Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэзии серебряного века

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


СЛАЙД 1

«Серебряный век русской поэзии»…

Этим термином называют конец XIX - начало XX века, когда произошел небывалый взлет поэзии. Временные рамки «Серебряного века» - примерно последние 10 лет XIX века и начало XX (до октябрьской революции).


СЛАЙД 2

Годом расцвета поэзии Серебряного века принято считать 1910 год – когда наибольшей славы достигли Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и уверенно вышли на поэтическую арену Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.


СЛАЙД 3

По-разному, зачастую трагично сложились дальнейшие судьбы этих поэтов, многие не приняли революцию, эмигрировали за границу. Однако их вклад в русскую литературу и культуру поистине велик.

И сегодня мы прослушаем песни, которые появились спустя 100 лет после написания текстов поэтами серебряного века, в музыкальной трактовке современных исполнителей.

Из курса литературы, вы, вероятно, помните, что в поэзии серебряного века выделялось 3 направления: символизм, акмеизм и футуризм.


СЛАЙД 4

У каждого из этих литературных течений были свои программы, манифесты, стилистические особенности, но все они опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни, духовной перестройке мира.

На рубеже веков поэзия господствовала на гимназических и студенческих вечеринках, в литературных кружках и салонах, на страницах газет и журналов. Поэты говорили, советовали, призывали искать правду. Причем поэтами были не только мужчины, но и женщины.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Автор этого пророческого стихотворения, написанного в 1913 году – Марина Ивановна Цветаева.


СЛАЙД 5

Ее лирическая героиня всегда удивительно жизнелюбива, поэтому каждый день должен быть наполнен, насыщен, должен стать «безумным». При этом в творчестве Цветаевой часто возникает тема смерти, размышления об уходе из жизни.

Знаменитый цикл «Стихи о Москве», посвящен родному городу. Тема творчества не просто присутствует в лирике Цветаевой. Для нее очень много значили ее поэты-современники. Она умела восхищаться талантом другого, оценивать все, что написано собратьями по перу. Сама Цветаева никогда не входила ни в какие литературные объединения, существовала обособленно и была лишена чувства зависти.

Ну и конечно в ее творчестве присутствует тема любви, которая очень многолика. Она может быть игрой и испытанием, может быть нежной и безоглядно страстной, мудрой и трагичной.

Ведущим мотивом всего творчества Цветаевой становится тема судьбы, разделяющей людей, которые предназначены друг другу.

И мы послушаем композицию на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…», известную по кинофильму «Ирония судьбы или «С легким паром!», где ее исполняла А.Пугачевой. Сегодня она прозвучит в исполнении группы «Сурганова и оркестр».


СЛАЙД 6

Звучит композиция группы «Сурганова и оркестр» «Мне нравится…»


СЛАЙД 7

Основным направлением в поэзии серебряного века был символизм. Поэты символисты ограничивались намеками и внушениями, выражали идеи посредством символов. Самые простые явления имели для них высший таинственный смысл.


Звучит фрагмент композиции на стихи К.Бальмонта в исполнении Ф.Киркорова


Этот музыкальный фрагмент в исполнении Филиппа Киркорова на стихи поэта-символиста Константина Бальмонта.


СЛАЙД 8

Это поэт-романтик. В его поэзии постоянно присутствует еле уловимый «миг красоты», образы мимолетны, неустойчивы. Свои поэтические строки он называл «солнечной пряжей».

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

Одним из основоположников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века был Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.


СЛАЙД 9

Писать стихи Брюсов начал еще ребенком, а к началу 1890-х годов наступила пора увлеченности Брюсова произведениями французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме.

В 1899 году, окончив университет, Брюсов принял решение полностью посвятить себя литературной деятельности. Он принимал активное участие в организации журнала "Весы" (1904–1909), ставшего рупором русского символизма.

Сложный в общении, по-своему относящийся ко многим явлениям в искусстве, Брюсов — один из основоположников модернистской поэзии в России. В 1894-95-м годах он издает три сборника «Русские символисты», основным автором которых стал сам поэт, представивший образцы «новой поэзии». Это была первая коллективная декларация модернизма в России.

К концу 90-х годов XIX века В. Брюсов становится одним из наиболее ярких поэтов символистской ориентации. В 1900 году вышел поэтический сборник «Третья стража», в котором осмысливается современность через углубление в историю и мифологию.

В поэтическом сборнике «Граду и миру» (1903) отразились впечатления и размышления, вызванные от поездки по Италии и Франции, где произошло знакомство Брюсова с культурой эпохи Возрождения.

И следующая композиция, которую мы послушаем на стихи из этого сборника, называется «Облака».


