Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Половино-Черемховская средняя общеобразовательная школа имени В.Быбина»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам.дир. по УВР \Алексеева Л.Н.\ Директор школы\Чистяков В.В.\_______________
Председатель МО \Репина А.А __________________ г Приказ от № _______________________
Протокол от_______________
Рабочая программа учебного курса
по литературе для 10 класса
средней общеобразовательной школы
на 2016-2017 учебный год
Учитель:Чистова Татьяна Степановна.
Половино-Черемхово 2016г
Пояснительная записка
Программа разработана на основе базисного учебного плана МКОУ «Половино-Черемховская СОШ имени В. Быбина» и
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012) с учетом учебника Коровина В.И. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях).
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Программа рассчитана на 102 часа учебного времени ( 3 часа в неделю)
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды контроля
Промежуточный:
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
устное словесное рисование
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю
комментированное чтение
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений Любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1. Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Правильность фактического материала;
4. Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2. Стилевое единство и выразительность речи;
3. Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка "5"
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка "4"
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания. [pic]
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение. Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся: 1. Коровин В.И.. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
2. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3
3.Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества
Для учителя:
Коровин В.И.. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
«Сквозь даль времён». Учебник по литературе второй половины XIX века Для 10 класса. Под редакцией В.Г.Маранцмана. Санкт-Петербург. «Специальная литература», 1997г.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.
Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. Издательский Дом «Литера». 2010. СПб
Календарно-тематическое планирование10 класс 105 часов
Да та
Тема урока
Кол.
час
Оборудование, педагогические средства
Вид контроля
Требования к уровню подготовки уч-ся
план
факт
1
05.09
Общая
характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература Х1Хвека
Проблемная лекция//
Работа с учебником, составление тезисного плана.
тест
Знать основные темы и проблемы литературы 19 века, получившие развитие
Уметь составлять тезисный план
2
06.09
Обзор русской литературы первой половины Х1Хвека
Проблемная лекция/ работа со словарем, выразительное чтение
Стихов.
Работа со словарем, конспект
Знать основные закономерности историко-литературного процесса, сведения о пушкинском и гоголевском периодах Уметь составлять конспект лекции
3
07.09
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.
Тексты. Презентация ИКТ
Выразит, чтение стихотворений.
Знать основные этапы творчества поэта,
Уметь
анализировать
стихотворения.
Содержание выразительно читать. Выступать с сообщением
4
12.09
Романтическая
лирика
А.С.Пушкина
Рассказ с
элементами
мультимед презентации//
Сообщения уч-ся, выразительное чтение, анализ стихотв.
Выраз. чтение, анализ, ответы на проблемные вопросы:
Знать особенности романтической лирики Пушкина
Уметь
анализировать
стихотворения,
содержание
выразительно
читать. Выступать с
сообщением
5
13.09
Тема поэта и поэзии в творчестве. А.С.Пушкина
Поиск
информации в источниках различного вида
использование мультимедийных ресурсов и ИКТ
Устный опрос
Знать взгляды А.С.Пушкина на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции
6
14.09
Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина А.С. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Сожженное письмо»
Тексты: Адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики
Письменный анализ
Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений
Уметь анализировать стихотворное произведение
7
19.09
Эволюция темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
Проблемная беседа, мультимед. презентация
Письменный анализ
Знать основные этапы эволюции темы свободы в творчестве поэта Уметь выразительно читать, анализировать стихотворное произведение.
8 -9
20-21
Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина
Беседа //Дать анализ
стихотворению на
философскую
тему
Выразительное чтение стихов, сравнительный анализ текста
Знать какое воплощение в творчестве поэта получили «вечные темы», почему поэт обратился к религиозно-философскому осмыслению.
Уметь
анализировать и интерпретировать стихотворения, сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы
10
26.09
Вн/ЧТ Роман «Евгений Онегин», (обзор)
Видеоурок
Тест
Тест
11 – 12
27-28
Петербургская
повесть
А.С.Пушкина
«Медный
всадник»
Социально-
философские
проблемы поэмы
«Медный
всадник». Образ
Петра
Поиск
информации в
источниках
различного
вида
использование
мультимедийных ресурсов и
ИКТ
Поиск
информации в
источниках
различного
вида
использование
мультимедийных ресурсов и
ИКТ
Знать основные
образы поэмы,
своеобразие жанра и
композиции
произведения.
