Поэтическая дуэль
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству
С. Есенина и В. Маяковского.
(на базе учащихся 11 класса)
Автор сценария: Чурикова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г. Урай
Цель праздника:
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, объединение усилий педагога и родителей в воспитании детей и сплочении детского коллектива; воспитание духовно- нравственной личности, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры через внеурочную деятельность.
Задачи:
В. Маяковского.
Формировать уважительное отношение детей к своим родителям и родителей к своим детям.
Формировать культурную традицию в общении взрослых и детей.
Воспитывать у учащихся желание общаться, дружить друг с другом, поддерживать и помогать друг другу.
Развивать творческих способностей учащихся;
Оформление класса:
• Над доской плакат с названием праздника: “Поединок ли?”
• Распечатки песен на столах.
• Плакаты.
Минеральная вода, одноразовые стаканчики.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, диски, воздушные шары;
Ход праздника.
Леонид Филатов
Ведущий .
История поединков уходит в глубокую древность.
Дрались из-за женщин, за право владения землей,
чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника.
Еще в древние времена были известны судебные
поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам.
Ведущий. Задумаемся – что такое поединок.
На Слайде
Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя.
Ведущий 1.
Мы понимаем, что нас интересуют не бои со шпагами, не бой на ринге, не дуэли. Нас интересует поединок словесный, поединок мировоззренческий, творческий.
Итак,
Два самых ярких и скандальных поэта жили и творили в Москве в одно время.
Хулиган и скандалист, златокудрый Лель девичьих сердец Сергей Есенин и оратор, горлан, идейный главарь комсомольской братии Владимир Маяковский.
У каждого была своя «армия» почитателей и поклонниц, которая считала своего кумира единственным достойным обожания. И каждая считала своего «небожителя» выше и гениальнее другого.
Оба они посвятили себя главному делу своей жизни - поэзии - и остались в истории как две равномасштабные поэтические вершины,
оба являлись патриотами своей Родины, горячо любящими ее, страдающими, переживающими за все ее беды.
Представляю вам наших дуэлянтов. (Просмотр видеофрагмента поединка В.Маяковского и С.Есенина) Ролик № 1
Есенин и Маяковский... Талантливые, самолюбивые, амбициозные, оба претендовали на первое место в поэзии 1920-х годов.
Оба были центрами притяжения литературной молодежи, которая формировалась под их сильнейшим воздействием.
Дуэль началась! Уверенные в своих силах, решительные, смелые «МАЯКОВЦЫ» с одной стороны
Душевные, эмоциональные и тоже очень уверенные «ЕСЕНИНЦЫ» - с другой.
Поэтические выстрелы - (стихи)!
Я вызываю на сцену наших дуэлянтов рассказать в стихах о себе.
Поэтическая дуэль. О себе
Есенин Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою".
Мяковский
Я – поэт. Этим и интересен. Об
этом и пишу. Об остальном – только
если это отстоялось словом.
3. Есенин
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный тлен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
Нет, не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сотрет меня кличка «поэт»
Я и в песнях, как ты, хулиган.
4. Мяковский
Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!!!
5. Есенин
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
6. Маяковский
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Ведущий – Думаю, пора подключиться группам поддержки…
7. Маяковский
Слушайте ж:
Все, чем владеет моя душа,
- а ее богатства пойдите смерьте ей! –
Великолепие,
Что в вечность украсит мой шаг
И самое мое бессмертие,
Которое, громыхая по всем векам,
Коленопреклоненных соберет мировое вече, -
Все это – хотите? –
Сейчас отдам
За одно только слово,
Ласковое,
Человечье.
8. Есенин
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году –
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава.
Эх ты, молодость, буйная молодость.
Золотая сорвиголова!
9. Маяковский
Кто вы?
Мы – разносчики новой веры,
Красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
В небеса шарахаем железобетон.
10. Есенин
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык,-
Я живу давно на всем готовом,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил – забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
11. Маяковский Я люблю зверье.
Увидишь собачонку –
Тут у булочной одна –
Сплошная плешь –
Из себя и то готов отдать печенку.
Мне не жалко, дорогая, ешь!
12. Есенин
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
13. Маяковский
Мне скучно здесь
Одному впереди,-
Поэту не надо многого
Пусть только время скорее родит
Такого. Как я. Быстороногого.
14. Есенин
В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
15. Маяковский – Отрывок из поэмы «Люблю».
