Сценарный план внеклассного занятия по литературе для 11 класса « Книга очерков “Сибирь, Сибирь…” В.Г Распутина»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Негребецкая Любовь Юрьевна,

учитель русского языка и литературы,

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Ленинская средняя общеобразовательная школа с

углублённым изучением отдельных предметов»

Октябрьского района Курской области

LubaRUS46@gmail.com

Сценарный план

внеклассного мероприятия по литературе

Класс


11

Предмет


литература

Тема урока

Книга очерков «Сибирь, Сибирь…»

В.Г Распутина

Цель мероприятия

Познакомить с историей создания и проблематикой книги В.Г.Распутина «Сибирь, Сибирь…»; подчеркнуть сопричастность автора к решению возникших глобальных проблем человечества; совершенствовать духовно-нравственные качества обучающихся, воспитывать любовь к Родине; способствовать развитию чувства уважительного отношения ко всему, что окружает и ко всем, кто нас окружает


Планируемые результаты, в том числе развитие УУД

Важнейшие универсальными учебными действиями являются следующие:

выразительное чтение отрывков наизусть;

осмыслениие прочитан­ного самостоятельно очерка;

умение обосновывать свое суждение, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

умение выявлять роль авторской оценки в раскрытии содержания про­изведения;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к проблеме, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение.

Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем произведения;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;

определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

владение элементарной литературоведческой терминологией;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; уметь вести диалог;
написание сочинения на темы, связанные с проблематикой предложенного текста на основе очерков из книги «Сибирь, Сибирь…» В.Г.Распутина, домашняя творческая работа к творческому заданию ЕГЭ;

понимание русского слова в его эстетической и воспитательной функции.

Основные понятия

Проблема, очерк, художественная публицистика, «научно-техническое иго», «научная рациональность»

Межпредметные связи

ИЗО, музыка, русский язык

Ресурсы

Видеофильм «Очерк жизни» (по материалам документальных фильмов), песня «Если бы Земля умела говорить» в исполнении Людмилы Зыкиной (музыка Л.Ю.Мартынова на слова О.Милявского), репродукции фоторабот Бориса Дмитриева, Артура Абагяна, ИКТ



Структура мероприятия:


I. Организационный этап

Слово учителя.

II. Целеполагание и мотивация

Просмотр видеофильма «Река жизни» (отрывки)

III.Основной этап

Презентация книги В.Г.Распутина «Сибирь, Сибирь…», сообщения обучающихся, чтение наизусть цитат, знакомство с основными проблемами современности, предложения автора в решении этих проблем; авторский лозунг

IV.Подведение итогов( рефлексия)

песня «Если бы Земля умела говорить» в исполнении Людмилы Зыкиной


Текст для выполнения творческого задания ЕГЭ

Этапы мероприятия:

I.Организационный этап

Слово учителя: (приветствие собравшихся) Глобальные преобразования в нашей стране в конце 80-х начале 90-х г.г. ХХ века, кризис всей системы эхом отозвались в жизни многих людей, таким же эхом отозвались в жизни и творчестве В.Г. Распутина. Нам с вами посчастливилось быть современниками этого замечательного человека, великолепного мастера слова, к творчеству которого мы неспроста обратимся на сегодняшнем мероприятии. С болью в душе писатель восклицает: «Нравственность и духовность потеряли последний смысл и превратились в пустой звук!» А для В.Распутина невозможно «молчать, мириться, оставаться спокойным в то время, когда глаза видят, уши слышат, душа болит».

II.Целеполагание и мотивация

Слово учителя: особенно беспокоит писателя нравственное «здоровье» молодёжи, ставшей экспериментальным пластом новой государственности. В.Г.Распутин констатирует, что к семнадцати годам на лицах молодых «отпечатаны черты порока, главный из которых – равнодушие».

Как вы думаете, для чего нам нужна сегодняшняя встреча с В.Распутиным, будет ли она для вас полезной и нужной? Почему?