Уметь анализировать
и сравнивать
13
03.10
Р/Р. Классное
сочинение по
творчеству
А.С.Пушкина
Тексты
КР№1
Уметь составлять план сочинения в
соответствии с выбранной темой,собирать литературный материал, логически
его выстраивать, редактироватьсочинение
14
04.10
Художественный
мир
М.Ю Лермонтова
Проблемная
Лекция.
Работа с
учебником, викторина, сообщения уч-ся
Конспект
лекции
Знать основные этапы творчества поэта,
Уметь
анализировать стихотворения, выразительно читать. Выступать с сообщением
15
05.10
Молитва как жанр
в лирике М.Ю
Лермонтова.
«Молитва»
Молитвы как жанр.
Письменная работа
Знать понятие молитва.
Уметь анализировать стихотворения,
Выразительно читать. Выступать с
сообщением
16
10.10
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю Лермонтова
Тексты Лекция с
элементами
беседы
Выразительное чтение и анализ стихов
Устный опрос
Уметь анализировать и интерпретировать
стихотворения, выразительно читать. Выступать с
сообщением
17 – 18
11-12
Философские мотивы лирики М.Ю Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен»
Беседа, практикум Выступления уч-ся выразительное чтение,
сравнительный анализ
Выразительное чтение
Уметь анализировать и интерпретировать
стихотворения,.выразительно читать. Выступать с сообщением
19
17.10
Вн.чт. Адресаты любовной лирики М.Ю Лермонтова
Самостоятельные
м\медийные презентации
Ответить на
вопрос «В чем
причина
трагического
одиночества
героя Лермонтова»
Знать адресатов любовной лирики
поэта, основные положения
лермонтовской концепции любви в
творчестве.
Уметь анализировать и интерпретировать
стихотворения,.Выразительно читать
20
18.10
М.Ю Лермонтов «Демон» Образ демона в лирике М.Ю Лермонтова. Анализ
стихотворений «Демон», «Мой демон»
Аналитическая беседа Работа в группе.
Устный опрос
Знать основные этапы творчества поэта,
Уметь выразительно читать. Выступать с сообщением.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения.
21
19.10
Вн чт М.Ю Лермонтов «Герой нашего времени
Поиск
информации в источниках различного вида использование мультимедийных ресурсов и ИКТ
Устный опрос
Знать содержание романа, основную
проблему и идею романа
Уметь давать характеристику героям
22 - 23
24-25
Р/Р. Сочинение по
творчеству
М.Ю.Лермонтова
Эпиграф,тезисы, план
КР №2
Знать содержание изученных произведений
Уметь осмысливать тему, определить ее границы, полно раскрыть,
правильно. грамотно изложить в письменной речи
24
26.10
Этапы биографии Н.В.Гоголя. Романтические произведения
писателя
Лекция, викторина Сообщения учеников по теме
Конспект лекции
Знать основные этапы творчества поэта, особенности романтических
произведений писателя
Уметь анализировать тексты, изученные ранее
25
31.10
Петербургские
повести
Н.В.Гоголя
Лекция
сообщение уч-ся Работа с книгой, выразительное чтение, краткий пересказ
С/работа
Знать содержание изучаемых произведений.
Уметь аргументировано высказываться по теме урока
26 - 27
01-02.11
Н.В.Гоголь «Невский проспект» Образ Петербурга. Анализ эпизода
Тексты, иллюстрации
Устный опрос
Знать содержание повести.
Уметь выявлять детали, выявляющие авторский замысел; устно рисовать картину проспекта анализировать эпизод.
28
09.11
Вн. Чт. Н.В.Гоголь «Портрет».
Проблемная
аналитическая
беседа,
выразительное чтение, краткий пересказ
Устный опрос
Знать содержание повести.
Уметь выявлять детали, выявляющие авторский замысел осуществлять сравнительную характеристику героев
29
14.11
Зачет по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
Н. В. Гоголя
Тест
Тест
Знать изученные произведения
Уметь анализировать текст (тематика и проблематика, образ героя)
30
15.11
Становление и развитие реализма в русской литературе 30-50-ых годов Х1Хв
Лекция, сообщения уч-ся Составление тезисного плана
Конспект лекции
Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе второй половине Х1Хв.
Уметь составлять синхронистическую таблицу.
31
16.11
И.А.Гончаров: жизнь творчество. Общая
характеристика романа «Обломов»
Лекция, сообщения уч-ся Составление тезисного плана
П/работа
Знать биографию писателя этапы его творчества
Уметь готовить сообщения
32
21.11
Обломов -«коренной народный наш тип».