16. Маяковский
В наших жилах- кровь, а не водица
Мы идем сквозь револьверный лай,
Чтобы, умирая, воплотиться
В пароходы, в строчки и в другие долгие дела.
ТЕМА поэта и поэзии О месте поэта в рабочем строю
Ведущий 1. (Сергеева)
Передовых писателей и поэтов всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии. Есенин и Маяковский не раз обращались к этому в своем творчестве, утверждая общественное назначение поэзии.
Ведущий 2. (Невзоров)
Поэты, побочные дети России! Вас с черного хода всегда выносили.
Ведущий 1. (Сергеева)
«Есенин, «не от мира сего». Он не поэт революции… Поэт погиб потому, что был не сродни революции»…- говорил Троцкий. (Троцкий 19 янв. 1926г. «Правда»)
Ведущий 2. (Невзоров)
«Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и национального характера: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще...»- считал Бухарин. (Бухарин 12 янв. 1927г. «Правда»)
Ведущий 1. (Сергеева)
«Маяковский, для кого вы пишете?! Вас же не принимают и не понимают люди! Это чушь, а не поэзия!»
Ведущий 2. .(Невзоров)
Иступлённый крик одиноких душ, которые бьются в противоречиях. Есенина приняли сразу, сразу он стал народным, дорогим, любимым. Маяковского не приняли вообще.
Ведущий 1. (Сергеева)
Представьте себе кабаре «Розовый фонарь» , присутствие благопристойной буржуазной публики, и вот на эстраде двадцатилетний Маяковский. Он вышел уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, заставившую всех замолчать, и в пространстве зала зазвучал дрожащий от возмущения густой бас:
Ведущий 2. . (Невзоров)
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир
А я вам открыл столько стихов шкатулок
Я – бесценных слов мот и транжир.
…Вот вы, мужчина! У Вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей...
Вот вы, женщина! На Вас белила густо…
Вы смотрите устрицей из раковин вещей!
Ведущий 1. (Сергеева)
За столиками воцарилась тишина. Затем в зале зашикали. Кто-то неуверенно свистнул. Затем зал взорвался, но не аплодисментами, а оглушительными свистками, послышались истеричные вопли « Долой!». Кому-то из женщин сделалось дурно.
Ведущий 2. . (Невзоров)
Маяковского стали считать своим после революции. Есенина стали клеймить позором за его образ жизни. Кто знает, как жить правильно? Ясно только одно: и тот, и другой были настолько уязвимы, одиноки, несмотря на окружающую их толпу, что не знали, как себя преподнести.
Ведущий 1. (Сергеева) – Есенина знали и пели. И мы споём его песню
«Отговорила роща золотая».
Члек Даша – «Послушайте!»
Ведущая – Продолжим поэтическую дуэль на тему «Поэт и поэзия».
Поэтическая дуэль ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ
Есенин
Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.
Он все сделает свободно,
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
Маяковский
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
Есенин Друзья, друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении весёлом!
Знать оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.
Ведущий – Но это будет потом, несколько позже…
4.Маяковский У нас поэт событья берёт-
Опишет вчерашний гул,
А надо рваться в завтра, вперед,
Чтоб брюки трещали в шагу.
5. Есенин Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души
Стишок писнуть,
Пожалуй, всякий может-
О девушке, о звездах, о луне
Но мне другое чувство сердце гложет
Другие думы давят череп мне.
Хочу я быть певцом и гражданином,
Чтоб каждому.
Как гордость и пример,
Был настоящим, а не сводным сыном-
Я ваш поэт!
6.Маяковский
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
7.Маяковский
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.
8.Есенин Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь.
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Как тогда, я отважный и гордый.
Только новью мой брызжет шаг
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
9.Маяковский
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
10.Есенин Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой
11.Маяковский
Мало знать чистописаниев ремесла,
Описать закат или цветенье редьки…
Вот когда к ребру душа примерзла,
Ты её попробуй отогреть-ка….
12. Есенин Дождик мокрыми мётлами чистит
ивняковый помёт по лугам
Плюйся ветер, охапками листьев,-
Я такой же, как ты, хулиган.
13. Маяковский
Светить всегда, светить везде,
До дней последних донца,
Светить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!
14. Маяковский
Я буду писать про То и про Это.
Но нынче не время любовных ляс.
Я всю свою звонкую силу поэта
Тебе отдаю, атакующий класс!
