Внеурочное мероприятие для 11 класса Судьба русского поэта XX века

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Тема: Общешкольный вечер поэзии «Судьба русского поэта ХХ века»

Автор разработки: Видяйкина Лариса Юрьевна;

Место работы: Республика Хакасия, Алтайский район, муниципальное образовательное учреждение Новомихайловская средняя общеобразовательная школа;

Должность: учитель русского языка и литературы;

Контактная информация:

Телефоны: рабочий 8(39041)23323, дом. – нет, сотовый 89617439038

адрес: 655675, Республика Хакасия, Алтайский р-н, с.Новомихайловка, ул.Кирова, 31;

адрес электронной почты: [link] ;

Награждения: Почетная Грамота Алтайского управления образования, 2005 год, 2009г.( 2), Почетная грамота Министерства образования и науки РХ за заслуги в области образования и воспитания учащихся (2007г.); Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Хакасия за значительный вклад в популяризацию русского языка (2007г.), Благодарственное письмо Министерства образования и науки РХ по случаю 300-летия добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства (2007г.), Благодарственное письмо Председателя Правительства РХ А.И.Лебедя (2008г.), Победитель Всероссийского конкурса инициатив «Сто классных проектов – 5» (2008г.), Победитель Всероссийского конкурса на поощрение лучших учителей в рамках проекта «Образование» (2009г.), Победитель муниципального конкурса «Учитель года – 2009», Победитель муниципального конкурса «Самый классный классный – 2009», входит в состав сборника «Лучшие люди России» № 9 (2009г.)












Содержание:

1. Введение стр. 3

2. Краткая характеристика вечера стр. 4 3. Сценарий вечера стр. 5-9

4. Приложение к вечеру « Судьба русского поэта начала ХХ века».

Подборка стихотворений для прочтения на сцене стр. 10-11

5. Литература стр. 12


























Введение

Цель: знакомство с некоторыми моментами поэзии «серебряного века» через театрализованное представление.

Задачи:

1. Образовательные: 1) познакомить учащихся школы с поэзией «серебряного века; 2) показать трагичность жизни и творчества поэтов «серебряного века»; 3) кратко охарактеризовать период в литературе, именуемый «поэзией серебряного века».

2. Воспитательные: 1) через творческий процесс повысить уровень активности учащихся 11 класса; 2) воспитывать интерес к русской поэзии, умение слышать красоту родного слова

3. Развивающие: развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение разграничивать стилистические и ритмические особенности поэтического текста.

Методы и приемы: словесный, наглядно-иллюстративный.

Оборудование сцены: 2 стола, 2 кресла, вешалка.

Реквизит: пальто, шаль, листы белой бумаги, свечи, сигарета с мундштуком, узелок с продуктами (продукты по выбору)













Краткая характеристика вечера.

Сценарий авторский. В основе лежит рассказ о некоторых поэтах «серебряного века». Мероприятие проходит в виде театрализованного представления.

На сцене в полной темноте 5 учеников – это герои: «З. Гиппиус», «А.Ахматова», «А. Блок», «Н.Гумилев», «И. Северянин».

Чтобы погрузить учащихся и зрителей в атмосферу того времени, начинается вечер со строк Б.Пастернака: «Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…».

Голос за кадром начинает читать факты биографии. Когда начинается речь о поэте, на его столе (кресле) зажигается свеча, и ученик «играет» переживания поэта, процесс создания произведений; сценически «проживает» кусочек из жизни. Первым поэтом, о котором идет речь, является З.Гиппиус. Учащаяся, играющая ее, встает, судорожно ходит вокруг стола, имитирует курение сигары с мундштуком. За кулисами голос автора… «Гиппиус» читает стихотворение. Заканчивает. Садится; задувает свечу.

Хронометр начинает «отсчитывать время». За кулисами вновь голос автора. Одновременно зажигается свеча за другим столом. Это «Н.Гумилев». Что-то пишет. Автор рассказывает о трагической судьбе героя. «Гумилев» читает написанное стихотворение; свеча гаснет.

Из глубины сцены к центру начинает двигаться с зажженной свечой человек. Это «Александр Блок». Ведущий за кадром читает биографические данные. Чтение стихотворения. Свеча гаснет.