Аналитическая беседа выборочное чтение
Работа по карточкам
Устный опрос
Уметь давать характеристику главному герою, видеть сложность и противоречивость его образа
33 - 34
22-23
«Обломов» как роман о любви. Обломов и Ольга
использование мультимедийных ресурсов и ИКТ
Устный опрос
Уметь давать сравнительную характеристику Обломова и Ольги, выявить причину разрыва героев
35
28.11
«Что такое
обломовщина?» Роман «Обломов»
в русской критике
Видеоурок
Уметь
аргументировано формулировать свое
отношение к прочитанному
36
29.11
А.Н.Островский.
жизнь и
творчество.
Лекция,
выступление уч-
ся.
Тезисный план,
работа с
учебником
Поиск
информации в
источниках
различного
вида
использование
мультимедийных ресурсов и ИКТ
Знать основные моменты биографии
драматурга и его вклад в развитие
драматургии
Уметь готовить сообщения,использовать различные источники информации
37
30.11
Драма «Гроза»
история создания,
система образов.
Обзор пьесы
Лекция,
выступление уч-
ся.
Тезисный план,
работа с
учебником
Конспект
лекции
Знать историю
создания драмы;
Уметь
конспектировать лекцию
38
05.12
Город Клинов и
его обитатели
Тексты,
эпизоды
Умение
развернуто
обосновывать
суждение,
приводить
доказательства
Знать о самодурстве,
как социальном явлении.
Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику персонажам пьесы, анализирован сцены пьесы
39
06.12
Протест Катерины против «темного царства» Нравственная проблематика пьесы, критика вокруг драмы
работа с опорной схемой проблемные задания
Устный опрос
Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа
40
07.12
Вн. Чт. Пьесы Островского. «Бесприданица»
КР №3
КР №3
Уметь выявить тему, проблематику, внешний и внутренний мир конфликта пьесы, видеть глубину, психологизм характеров
41
12.
Этапы биографии И.С.Тургенева «Записки охотника»
Поиск
информации в источниках различного вида
использование мультимедийных
ресурсов и ИКТ
Устный опрос
Знать о личности и судьбе писателя, его творчестве.
Уметь делать
индивидуальные сообщения
42
13.
История создания романа «Отцы и дети»
Поиск
информации в источниках различного вида
использование мультимедийных ресурсов и ИКТ
Поиск
информации в источниках различного вида
использование мультимедийных ресурсов и ИКТ
Знать смысл названия, нравственную и философскую проблематику романа. Уметь выявить нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом
43
14.
Базаров-герой своего времени
Текст
Устный опрос
Уметь анализировать текст, видеть авторский замысел о герое как натуре неординарной
44
19.
«Отцы» и «дети» в романе
Анализ эпизодов
Устный опрос
Знать причины и сущность конфликта между Базаровым и Кирсановым
Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера, давать сравнительную характеристику героям
45
20.
Базаров и Одинцова
Анализ эпизодов
Сравнительная характеристика
героев
Уметь
анализировать текст, давать
сравнительную характеристику героям
46
21
Базаров перед лицом смерти Анализ эпизода Подготовка к домашнему сочинению
Анализ эпизода «Смерть Базарова
КР №4
Знать какую роль писатель отводит испытанию смертью, в чем заключается смысл финальной сцены
Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного
47
26.
Споры и критика вокруг романа «Отцы и дети»
Работа по карточкам
Беседа, тезисы
Умение работать с критической литературой
Уметь работать с критической литературой, составлять тезисный план
48
27.
Зачет за первое полугодие
Тест, проверочная работа
Знать изученные произведения
Уметь анализировать тексты произведений
49 - 50
28-11.01
Ф.И.Тютчев Жизнь и творчество. Основные темы и идеи творчества. Лирика природы.
Презентация
Выучить стихотворение
Знать основные этапы творчества поэта, мотивы его лирики, особенности изображения природы. Уметь анализировать и интерпретировать лирику,
выразительно читать
51
16.01
«Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф.И.Тютчева
Аналитическая беседа Анализ стихов Пушкина «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузи, Лермонтова «Молитва, Нищий, нет не тебя так пылко я люблю», т выразительное чтение «Эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать» и др Тютчева «Денисьевский цикл»
Выразительное чтение стихотворений
Знать, какую эволюцию претерпела тема любви в творчестве поэта
Уметь сравниватьстихотворения
Пушкина,Лермонтова Тютчева, посвященные теме любви
52
17.01
Два лика России в лирике
Ф.И.Тютчева
Тексты
Устный опрос
Знать в чем заключается своеобразие лика России в творчестве поэта.
