковать даже устно. Вот почему со всеми новыми понятиями следует работать систематически и приучать ребят не бояться употреблять их в сочинениях. Можно давать и письменные задания по усвоению терминов, например:

1.Читая «Введение», составьте список слов и словосочетаний, которые вызывают затруднение в их понимании и истолковании. Пользуясь словарём и учебником, уясните для себя их смысл.

2.Как вы понимаете методические термины: прототип, литературный герой, типический характер, образ. Докажите на примерах.

3.Какая связь существует между понятием образ и художественная литература, а также между понятием художественная литература и наука.

4.Сгруппируйте данные слова по их смысловой близости: метафора, гипербола, образ, эпитет, художественная литература, выразительные средства языка, герой, литературный тип.

5.Точность словоупотребления во многом зависит от умения видеть сходство и отличие в близких понятиях. Для выработки этого навыка

можно выполнить такое задание: расположить в определённом порядке следующие понятия: романтизм, литературное направление, романтизм Рылеева, прогрессивный романтизм. Дайте обоснование избранной последовательности.

6.Построив связное рассуждение, определите отношение между понятиями: образ, тип, помещик, Манилов.

7.Задания могут быть по анализу тем, выбору синонимичных из целого ряда предложенных. Например: из данного списка выбрать темы, близкие к теме «Вольнолюбивая лирика Пушкина»:

В чём красота лирики Пушкина?

Картины родной природы в лирике Пушкина?

Образ поэта в лирике Пушкина.

Какие добрые чувства пробуждает лирика Пушкина?

Свободолюбивые мотивы лирики Пушкина.

Любовь и дружба в лирике Пушкина.

Пушкин о назначении поэта и поэзии.

«Глаголом жги сердца людей»…

«Я гимны прежние пою…»

«Пока свободою горим»…

Идеи свободолюбия в творчестве Пушкина.

||. Определение максимального объёма темы.

Избрав тему и проведя терминологический и сравнительный анализ, обратимся к определению объёма темы. Определять максимальный объём темы можно двумя способами. Первый – терминологический. Объясняя тему, мы берём факты в соответствии с каждым термином. Например, к теме «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы» привлекаем следующий материал.

1.Древняя русская литература (период зарождения, роль народного творчества, самобытность).

2.Величайший литературный памятник (высокая культура на Руси, глубина идей и художественное совершенство «Слова…», «Слово…» среди произведений героического эпоса других народов).

3. «Слово…» - его анализ (идея, композиция, образы, образ автора. выразительные средства языка – всё о величии этого произведения).

4. «Слово…» в произведениях других видов искусства (музыка, живопись, кино).

Ценность подобного определения объёма темы заключается в том, что мы проводим первичную, но уже достаточно целенаправленную группировку материала, границы темы – по аспектам (как учащиеся отбирают материал).

1.Анализ фактов действительности.

(Например, при работе над темой «В жизни всегда есть место подвигам»).

2.Анализ художественного произведения.

3.Знание историко – литературных взглядов, воззрений, концепций, относящихся к теме.

4.Сведения из истории литературы, понимание историко-литературного процесса и места писателя в нём.

5.Теоретико-литературные знания в связи сданной темой, а также знания, необходимые для правильного анализа художественного произведения.

6.Привлечение необходимых отраслей знаний (статей критиков, мемуарной ли, театральной критики и т.д.)

Пример определения объёма темы этим способом ( по «Слову…»).

Результаты анализа самого произведения:

  1. Сильное впечатление от чтения «Слова…» и отдельных эпизодов.

  2. Патриотическая идея в сочетании с идеей государственной составляет пафос произведения.

  3. Выражение патриотических чувств достигает наибольшей силы в «золотом слове» Святослава и плача Ярославны.

  4. Необычная выразительность языка автора «Слова…».

Теория литературы:

1.Идейность и народность древней русской литературы.

2.Содержание и форма – в единстве.

3.Тесная связь русской литературы с общественной жизнью.

4.Сила художественного воздействия «Слова…» зависит от перевода.

История литературы (искусства)

1.»Слово…» среди других памятников древней русской литературы.

2.Воздействие «Слова…» на и писателей 19 и 20 вв.

История и философия:

1.Исторические события 12 в; набеги половцев, победа князя Святослава, поход князя Игоря.

2.Историко-философская оценка подвига русского народа.

3.Самобытность культуры в древней Руси.