(Конечно, т.к. он знает многое о проблемах современности и как человек мудрый, глубокомыслящий, сможет указать правильный путь в их разрешении.)

Нет никакого лучше слова о писателе, чем его собственное слово. Вашему вниманию предлагается видеофильм «Река жизни» (отрывки).

Итак, мы убедились, что судьба писателя не балует…Смерть любимой дочери в авиакатастрофе под Иркутском, всё, что пережил ранее, было столь чудовищно, столь мучительно для человеческой памяти. Боль растекается по его очеркам и рассказам. Она пропитывает каждую его фразу. Но заметьте, эта боль не за себя, а прежде всего за человечество и во имя человечества, за родную Землю и во имя Земли.

В.Г.Распутина в последние десятилетия ХХ века считают одним из основоположников такого литературного направления, как художественная публицистика. Ведь публицистика Распутина – полное отображение болевых точек жизни. Это классика отечественной прозы в современном виде. Круг поднимаемых проблем, обсуждаемых тем, изучаемых конфликтов и коллизий так широк, настолько значителен, столь актуален с общественно-политической и духовной точек зрения, что впору говорить об уникальном распутинском методе.

III.Основной этап

Хотелось бы сегодня презентовать книгу очерков «Сибирь, Сибирь…» В.Г.Распутина, многим ещё неизвестную. Почему именно к ней, объясню словами автора: "Это очерковая книжка, но все-таки это художественная литература. Я забывался, когда работал над ней, и отдавался чистому художественному слову. Как-то вышло, что она издана за границей, например, в США, а у нас осталась незамеченной", после «Сибири…» «моя творческая лаборатория была опечатана», «…я из тех, кто не может писать, если что-то неблагополучно - в душе, за окном ли. Температура сердца, температура души не позволяет мне полностью вернуться к творчеству в той обстановке, в которой мы сейчас живём».

Сообщение обучающегося об истории создания книги

В1979 году появилась идея издания фото книги об Иркутске. Для этого В. Распутин написал очерк «Иркутск с нами», с чего и началась будущая книга «Сибирь, Сибирь...». Издавалась в 1991,2000 годах, в 2006 году вышло переработанное издание, став лучшим изданием страны 2006 года. Также «Сибирь, Сибирь…» удостоена главного приза в номинации «Экология культуры» Национальной экологической премии-2008 (единственной в РФ награды за достижения в области экологии). Красота Байкала и сибирских рек, тайга и леса, храмы и архитектурные памятники, природа края морозной зимой и цветущим летом - все это неповторимый образ Сибири, созданный Валентином Григорьевичем Распутиным; путешествие в прекрасную, заповедную «страну Сибирь».

Сообщение обучающегося: можно много восхищаться книгой, но всё же лучше предоставить слово автору. Много уникальных мыслей и поражающих наше сознание фактов доводит до нас В.Г. Распутин. Прислушайтесь: «Не одно столетие Сибирь пыталась снять с себя ярмо российской колонии, а теперь кончается тем, что ей приготовлена участь мировой колонии, и со всех сторон к ней слетаются хищники, вырывающие друг у друга самые лакомые куски. В середине девяностых годов XX века, когда «дикий рынок» завалил Россию, впервые появилось предложение американского экономиста Мида о продаже Сибири США. В Америке не забыли, с какой легкостью ей в своё время удалось завладеть Аляской, и теперь, пользуясь тяжелым положением России, прощупывали почву. Позднее это предложение повторилось в более определенной форме: в границах от Енисея до океана создать семь американских штатов, называлась и цена – 5-6 триллионов долларов. Поскольку это была «частная» инициатива, официальной реакции на нее не последовало. Но интересно, что она никого и не удивила, - словно подошло время вести подобные разговоры и потихоньку, да помаленьку подбираться к серьезному обсуждению. Аппетит на Сибирь возрастает. И бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт говорила о несправедливости того, что Сибирь принадлежит одной России. Столь откровенно прежде подобные заявления не делались – как знать, во что они при российской политике услужливости и транжирства превратятся завтра».