Уметь сравнивать стихотворения Лермонтова и Тютчева, посвященные теме Родины
53
18.01
А.А.Фет Этапы биографии и творчества. Обзорная лекция
Биография поэта, учебник
Тезис
Знать основные этапы творчества поэта, мотивы его лирики.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворение «Шепот робкое дыханье..», выразительно читать стихотворение
54
23.01
Основные мотивы творчества Фета
Тексты
Самостоятель
ный анализ стихотворения
Знать какое воплощение в стихах Фета нашли вечные темы русской поэзии.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворение
55
24.01
Вн. Чт.
Художественный мир А.К.Толстого Жизнь и творчество, основные темы о образы поэзии. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики Толстого
Поиск
информации в источниках различного вида
использование мультимедийных ресурсов и ИКТ
ИКТ-тестирование
Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого
56
25.01
Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество.
Презентация
Умение делать сообщение по теме урока
Знать основные этапы творчества писателя, особенности его сатиры.
Уметь конспектировать лекцию учителя
57
30.01
Сказки Салтыкова -
Щедрина- синтез его творчества
Беседа,
сообщения уч-ся
Поиск
информации в источниках различного вида
использование мультимедийных ресурсов и ИКТ
Знать особенности сказок писателя. Уметь выявлять в процессе анализа роль, проблематику
58
31.01
«История одного города», как сатирическое произведение (Обзор романа)
Тексты
Устный опрос
Уметь в процессе анализа определять особенности жанра, композиции проблематику произведения роль художественных средств
59
01.02
Художественный мир
Н.А.Некрасова. Личность и судьба
Лекция, проблемная беседа, работа с
книгой
Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках использование мультимедийных ресурсов и
Знать биографию поэта, особенности его творчества
Уметь делать индивидуальное сообщение
60
06.02
Основные мотивы лирики
поэта. Новаторский характер его
поэзии
использование
мультимедийных ресурсов и
ИКТ
Выразительное
чтение стихотворений
использование
мультимедийных ресурсов и
ИКТ
Знать основные
мотивы лирики,
новаторство поэта,
трехсложные
размеры стиха
Уметь анализировать
стихотворный текст
с точки зрения
идейного содержания и художественной формы
61
07.02
Душа народа
русского в
изображении
Н.А.Некрасова
Тексты
Сравнение его
произведений с
пушкинской
«Деревней»
Знать о
противоположности
взглядов
Н.А.Некрасова и
представителей
чистого искусства; о
роли поэта и
назначении поэта
Уметь анализировать
и интерпретировать
стихотворения поэта с точки зрения жанра и
композиции
62
08.02
Своеобразие
любовной лирики
Н.А. Некрасова
Тексты.
Ответ на
проблемный
вопрос:
«Можно ли
«Панаевский
цикл» назвать
романом в
стихах?»
Ответ на
проблемный
вопрос:
«Можно ли
«Панаевский
цикл» назвать
романом в
стихах?»
63
13.02
История создания,
поэмы
Н.А.Некрасова
«Кому на Руси
жить хорошо»
Проблемная
лекция,
сообщение уч-ся.
Письменный
ответ на вопрос:
«Почему
возник спор о
счастье?»
Письменный
ответ на вопрос:
«Почему
возник спор о
счастье?»
64
14.02
Образы крестьян и
правдоискателей в поэме
Н.А.Некрасова
«Кому на Руси
жить хорошо»
Проблемные
задания,
поисковая работа
Умение
обоснованно и
развернуто
высказывать
свои суждения,
приводить
доказательства
Умение
обоснованно и
развернуто
высказывать
свои суждения,
приводить
доказательства
65
15.02
Р. Р. Особенности языка поэмы.
Проблемные
задания,
поисковая работа
Устный опрос
Дать
развернутый ответ на вопрос: « С какой целью автор, воссоздавая путешествие мужиков –странников, обратился к фольклорной традиции
66
20.02
Ф. И. Достоевский Жизнь и творчество
Лекция
выступление уч-ся
конспектирование лекции
Конспект
Конспект
67
21.02
Роман
«Преступление и наказание» В
Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»
Лекция с элементами беседы Анализ сцен
Устный опрос
68 - 69
22-27.
