Конспект урока по русскому языку «Библейские мотивы в творчестве А.А. Иванова. Описание картины «Явление Христа народу»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Разработка урока русского языка в 8-ом классе по теме:

«Библейские мотивы в творчестве А.А. Иванова. Описание картины «Явление Христа народу»


Тема: Библейские мотивы в творчестве А.А. Иванова. Описание картины «Явление Христа народу».

[link] . На фоне музыки звучит голос диктора.


V. Подведение итогов.

- Какие впечатление оставила картина А.Иванова в вашем сердце?

- Что нового открыли для себя на этом уроке?

- Выставление оценок с комментариями.


VI. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине.


- Описание картины А.Иванова «Явление Христа народу»

- Библейские мотивы в творчестве Александра Иванова.

- Впечатления от экскурсии по залам Государственной Третьяковской галереи.


Приложение

Дополнительный материал для урока.


Государственная Третьяковская галерея

Лаврушинский пер., 10
Часы работы: 10:00-19:30
Выходной день: понедельник

   Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. Музейные экспозиции охватывают период с 10 по 20 век и все направления русской живописи - от икон до авангарда.
   Галерея носит имя своего создателя Павла Михайловича Третьякова. Страсть к собирательству овладела богатым московским купцом и текстильным фабрикантом в середине 1850-х годов, когда были приобретены первые работы будущей коллекции. Тогда же семья Третьяковых переехала в усадьбу в Лаврушинском переулке, где впоследствии разместился знаменитый музей.
   Задумавший создание общественной картинной галереи, которая бы наиболее полно представляла историю русской школы, Третьяков покупал картины, следуя исключительно личным предпочтениям. Он систематически собирал работы старых русских мастеров, одним из первых оценил высокую художественную ценность древнерусских икон, но в то же время интересовался современным искусством. Мнение Третьякова считалось настолько авторитетным, что если какая-либо работа оказывалась у коллекционера, то для художника это было равносильно общественному признанию.

   С начала 1870-х годов Третьяков тесно общался с представителями Товарищества передвижных художественных выставок. Он собрал уникальную коллекцию, которая включала картины В. Г. Перова, В. М. Максимова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, И. Е. Репина и В. И. Сурикова. К концу 1860-х Третьяков, вдохновленный модной в то время просветительской идеей о важной роли личности в истории, задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русского искусства. Интересно, что сам Третьяков категорически отказывался позировать, сделав только два исключения за всю свою жизнь - для И. Н. Крамского и И. Е. Репина.
   С каждым годом коллекция Третьякова становилась больше. Для того чтобы разместить все картины, пришлось перестроить усадьбу - построить новые помещения и расширить галерею, которой был придан статус музея. Несмотря на то, что юридически галерея оставалась частной, любой человек, без различия рода и звания, мог бесплатно посетить ее в любой день недели.
   В августе 1892 года от своего имени и от имени своего покойного брата Третьяков принес свое собрание в дар городу Москве. Кроме того, основатель галереи подарил городу свою часть дома в Лаврушинском переулке, оставив за собой право на пожизненное попечительство и пользование жилой частью дома. До самой своей смерти Третьяков вел активную собирательскую деятельность и подарил галерее еще свыше 220 произведений русской живописи и графики. Последним крупным приобретением коллекционера было знаменитое полотно "Богатыри" кисти Васнецова. В 1898 году Третьяков скончался. После его смерти к старинному зданию по проекту Васнецова был пристроен новый фасад в "русском стиле", ставший эмблемой Третьяковской галереи.
   Уже в дореволюционное время Третьяковская галерея стала самым популярным и посещаемым музеем России. После революции 1917 года галерея была национализирована, и ее коллекции пополнились множеством работ из экспроприированных частных коллекций и ликвидированных музеев.

   К концу 20 века Третьяковская галерея стала одним из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России и одним из богатейших в мире музеев русского искусства. В галерее хранятся бесценные коллекции древнерусской иконы, живописи 18-20 веков, скульптуры и графики.

Биография Александра Андреевича Иванова

Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Воспитывался в академии при поддержке Общества поощрения художникам, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона».

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время вДрездене, прибыл в Рим.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834 году написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Мессии». Работа затянулась на двадцать лет (1836 - 1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.

Иванов скончался от холеры 3 (15) июля 1858 года.

Текст диктора за кадром во время заочной экскурсии

Работа над произведением «Явление Христа народу» затянулась с перерывами на два десятилетия - с 1837 по 1857 год. Картина, явившаяся результатом многолетнего вдумчивого аналитического труда, самоотверженного затворничества, представляет собой сложное художественное целое.

