Программа элективного курса по литературе в 10 классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края





«СОГЛАСОВАНО»


Руководитель МО

гуманитарного цикла

________________ Квак М.А.


Протокол № _____ от

«____»____________2015 г

«УТВЕРЖДАЮ»


Директор

______________ Шевченко З.В.


Приказ № _____ от

«____»____________2015 г.





Рабочая программа элективного курса

«Малые жанры новейшей русской литературы»

10 класс





Подготовила

учитель русского языка и литературы

Квак М.А.









с.Воздвиженка 2015






Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «Малые жанры новейшей русской литературы» составлена на основе авторской программы Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух «Малые жанры новейшей русской литературы. Читаем, анализируем, рецензируем. 10 – 11 классы». М.: Мнемозина, 2009.


Русская педагогика считает формирование критического мышления одним из основных достижений школьного обучения (П. Ф. Коштерев, 1849—1922; П.П. Блонский, 1884—1941 и др.). Характерными особенностями критического мышления являются открытость новым идеям, рефлексия, определение собственных критических суждений, осознание разницы между возможно правильным и неправильным. Критическая мысль помогает постигать смысл новых идей, создаёт пространство общественного мнения вокруг них.

В становлении и развитии критического мышления и фор­мировании читательской позиции школьников особую роль мо­жет сыграть рецензирование художественных произведений. Ре­цензия - это оценочный вид информации, имеющий адресатом другого читателя или слушателя; она предполагает критический анализ и оценку новинок литературы. В «Великой дидактике» Я.А. Каменский определил обращённую речь как катализатор мышления. JI.С. Выготский предположил, что более высокий уровень мышления возникает из диалога между людьми.

Рецензируя, учащиеся осваивают различные приёмы воздей­ствия на читателя и слушателя: развивают на протяжении всей рецензии определённый тезис; сопоставляют разные произведе­ния и явления общественной жизни; ведут полемику с предста­вителями иной точки зрения, аргументируют собственную пози­цию. Всесторонний анализ художественного произведения при этом не является обязательным, автор рецензии выделяет лишь те аспекты, которые кажутся ему существенными для обоснова­ния своей точки зрения. Рецензирование произведений может завершиться диалогом, диспутом, где представляются различные читательские позиции.

Таким образом, работа над рецензированием художествен­ного произведения даёт возможность школьникам сформировать личное суждение о тексте, критически отнестись к другим точ­кам зрения, вернуться к исходной позиции и скорректировать собственный взгляд на прочитанное.

Предлагаемый элективный курс предназначен для старше­классников гуманитарных классов и классов с углублённым изучением филологических дисциплин, а также для организации факультативных занятий в общеобразовательных школах в це­лях подготовки к выпускному экзамену за курс средней школы и к вступительному экзамену в вуз.


Основная цель элективного курса - развитие критического мышления старшеклассников и формирование собственной чита­тельской позиции.


К новейшей литературе причисляют произведения конца XX - начала XXI века. «Малые» прозаические жанры (рассказ, новелла) - оптимальное методическое пространство для продук­тивного обучения рецензированию.


Элективный курс решает следующие задачи:

  • организует самостоятельное чтение старшеклассников;

  • знакомит с особенностями литературы конца XX - начала XXI века на материале малых жанров;

  • развивает умения анализировать литературное произведе­ние;

  • активизирует мыслительные способности школьников, уме­ние анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выво­ды;

  • актуализирует личностные качества старшеклассника, уме­ние использовать собственный жизненный и читательский опыт;

  • формирует умение создавать рецензии, исследовательские работы, литературные проекты и разнообразные творческие произведения.


При отборе литературного материала учитывалась эстети­ческая ценность произведений, а также общественное и между­народное признание создавших их авторов (участие писателей в современных литературных конкурсах).

Работа по программе данного элективного курса обеспечивает­ся учебно-методическими пособиями: «Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования» (М.: Мнемозина, 2006). В программе имеется список литературы для учителя.