«Потрясенный выбитый из колеи герой». Раскольников среди «униженных и оскорбленных»
Аналитическая беседа, анализ эпизодов Работа по карточкам, ИКТ
П/работа
Комментирован
ное чтение, краткий ответ на проблемный вопрос «Как уличные сцены влияют на принятие героем романа
решения непременно что-нибудь
сделать?»
Пересказ
70
28.02
Идея
Раскольникова о праве сильной личности
Аналитическая беседа, анализ эпизодов Работа по карточкам.
Краткий пересказ, комментирован ное чтение
отбирать материал
З для краткого
н пересказа по теме
урокать каковы истоки возникновения и основное
содержание теории Раскольникова, выявить, какую роль выполняет теория «двух
71
01.03
«Раскольников и сильные мира сего»
Тексты
Выборочный пересказ
Знать, с какой целью писатель вводит в роман «двойников» Раскольникова
Уметь отбирать материал для краткого пересказа по теме урока
72
06.03
Семья
Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой
Аналитическая беседа семинар, подготовка к сочинению Работа с текстом карточки, опорная схема «Проблемы преступления и наказания в романе»
Краткий пересказ, комментирован ное чтение
Знать, какое место в романе писатель отводит Соне Мармеладовой, какое значение имеют библейские образы и мотивы.
Уметь отбирать материал для краткого пересказа по теме урока
73
07.03
Зачет по роману «Преступление и наказание»
Тест, КР №5
Тест, КР №5
Знать произведение, уметь выбирать ответ на вопросы теста
74
08.03
Н.С.Лесков. художественный мир и своеобразие его произведений.
Поиск
информации в
источниках
различного
вида
использование
мультимедийных ресурсов и ИКТ
Знать основные этапы творчества писателя, Уметь составлять
конспект лекции
75
13.03
Праведники
Н.С.Лескова, как
воплощение
русского
национального
характера
Лекция,
практикум
Работа
с текстом,
комментирован
ное чтение с
анализом
Ответы на
проблемные
вопросы:
«Почему
писатель
называет главного
героя
очарованным странником?» «Можно ли назвать И Флягина, Юшку,
М.Григорьеву праведниками?
Знать, какое
воплощение в
произведениях Лескова нашел образ
праведника, какое
отражение нашли в
повести былинные и житийные традиции Уметь анализировать текст повести на примере образов Левши и И.Флягина
76
14.03
Вн. Чт. Н.С.Лесков
«Леди Макбет
Мценского уезда»
Текст
Сравненитель
ная
характеристика
героинь Островского и Лескова
Знать основную
проблематику, идею,
композицию,
содержание романа, Уметь отбирать материал для краткого пересказа по теме уро
77
15.03
Л.Н.Толстой.
По страницам
великой жизни.
Поиск нужной
информации по
различным
источникам,
использование мультимедийн ых ресурсов и ИКТ,
Устный опрос
Знать основные
этапы жизни и
творчества писателя,
Уметь делать
индивидуальные сообщения
78
20.03
Роман «Война и мир» - роман-эпопея, Проблематика. Образы, жанр.
Видеоурок
Знать историю создания и смысл названия романа,
Уметь видеть идейное своеобразие, особенности сюжета романа-эпопеи
79
21.03
P.P. Изображение дворянского общества в романе. «Мысль семейная».
Тексты: эпизоды «Вечер, в салоне Шерер», Петербург июль 1805, «Именины у Ростовых», «Лысые горы»
Анализ эпизода «Вечер, в салоне Шерер», Петербург июль 1805, «Именины у Ростовых», «Лысые горы»
Уметь видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей, делать сравнительную характеристику семей Ростовых, Болконских. Курагиных
80 - 81
22.-03.04
«Дорога чести» Андрея Болконского в романе «Война и мир»
Т2ч4-5
Наизусть выучить отрывок о дубе
Уметь характеризовать путь нравственных
Исканий А.Болконского,выявить средства
Характеристики персонажа
82 - 83
04.04
Путь исканий
П.Безухова в
романе
Л.Н.Толстого
Карточки
Сравнительная
характеристика
П.Безухова и
А.Болконского
Уметь характеризовать путь нравственных
Исканий А.Болконского,выявить средства
характеристики
героя, видеть прием
«диалектики души»
в изображении героя
84 - 85
05.-10
Женские образы в романе. Наташа
Ростова на пути к
счастью.
