Рабочая программа и пояснительная записка по литературе 10 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды контроля

Дата

План.

Факт.

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

1

Составление связанных высказываний




2











Творчество писателей конца 18 начала 19 веков Языковая реформа Н. М. Карамзина. Романтический историзм Н. М. Карамзина.(обзорное знакомство).


1

Составление конспекта



3

Поэтические искания декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева.

1

сообщение



4

Своеобразие пушкинской эпохи. Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина.. Историческая концепция пушкинского творчества .

1

Анализ стихотворений



5

Петербургская повесть А.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Проблема власти. Тема «маленького человека».

1

сообщение



6

М.Ю.Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в произведениях писателя. «Молитва»Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова .

1

Работа с стихотворными текстами



7






М. Ю. Лермонтов «Демон» Образ Демона и Ангела в творчестве М.Ю.Лермонтова .

1

Чтение наизусть



8

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород».

1

Работа с текстом



9

«Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести.

1

Конспект, сообщение



10

Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству писателей первой половины 19 века.

1

сочинение



11-12

Русская литература второй половины XIX в. Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850 годов. Русская критика и литературный процесс второй половины 19 века.(Обзор)

2

Конспект



13

А.Н.Островский. Страницы жизни и творчества .А. Н. Островский – создатель русского театра.

1

Индивидуальная работа



14-15

«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия.

2

Исследование текста



16

Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «тёмного царства».

1

Анализ образов героев



17

Образ Катерины. Её душевная трагедия. Внутренний конфликт героини. Нравственная проблематика пьесы.

1

Работа с текстом



18

Смысл названия и символика пьесы. Споры критиков вокруг «Грозы». Н.А. Добролюбов, А.А.Григорьев.

1

Запись плана лекции



19-20

Р/Р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза».

2

Сочинение












21

И.А.Гончаров. Строки жизни и творчества. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции, социальная и нравственная проблематика романа.

1

Словесная иллюстрация биографии






22

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера главного героя. «Сон Обломова». Характеристика эпизода.

1

План лекции



23

«Обломов» как роман о любви. Обломов и Ольга Ильинская. Авторская позиция и способы её выражения в тексте.

1

Литературная прогулка



24

Р/р Классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов».

1

Сочинение



25

И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» и их место в русской литературе.

1

Составление литературоведческой справки



26

«Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер конфликта в романе.

1

Проблемное задание



27

Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Споры Базарова с Павлом Петровичем

1

Пересказ эпизода






28

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

1

Пересказ и анализ эпизодов






29

«Вечные темы» в романе. Тема любви и особенности её раскрытия. Смысл финала.

1

Характеристика Базарова



30

Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода.

1

Пересказ и анализ эпизодов



31

Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг романа. Роман в русской критике.

1

Диалог между автором и Базаровым



32-33

Р/ Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

2

Сочинение



34

Н. Г. Чернышевский. Строки жизни и творчества. Гражданская казнь. Творческая история романа «Что делать?».

1

сообщение



35

Значение романа в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Новые люди. Старые люди.

1

Проблемное задание



36

Особенный человек-Рахметов. Четвёртый сон Веры Павловны.


Характеристика героя



37

Тютчев Ф.И. Очерк жизни и творчества. Единство мира и философия природы в его лирике. Стихотворения “Silentium!”,” Не то, что чтите вы , природа…»

1

Сообщение



38

Человек и история в лирике Ф.Тютчева. Раздумья о жизни, человеке, мироздании. « Умом Россию не понять».

1

Презентация



39

Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой» « О, как убийственно мы любим..», « Нам не дано предугадать…», «К.Б.»

1

Выставка: лирика Тютчева в искусстве



40

А.А.Фет. Страницы жизни и творчества. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека.» Это утор, радость эта..», « Сияла ночь.», « Еще майская ночь».

1

сообщение



41

Любовная лирика А.Фета. Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Метафоричность лирики Фета. « Шепот, робкое дыханье…»

1

презентация



42

А.К.Толстой. Обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира: фольклорные, романтические и исторические черты лирики.