Таким образом, мы не только определили объём темы, но и вплотную подошли к формулировке идеи сочинения и составлению плана. Следует помнить, что план и объём темы – не одно и то же. Определяя объём темы, мы учитываем необходимый материал, составляя план, мы намечаем круг вопросов.

Для определения объёма темы существуют также определённые задания, в результате выполнения которых учащиеся привыкают необходимый для данного сочинения материал. Например: Найдите в разделе «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» факты из биографии поэта, которые повлияли на формирование его свободолюбивых взглядов. Какие можно использовать в сочинении на тему «Вслед Радищеву восславил я свободу?

Какой материал по теории литературы можно включить в это сочинение?

Назовите стихи, которые вы обязательно привлечёте к анализу по данной теме, и т.д.

|||. Определение идеи сочинения.

Осознание и словесное оформление идеи имеет принципиальное значение для составления плана и дальнейшей работы над сочинением. Писатель Ю.Бондарев говорил: «Основная идея вещи, общее её течение для меня должны быть всегда ясны. Без этого нет смысла садиться за стол. Необходимо всё время чувствовать, во имя чего пишешь, знать, что любишь и что ненавидишь, а следовательно, за что борешься». Для автора сочинения столь же ясной должна быть идея сочинения, определяя которую, он утверждает свою позицию, своё отношение к произведению, его героям. Чётко сформулированная идея должна сопровождать нас в течение всей работы над сочинением.

Вот почему важно сразу её сформулировать в процессе анализа темы.

Например, обращаюсь опять к сочинению по «Слову…». «Патриотизм

« Слова о полку Игореве». Работая над подбором материала, подводим постепенно учащихся к определению основной мысли сочинения, т.е. идеи (вспоминаем героев, их поступки, читаем «золотое слово» Святослава и плач Ярославны, рисуем картину жестокой битвы в защиту Родины) и остаётся один шаг до определения идеи: мысль о любви к Родине – основная в «Слове…».

Таким же образом следует определить идею других тем, например «Нравственный облик фамусовского общества», «Мой Пушкин» и др. К этому же этапу работа над сочинением относится и определение главного пункта плана, т.е. оглавление основной части.

Допустим, к таким темам: «Образ Коробочки», «Образ Ноздрёва», «Образ Плюшкина», соответственно, могут быть следующие:

- Коробочка – воплощение скопидомства и умственной ограниченности.

- Ноздрёв - типичный прожигатель жизни и помещичьего состояния.

- «И до такой ничтожности мог снизойти человек» (Плюшкин)

|У. Составление плана сочинения.

План сочинения должен быть результатом всей и предыдущей над сочинением, анализа темы, определения её объёма и идеи. Составление плана - одно из самых сложных умений в работе над сочинением. В последние годы работе над свободными темами мы вообще отказались от плана, часто он отсутствует и в сочинениях на традиционные темы. Это не считается грубой ошибкой, но зато наглядно доказывает, как скудеют сочинения, как постепенно сводится на нет строгая композиция, и уже невозможно определить, где вступление, где заключение, где основная часть, потому что объём их или одинаков, или же одна какая-то часть вообще отсутствует. О какой-либо логике мыслей, последовательности, полноте суждений и говорить нечего. Бывает и так, что план составляется, но формально, для отвода глаз, из 3-4 пунктов даже по сложным темам. Есть ли от такого плана польза? Используя трафарет, данный на обучающих уроках учителем, учащиеся стараются подогнать под него план к любой теме, не проявляя творчества.

Например, раз и навсегда решили, что во вступлении нужно говорить об истории создания произведения или исторической эпохе, в заключении – о значении произведения. И так из плана в план. Конечно, определённые стандарты существуют к отдельным темам, но учителю следует давать больше вариантов вступления и заключения. Возьмём опять «Слову…» (Патриотизм «Слова…»).

Определяем главный вопрос темы. Им может быть, например, такой. «Слово» - величайший памятник древнерусской литературы, отразивший патриотические устремления своего времени».

Теперь даём вариант вступления. Учащиеся выберут тот вопрос, который, по их мнению, наиболее соответствует данной теме:

- Время создания открытия «Слова».

- Историческая основа поэмы.

- Самобытность культуры Древней Руси.

- Патриотизм – исконное чувство русского человека.

- Патриотизм древней русской литературы.

Анализируем формулировки и находим, что первые три далеки от темы и идеи сочинения. Останавливаемся на четвёртых и пятых вариантах, которые наиболее тесно с темой и включают в себя принцип исторического подхода.