Содержание программы определило структуру учебных посо­бий, которые включают:

  • учебные статьи «Из истории рассказа», «Учимся рецензи­ровать», «Фантастическое в литературе», «Рецензирование фантастических произведений»;

  • вопросы и задания для учащихся, сгруппированные в раз­делы: «Читаем, анализируем, рецензируем», «Дополнитель­ные задания», «Круглые столы, дискуссии и литературные проекты»;

  • рекомендации для самостоятельного чтения;

  • сведения о биографии и творческом пути писателей;

  • аннотации современных литературных премий и конкур­сов;

  • словарь понятий и терминов.


Элективный курс рассчитан на 34 часа.




Формы проведения занятий:

  • чтение и обсуждение прочитанных произведений;

  • практикум по обучению рецензиро­ванию,

  • дискуссия и полемика;

  • круглый стол;

  • творческий практи­кум;

  • ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы.


Виды организации деятельности учащихся:

  • индивидуальная,

  • парная,

  • групповая работа,

  • дифференцирован­ное обучение.


Преобладающий метод обучения - диалогический и проблемно-поисковый.

В связи с существованием литературного процесса в сети Интернета в программу включены задания, которые побуждают школьников к поискам материалов о любимом писателе и напи­санию откликов о прочитанных книгах.















Требования к уровню подготовки учащихся


  • Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

  • развитие логики, креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.
















Содержание программы


Введение

Литературная и общественная ситуации в жизни русского общества конца XX — начала XXI века. Из истории рассказа. Многообразие «малых» жанров прозы.

Рецензия как жанр. Композиция рецензии. Варианты вступ­ления. Способы построения основной части и типы авторской аргументации. Оценочный аспект рецензии. Требования к за­ключению. Языковые структуры, используемые для написания рецензии.


Г. Я. Бакланов. «Нездешний»

Смысл понятия, вынесенного в название. Жизнь современ­ного общества и проблематика рассказа. Внутренняя жизнь ге­роев. Своеобразие композиции. Традиции писателей XIX века в изображении войны на Кавказе. Обсуждение рецензии критика Д. Рудановской.

Написание вступления к рецензии на рассказ «Нездешний».


В. Г. Распутин. «Изба»

Особенности изображения национального характера. Тема го­родской и деревенской жизни. Смысл названия рассказа, своеоб­разие сюжета и авторский замысел. Особенности языка и компо­зиции произведения.

Написание рецензии на рассказ «Изба».


В. С. Маканин. «Ключарёв и Алимушкин»

Переживания героев и их судьбы. Проблема сохранения лич­ности. Особенности построения рассказа и замысел автора. Смысл заключительных слов произведения. Соединение бытовой реаль­ности и аллегории, социальной проблематики и притчи.

Написание рецензии на рассказ «Ключарёв и Алимушкин».


Л.С.Петрушевская . «Дядя Гриша». «Слова».

Проблемы современной жизни и аспекты человеческих взаимоотношений, интересующие писателя. Образы повествователей в рассказах Л.Петрушевской. Литературные критики и читатели о произведениях Л.Петрушевской. жизни.


Л.Е.Улицкая. Цю-юрих.

Внутренняя жизнь героини и события внешнего мира. Роль конкретной детали в повествовании.Характер героини и способы выражения авторского отношения.

Смысл названия произведения и его место в цикле «Межвременье». Черты конкретно-исторического времени и вневременные процессы, интересующие писателя.

Е.А.Попов. Тихоходная барка «Надежда».

Смысл названия рассказа. Своеобразие повествовательной манеры писателя. Особенности фабулы и сюжета в рассказах Е.Попова. Размышление над высказываниями литературных критиков А.Ремезера и ВКурицына о творчестве писателя

Т. Н. Толстая. «Соня»

Способы создания характера героини. Своеобразие финала рассказа и его роль в авторском замысле. Многозначность дета­лей в произведении Т. Толстой. Смысл названия рассказа.

Размышления над высказыванием критика М. Ремизовой о писательской манере Т. Толстой.