Краткая географическая справка обучающегося о Сибири и её значении для России (возможно предварительное составление видеоролика о Сибири, где задействуется больше детей)

Чтение обучающимися наизусть цитат из книги «Сибирь, Сибирь…» с предварительно задаваемым вопросом к присутствующим по содержанию выученного отрывка (на фоне слайдовой демонстрации фотографий Бориса Дмитриева и Артура Абагяна)

1.«Слово «Сибирь» - и не только слово, сколько само понятие, давно уже звучит вроде набатного колокола, возвещая что-то неопределенно могучее и предстоящее. Прежде эти удары то приглушались, когда интерес к Сибири вдруг понижался, то снова усиливались, когда он поднимался, теперь они постоянно бьют со всё нарастающей силой. В XVIII веке говорили: «Сибирь – наши Перу и Мексика». В XIX: «Это наши Соединенные Штаты». В XX: «Сибирь – источник колоссальной энергии, край неограниченных возможностей». И теперь, когда Земля почувствовала признаки удушья, она оборачивается на Сибирь: «Это легкие планеты». Нетрудно понять, что будет первой и непреходящей необходимостью для человека через тридцать, сорок и пятьдесят лет и для чего Сибирь могла бы явиться воистину целебной и спасительной силой».

2.«Для нас, для тех, кто в Сибири родился и живет, это родина, дороже и ближе которой ничего в свете нет, нуждающаяся, как и всякая родина, в любви и защите – нуждающаяся, быть может, в защите больше, чем любая другая сторона, потому что тут пока есть, что защищать. И то, что пугает в Сибири других, для нас не только привычно, но и необходимо: нам легче дышится, если зимой мороз, а не капель; мы ощущаем покой, а не страх в нетронутой, дикой тайге; немереные просторы и могучие реки сформировали нашу вольную, норовистую душу».
3. «Сибирь имеет свойство не поражать, не удивлять сразу, а втягивать в себя медленно и словно бы нехотя, с выверенной расчетливостью, но, втянув, связывать накрепко. И всё – человек заболевает Сибирью. Всюду после этого края и долго человеку тесно, грустно и скорбно, всюду он истягивается мучительной и неопределенной недостаточностью самого себя, точно часть себя он навсегда оставил в Сибири. В нашей природе всё мощно и вольно, всё отстоит от себе подобного в других местах.
Всё здесь задумывалось и осуществлялось мерою щедрой и полной, точно с этой стороны, от Тихого океана, и начал Всевышний сотворение Земли и повел его широко, броско, не жалея материала, и только уж после, спохватившись, что его может не хватить, принялся выкраивать и мельчить».

4.«Сибирь красива, и тот, кто с равнодушием взирает на её лик и одежды, не понимает ничего в красоте. В Саянах, на Алтае – разве не тот же самый, какой-то даже и не сказочный, не фантастический, а вполне реальный до самозабвения «отрыв», какая-то сияющая переполненность картиной. Нет на свете бедной природы – бедна душа, не видящая богатства, но сибирский окоем, широкий, глубокий, вбирающий много, вызывает жажду смотреть и смотреть, читать и читать волнующие письмена. Сибирь богата, богата до сих пор, но эта её удача сделалась и её несчастьем. Бедность можно и приветить, богатство хочется сорвать».