Свеча загорается на столе слева. Ученик, играющий И.Северянина, пишет, рвет бумагу, вновь начинает писать. Ведущий за кадром читает текст. Чтение стихотворения. Свеча гаснет. Зажигается свеча за столиком: это «Ахматова». Она собирает узелок. За кулисами автор читает о трагической судьбе поэтессы. «Ахматова» читает стихотворение из поэмы «Реквием». Гаснет свеча.

Зажигается свет на сцене. Автор перечисляет поэтов, пострадавших в первые 30 лет ХХ века.

Звучат итоговые слова вечера.




Сценарий вечера

(На сцене в полной темноте 5 учеников – это герои: «З. Гиппиус», «А.Ахматова», «А. Блок», «Н.Гумилев», «И. Северянин»).

Вступительное слово организатора вечера:

- Мело, мело по всей земле, во все пределы.

Свеча горела на столе, свеча горела…


Слово ведущего за кадром:

Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало ХХ столетия, своими корнями уходит в «век золотой», в творчество Пушкина и Некрасова, Тютчева и Фета. Сам термин является весьма условным и впервые предложен философом Николаем Бердяевым. Новое мировоззрение, новое стихосложение, новые чувства, символы; кризис веры, духовности; внутренний хаос, вечные темы – все это поэзия «серебряного века».

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945)

(Учащаяся, играющая ее, встает, судорожно ходит вокруг стола, имитирует курение сигары с мундштуком)

Голос ведущего за кадром:

Зинаида Гиппиус стояла у истоков русского символизма и была одним из лидеров религиозного направления. Постоянные переезды семьи не позволили получить систематического образования. В 1888 году, в возрасте 19-ти лет - поэтический дебют. Важнейшие эпохи жизни Гиппиус в России, по мнению самой поэтессы: устройство первых Религиозно-философских собраний, с 1902 по 1904 издание журнала «Новый путь». В 1919 году, эмигрировав из России, продолжила свою литературную деятельность в Париже. Поэзия Зинаиды Гиппиус – сочетание интеллектуальной глубины и психологической подвижности, эксцентричности, смесь ритмической изысканности и стилистического мастерства. Поэтесса, литературный критик, мемуарист, эссеист, Антон Крайний – все это Зинаида Гиппиус.

(Чтение стихотворения учащимся, представляющим З.Гиппиус. Садится, задувает свечу)







Николай Степанович Гумилев (1886-1921)

(Зажигается свеча за столом. «Н.Гумилев» что-то пишет)

Голос ведущего за кадром:

Наследие, личность, судьба – все у Николая Гумилева вызывает интерес. Долгие десятилетия забытья, причислен к участникам контрреволюционного движения, расстрелян в возрасте 35-ти лет. Но это было не сразу. Родился в семье корабельного врача. В 1906 окончил Николаевскую Царскосельскую гимназию. А до этого? В 1902 – первое опубликованное стихотворение в возрасте 16-ти лет, в 1905 – первая книга «Путь конквистадоров». Открывались тайны родного слова: сборники 1908, 1910, 1912, 1916 годов, 1918 (два) и большая поэма, 1921 – снова два. Писал Гумилев и прозу, и драмы, и поэзию, занимался теорией стиха, откликался на явление искусства других стран. С 1907 года начинает путешествовать. Париж, Стамбул, Каир, Африка, Египет, Абиссиния – это далеко не полный перечень городов и стран, где побывал поэт, в некоторых несколько раз. Наконец, неудачный брак, а впоследствии и развод с известной поэтессой Анной Ахматовой. В Первую мировую войну ушел добровольно на фронт, участвовал в самых страшных маневрах. Но в поэзии этих лет возникает фигура одинокого, захваченного глубокой мыслью человека. По возвращению на Родину читает лекции в Институте истории искусств. С 1918 года активно занимается переводами с английского и французского. В 1921 избран (незадолго до гибели) председателем петроградского отделения Всероссийского Союза писателей. Его стихи имеют особый строй, особую ритмику и образы.