А.З.Хургин. Виолончель Погорельского.

Языковая манера А.Хургина и степень её обусловленности в рассказе. Внешние события и внутренняя жизнь героев в произведении А. Хургина.


М. Л. Москвина. «Куда бежишь, тропинка милая...»

Быт и бытие в жизни героев, жителей уральского городка. Лирическая интонация произведения. Высказывание писателя Д. Рубиной о способах отражения авторского отношения к ге­роям.

Создание проекта «Золотая библиотека».


М. А. Вишневецкая «Брысь, крокодил!»

Взаимоотношения детей и взрослых. Позиция повествователя в рассказе. Предметный мир и художественное время произве­дения. Кульминация и её роль в авторском замысле.

Читательская конференция «Предназначение человека».



А. В. Дмитриев.«Пролетарий Елистратов»

Нравственный выбор героев. Смысл финала и перспективы жизни героя. Художественное время и пространство произве­дения: соотношение прошлого и настоящего.

Написание заключения к рецензии на рассказ «Пролетарий Елистратов».


А. И. Слаповский «Чернильница»

Жизненная позиция писателя. Ироническое и юмористиче­ское в рассказе. Особенности композиции, образы автора и рас­сказчика.

Исследовательская работа «Традиции и новаторство. Произведения «малых» жанров в произведениях писателей конца XX – начала XXI века».






Н.М.Кононов. Микеша.

Проблематика рассказа. Рамочные компоненты текста : эпиграф и варианты заглавия. Реплики читателей о повествовательной манере Н. Кононова, определение собственной читательской позиции.


С. Солоух (псевдоним писателя В. Ф. Советова). «Поединок»

Тип повествования в рассказе. Читатели и специалисты об особенностях повествовательной манеры С. Солоуха. Тема второго рождения в рассказе. Смысл названия произведения. Определение собственной точки зрения.

Устная рецензия на рассказ «Поединок».


В.О.Пелевин .

Рассказ «Жизнь и приключения сарая Номер XII».


Цитирование строк «Нового Завета». Интертекстуальные связи и авторская установка в начале произведения.

Бытовые предметы и предметы-символы в тексте.Смысл кульминации и финала рассказа в развитии авторского замысла. Читательские ассоциации , вызванные сценой гибели главного героя.


Р. Б. Халиков. «Жёлтое платье»

Семантика «жёлтого» в рассказе «Жёлтое платье». Связь предметного мира и внутренней жизни героя. Общая интонация рассказа и способы выражения авторской позиции.

Написание заключения к рецензии на рассказ «Жёлтое пла­тье».



А. В. Геласимов. «Нежный возраст»

Традиция обращения к дневниковым записям как способу ор­ганизации повествования в литературе. Смысл названия и проб­лема «отцов» и «детей» в рассказе. Значение понятий «гармония» и «хаос», «жизнь» и «смерть» в контексте произведения.

Обсуждение рецензии М. Ремизовой на рассказ «Нежный возраст».


Р. В. Сенчин. «В обратную сторону»

Смысл названия произведения. Индивидуальное и типическое в рассказе. Определе­ние своей точки зрения.

Исследовательская работа «Мотив дороги как мотив испытания в рассказах писателей XX века».


Повторение изученного материала

Закрепление и систематизация изученного материала.

Ученическая конференция «Защита проектной работы «Мой любимый современный писатель».




Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов

Введение

1

Г.Я. Бакланов

1

В.Г. Распутин

2

В.С. Маканин

2

Л.С.Петрушевская

2

Л.Е.Улицкая

2

ЕА.Попов

1

Т.Н. Толстая

1

А.З.Хургин

1

М.Л. Москвина

2

М.А. Вишневецкая

2

А.В. Дмитриев

2

А.И. Слаповский

2

Н.М.Кононов

1

С. Солоух

2

В.О.Пелевин

2

Р.Б. Халиков

2

А.В. Геласимов

3

Р.В. Сенчин

2

Итоговая работа

1

Итого

34



















Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Элемент содержания урока

Кол-во

часов

Сроки

Введение

1


1

Введение

Введение. Литературная и общественная ситуации в жизни русского общества конца XX – начала XXI века Рецензия как жанр. Композиция.