Ведущий 1. Оба поэта любили свою Родину, но по-разному звучат их стихи. Продолжим дуэль. Тема Родины.
Поэтическая дуэль. Тема Родины
Есенин Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа.
Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая ( все)
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Маяковский Я два месяца шатался по природе,
Чтоб смотреть цветы и звезд огнишки.
Таковых не видел. Вся природа вроде
Телефонной книжки.
Есенин Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя.
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою.
Вижу только родительский дом.
Маяковский.
«После электричества совершенно бросил
интересоваться природой:
неусовершенствованная вещь»
Маяковский.
Да будь я и негром преклонных годов,
И то, без унынья и лени
Я русский бы выучил только за то,
Что им разговаривал Ленин!
…
Маяковский.
Хочу отвернуть заносчивый нос
И чувствую: стыну на грани я,
Овладевает мною гипноз,
Воды и пены играние…
Маяковский
Я хочу быть понят моей страной!
А не буду понят – что ж…
По родной стране пройду стороной,
Как проходит косой дождь…
Есенин Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт
Эту чахленькую местность.
Не видал я много лет
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать
Маяковский
Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы,
Но землю, с которой вдвоём голодал,
Нельзя никогда забыть!
Песня «Я по первому снегу бреду»…
Ведущая – Сегодня у нас гости. Слово им, учащимся 5 кадетского класса.
Песня «Бронепоезд «Пролетарий»»
Ведущий – И вот она, долгожданная и внезапная, освободительная и кровавая, свершилась….
Ведущий - Слово «Маяковцам»!
Тема революции
«Маяковцы»
Маяковский – человек, влюбленный в замысел Революции, её чернорабочий. Она была ему «хлеба нужней», «воды изжажданней».
«Четырежды славься, Благословенная!»
Это человек, влюблённый в идеальное будущее, не замечал ни террора, ни ужаса «окаянных дней», не слышал заявления Н.Бухарина: «В революции побеждает тот, кто другому череп проломит».
«Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный!...»
«Левый марш»- сплошные лозунги:
[link] – прослушать…????
Ведущая – А мы поем Есенина….
Песня «Клен»
Ведущая - Поединок продолжается! Теперь уже с публикой! Поэт и толпа!
Ролик № 3
Ведущая - Так любили Есенина. С Маяковским было несколько по-другому.
Итак, Поединок продолжается! Теперь уже с публикой! Наедине со всеми! Маяковский.
На капитанском мостике.
За Маяковского – молодежь, студенты, краснофлотцы, рабфаковцы, новая советская интеллигенция.
Против Маяковского – те, кто любит похвастаться своей «старой закалкой», местные литераторы из неудачников, особого рода библиотекари, считающие своим долгом «оберегать вкус рабочих и крестьян», и просто обыватели…
Когда его долго нет в Москве, в литературе тихо и пусто. И люди с нетерпением ждут, когда появятся знакомые афиши, возвещающие о том, что в Большой аудитории Политехнического музея выступит поэт Владимир Маяковский.
Аудитория сыплет вопросы колючие, старается озадачить в записочном рвении.
Тем временем строптивый зал уже топочет от нетерпения.
И вот выходит Маяковский. Его появление на эстраде валит в котловину зала веселую и приветливую груду хлопков. Друзья и соратники сопровождают поэта.
В одной руке Маяковского портфель, в другой – стакан чаю.
Распахнув полы пиджака, он засовывает ладони под пояс…Поза почти спортивная.
– Сегодня я буду читать доклад. После доклада – перерыв: для моего отдыха и для изъявления восторгов публики.
- Собственно, это не доклад, это блестящая беседа, убедительный рассказ, зажигательная речь, бурный монолог. Интереснейшие сообщения, смелые утверждения, эпиграммы, острые мысли и шутки. Память его необъятна. Без труда цитирует он десятки строк других поэтов.
– Не резвитесь… Раз я начал говорить, значит, докончу. Не родился еще ни в дворянской семье, ни в купеческой такой богатырь, который бы меня переорал. Вы, там, в третьем ряду, не размахивайте так грозно золотым зубом. Сядьте! А вы положите сейчас же свою газету или уходите вон из зала: здесь не читальный зал, здесь слушают меня, а не читают. Что?.. Неинтересно вам? Вот вам трешка за билет. Идите, я вас не задерживаю…
(Он снимает пиджак, вешает на спинку стула. Подтягивает брюки).
– Маяковский, что вы все подтягиваете штаны? Смотреть противно!..