Звучит музыкальная композиция «Облака»


СЛАЙД 10

На смену символизму пришел акмеизм. На вопрос: «Что такое акмеизм?» дал краткий и точный ответ Мандельштам: «Акмеизм – это была тоска по мировой культуре».

По замыслу акмеистов, новое направление должно было реформировать символизм. Они призывали полюбить «этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время».

Вашему вниманию предлагается романс на стихи поэта-акмеиста Николая Гумилева в исполнении Николая Носкова.


СЛАЙД 11


Звучит романс «Однообразные мелькают…» в исполнении Н.Носкова


Николай Степанович Гумилев (1886-1921) родился в Кронштадте. Детство провел в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок».

Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилев заканчивает там гимназию, учился плохо, выпускные экзамены сдал в 20 лет. Переломный момент — знакомство с философией Ф. Ницше и стихами символистов.

В 1903 познакомился с гимназисткой А. Горенко (своей будущей женой и поэтессой Анной Ахматовой). В 1905 в издании автора выходит первый сборник стихов — «Путь конквистадоров», наивная книга ранних опытов, которой, тем не менее, уже найдена собственная энергичная интонация и появился образ лирического героя, мужественного, одинокого завоевателя.

После окончания гимназии, Гумилев уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно-художественной среде. В Париже вышел второй сборник стихов Гумилева — «Романтические стихи» (1908), посвященный А. А. Горенко.

С этой книги начинается период зрелого творчества Н. Гумилева.



СЛАЙД 12

Осенью 1908 года Гумилев совершает свою первую поездку на Восток — в Египет.

В конце 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а вернувшись, издает новую книгу — «Жемчуга».

Весной 1913 в качестве начальника экспедиции от Академии Наук Гумилев уезжает на полгода в Африку (для пополнения коллекции этнографического музея), ведет путевой дневник (отрывки из «Африканского дневника» публиковались в 1916, более полный текст увидел свет в недавнее время).

Путешествия Гумилева в Африку, дали богатый материал для творчества, это стихи «Жираф», «Носорог», «Озеро Чад», «Судан» и другие.

А мы послушаем песню на стихи Гумилева «Змей», где автор сближает «легенду о драконе с легендой о Вольге, герое русской эпопеи» в исполнении российской фолк-рок-группы «Мельница».


Видеофрагмент композиции «Змей» в исполнении группы «Мельница»


Мы уже упомянули имя жены Николая Гумилева Анны Горенко, известной как поэтесса Анна Ахматова.

Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним).

Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Николая Гумилева.


СЛАЙД 13

С самого начала семейной жизни она отстаивает свою духовную самостоятельность, делает попытку напечатать свои стихи без помощи Гумилева, осенью 1910 посылает стихи в различные журналы. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник "Вечер" обрел весьма скорый успех.

Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе Александр Блок, что породило легенду об их тайном романе).

Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».


СЛАЙД 14

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в нашей стране, так и в эмиграции.

Мы послушаем песню в исполнении вокально-фортепианного проекта «Сияние» на стихи Анны Ахматовой «Сероглазый король».


СЛАЙД 15, СЛАЙД 16


Звучит композиция «Сероглазый король» в исполнении группы «Сияние»


СЛАЙД 17

В отличие от акмеизма, футуризм возник отнюдь не в России. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944).

Футуризм претендовал на построение нового искусства – "искусства будущего", выступая под лозунгом отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил "всемирно историческую задачу футуризма", которая заключалась в том, чтобы "ежедневно плевать на алтарь искусства".

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты.

18 декабря 1912 года выходит в свет первый поэтический сборник кубофутуристов, который назывался «Пощёчина общественному вкусу».

СЛАЙД 18

В сборнике были опубликованы стихи всех поэтов - кубофутуристов — Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского (дебют), Давида Бурлюка, Алексея Крученых и других.

Наиболее известен этот сборник стал благодаря сопровождавшему его одноимённому манифесту, который отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией.

Текст манифеста был сочинён Бурлюком, Кручёных, Маяковским и Хлебниковым в течение одного дня в гостинице «Романовка» в Москве.


СЛАЙД 19

Вот выдержки из этого манифеста:

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.

С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!


Что же представляла собой эта новая поэзия?

Давайте послушаем.


Звучит композиция «Бобеоби» в исполнении группы «АукцЫон»


СЛАЙД 20

Эта песня исполняется группой «АукцЫон», которая в 1995 году совместно с парижским художником, поэтом и бардом Алексеем Хвостенко («Хвост») выпустила альбом «Жилец вершин» на стихи поэта - футуриста Велимира Хлебникова.