( Присутствующим предлагается обсудить понимание выделенных в цитате фраз: « Нет на свете бедной природы – бедна душа, не видящая богатства» и « Бедность можно и приветить, богатство хочется сорвать»)
5.«Предки в Сибири были несравненно аккуратней нас. Археологические раскопки стоянки человека эпохи мезолита (раскопки велись в устье реки Белой неподалеку от Иркутска) вскрыли одну любопытную подробность его культуры – «хозяйственные» ямы для мусора. Десять тысяч лет назад сибиряк, которого, надо полагать, было не густо, подле жилища своего не свинячил. Каков дикарь?! Русские, придя в Сибирь, ещё застали обычай тунгуса: перед тем, как рубить дерево, страстно просить у него прощения. В то время это были самые многочисленные племена, кочующие по просторам восточной и северо-восточной Сибири, а значит обычай сей творился всюду, и не одними тунгусами. Обожествление природы, чувствование её боли как своей собственной – как бы это пригодилось нам теперь даже в тысячной доле и какие сбережения, прежде всего моральные, остались бы у человека!».

6.Распутин излагает не только свои мысли, но и приводит высказывания известных людей. Историк Сибири В.К.Андриевич писал: «Это огромное пространство носит общее прозвище Сибирь, с которым, вероятно, и останется навсегда, потому что ничего другого, кроме Сибири, из него выйти не может». Английский экономист Арчибальд Колькхун понимал значимость Сибири: «Сибирь – далеко не та бесплодная равнина, унылое место изгнания, каким обыкновенно рисуют её европейцы. Напротив, это богатейшая страна, с многими сотнями тысяч акров плодороднейшей земли, с громадным минеральным фондом, - страна, полное промышленное развитие которой может со временем положить начало новой экономической эры».

7.Большая глава посвящена строительству Транссиба. Описаны люди, судьбы, километры, все сложности прокладывания Кругобайкальской железной дороги, ибо ни один участок Транссиба не вызывал у проектировщиков столько сомнений и споров, ни для одного не было заготовлено столько вариантов, чтобы обойти скалистый путь по берегу Байкала стороной. «Это словно на другой планете была работа – малознакомой, «нравной» и гораздой на фокусы. Как… на виду у десятков людей на трассе, среди рабочего шума и гама прыжком выскакивает из-за деревьев тигр. Хватает первого попавшегося и поминай как звали… И много чего другого в том же нежданно - негаданном роде, от чего нельзя было застраховаться…Всё это надо было понять…»
8.Об Иркутске Распутин пишет с огромной гордостью и любовью, впрочем, как и о других старинных сибирских городах. «Четыре города в Сибири сумели сохранить тепло и красоту деревянных улиц. Это Тобольск, Томск, Кяхта и Иркутск. Один другого краше».

Про Байкал Валентин Распутин пишет, конечно же, с упоением и восторгом.

«Человека брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался в его представления: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, чем мог бы быть, и действовал на душу иначе, чем действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особенное, необыкновенное и исключительное».
«Не всё, как известно, называется. Нельзя назвать и то перерождение, которое случается с человеком вблизи Байкала. Надо ли напоминать, что для этого должен быть душеимущий человек. И вот он стоит, смотрит, чем-то наполняется, куда-то течет и не может понять, что с ним происходит.
Как зародыш в чреве матери проходит все эволюционные стадии развития человека – и он, завороженный древним могучим изладом этого чуда, испытывает всевременное чувство приливности создавших человека сил. Что-то в нем плачет, что-то торжествует, что-то окунается в покой, что-то сиротствует. Ему и тревожно, и счастливо под проницательным всеохватным оком – родительствующим и недоступным; он исполняется то надежды от воспоминаний, то безысходной горечи от реальности».

9.«Стоит выйти на северной оконечности острова Ольхон к скале Саган-Хушун да повести с обрыва глазами вокруг на все четыре стороны, почувствовать себя одновременно среди стихий неба, воды и земли, ощутить лицом разрыв воздуха, как при быстром движении, услышать то могучий, то прибаюкивающий плеск волн, увидеть рядом, что не меркнет древность в камне и что всходит она здесь исчезнувшими повсюду растениями из земли, стоит поддаться настроению и понять что нет под этой бездной деления на дни и недели, на приходящие и уходящие жизни, на события и результаты, а есть только бесконечное всеохватное течение… Стоит побывать здесь, и кем бы ты ни был, - ты пленник…».