1

Пересказ лекции



43

Р/Р. Проверочная работа. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

1

Анализ стихотворений



44

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. (обзор). Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа.

1

Исследование творчества



45

Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Героическое и жертвенное в изображении разночинца-народолюбца. «рыцарь на час», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли» , « В дороге»,» Вчерашний день часу в шестом…».

1

Ответы на вопросы



46

Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Муза Некрасова. «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…», «Элегия» и др

1

тест



47

Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей» и др.

1

Чтение стихотворений наизусть



48

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.

1

Презентация



49

Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы крестьян и помещиков в поэме.

1

Составление экскурсионного материала



50

«Люди холопского звания» и «народные заступники» в поэме (Гриша Добросклонов, Савелий, «богатырь святорусский», Матрёна Тимофеевна)

1

Тест



51

Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказа о грешниках.

1

Презентация



52

Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

Игра « Данетки»



53

Р/Р Подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

сочинение



54

Р/Р Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

1

сочинение



55

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Жизненная позиция писателя. Проблематика сказок.

1

сообщение



56

«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Проблематика и поэтика сатиры С. Щедрина .

1

Представление героя



57-58

Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя.

2

Сочинение-миниатюра



59

Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». Образ Санкт-Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

1

Конспект лекции



60

Раскольников. Духовные искания интеллектуального героя. «Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова.

1

Практикум



61

Теория Р.Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта.

1

Сообщение учащихся



62-63

Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов).

2

Тест



64

Женские образы в романе. « Сонечка… Вечная Сонечка!»

1

Ответы на проблемные вопросы



65-66

Р/Р. Сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

2

сочинение



67

Н.С.Лесков. «Очарованный странник» Страницы жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в изображении писателя .

1

Интервью у Лескова



68

Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

1

конспект



69-70

Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

2

Пересказ и анализ эпизодов



71

Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах»

1

сообщение



72

Роман «Война и мир» - роман-эпопея: история создания; проблематика, образы, жанр. Образ автора в романе

1

Ответы на вопросы



73

Художественные особенности романа «Война и мир», своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».

1

Пересказ эпизодов



74

Война 1805-1807 гг. – эпоха «неудач» и «срама» в изображении Толстого.

1

Сообщение



75

Духовные искания Андрея Болконского. Идея нравственной ответственности человека. «Дорога чести» Андрея Болконского в романе.

1

Ответы на вопросы



76

Этапы духовных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» .

1

Пересказ эпизодов



77

Женские образы в романе. Судьбы любимых героинь Толстого .Наташа Ростова на пути к счастью.

1

Индивидуальные сообщения



78

Семья Ростовых и семья Болконских.

1

Пересказ эпизодов



79

Исторические личности на страницах романа «Война и мир» . Кутузов и Наполеон .

1

Ответы на вопросы



80

Тема народа,. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Тихон Щербатый и Платон Каратаев.

1

Исследование текста



81

Проблемы истинного и ложного. Картины войны в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа .

1

Пересказ эпизодов



82-83

Р/Р. Сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

2

сочинение



84

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.

1

сообщение



85-86

Особенности рассказов 80-90-х годов. Маленький человек в прозе Чехова. «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент»

2

Сообщение, пересказ






87-88

Рассказы А. П. Чехова. «Никто не знает настоящей правды». «Дом с мезонином», «Палата №6».

2

Ответы на вопросы



89-90

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

2

Интервью у героев






91

Чехов-драматург. Общая характеристика «новой драмы»

1

сообщение



92-94

«Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система.образов, особенности жанра. Разрушение дворянского гнезда. Раневская и Гаев - герои уходящего в прошлое усадебного быта. Тип героя-«недотёпы»

2

Исследование материала



95

Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

1

Ответы на вопросы



96

Р/Р. Сочинению по творчеству А. П, Чехова.

2

сочинение



97

Контрольная работа по теме «Русская литература второй половины 19 века».

1

Контрольная работа.Тест.



98

Зарубежная литератураXIX века. Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Ги де Мопассан « Ожерелье».Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость.