1


Г.Я. Бакланов

1


2

Г.Я.Бакланов.

«Нездешний»

Проблема рассказа.

Смысл понятия, вынесенного в название рассказа «Нездешний»

1


В.Г. Распутин

2


3

В.Г.Распутин

«Изба».

Особенности изображения национального характера в рассказе «Изба»

1


4

Тема дома в рассказе «Изба» В.Г.Распутина.

Смысл названия рассказа, своеобразие сюжета и авторский замысел Написание рецензии на рассказ «Изба»

1


В.С. Маканин

2


5

В.С. Маканин «Ключарёв и Алимушкин».

Проблема сохранения личности в рассказе «Ключарёв и Алимушкин»

1


6

Герои и их судьбы.

Переживания героев и их судьбы.

1


Л.С.Петрушевская

2


7

Л.С.Петрушевская «Дядя Гриша».


Проблемы современной жизни и аспекты человеческих взаимоотношений, интересующие писателя. Образы повествователей в рассказах Л.Петрушевской.

1


8

Л.С.Петрушевская «Слова».

Проблемы современной жизни.


Проблемы современной жизни и аспекты человеческих взаимоотношений, интересующие писателя. Образы повествователей в рассказах Л.Петрушевской. Литературные критики и читатели о произведениях Л.Петрушевской.

1


Л.Е.Улицкая

2


9

Л.Е.Улицкая. «Цю-юрих».

Внутренняя жизнь героини и события внешнего мира. Роль конкретной детали в повествовании.Характер героини и способы выражения авторского отношения.

1


10

Смысл жизни героини Л.Е.Улицкой.

Смысл названия произведения и его место в цикле «Межвременье». Черты конкретно-исторического времени и вневременные процессы, интересующие писателя.

1


Е.А.Попов

1


11

Е.А.Попов «Тихоходная барка «Надежда».

Смысл названия рассказа. Своеобразие повествовательной манеры писателя. Особенности фабулы и сюжета в рассказах Е.Попова. Размышление над высказываниями литературных критиков А.Ремезера и ВКурицына о творчестве писателя.

1


Т.Н. Толстая

1


12

Т.Н. Толстая Рассказ «Соня».

Способы создания характера героини. Своеобразие финала рассказа и его роль в авторском замысле. Многозначность дета­лей в произведении Т. Толстой. Смысл названия рассказа.

Размышления над высказыванием критика М. Ремизовой о писательской манере Т. Толстой.


1


А.З.Хургин

1


13

А.З.Хургин. «Виолончель Погорелого».

Языковая манера А.Хургина и степень её обусловленности в рассказе. Внешние события и внутренняя жизнь героев в произведении А. Хургина.

1


М.Л. Москвина

2


14

М.Л.Москвина «Куда бежишь, тропинка милая…»

Быт и бытие в жизни героев рассказа «Куда бежишь, тропинка милая…»

1


15

Лирическая интонация произведения Москвиной.

Лирическая интонация произведения. Чтение главы «Чукча не читатель» из книги «Учись видеть! Уроки творческих взлётов». Создание проекта «Золотая библиотека»

1


М.А. Вишневецкая

2


16

М.А.Вишневецкая

«Брысь, крокодил!»

Взаимоотношения детей и взрослых в рассказе «Брысь, крокодил!»

1


17

Предметный мир и художественное время произведения.

Предметный мир и художественное время произведения. Читательская.конференция «Предназначение человека».

1


А.В. Дмитриев

2


18

А.В. Дмитриев Рассказ «Пролетарий Елистратов».

Нравственный выбор героев в рассказе «Пролетарий Елистратов».Смысл финала и перспективы жизни героев.

1


19

Художественное время и пространство произведения.