10.Восторгается Распутин и Кяхтой.
"Кяхта – город, который в
XIX веке гремел на всю Россию, к которой с почтением относились в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, которую называли «песчаной Венецией», заказы которой исполняли в первую очередь, зная, что Кяхта не скупится, которая их всех сибирских городов спустя полтора века после Мангазеи приняла на себя её славу «златокипящего города».

Кяхта – дитя торгового брака России с Китаем. До этого, говоря народным языком, были шашни. И при Алексее Михайловиче, и при Петре Великом все попытки завести серьезные связи с самолюбивым и осторожным засибирским соседом кончались ничем: китайцы не держали условий, русские купцы из пределов Монголии и Китая высылались обратно. В августе 1727 года было подписано торговое соглашение и вошло в историю под именем Буринского договора: стороны подписали его на реке Буре, в восьми верстах от Кяхты. По нему определялась южная граница России, и позволялся проезд русских купцов внутрь соседней территории, а для меновой торговли решено было поставить в двух местах пункты, по одному с каждой стороны, которые могли бы поддерживать меж собой постоянные связи».

11.«У Вяземского, литератора и друга Пушкина, есть любопытные слова: «Хотите, чтобы умный человек, немец или француз, сморозил глупость, - заставьте его высказать суждение о России. Это предмет, который его опьяняет и сразу помрачает мыслительные способности». Тем более эти слова применимы к Сибири. И в Европу не надо ходить: Сибирь долго «опьяняла» и «помрачала» своего же брата соотечественника, который во взглядах на неё нёс (и несёт еще иной раз) такую ахинею и околесицу, что остается теперь пожалеть, что не нашлось никого, кто собрал бы их для забавы в одну книгу. Однако ахинея эта не всегда оставалась безобидной и выражалась порой в указах, которые следовало выполнять».

12.«Так что же такое сегодня Сибирь? Речь не об огромных расстояниях и площадях, не о суровых природных условиях, суровость которых сильно преувеличена, не обо всём том, что прежде всего приходит на ум и стало первыми и расхожими представлениями об этом крае. Нужно заглянуть вглубь вопроса и понять место Сибири в очертаниях некоего единого отечественного здания, в одном из многочисленных пристроек которого, в самом большом, непропорционально вытянутом и малозаселенном, и разместилась эта величина». «Великий норвежец Ф.Нансен, накануне Первой мировой войны совершивший путешествие сначала Северным морским путем до Енисея, затем от Енисея по Транссибу до Тихого океана, свою книгу о Сибири назвал так: «В страну будущего». «Нахожусь под огромным впечатлением бескрайних равнин на востоке Азии, ещё лежащих втуне и ждущих человека», - писал Нансен.

И вот дождались. Но кого?

13.«Земля наша, и после нанесенных ей жестоких ран и множественных потерь в прошлом и настоящем, всё ещё велика и обильна – так богато спервоначалу была она засеяна! Порядка бы ей, порядка! Хозяина бы ей, заступника, умного строителя, доброго врачевателя! С лихвой натерпелась она от дуроломов и расхитителей.

Этот зов, тяжкий, как стон, истомленный, как необвенчанность, и всеохватный, как последняя воля, и стоит сейчас неумолчно над Сибирью: дайте мне Хозяина!».

14.Обучающаяся в костюме, символизирующем богатство Сибири и триколор России под мелодичную композицию обыгрывает строки:«Нуждаясь в рабочей силе, во сто крат нуждается Сибирь в жителе, который мог бы быть ей сыном. Радетелем и патриотом, который, и преобразовывая её, делал бы это не с холодным сердцем для кого неизвестно, а для собственных детей, внуков…не надо меня больше покорять, я давно покорена. К моему голосу давно надо прислушаться. И вам не надо по старине смотреть на меня как на пригодную для жизни сторону, а пора принять меня как родную, без коей вся остальная родина не существует, и как к родине относиться ко мне с любовью и заботой!»