СЛАЙД 21

Оценивая альбом «Жилец вершин», лидер группы Леонид Фёдоров признаётся: «…по использованию разных звуков мы там сами себя превзошли». По утверждению Фёдорова, в студии иногда кто-то играл даже на мётлах и газовых баллонах.

Идею озвучить тексты Велимира Хлебникова подал музыкантам Алексей Хвостенко.


СЛАЙД 22

Участники группы до начала работы над альбомом даже не были знакомы с творчеством такого поэта.

"О поэте Хлебникове я до записи «Жильца» ничего не слышал, — признается Виктор Бондарик. — Но работать с материалом, предложенным Хвостом и Леней, оказалось интересно.

Выяснилось, что и такие песни можно исполнять…

А стихи Хлебникова я потом честно пытался почитать, но, видимо, уровень моей необразованности помешал мне «догнать» его поэзию…"

Давайте послушаем фрагмент еще одной композиции с этого альбома.


СЛАЙД 23


Звучит композиция «Призраки» в исполнении группы «АукцЫон»


СЛАЙД 24


Пришел в поэзию под знаменем футуристов и молодой Владимир Маяковский. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников, "желтыми кофтами фата", разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений.

Владимир Маяковский, как и другие его товарищи по группе, также эпатировал публику и желтой кофтой, и эстрадными сарказмами, и броскими стихами.

Так сложилось, что о Маяковском в основном говорили как о поэте большой общественной темы, поэте-трибуне, агитаторе. Несколько в тени оставались его лирические произведения о любви.

А между тем, если подходить к поэту не «по учебнику», то можно убедиться в его удивительной современности и созвучности с нашим временем.

Среди произведений о любви наиболее известное "Лиличка! (Вместо письма)"

Песню на эти стихи можно встретить в альбоме группы «Сплин» «Раздвоение личности». Называется она «Маяк». Предлагаю ее послушать.

СЛАЙД 25


Звучит композиция «Маяк» в исполнении группы «Сплин»


Сплин были не первыми, кто положил стих Маяковского "Лиличка! (Вместо письма)" на музыку. В 1987-м году небезызвестные «Песняры» выпустили концертную программу "Во весь голос", с которой ездили на гастроли по стране. В этой программе, целиком состоящей из песен на стихи Маяковского, и прозвучала "Лиличкa!".

Российские рок - группы довольно часто обращаются к творчеству поэтов XX века.

В 2011 и 2013 годах лидер группы «Кукрыниксы» Алексей Горшенев выпустил диски «Душа поэта» и «Смерть поэта» на стихи Сергея Есенина.


СЛАЙД 26

Сергей Есенин - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — и имажинизма.

Имажинизм - литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

СЛАЙД 27

В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них – Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради своего нового увлечения. Примечательно, что Есенин расстался с этой женщиной в тот момент, когда она ожидала второго ребенка. Впоследствии поэт раскаивался в своем поступке и даже взял на себя обязательства финансово обеспечивать бывшую супругу и двух детей.

В 1922 году Зинаида Райх повторно выходит замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда, который вскоре усыновляет детей Есенина. Однако поэт не может себе простить того, как поступил со своей супругой. В 1924 году он посвящает ей стихотворение-покаяние под названием «Письмо к женщине», в котором просит у бывшей жены прощение. Примечательно, что из контекста этого произведения следует, будто бы именно Зинаида Райх настояла на разрыве отношений с Есениным, хотя после развода с поэтом она вынуждена была некоторое время лечиться в клинике для душевнобольных, так как расторжение брака стало для нее настоящим крахом.

Мы послушаем песню на стихи С.Есенина «Письмо к женщине», которая на альбоме «Душа поэта» называется «Помнишь».


Презентация «Помнишь» с композицией А.Горшенева


За короткое время невозможно охватить весь период многогранного «Серебряного века». Сегодня мы вспомнили наиболее ярких и известных представителей этого периода. И закончить хотелось бы произведением автора, с которого мы начали сегодняшнюю встречу.

Произведение Марины Цветаевой в исполнении Аллы Пугачевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»


Презентация «Уж сколько их упало в эту бездну…»





























Источники:


Литература : Учеб. / Под ред. Г.А.Обернихиной .- 11-е изд., стер.- М.: Академия , 2012 .- 656 с.


http://www.liveinternet.ru/users/3331706/post309494337


http://vsesochineniya.ru/bryusov-rodonachalnik-russkogo-simvolizma.html


http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/


https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F5%EC%E0%F2%EE%E2%E0,_%C0%ED%ED%E0_%C0%ED%E4%F0%E5%E5%E2%ED%E0



[link]

http://literatura5.narod.ru/futurizm.html

http://v-mayakovsky.com/

http://music-facts.ru/song/Splean/Mayak/