Итак, у нас определена первая часть плана. Остаётся развернуть главный пункт, что мы и делаем при помощи учащихся.

План

|.Патриотизм древней русской литературы.

||. «Слово» - величайший памятник древней русской литературы, отражающий патриотические устремления и чувств русского народа.

1.Патриотический порыв русских князей (Игоря, Всеволода).

2.Более глубокое понимание князем Святославом долга перед Родиной, государством.

3.Композиция и сюжет «Слова» углубляют представление о настоящем патриотизме.

4.Герои «Слова» - истинные патриоты (Ярославна, дружинники).

5.Поэтическое воплощение в «Слове» образа Родины. Любовь автора к родной земле.

Главный пункт раскрыт. Мы опирались на анализ произведения и на знание теории литературы, на что особое внимание обращает сейчас усовершенствованная программа по литературе в старших классах.

Предлагаем варианты заключения:

1.Заключение «Слова».

2.Значение патриотического поступка князя Игоря (слишком узко и неточно).

3.Влияние «Слова» на литературу и искусство 19-20 веков (слишком широко и сложно, с отклонением от темы сочинения).

4. «Слово» среди произведений героического эпоса (выход за пределы школьного курса литературы).

Выводы с помощью учителя должны делать учащиеся. Мы же им и подсказываем, что для определения более точного заключения следует опять обратиться к теме и первым двум пунктам плана, поскольку заключение должно логически вытекать из всего предыдущего содержания сочинения. Ищем оптимальный вариант. Это может быть такой пункт: «Слово о полку Игореве» - вечно живой источник истинного патриотизма.

Анализ данного плана должен показать учащимся, что это тот самый необходимый круг вопросов, который поможет изложить правильно и глубоко тему, раскрыть идею темы. План представляет целостность, в которой отдельные вопросы, имея самостоятельное значение, осмысливаются верно только в сочетании со всем планом.

Между пунктами прослеживается довольно тесная связь, намечаются переходы, мысль развивается, каждый пункт вносит что-то новое.

Такой план – своего рода программа для пишущего: каждый пункт требует ответа, но каждый и даёт верное направление мысли.

Для тренировочных упражнений можно дать учащемуся задание составить планы статей учебника или же на другие темы, по которым, возможно сочинение писаться не будет.

Особо следует остановиться на планах по темам сравнительного характера (Чацкий и Молчалин, Митрофан и Милон, Печорин и Грушницкий и др.), поскольку учащиеся могут затрудняться в определении объёма темы, расположение материала (параллельном или последовательном). Можно предложить учащимся раскрыть главные пункты плана (данные учителем), вступление или заключение можно предложить к анализу цельный план по какой-либо единой теме, но в нескольких вариантах. Самый удачный учащиеся должны определить сами. Например, по теме «Онегин и Татьяна». За основу как раз берётся сравнительная характеристика, в одном из вариантов можно дать последовательный анализ образов, в другом – историю жизни героев, в третьем же сравнительные характеристики. Этот вариант и должен быть оптимальным.

Итак, я считаю, что план в работе над сочинением остаётся одним из главных компонентов, т.к. даже самый способный учащийся без плана не сможет логически последовательно и глубоко раскрыть тему.

Дальнейшая работа над сочинением проходит таким образом:

1.От плана к сочинению. Работа над тезисированием, раскрытие тезисов и сочинение всего текста в целом. Здесь неминуемы свои ошибки. Или учащийся будет просто механически переходить от одного пункта плана к другому, склеивая абзацы, или он действительно будет сочинять, творить, видя постоянно перед собой общую картину, общий замысел, помнить о теме и идее. В этом случае изложение материала будет свободным, раскованным.

Следующий этап: совершенствование написанного под руководством учителя, саморецензирование и исправление ошибок. Затем оформление чистового варианта и проверка учителем. Эти этапы также требуют специальной подготовки учителя, и я думаю, что каждый опытный языковед такую работу проводит на должном уровне, а каждый начинающий пусть попробует осилить её где самостоятельно, где при помощи наставников, где при помощи литературы.

Да, цель нашей работы не просто изучить школьную программу по литературе, пройти её, как мы говорим. – донести литературу до ума и сердца наших учеников, пробуждая в них «чувства добрые», воспитывая человека и гражданина. Именно эта конечная цель и должна, прежде всего, определять методику школьных сочинений по литературе.