2

Конспект лекции



99

Г. Ибсен «.Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины.


презентация



100

Оноре де Бальзак . Повесть « Гобсек».

1

сообщение



101-102

Итоговая контрольная работа. Сочинение .

1

сочинение



Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:

  • Закон РФ «Об образовании» от 21.12.2012 г. № 273 – ФЗ.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897.

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, 2007 г.


  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016 – 2017 уч.г.»


Учебный план МБОУ СОШ №88 на 2016/17 учебный год.


Учебник:В.И.Сахаров, С. А. Зинин Москва « Русское слово» 2009 год


Цели:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи:

  • сформулировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественное произведение от явлений «массовой культуры»;

  • на основе понимания языка литературы как вида искусства научить школьников анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;

  • выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;

  • объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений людей;

  • выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности художественной культуры;

  • выработать навыки грамотной устной и письменной речи;

  • развить потенциальные творческие способности школьников.

Главная цель – изучение литературного процесса в России второй половины 19 века, освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.

В 10 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Программа включает в себя произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы, причём она представляет собой линейный курс на историко-литературной основе.

.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико – литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия».

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) и построена таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой материал. Предусмотрена практическая часть.

Всего часов – 102 (3 ч. в неделю).


В курсе литературы изучаются следующие основные теоретико-литературные понятия.

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадия развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.


Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.

  • Осознание, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.




Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.

Знать / понимать:

  • содержание текстов, предложенных учителем для обязательного изучения;

  • место русской литературы в мировом литературном процессе, её национальное своеобразие;

  • основные закономерности развития русской литературы в 19 в, её периодизацию;

  • принципы литературной борьбы на разных этапах развития русской литературы 19 в;

  • наиболее значительные эстетические учения русских писателей и критиков 19 – 20 веков;

  • основные русские литературные периодические издания (газеты, журналы, альманахи) 19 в

  • основные теоретические понятия и названия.

Уметь:

  • самостоятельно анализировать литературное произведение;

  • определять принадлежность писателя к той или иной литературной группировке;

  • сформулировать основные эстетические принципы писателя;

  • охарактеризовать программу литературного журнала или школы писателя;

  • подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя, о деятельности литературного кружка;

  • составить конспекты критической или литературоведческой работы;

  • самостоятельно написать сочинение (обзор, эссе, критическую заметку) и т.д.;

  • вести аргументированную полемику.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определение своего круга чтения и оценки литературных произведений.


Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе:

  • проводить классные сочинения на заданную литературную тему;

  • письменно рецензировать сильные и слабые стороны ученической работы, корректировать его умения;

  • систематически включать в процессе обучения письменные задания небольшого объема, требующие точности мысли, твердого знания фактов;

проводить специальные уроки обучения сочинениям на литературную тему с соблюдением необходимых требований к вступлению, заключению, соблюдению пропорций частей в структуре сочинения, к логичности, аргументированности в основной части, учить различным способам цитации

. Приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • индивидуальный устный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • написание сочинений;

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

  • подготовка рефератов, докладов;

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Виды контроля:

  • текущий,

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

  • итоговый: анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

Методы контроля:

  • устные (опрос, взаимоопрос);

  • письменные (письменный опрос, тесты), программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).

Виды и формы контроля:

сочинения, тесты.


Каталог Интернет – ресурсов для учителей русского языка и литературы.

1. http://pedsovet.su/load/31 Презентации для проведения уроков литературы с ИД.

2. http://interaktiveboard.ru/load/6 Материалы для проведения уроков с ИД. Русский язык и литература .

3. http://festival.1september.ru/subjects/9/ Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» . Разработки уроков, внеклассных мероприятий по литературе.

4. http://festival.1september.ru/subjects/8/ Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» . Разработки уроков, внеклассных мероприятий по русскому языку.

5. http://www.alleng.ru/edu/liter.htm Образовательные ресурсы Интернета - Литература - программа, книги, учебники по литературе, тесты, сочинения, ЕГЭ 2011 по литературе, ГИА, курсовые, доклады, школьная литература, биографии писателей и поэтов, литературные герои.