(Чтение стихотворения учащимся, представляющим Н.Гумилева; задувает свечу)


Александр Александрович Блок (1880-1921)

(Из глубины сцены к центру начинает двигаться с зажженной свечой ученик, исполняющий роль А.Блока)

Голос ведущего за кадром:

Профессорско-дворянская семья, Андрей Николаевич Бекетов, «отец русской ботаники», Дмитрий Иванович Менделеев, открывший знаменитую таблицу химических элементов – все это атмосфера детства, юности, жизни Александра Блока. Поэтический дебют состоялся в 1903 году в журнале «Новый путь»

1904 год – первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме» и не совсем лестные отклики. 1908 год – еще несколько выпущенных сборников – и вот она, слава! 1911-1912 - поэт объединяет все, написанное им в поэзии, в трехтомное «Собрание стихотворений». Символист, позднее создавший гуманистическо-демократическое течение в поэзии – все это Александр Александрович Блок. Стихи о любви, о Женщине с большой буквы, о Родине и о боли, которую вызывали перипетии, происходившие в любимой стране в начале века, природа, такой любимый поэтом образ ветра, жизнь, как путеводная звезда – вот основные темы стихотворений Александра Блока. Чуть позднее – тема революции, которую поэт воспринял с энтузиазмом как очистительную антибуржуазную стихию. «Двенадцать», «Скифы» - грозные ритмы, драматический конфликт, отразившийся в душах сердец героев – произведения, созданные на века. Последние годы жизни поэта – годы разочарования и лишений.

(Чтение стихотворения учащимся, представляющим А.Блока; задувает свечу)


Игорь Васильевич Лотарев (Северянин) (1887-1941)


(Ученик, играющий И.Северянина, пишет, рвет бумагу, вновь начинает писать)


Голос ведущего за кадром:

Среди эгофутуристов ярким талантом выделялся Игорь Васильевич Северянин. Поклонники его творчества знали Игоря Лотарева именно под таким псевдонимом. Родился в Петербурге в семье офицера. По материнской линии был потомком Карамзина и принадлежал к тому же роду Шеншиных, что и Афанасий Фет. Поначалу (с 1905 года) поэт печатается в скромных периодических изданиях, читает стихи в маленьких аудиториях, выпускает небольшие брошюры и рассылает их по редакциям. Неожиданный успех пришел после гневного отклика на одну из брошюр Льва Николаевича Толстого в 1909 году. Журналы открыли свои страницы для произведений молодого поэта. 1911 год – возглавляет движение эгофутуристов, затем примыкает к кубофутуристам, но вскоре расходится и с ними. «Громкокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» - сборники следовали один за другим. С 1913 по 1915 Северянин стал самым модным поэтом. «Я, гений, Игорь Северянин», - писал о себе поэт. Он таковым и был: истинный поэт, глубоко переживающий жизнь; лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует, страдать и радоваться вместе с собой. Весной 1918 года на вечере в Политехническом музее Северянин был избран «королем поэтов». А умирает «король поэтов», как и свойственно многим поэтам, в бедности и забвении в далекой Прибалтике.

(Чтение стихотворения учащимся, представляющим И.Северянина; задувает свечу)


Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (1889-1966)

(в процессе чтения биографии «Ахматова» «собирает» узелок, встает из-за стола, надевает пальто, вновь садится за стол)


Голос ведущего за кадром:

С 11 лет Анна Ахматова пишет стихи, с 18-ти начинает печататься. В 1910 выходит замуж за Николая Гумилева. Ежегодно, начиная с 1911, один за другим выходят сборники ее стихов. Ничто не предвещает трагедии. Развод с мужем, с 1924 года наложен негласный запрет на ее стихи. И вот, наконец, страшный 1937 год. Поэтессу обвиняют в контрреволюционной деятельности, арестовывают ее единственного сына Льва. И 17 тяжких месяцев в тюремных очередях с передачами; постоянное ожидание чего-то страшного.

(«Ахматова» читает стихотворение из поэмы «Реквием». Гаснет свеча)

(Зажигается свет на сцене)

Голос ведущего за кадром:

Николай Гумилев, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Игорь Северянин, Александр Блок… Много их, поэтов, писателей, пострадавших в начале ХХ века.

Шли годы. На смену 30-м пришли сороковые. Война стерла слезы с лица поэта. Все забылось, зарубцевалось. Пришли другие поколения поэтов. Старались забыть... Ставились новые цели, говорили о новом, светлом. Еще годы, годы…И вот опять – Ахматова, Гумилев, Цветаева, Гиппиус! Все те же! Но нет! Теперь поэты с красивым названием «серебряного века».