На ее первом, ближнем к зрителю плане изображена толпа иудеев, пришедших на берег Иордана вслед за пророком Иоанном Крестителем с тем, чтобы омыть в водах реки грехи прошедшей жизни. Пророк, проведший, согласно легенде, долгое время в пустыне, вдали от людей, подготовляя себя к высокому назначению, облачен в пожелтевшую верблюжью шкуру и светлый плащ из грубой ткани. Пышные длинные волосы, в беспорядке ниспадающие на плечи, и густая борода обрамляют его бледное худое лицо со слегка запавшими глазами. Высокий чистый лоб, твердый и умный взгляд, мужественная, сильная фигура, мускулистые руки и ноги - все обнаруживает в нем незаурядную интеллектуальную и физическую силу, не сломленную, а лишь одухотворенную аскетической жизнью отшельника. Держа в одной руке крест - непременный иконографический атрибут Иоанна Крестителя, - другой он указывает народу на одинокую фигуру Христа, уже показавшуюся вдали на каменистой, выжженной солнцем дороге. Иоанн разъясняет собравшимся, что идущий человек несет им новую истину, новое вероучение. Иоанн Креститель - один из центральных образов этого произведения. Его значение здесь вырастающее еще и потому, что Христос отодвинут далеко в глубь картины и поэтому воспринимается зрителем в общих контурах его фигуры, спокойной и величественной, кажущейся особенно значительной благодаря строгим линиям горных отрогов, служащих фоном. Лицо Христа можно рассмотреть лишь с некоторым усилием.

Иоанна окружает толпа народа, очень пестрая по своему социальному характеру и по-разному реагирующая на слова пророка. За спиной Иоанна Крестителя находится группа мужчин, среди них - апостолы, будущие ученики и последователи Христа: юный рыжеволосый темпераментный Иоанн Богослов, в желтом хитоне и красном плаще, и седобородый, закутанный в темный оливковый плащ Андреи с благообразным задумчивым лицом. Рядом с ними - напряженно прислушивающийся седобородый старик и худой мужчина, зябко кутающийся в длинный зеленый хитон, с худым лицом, обрамленным небольшой черной бородкой, со скептической улыбкой и вопросительно поднятыми бровями - так называемый «сомневающийся», действительно, по всей вероятности, недоверчиво относящийся к тому, что говорит пророк. Перед Иоанном Крестителем - группа людей, расположившихся на земле. Одни из них жадно внимают его словам, другие смотрят на Христа. Тут и странник, и хилый старик, подымающийся навстречу словам пророка с помощью юноши, и испуганные словами Иоанна какие-то хорошо одетые люди.

Одно из наиболее существенных по своему значению мест в картине - группа в самом ее центре, у ног Иоанна Крестителя. Здесь изображен сидящий на земле, на разостланных покрывалах богатый пожилой человек с холеным, начинающим полнеть розовым телом и его раб, присевший рядом с ним на корточки, желтый, изможденный, с огрубевшей кожей и жилистыми руками, с веревкой на шее. Идея художника о нравственном перерождении человека, о его духовном обновлении ярче всего должна была, по-видимому, проявиться именно в этом образе страдающего, униженного всем общественным строем человека, впервые услышавшего слова надежды и утешения. То, что раб помещен на одно из центральных мест картины, говорит о той важности, которую художник придавал этому образу.

В правой части переднего плана картины стройный, красивый полуобнаженный юноша, вероятно, принадлежащий к состоятельной семье, откинув от лица пышные локоны, смотрит на Христа. Рядом с ним - группа, состоящая из двух обнаженных фигур - мальчика и его отца, так называемые «дрожащие». Они только что совершили сакраментальное омовение и теперь взволнованно слушают Иоанна. Их жадное и трепетное внимание в соединении с наготой омытых, «очистившихся» тел как бы символизирует собой готовность к принятию новой истины, нового учения.

За группой рыжеволосого юноши и «дрожащих» открывается теснящаяся по склону холма пестрая толпа, где особенно выделяются враждебно настроенные словам Иоанна иудейские первосвященники и книжники, сторонники официальной религии. На их лицах - самые различные градации недоверия и неприязни, от холодного равнодушия юноши в голубой одежде до отчетливо выраженной ненависти краснолицего старика с толстым носом, изображенного в профиль. Далее в толпе - кающийся грешник в темно-красном плаще, несколько женщин и, наконец, римские солдаты, присланные римской администрацией для соблюдения порядка. Кругом расстилается каменистая прибрежная равнина, оживленная деревьями и кустарником лишь к самой воды. В глубине, в долине, - город, на горизонте - громады синих гор и над ними чистое голубое южное не









Открытый урок на тему: «Библейские мотивы в творчестве А.А. Иванова. Описание картины «Явление Христа народу».