Сообщение обучающегося о проблематике книги «Сибирь, Сибирь…» В.Распутина

Очерки, вошедшие в книгу «Сибирь, Сибирь…» В.Распутина ( «Сибирь без романтики», «Тобольск», «Байкал», «Иркутск», «Горный Алтай», «Кяхта», «Русское Устье», «Вниз по Лене-реке», Моя и твоя Сибирь», «Транссиб», «Кругобайкалка»), нацеливают читателя на то, чтобы сохранить национальную культуру, воспитать активную личность, противостоять психозу потребительства, пробудить гордость за многовековую историю, за свое Отечество; наполниться гордостью писателя за уникальный природный заповедник Байкал и болью за бездумно губимые красоты . В.Распутин указывает на «рукотворный» характер экологического кризиса. Научно-технический прогресс перерастает в «научно-техническое иго»:

  • нанесён колоссальный ущерб Байкалу;

  • частота мутаций (т. е. генетически опасных
    отклонений) даже у божьей коровки, обследованной близ озера, в
    70 раз (!) больше, чем у обычной;

  • леса вырубаются нещадно, причем 40% сырья пропадает ;

  • уродуются реки строительством ГЭС; затопляются деревни; исчезают редкие виды животных;
    родственные узы распадаются.

Решение проблемы автор находит не в отказе от научно-технического развития, а «в придании этому развитию гуманистического направления, научной рациональности». «С любовью и оберегом должно относиться к родной земле, другого не дано».

IV. Рефлексия. Подведение итогов. Звучит песня «Если бы Земля умела говорить» в исполнении Людмилы Зыкиной (музыка Л.Ю.Мартынова на слова О. Милявского); (по возможности её может исполнить специально подготовленная группа обучающихся) Распутин наделен редким талантом быть не модным, а современным. Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб – с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил. (Валентин Курбатов)

Каждый присутствующий получает текст по материалам книги «Сибирь, Сибирь…» В.Г. Распутина; предлагается дома написать рассуждение по одной из проблем текста (выполняют подготовку к творческому заданию ЕГЭ, полученному на уроке русского языка).

Текст

(1.)В Сибирь шли люди, уходившие от ограничений и притеснений и искавшие свободы всех толков – религиозной, общественной, нравственной, деловой и личной».

(2.)Сегодня именами Героев Советского Союза названы улицы в населенных пунктах Братского района и Иркутской области. (3.)Как когда-то давно имена их предков сохранялись в названиях старинных деревень. (4.)Так, например, по старинному преданию, у Долгого порога на реке Ангаре первой поселилась женщина по имени Дубыня, которую якобы выслали из Великого Новгорода. (5.)Смелая изгнанница проплыла на лодке страшный порог и обосновалась вблизи него. (6.)Она стала основательницей рода мужественных лоцманов, покоривших неуправляемые ангарские пороги. (7.)В челобитных 1696 г. упоминаются лоцманы Василий и Иван Ильины – внуки Дубыни.(8.) Жили они в с. Ильинское или Дубынино, названных так в честь первого жителя поселения.(9.) Еще один старинный русский род жителей Братского района получил фамилию по названию другого ангарского порога – Шаманский. (10.)Когда-то вблизи этого порога жил тунгусский идольский жрец или шаман. (11.)Прошло время.(12.) Фамилии лоцманов Дубыниных и Шаманских стали известными по всей Ангаре, как и характер этих людей – сильных и мужественных.
(13.)Время расселило их потомков по другим селам, городам, но все последующие поколения сохранили и приумножили мужество, трудолюбие, стойкость предков.(14.) Их потомки сохранили и преумножили славу предков. (15.)История доказывает нам это.

