Занимательные вопросы древнерусской литературы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Занимательные вопросы древнерусской литературы

1.В "Повести о Петре и Февронии Муромских" кроме житийного сюжета автор использует фольклорные мотивы. Примеры:

  1. Змей-оборотень, вступающий в связь с женой князя Павла, которая выпытывает у него, «от чего ему смерть должна приключиться». Прослеживается связь с народными сказками про Кощея бессмертного.

  2. Чудесный Агриков меч (как меч-кладенец), который спрятан в расщелине алтарной стены и от которого погибает змей

  3. Превращения змея и в человеческий облик – в облик князя Павла.

  4. Чудесные превращения хлебных крошек, жердь, которую Феврония воткнула в землю, расцвела.

  5. Образ мудрой девы Февронии похож на образ Василисы Премудрой из народных сказок. Она угадывает мысли, говорит вещие слова. Мудро отвечает боярам, когда ее изгоняют из города: «Обещайте мне дать то, что попрошу!» Врачевание зельем.

  6. Неравный брак. Петр был князем, а Феврония – сельская девушка.

  7. Смерть в один день. Вопреки завещанию, их положили в разные гробы, но супруги утром снова оказались вместе.

2. Черты нового типа героя в русской литературе XVII века (на материале "Повести о Горе-Злочастии")

Эпоха XVII века была переломным периодом, когда в старом обществе зарождалось. Эта борьба старого и нового отразилась и на русской культуре XVII века, в частности на литературе, изменив отношение к образу произведения:

  1. В литературу на смену исторической личности приходит вымышленный герой, обобщенно-собирательный образ. Он не стоит на верхней ступени сознания, не фигура в жизни людей. Это не подвижник, не герой, не воин.

  2. Повесть отрывает тему нового Молодого человека, который пытается найти свой путь в жизни. Он напоминает образ блудного сына.

  3. Герой безымянный, у него нет имени. Его можно назвать Человек Вообще. Без рода, без племени. Не слушается родителей, отступает от заповедей. Он хотел жить, «как ему любо» и делал всё наоборот.

  4. Обобщающий, собирательный образ, вместе с тем стремится и к наибольшей широте художественного обобщения.

  5. Возникает образ двойника героя.

  6. Обособленность души. Неверие в ведения, предсказания: «Но сну Молодец не поверил». Вместе с тем – одержимость.

  7. «Молодец в монастырь пошел постригатися», но постриг его вынужденный – это не религиозное подвижничество, а простая попытка убежать от безысходности.

3. Примеры объединения высокого и низкого в одном эпизоде "Жития протопопа Аввакума"

Совмещение низкого и высокого, чудесного и обычного – новая черта стиля протопопа Аввакума.

Описывая свое пребывание в Андроновском монастыре, он констатирует, что к нему никто не приходил, только мыши и тараканы, и сверчки пищали. А после вечерней службы явился ему ангел, взял за плечо, посадил на лавку, покормил его хлебом и щами. В самом описании обстановки башни и ее обитателей соединяется высокое и низкое: монастырь и мыши, ангел и похлебка.

Даже сам язык повествования объединяет высокое и низкое начало: язык проповеди и бранные слова в тексте. Прослеживается переход от торжественного повествования к будничному. Живой разговорный язык вторгается в жизнь «Жития».