– А если они у меня слетят?..
– До моего понимания ваши шутки не доходят.
– Вы – жирафа! Только жирафа может промочить ноги в понедельник, а насморк почувствовать лишь к субботе.
– Маяковский! Вы что полагаете, что мы все идиоты?
– Ну что вы! Почему все? Пока я вижу перед собой только одного…
– Я должен напомнить товарищу Маяковскому, истину, которая была еще известна Наполеону: от великого до смешного – один шаг…
(Маяковский вдруг, смерив расстояние, отделяющее его от говоруна, соглашается):
– От великого до смешного – один шаг.
Вот Анатолий Васильевич Луначарский упрекает меня в неуважении к предкам. А я месяц назад во время работы, когда Брик начал читать мне «Евгения Онегина», которого я знаю наизусть, не мог оторваться и слушал до конца и два дня ходил под обаянием четверостишия:
Я знаю: жребий мой измерен,
Но, чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Конечно, мы будем сотни раз возвращаться к таким художественным произведениям, и даже в тот момент, когда смерть будет нам накладывать петлю на шею, тысячи раз!.. Будем учиться этим максимально добросовестным приемам, которые дают бесконечное удовлетворение и верную формулировку взятой мысли.
И жизнь хороша,
и жить хорошо!
(Но тут из второго ряда шумно и грузно подымается тучный и очень бородатый дядя. Он топает через зал к выходу. Широкая и пышная борода лежит на громадном его животе, как на подносе. Он невозмутимо выбирается из зашикавших рядов).
– Это еще что за выходящая из ряда вон личность? –
( Но тот бесцеремонно и в то же время церемониально несет свою бороду к двери. И вдруг Маяковский, с абсолютно серьезной уверенностью и как бы извиняя, говорит):
– Побриться пошел…
(Аплодисменты….)
-Маяковский, сколько денег вы получите за сегодняшний вечер?
– А вам какое дело? Вам-то ведь все равно ни копейки не перепадет… Ни с кем делиться я не собираюсь… Ну-с, дальше…
«Как ваша настоящая фамилия?»
– Сказать?.. Пушкин!!!
«Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие – не ваш удел…»
– А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим!
«Ваше последнее стихотворение слишком длинно…»
– А вы сократите. На одних обрезках можете себе имя составить.
«Ваши стихи мне непонятны».
– Ничего, ваши дети их поймут!
– Нет, и дети мои не поймут!
– А почему вы так убеждены, что дети ваши пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее.
- «Маяковский, почему вы так себя хвалите?»
– Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.
– Вы это уже говорили в Харькове! .
– Вот видите, товарищ подтверждает. А я и не знал, что вы всюду таскаетесь за мной.
- «Как вы относитесь к Безыменскому?»
– Очень хорошо, только вот он недавно плохое стихотворение написал. Там у него рифмуется «свисток – серп и молоток». Разве можно так писать? А если бы у вас там рифмовалась пушка, так вы бы написали: «серп и молотушка»?
- «Маяковский, вы сказали, что должны время от времени смывать с себя налипшие традиции и навыки, а раз вам надо умываться, значит, вы грязный…»
– А вы не умываетесь и думаете поэтому, что вы чистый?
- «Ваши стихи непонятны массам».
- Значит, вы опять здесь? Отлично! Идите-ка сюда. Я вам давно собираюсь надрать уши. Вы мне надоели.
– Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли.
– Надо иметь умных товарищей!
– Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
– Мои стихи не море, не печка и не чума.
– Маяковский, зачем вы носите кольцо на пальце? Оно вам не к лицу.
– Вот потому, что не к лицу, и ношу на пальце, а не в носу.
– Маяковский, вы считаете себя пролетарским поэтом, коллективистом, а всюду пишете: я, я, я.
– А как вы думаете, Николай Второй был коллективист? А он всегда писал: мы, Николай Вторый… И нельзя везде во всем говорить «мы». А если вы, допустим, начнете объясняться в любви девушке, что же, вы так и скажете: «Мы вас любим?»
– А все-таки Пушкин лучше вас! – кричит кто-то.
– А, – говорит Маяковский, – значит, вам интереснее слушать Пушкина? Отлично!.. А. С. Пушкин! «Евгений Онегин». Роман в стихах. Глава первая.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…
Его пример – другим наука.
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же черт возьмет тебя?»