6. http://pedsovet.su/load/270 видеоуроки по созданию презентации в PowerPoint

7. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20198 Техпро дистанционное обучение Мультимедийные уроки.

8. Тексты стихов. Фильмография.

9. http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.1.10 ,

http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.1.21

10. Коллекция видео уроков по основным предметам школьной программы – постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы.

Андреев Л. Н. http://andreev.org.ru - биография, произведения, портреты.

http://gogol.niv.ru - биография, произведения, портреты.

11. Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий, пользуются особой популярностью, поскольку они предоставляют открытый доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным в электронном формате — учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, историческим источникам и научно-популярным статьям, справочным изданиям и др.

12. http://public-library.narod.ru- Публичная электронная библиотека.

13. http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Фонотека (романсы, песни)

14. http://www.prometheanplanet.ru/ Международное онлайн-сообщество учителей-пользователей интерактивной доски, позволяет учителям-пользователям интерактивной доски загружать ресурсы для интерактивных уроков и обмениваться опытом по использованию интерактивной доски в школе. Здесь Вы найдете много полезной информации о новых возможностях использования интерактивной доски в школе.

15. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13748&tmpl=com Современный мультимедийный урок.


Литература для учеников.

Учебники.

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- М.: ООО «Русское слово», 2011 г.

Дополнительная литература.

1. Произведения русских писателей и поэтов 19 века (согласно планированию).


Литература для учителя.

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- М.: ООО «Русское слово», 2011 г.

  2. Журнал "Литература в школе".

  3. Газета «Первое сентября» «Литература».

  4. Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. М.: «ВАКО», 2008г.

  5. Тесты по литературе 5-11 классы. М., Издательство АСТ, 2013 год.

  6. Энциклопедия литературных героев, М., 2007 год

  7. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10-11 классы: Метод.пособие. М.: Дрофа,2009.

  8. Скоркина Н.М. Нестандартные уроки по литературе.9-11 классы. Волгоград.

  9. Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы / Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина и др. - М.: Дрофа, 2010.

Итоговая контрольная работа : сочинение по литературе.





Содержание рабочей программы по литературе.

10 класс (102 ч.).


Литература второй половины XIX века.

Введение

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Знать:

  • о своеобразии литературы Х1Х века, о становлении реализма в русской литературе;

  • традиции и новаторство в русской поэзии;

  • о жизненном и творческом поэтов; тексты произведений.

Уметь:

  • конспектировать лекцию учителя и статью учебника;

  • выразительно читать и анализировать тексты, определять основную проблематику произведения.

Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка


А. Н. Островский .

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно - поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”..

Драма «Бесприданница». Тема греха и возмездия.


Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.


Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”, «Бесприданница».

Знать:

  • важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений;

  • характерные особенности эпохи, отраженной в произведении;

  • сюжет, особенности композиции, систему образов;

  • характерные особенности стиля писателя.

  • опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь:

  • анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы;

  • выявлять основную проблематику произведения;

  • определять роль и место героя в системе действующих лиц;

  • обосновывать свою точку зрения;

  • составлять конспект статьи;

  • писать сочинение.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


И. А. Гончаров .

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.


Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).


Классное сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

Знать:

  • важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества;

  • тексты произведений;

  • характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения;

  • сюжет, особенности композиции, систему образов;

  • опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь:

  • выявлять основную проблематику произведения;

  • определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов;

  • выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


И. С. Тургенев .

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Романы: «Дворянское гнездо», «Рудин».


Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».


Домашнее сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Знать:

  • важнейшие биографические сведения о писателе;

  • тексты произведений;

  • сюжет, особенности композиции, систему образов;

  • характерные особенности стиля писателя;

  • опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Уметь:

  • анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы;

  • выявлять основную проблематику произведения;

  • определять роль и место героя в системе действующих лиц;

  • обосновывать свою точку зрения;

  • составлять конспект статьи;

  • писать сочинение.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Ф. И. Тютчев .