Художественное время и пространство произведения : соотношение прошлого и настоящего. Аллегорический смысл развёрнутой характеристики Пытавино.

Написание заключение к рецензии на рассказ «Пролетарий Елистратов»

1


А.И. Слаповский

2


20

А.И. Слаповский

Рассказ «Чернильница».

Особенности композиции в рассказе «Чернильница»

1


21

Соотношение конкретно-исторического и вневременного в произведениях А. Слаповского.

Время в рассказе. Сбор материала к исследовательской работе «Традиции и новаторство. Произведения «малых» жанров в произведениях писателей конца XX – начала XXI века»

1


Н.М.Кононов

1


22

Н.М.Кононов Рассказ «Микеша».

Проблематика рассказа. Рамочные компоненты текста : эпиграф и варианты заглавия. Реплики читателей о повествовательной манере Н. Кононова, определение собственной читательской позиции.

1




С. Солоух

2


23


Тип повествования в рассказе. Читатели и специалисты об особенностях повествовательной манеры С. Солоуха. Тема второго рождения в рассказе. Смысл названия произведения. Определение собственной точки зрения.

Устная рецензия на рассказ «Поединок».


1


24

С. Солоух

Рассказ «Поединок».

Устная рецензия на рассказ «Поединок».

1


В.О.Пелевин

2


25

В.О.Пелевин .

Рассказ «Жизнь и приключения сарая Номер XII».

Цитирование строк «Нового Завета». Интертекстуальные связи и авторская установка в начале произведения.

1


26

Бытовые предметы и предметы-символы в произведении Пелевина.

Бытовые предметы и предметы-символы в тексте.Смысл кульминации и финала рассказа в развитии авторского замысла. Читательские ассоциации , вызванные сценой гибели главного героя.

1


Р.Б. Халиков

2


27

Р.Б. Халиков

Рассказ «Жёлтое платье».

Семантика жёлтого в рассказе «Жёлтое платье».Связь предметного мира и внутренней жизни героя. Общая интонация рассказа и способы выражения авторской позиции.

1


28

Рецензия на рассказ «Жёлтое платье».

Высказывание писателя А.Ремчука о стилистической манере Р.Халикова. Написание заключения к рецензии на рассказ «Жёлтое платье».

1


А.В. Геласимов

3


29

А.В. Геласимов. «Нежный возраст».

Традиция обращения к дневниковым записям как способу организации повествования в литературе. Смысл названия .

1


30

Проблема «отцов» и «детей» в рассказе «Нежный возраст».

Проблема «отцов» и «детей» в рассказе «Нежный возраст».Значение понятий «гармония» и «хаос», «жизнь» и «смерть» в контексте произведения.

1


31

Рецензия на рассказ М. Ремизовой «Нежный возраст».

Обсуждение рецензии М. Ремизовой на рассказ «Нежный возраст»

1


Р.В. Сенчин

2


32

Р.В. Сенчин

Рассказ «В обратную сторону».

Смысл названия рассказа «В обратную сторону».Индивидуальное и типическое в рассказе.

1


33

Мотив дороги

в рассказе Р.В. Сенчина

«В обратную сторону».

Сбор материала к исследовательской работе «Мотив дороги как мотив испытания в рассказах писателей XX века»

1


Повторение изученного материала

1


34

Ученическая конференция «Защита проектной работы «Мой любимый современный писатель».

Ученическая конференция «Защита проектной работы «Мой любимый современный писатель»

1






Учебно-методическое обеспечение.

1.Программа элективного курса Малые жанры новейшей русской литературы. Читаем, анализируем, рецензируем. 10-11 класс М. «Мнемозина»2009.

2 Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования. Пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М. «Мнемозина»2006.















































Утверждаю

директор МБОУ

«Воздвиженская СОШ»

_____________З.В. Шевченко

Приказ №___от

«____» _____________2015г

Лист фиксирования внесения изменений и дополнений в рабочей программе

п/п

Исходная программа

Внесение изменений в программу


Подпись лица, внёсшего запись


дата

тема

дата

тема