- И он начинает читать наизусть «Евгения Онегина». Строфа за строфой. «Онегина» он знает наизусть чуть ли не всего… В зале хохочут, смеются, вскакивают. Он читает. Только тогда, когда зал уже изнемог, Маяковский останавливается:
– Взмолились?.. Ладно. Вернемся к Маяковскому….
– Я люблю Пушкина! Наверное, больше всех вас люблю его. «Может, я один действительно жалею», что его сегодня нет в живых! Когда у меня голос садится, когда устанешь до полного измордования, возьмешь на ночь «Полтаву» или «Медного всадника» – утром весь встаешь промытый, и глотка свежая… И хочется писать совсем по-новому. Понимаете? По-новому! А не переписывать, не повторять слова чужого дяди! Обновлять строку, слова выворачивать с корнем, подымать стих до уровня наших дней. А время у нас посерьезней, покрупней пушкинского. Вот за что я дерусь!
Кончился вечер. Политехнический вытек. Мы едем домой.
Владимир Владимирович устал. Он наполнен впечатлениями и записками. Записки торчат из всех его карманов.
– Все-таки устаешь. Я сейчас как выдоенный, брюкам не на чем держаться. Но интересно. Люблю. Оч-ч-чень люблю все-таки разговаривать. А публика который год, а все прет: уважают, значит, черти. Рабфаковец этот сверху… удивительно верно схватывает. Приятно. Хорошие ребята. А здорово я этого с бородой?..
Ведущий
После таких вечеров, полных стихов, перепалок а оваций уместно будет вспомнить строки, которые посвятил Маяковскому Семен Кирсанов:
Я счастлив, как зверь, до ногтей, до волос,
Я радостью вскручен, как вьюгой,
Что мне с капитаном таким довелось
Шаландаться по морю юнгой.
Ведущий - Говорят каждый поэт, если он, конечно, настоящий поэт, предчувствует свою смерть.
Николай Рубцов предсказал свою гибель:
Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат березы.
Игорь Тальков:
«Меня убьют среди многотысячной толпы и убийцу не найдут»
Я пророчить не берусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков
в страну не дураков, а гениев.
И поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождении страны,
Вернувшейся с войны.
ЕСЕНИН
И вновь вернусь я в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.
Есенин – стихотворение «Ну целуй меня, целуй!»
МАЯКОВСКИЙ
Через столько – то, столько-то лет
- словом, не выживу –
С голода сдохну ль,
Стану ль под пистолет –
Меня,
Сегодняшнего рыжего,
Профессора разучат до последних нот.
Высоцкий.
Кто кончил жизнь трагически,
Тот истинный поэт,
А если в точный срок, так –
В полной мере:
На цифре 37 один шагнул под пистолет,
Другой же –в петлю слазил в «Англетере»
Ведущий - Спор о личном. Имена Есенина и Маяковского были прочно – полярно – связаны при их жизни. Легко их рифмовали: «Маяк и Есенин – оба были подростки, один городской, другой деревенский». Схожесть и неожиданность их смертей спаяли эти времена неразрывно.
Маяковский Что может быть капризней славы и пепельней?
В гроб, что ль брать, когда умру?
Наплевать мне, товарищи, в высшей степени
На деньги, славу и прочую муру.
Есенин Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив златящихся во мгле
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Есенин Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах
Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он Родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
Маяковский Всё чаще думаю-
Не поставить ли лучше
Точку пули в своём конце.
Сегодня я на всякий случай
Даю прощальный концерт
Ведущая - «Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своем рабочем кабинете покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский. Самоубийству предшествовала длительная болезнь, после которой поэт еще совсем не оправился»
Ведущий - 15 апреля 1930 г. в газетах вместе с сообщением о самоубийстве появилось и предсмертное письмо Маяковского. Поэт два дня носил его в кармане, прежде чем решиться на задуманное.
Слайд зачитать -
Всем!
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,
не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ
(другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик,
мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят-
"инцидент исперчен",
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир М а я к о в с к и й.
12/ IV -30 г.
Слайд –
Поединок предполагает победителя.
Можно определить победителя в нашем поединке? Имя!
Каким другим словом хочется назвать это состязание?
Почему?
Ведущая -
И всё-таки победителями в этом поединке стали все мы - те, кто так проникновенно читал стихи великих поэтов и кто стал свидетелем поэтической дуэли.
ххх
Закончить нашу встречу хочется песней «Дачники» из к/ф «Белая гвардия» по одноимённой пьесе М. Булгакова.