(16.)Суровость и неуютность природы Сибири устраивали строгий отбор первопоселенцам: для того, чтобы заселить эту землю, необходимы были выдержка, твердая воля, упорство, выносливость. (17.)Русский пашенный крестьянин выкорчевал под поле тайгу, распахал землю; год от года сеял и собирал хлеб, растил детей, умножал семьи, «делал теперь уже свой многотрудный край жилым и доступным».
(18.)В каждодневном тяжком крестьянском труде, постоянном противоборстве с непредсказуемыми силами природы зарождался и креп характер сибиряков
.(19.) Сибирский край стал своеобразной кладовой лучших человеческих качеств.
(20.)В таких условиях могли выжить только люди, обладающие мужеством, духовной и физической силой. (21.)Упрямство и скрытность сочетаются в сибиряках с доброжелательностью и терпимостью. (22.)О сибирском гостеприимстве ходят легенды!
(23.)Кроме того, сибиряки трудолюбивы, терпеливы, сдержаны, эти люди не скупые, не продажные. (24.)Можно еще много говорить о сибирской душе, о том, что она безгранична, как и сибирские просторы, непонятна и загадочна, но с другой стороны, великая и прекрасная, как тайга.(25.) И в ней всегда горит огонь мужества и отваги.

(26.)Необозримы бескрайние просторы Сибири…
(27.)Сурова, проста, лаконична, вместе с тем прекрасна, природа нашего края. (28.)Величие нашего края и в безграничных пространствах и в уникальности природы, ее богатствах, а главное – в людях.(29.) В тех, кто сделал Сибирь русской, в тех, кто обживал и обустраивал, защищал от врагов и воспевал в творчестве.
(30.)Сегодня трудно представить, что Сибирь стала частью России всего 4 века назад.(31.) Отгороженные от Европы лишь Уральским Камнем эти земли были открыты для цивилизованного мира на сто лет позднее, чем Америка.
(32.)Удивительный подвиг Ермака, с горсткой казаков овладевшего царством хана Кучума в 1580 г., стал толчком для великого похода русских людей вглубь таежных просторов – на Восток.(33.) И за каких – то 50 – 60 лет они прошли «великие и гиблые расстояния» от Иртыша до Тихого океана.
(34.) Самострелы русского духа, двигаясь без дорог, пользуясь не картами и достоверными сведениями, а слухами, грозившими оказаться придумкой, не ведая, что ждет их завтра и послезавтра, шли все вперед и вперед, дальше и дальше на восток.

(35.)«Сто верст – не расстояние, сто рублей – не деньги» – это выражение появилось именно в Сибири, крае просторном и богатом.
(36.)Сибирь давала возможность неимоверно разбогатеть – или окончательно разориться, прославиться – или пропасть.(37.) Издавна эта мало освоенная территория – продолжительные снежные и морозные зимы, непроходимые таежные леса и воинственное население долгое время были надежной защитой края – привлекала внимание государей.
(38.)Осваивали Сибирь ссыльные и авантюристы – все те, кто переступал границу дозволенного.
(39.)Авантюризм – и в то же время отзывчивость, радушие и гостеприимство – все это обязательные составляющие понятия «настоящий сибиряк».

(По В.Г.Распутину)







Используемая литература:

1.Распутин В.Г. Сибирь, Сибирь…[Электронный ресурс]. - Режим доступа: [link]

2.Курбатов В.Я. Валентин Распутин: личность и творчество/

В.Я. Курбатов. М.: Советский писатель,1992. – 176 стр.

3.Курбатов В. Я. Долги наши. Валентин Распутин: чтение сквозь годы / В. Я. Курбатов. – Иркутск : Издатель Сапронов, 2007. – 296 с.


4.Ланщиков А. П. Ищу собеседника : о прозе 7080-х годов / А. П. Ланщиков. – М. : Сов. писатель, 1988. – 368 с.


5.Тендитник Н. С. Энергия писательского сердца / Н. С. Тендитник. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. – 351 с.