Видеоролик
Ответ на
проблемный
вопрос
«Почему
историю
Наташи и
Курагина
Толстой
называл самым
трудными
узлом всего
романа?»
Знать, как в женских
образах
реализовались
нравственные
философские
искания писателя,
при помощи каких
средств автор
демонстрирует свое
отношение к
героиням романа
Уметь отбирать
материал,
устанавливать
ассоциативные связи
86
11.04
Истинный и
ложный героизм в изображении
Л.Н.Толстого
Опорная схема
Опорная схема
Знать причины
начала войн
авторское мнение
понимать причины
победы и поражений р. армии в сражениях.
Уметь, используя текст романа и исторические документы, составить рассказ о событиях, проводить сравнительный анализ героев
87
12.04
Кутузов и Наполеон в романе Л.Толстого «Война и мир»
Тексты
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона
Уметь видеть роль
антитезы в
изображении
истинного
патриотизма
Кутузова, тщеславия
и безнравственности
Наполеона, делать
сравнительную
характеристику
героев
88
17.04
«Гроза двенадцатого года». Народ в романе Толстого
Анализ эпизодов
Анализ эпизодов
Уметь на основе анализа эпизода видеть, какой смысл вкладывает писатель в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа
89 - 90
18.-19.
Классное сочинение по роману «Война и мир». Анализ эпизода.
КР №6
КР №6
Уметь
самостоятельно анализировать эпизод в единстве формы и содержания, устанавливая его связь с общей композицией романа, составлять план анализа и логически его письменно раскрывать
91
24.04
Этапы биографии и основные черты творчества А.П.Чехова.
Рассказы «Крыжовник », «Человек в футляре», «О любви» и др,
Поиск нужной информации по различным источникам
Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя, жанровое своеобразие его произведений
92
25.04
Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова.
Викторина, проблемные задания
Письменная работа
Уметь выявить основную идею рассказов «футлярность» существования и духовная свобода уход от настоящей жизни: футляр страха, («Человек в футляре»)
собственности, («Кры жовник») семьи («О любви»)
93
26.04
Проблематика и поэтика рассказов «Дом с мезонином», «Палата №6»
Проблемные
задания
поисковая
работа
Письменная работа
Знать в чем заключается художественное своеобразие рассказов, какова в них роль художественной детали
Уметь анализировать и интерпретировать рассказы Чехова
94
02.05
Тема гибели души в рассказе «Ионыч»
Текст
Устный опрос
Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе, выявить принцип нисходящего развития личности
95
03.05
Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад» Своеобразие конфликта в пьесе
Пьеса «Вишневый
сад»
Устный опрос
Знать историю создания пьесы, в чем заключается своеобразие конфликта пьесы.
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа
96
08.05
Система образов.
Бывшие хозяева
вишневого сада
Загадка Ермолая
Лопахина
Текст
Выразительное
чтение
монолога
Уметь определять
средства
характеристики
персонажей,
группировку действующих лиц, отбирать материал для выборочного пересказа. Понимать истоки
противоречивости героя уметь проводить сравнительный анализ
97
10.05
P.P. Сочинение по творчеству
А.П.Чехова.
Письменный ответ на проблемный
вопрос
КР. №7
КР. №7
Уметь давать ответ
на проблемный
вопрос, учитывая
требования части С
ЕГЭ
98
15.05
Вн. Чт.
«Осетинская лира»
К. Хетагурова
2-3 стихотворения из сборника «Осетинская лира»
Устный опрос
Знать истинные мотивы творчества поэта.
Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать стихи
99-100
16-17
Творчество Ги де Мопассана и его новелла «Ожерелье»
Презентация: Жизнь и
творчество Ги де Мопассана
Устный опрос
Знать сюжет новеллы.
Уметь раскрывать ее особенности композиции, систему образов
101-102
22-23
Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом»
Презентация: Жизнь и творчество писателя, своеобразие его драматургии
Устный опрос
Знать содержание драмы ее социальную и нравственную проблематику
Уметь раскрывать особенности конфликта драмы
103-104
24-29
Урок контроля за курс 10 класса
Проекты
творческий проект
Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему, отстаивать свою точку зрения
105
30.05
Итоговый урок.
Что читать летом
Использование
ИТК
Уметь работать в группах, кратко и полно давать ответ на вопрос