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.


Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).


Знать:

  • важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества;

  • тексты произведений;

  • опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь:

  • выразительно и наизусть читать поэтические тексты;

  • анализировать поэтические тексты;

  • определять изобразительно-выразительные средства языка.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


А. А. Фет .

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.


Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.


Знать:

  • важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества;

  • тексты произведений;

  • опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Уметь:

  • выразительно и наизусть читать поэтические тексты;

  • анализировать поэтические тексты;

  • определять изобразительно-выразительные средства языка.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета


Н. С. Лесков.

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник»

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».


Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.


Знать:

  • важнейшие биографические сведения о писателе;

  • текст произведения;

  • сюжет, особенности композиции;

  • опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Уметь:

  • выявлять основную проблематику произведения;

  • определять роль и место героя в системе образов.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Н. А. Некрасов .

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.


Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,

Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова,

И.Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.


Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Знать:

  • важнейшие биографические сведения о писателе;

  • тексты произведений;

  • характерные особенности эпохи, отраженной в произведении;

  • сюжет, особенности композиции, систему образов;

  • характерные особенности стиля писателя;

  • опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Уметь:

  • анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы;

  • выявлять основную проблематику произведения;

  • определять роль и место героя в системе действующих лиц;

  • обосновывать свою точку зрения;

  • составлять конспект статьи.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


М. Е. Салтыков-Щедрин .

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор). Сказки. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.


Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».


Знать:

  • важнейшие биографические сведения о писателе;

  • текст произведения;

  • сюжет, особенности композиции, систему образов;

  • характерные особенности стиля писателя;

  • опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Уметь:

  • анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы;

  • выявлять основную проблематику произведения;

  • определять роль и место героя в системе действующих лиц;

  • обосновывать свою точку зрения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Ф. М. Достоевский .

Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Романы: «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорбленные».


Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).


Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Знать:

  • важнейшие биографические сведения о писателе;

  • тексты произведений;

  • характерные особенности эпохи, отраженной в произведении;

  • сюжет, особенности композиции, систему образов;

  • характерные особенности стиля писателя;

  • опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь:

  • анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы;

  • выявлять основную проблематику произведения;

  • определять роль и место героя в системе действующих лиц;

  • обосновывать свою точку зрения;

  • составлять конспект статьи;

  • писать сочинение.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Л. Н. Толстой .

Жизнь и творчество. Рассказ « Севастопольские рассказы».

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Роман «Анна Каренина».


Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).


Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Знать:

  • важнейшие биографические сведения о писателе;

  • тексты произведений;

  • характерные особенности эпохи, отраженной в произведении;

  • сюжет, особенности композиции, систему образов;

  • характерные особенности стиля писателя;

  • опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Уметь:

  • анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы;

  • выявлять основную проблематику произведения;

  • определять роль и место героя в системе действующих лиц;

  • обосновывать свою точку зрения;

  • составлять конспект статьи;

  • писать сочинение.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Антон Павлович Чехов .

Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Ионыч».

Особенности драматургии. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Символ сада в комедии.


Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).


Знать:

  • важнейшие биографические сведения о писателе;

  • тексты произведений;

  • характерные особенности эпохи, отраженной в произведении;

  • сюжет, особенности композиции, систему образов;

  • характерные особенности стиля писателя;

  • опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Уметь:

  • анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы;

  • выявлять основную проблематику произведения;

  • определять роль и место героя в системе действующих лиц.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Зарубежная литература .

И.В. Гете и его трагедия «Фауст».

Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек». Изображение в повести губительной власти денег.

Знать:

  • важнейшие биографические сведения о писателе;

  • тексты произведений;

  • характерные особенности эпохи, отраженной в произведении;

  • сюжет, особенности композиции, систему образов;

  • характерные особенности стиля писателя.

Уметь:

  • анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы;

  • выявлять основную проблематику произведения;

  • определять роль и место героя в системе действующих лиц.