Заключительное слово организатора вечера:


-Когда я уйду далеко-далеко,

Не мучаясь и не тревожась,

Быть может, вздохнет кто-то очень легко,

А кто-то заплачет, быть может…


































Приложение к вечеру « Судьба русского поэта начала ХХ века»

Подборка стихотворений для прочтения на сцене


Анна Ахматова: - Зинаида Гиппиус:

Перед этим горем гнутся горы, Тяжки иные тропы…

Не течет великая река, Жизнь ударяет хлестко…

Но крепки тюремные затворы, Чьи-то глаза из толпы

А за ними «каторжные норы» Взглянули так жестко.

И смертельная тоска… Кто ты, усталый, злой,

Семнадцать месяцев кричу, Путник печальный?

Зову тебя домой, Друг ли грядущий мой?

Кидалась в ноги палачу, Враг ли мой дальний?

Ты сын и ужас мой. В общий мы замкнуты круг

Все перепуталось навек, Боли, тоски и заботы

И мне не разобрать Верю я, все ж ты мне друг,

Теперь, кто зверь, кто человек, Хоть и не знаю, кто ты…

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда. (1939)



-Александр Блок: - Николай Гумилев:

О, как смеялись вы над нами, Кончено время игры,

Как ненавидели вы нас Дважды цветам не цвести.

За то, что тихими стихами Тень от гигантской горы

Мы громко обличили вас! Пала на нашем пути.

Но мы – все те же. Мы, поэты, Область унынья и слез -

За вас, о вас толкуем вновь, Скалы с обеих сторон

Храня священную любовь, Острый хребет его крут,

Твердя старинные обеты… Вздох его – огненный смерч.

И так же прост наш тихий храм, Люди его назовут

Мы на стенах читаем сроки… Сумрачным именем «Смерть».

Так смейтесь, и не верьте нам, Что ж, обратиться нам вспять,

И не читайте наши строки Вспять повернуть корабли,

О том, что под землей струи Чтобы опять испытать

Поют, о том, что бродят светы… Древнюю скудость земли?

Но помни Тютчева заветы: Нет, ни за что, ни за что!

Молчи, скрывайся и таи Значит, настала пора.

И чувства и мечты свои (январь 1911) Лучше слепое Ничто,

Чем золотое Вчера!



- Игорь Северянин

Я сделал опыт. Он печален.

Чужой останется чужим.

Пора домой, залив зеркален,

Идет весна к дверям моим.

Еще одна весна, быть может.

Уже последняя. Ну что ж.

Она постичь душе поможет,

Чем дом покинутый хорош.

Имея свой, не строй другого.

Всегда довольствуйся одним.

Чужих освоить бестолково:

Чужой останется чужим.


Примечание: подборка стихотворений может быть другой.








Литература:

  1. Серебряный век. Поэзия (Школа классики) – М.: АСТ, Олимп, 1997

  2. Н.С.Гумилев. Избранное – М.: Худож.лит., 1990 (Классики и современники. Поэтич.биб-ка)

  3. А.А.Блок. Стихотворения. Поэмы – М.: Современник, 1987.

  4. И.Северянин. Лирика – Л.: Дет.лит., 1991.- (Поэтическая биб-ка школьника)

  5. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. для учащ. 11 кл. В 2 ч. Ч. 1/ под ред. Ф.Ф. Кузнецова – 2 изд., дораб. – М.: Просвещение, 1994.

  6. Русская поэзия ХХ века: Антология русской лирики первой четверти ХХ века. – М, 1991.

  7. Русские писатели: Библиографический словарь: М., 1990.

  8. Долгополов Л.К. Александр Блок: Личность и творчество – 2-е изд., испр. и доп. – Л., 1980.

  9. Ахматова А.А. Сочинения. В 2-х томах. – М., Худож.лит., 1986

  10. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы./ Сост. Е. Пастернака. – М.: Худож.лит., 1988. (Классики и современники)

  11. Осетров Е. Поэзия серебряного века. – М., Худож.лит., 1991.

  12. М.И.Цветаева Избранное – М.: Худож.лит., 1989 (Классики и современники. Поэтич.биб-ка)